Во-первых,
в УПК России прямо не оговариваются
полномочия следователя требовать
проведения ревизии (проверки) в ходе
предварительного расследования преступлений.
Закон предусматривает право
требовать производства ревизий
и документальных проверок лишь при
проверке сообщения о преступлении
(ст. 144 УПК России). А в ст. 74 акты
ревизий и проверок не упоминаются в перечне
доказательств, что дает иногда повод
суду не оценивать их как самостоятельный
вид доказательств. Такая позиция законодателя,
нередко поддерживаемая судами, причем
не всегда обоснованно, приводит к тому,
что следователи вынуждены назначать
судебно-бухгалтерскую экспертизу для
разрешения тех же самых вопросов, которые
были уже разрешены ревизором, только
затем, чтобы избежать упреков в том, что
не проведена экспертиза. Иными словами,
следователь вынужден подтверждать выводы
ревизора заключением эксперта.
Думается,
подобную позицию вряд ли можно считать
правильной, поскольку прослеживается
необоснованное недоверие к выводам
специалиста, который в ходе ревизии
исследует весьма значительный объем
документов ревизуемой организации. Кроме
того, уровень профессиональной подготовки
и квалификации специалиста, как
правило, не ниже, чем у лица, привлеченного
в качестве эксперта.
Такое
отношение к заключению специалиста
приводит к дополнительным затратам,
зачастую необоснованно затягивается
время расследования. Безусловно, проведение
ревизии (проверки) вовсе не исключает
возможности и целесообразности
назначения судебно-бухгалтерской
экспертизы. Однако, как правило, такая
необходимость возникает в случае
несоответствия выводов проведенной
ревизии другим материалам дела.
В
соответствии с требованием уголовно-процессуального
закона, для назначения и производства
судебно-бухгалтерской экспертизы
требуется представление эксперту
достаточно большого массива различных
документов, предварительно изъятых
следователем. Ведь эксперт самостоятельно
собирать материалы для экспертного
исследования не вправе.
Ревизор
же в отличие от эксперта вправе
самостоятельно проверять все документы,
связанные с финансово-хозяйственной
деятельностью ревизуемой организации.
Кроме
того, в процессе исследования финансово-хозяйственной
деятельности организации, в большинстве
случаев, необходимо наряду с методами
документальной проверки применять
методы фактической проверки (обследование;
инвентаризация; контрольный обмер
выполненных объемов работ; контрольный
запуск сырья и материалов в производство;
контрольный анализ сырья, материалов
и готовой продукции; получение
объяснений и справок), которые эксперт
использовать не вправе.
Предварительное
следствие по делам о преступлениях
экономического характера осложняется
тем, что подлежит доказыванию причиненный
преступлением ущерб и необходимо
четко определить круг лиц, которым
данный ущерб был причинен, в ходе
следствия необходимо допросить
большое количество свидетелей и
потерпевших по делу, а также провести
соответствующие судебно-бухгалтерские
и иные экспертизы, что в совокупности
растягивает сроки предварительного
следствия на четыре - шесть месяцев.
Необходимость
использования специальных познаний
при рассмотрении заявлений, сообщений
о налоговых преступлениях объясняется
тем, что статьи 198, 199, 199.1, 199.2 УК России
являются бланкетными, этот факт обуславливает
применение норм смежных отраслей права
для юридически верной квалификации
действий налогоплательщика. В связи
с этим, при проверке заявления, сообщения
о налоговом преступлении возникает
потребность в привлечении сведующих
лиц, которые обладают специальными
познаниями в области бухгалтерского
учета, экономического анализа, налогового
права, компьютерной техники и программного
обеспечения.
При
этом в законе "Об аудиторской
деятельности" больше не затрагиваются
нормы, регулирующие уголовно-процессуальные
отношения. Это, безусловно, положительный
опыт созидательного законотворчества.
По
изученным нами уголовным делам,
ни разу для производства документальной
проверки налогоплательщиков не привлекались
специалисты со стороны. Все документальные
проверки, ревизии и экспертизы по делам
о налоговых преступлениях проводились
исключительно силами специалистов - сотрудников
вначале налоговой полиции, а затем органов
внутренних дел.
Из-за
особого статуса актов документальных
проверок (по сути это оперативный
документ), проведенных отделом документальных
проверок и ревизий УНП МВД
РФ, вытекает еще одна проблема, связанная
с возможностью их дальнейшего использования
в качестве доказательств по уголовному
делу.
С
июля 2003 года ст. 74 УПК РФ называет в
качестве доказательств заключения
и показания специалиста. Но, как
уже отмечалось, сотрудников отдела
документальных проверок и ревизий
УНП МВД РФ можно отнести к
разряду специалистов в том понимании,
которое закладывает в это
понятие УПК РФ лишь условно. Соответственно,
подготавливаемые ими акты проверок
и ревизий не относятся к доказательствам
по уголовному делу. Следовательно, они
могут иметь только статус "иного
документа", тогда как УПК РСФСР,
включал акты документальных проверок
в перечень доказательств.
По
мнению некоторых экспертов для
обеспечения эффективной борьбы
с налоговыми преступлениями необходимо
внести дополнения в статью 74 УПК
РФ, дополнив перечень доказательств
актами проверок, предусмотрев при
этом, что эти акты - документы
установленной формы, содержащие фактические
данные о совершенных правонарушениях
и преступлениях. По нашему мнению,
это возможно только в случае, если
документальные проверки будут проводится
в рамках ст. 144 УПК РФ (а не закона
"Об ОРД"), а сотрудникам ОДПиР
УНП МВД РФ придадут статус специалистов
в уголовно-процессуальном значении
этого понятия. Тогда их заключения
будут являться доказательствами по
уголовному делу. Но при выполнении
всех обозначенных требований заключения
сотрудников ОДПиР УНП МВД
РФ в полной мере можно отнести к доказательствам,
предусмотренным п. 3.1 ст. 74 УПК РФ.
Поэтому
представляется, что для успешной
борьбы с налоговыми преступлениями
в настоящее время нет предпосылок
к расширению существующего в
УПК перечня доказательств актами
документальных проверок. Следует лишь
пересмотреть процессуальный статус специалистов-ревизоров
ОДПиР УНП МВД РФ и наделить
их соответствующими правами, обязанностями
и ответственностью, что обеспечит
более широкое их применение в
уголовном процессе в качестве сведующих
лиц. Дополнительно это позволит
повысить юридическую значимость документальных
проверок, проводимых в стадии возбуждения
уголовного дела сотрудниками УНП МВД
РФ, что положительным образом
скажется на качестве проверки и в
конечном итоге на обоснованности привлечения
лица к уголовной ответственности.
Использование специалиста в
области компьютерных технологий при
проверке заявлений, сообщений о
налоговых преступлениях. Специальные
познания в области бухгалтерского
учета и налогообложения не единственные
из тех знаний, которые могут быть
востребованы при проверке заявлений,
сообщений о налоговых и экономических
преступлениях. В последние годы
с ростом автоматизации бухгалтерского
учета чрезвычайно востребованными
стали специальные знания в области
компьютерной техники и программирования.
Материалы, находящиеся в распоряжении
следователя для решения вопроса
о возбуждении уголовного дела по
налоговому преступлению часто изначально
имеют цифровую форму. Информация размещена
либо на дискете, либо на жестком диске
системного блока компьютера, изъятого
у налогоплательщика в ходе проведения
ОРМ, направленных на выявление налогового
преступления. Для того чтобы не
уничтожить имеющиеся материалы
и преобразовать их в доступную
для изучения и анализа бумажную
форму часто требуется помощь
сведущего лица. Который, используя
свои профессиональные навыки в области
информационных технологий, поможет лицу,
проводящему проверку заявления, сообщения
о налоговом преступлении избежать возможных
программных ловушек способных скрыть
информацию от несанкционированного доступа
или уничтожить ее вовсе. На практике такое
использование знаний сведущих лиц происходит
в форме консультаций, в особо сложных
случаях привлекаемое сведущее лицо подготавливает
справку, в которой отражает все обстоятельства,
выявленные при работе с представленным
программным материалом (уровень замаскированности
цифровых сведений; моменты изменений
и дополнений; возможность свободного
доступа и др.). Но доказательственного
значения по уголовному делу эти справки
иметь не будут (привлекаемый программист
не предупреждается и не несет никакой
ответственности за свои выводы), они лишь
формируют убеждение следователя о наличии
или отсутствии оснований к возбуждению
уголовного дела. Результаты нашего исследования
показывают, что к использованию знаний
сведущих лиц в области информационных
технологий при проверке заявлений и сообщений
о налоговых преступлениях хотя бы раз
обращалось 92% опрошенных следователей,
причем форма использования этих знаний
носила характер устных консультаций
или одномоментной практической помощи.
Только в четырех из всех изученных уголовных
дел по налоговым преступлениям содержалось
официальное заключение специалиста в
области информационных технологий по
результатам привлечения его к проверке
заявлений, сообщений о налоговых преступлениях
(менее 3% от общего количества уголовных
дел). Сведущими лицами в этих дела выступали
сотрудники профильного факультета ВУЗа,
программисты и системные администраторы
различных предприятий и организаций.
В дальнейшем, в процессе предварительного
следствия по вышеуказанным делам, судебные
экспертизы в области компьютерной техники
не проводились. Следовательно, для органов
предварительного следствия было достаточно
выводов содержащихся в заключении специалиста-программиста,
привлеченного на стадии возбуждения
уголовного дела.
Такая
положительная практика использования
знаний сведущих лиц в стадии возбуждения
уголовного дела, по нашему мнению, должна
иметь более широкое распространение
по делам о налоговых и экономических
преступлениях. Ведь квалифицированное
заключение специалиста в области
компьютерных технологий, полученное
на стадии возбуждения уголовного дела
способно в не малой степени прояснить
механизм совершенного преступного
уклонения от уплаты налогов, так
как сведения, извлеченные ими
из цифровых носителей, в дальнейшем
будут востребованы в процессе проведения
документальной проверки и оперативного
сопровождения возбужденного уголовного
дела. Также возможно вскрытие новых
фактов преступной деятельности по уклонению
от уплаты налогов, нашедших свое документальное
отражение в компьютерной форме
бухгалтерского учета. А само заключение
специалиста согласно п. 3.1 ст. 74 УПК
РФ имеет силу доказательства по уголовному
делу ( в отличии от справки). К
сожалению, в настоящее время
этот способ получения одного из прямых
доказательств вины налогоплательщика
в уклонении от уплаты налогов
в недостаточной мере используется
на практике. Поэтому ФСЭНП МВД
РФ необходимо дополнительно обратить
внимание следователей, проводящих проверки
заявлений, сообщений о налоговых
преступлениях на возможность привлечения
на данной стадии специалиста в рамках
ст. 144 УПК РФ, в частности специалиста-программиста,
что в конечном итоге будет
способствовать принятию обоснованного
процессуальное решения. А это главная
задача стадии возбуждения уголовного
дела.
Обобщая
вышесказанное, отметим, что вопросы,
возникающие на стадии возбуждения
уголовного дела по налоговым преступлениям,
и требующие использование специальных
познаний могут быть правильно решены
следователем с помощью специалиста,
без производства судебной экспертизы.
Так как по делам о налоговых
преступлениях нужнее мобильная, неформализованная
форма использования знаний сведущих
лиц, нежели судебная экспертиза. В
то же время, при необходимости, выводы
изложенные в заключении специалиста,
можно проверить по средствам судебной
экспертизы.
Таким
образом, назначение и производство
ревизий (проверок) в ходе расследования
преступлений (особенно экономической
направленности) является, на наш взгляд,
необходимым процессуальным действием,
а акт ревизии (проверки), как иной
документ, обладает такой же доказательственной
силой, что и заключение эксперта.
4)
Заключение
Для
производства судебно-бухгалтерской
экспертизы требуются специальные
познания в области бухгалтерского
учета и смежных экономических
дисциплин (экономический анализ, налогообложение,
финансы, аудит, статистика и др.) и
правовых актов, регулирующих финансовое
право, бюджетное и налоговое
право и др.
Судебно-бухгалтерская
экспертиза, безусловно, может быть
отнесена к видам финансового
контроля, осуществляемого правоохранительными
органами в сфере противодействия
экономической и налоговой преступности.
Основным отличием экспертизы от других
видов финансово-хозяйственного контроля
является ее процессуальное значение.
Объектами
судебно-бухгалтерской экспертизы
являются первичные и сводные
документы бухгалтерского учета, содержащие
фактические данные, необходимые
для дачи заключения. В процессе
исследования могут использоваться
сведения из актов документальных ревизий,
заключений экспертов других специальностей,
показаний обвиняемых, свидетелей,
а также из иных материалов дела,
если эти сведения предоставляются
в качестве исходных данных для исследования
бухгалтерских документов. Однако эксперт
не может по собственной инициативе
исследовать документы, не находящиеся
в деле. При этом некоторые материалы
(например, протоколы допросов свидетелей
и обвиняемых, заключения экспертов),
являясь объектами исследования
эксперта-бухгалтера, могут не быть
объектами документальной ревизии.
Правовой
основой судебно-бухгалтерская экспертиза
по уголовным делам является Конституция
России, закрепляющие основные принципы,
Уголовно-процессуальный Кодекс России,
поскольку в нем закреплены порядок
познания и производства экспертиза,
а также права и обязанности
эксперта; отдельные, но крайне важные
особенности судебно-бухгалтерской экспертизы
раскрыты в Федеральных законах: от 31 мая
2001 г. № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной
деятельности в Российской Федерации",
от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской
деятельности и адвокатуре в Российской
Федерации" и от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском
учете"; также необходимо учитывать,
что государственные судебные эксперты
обязаны исполнять положения правовых
актов, утвержденных соответствующими
министерствами.