Особенности формирования учетной политики в государственных (муниципальных) учреждениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:11, реферат

Описание работы

Переход к рыночным отношениям в экономике повлёк за собой глубокие изменения по организации и ведению бухгалтерского учёта в. В настоящее время бюджетная сфера находится в стадии активного реформирования, все действующие бюджетные учреждения преобразованы в казенные, бюджетные или автономные. Несмотря на привычное название, новые бюджетные учреждения обладают большими правами, чем раньше. Вместе с тем, объем прав учреждения не влияет на его обязанность по ведению бухгалтерского учета и уплату налогов, что в свою очередь невозможно обеспечить без такого инструмента как учетная политика учреждения.

Содержание

1. Нормативно-правовые аспекты формирования учетной политики государственных учреждений 3
2. Особенности формирования учетной политики государственных учреждений для целей бухгалтерского учета 7
3. Особенности формирования учетной политики государственных учреждений для целей налогового учета 12
Список литературы 14

Работа содержит 1 файл

ббу.docx

— 39.08 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА, АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АУДИТА 
 

Реферат по дисциплине бухгалтерский учет в бюджетных организациях

на тему «Особенности формирования учетной политики в государственных (муниципальных) учреждениях » 
 
 
 

Выполнила студентка   III курса

очного  отделения экономического факультета

 специальности  «Бухгалтерский учет, анализ и  аудит»

                                                                                Лазарева Ксения Петровна 

Научный руководитель:

                                                            Сивцова Лада Викторовна

ст. преподаватель 
 
 
 
 
 

ПЕТРОЗАВОДСК 2011 

    Содержание

1. Нормативно-правовые аспекты  формирования учетной политики государственных учреждений 3

2. Особенности формирования учетной политики государственных учреждений для целей бухгалтерского учета 7

3. Особенности формирования учетной политики государственных учреждений для целей налогового учета 12

Список  литературы 14 
 
 

 

    

  Нормативно-правовые аспекты  формирования учетной политики государственных учреждений

 

     Переход к рыночным отношениям в экономике  повлёк за собой глубокие изменения  по организации и ведению бухгалтерского учёта в. В настоящее время бюджетная сфера находится в стадии активного реформирования, все действующие бюджетные учреждения преобразованы в казенные, бюджетные или автономные. Несмотря на привычное название, новые бюджетные учреждения обладают большими правами, чем раньше. Вместе с тем, объем прав учреждения не влияет на его обязанность по ведению бухгалтерского учета и уплату налогов, что в свою очередь невозможно обеспечить без такого инструмента как учетная политика учреждения.

     Учетная политика является первостепенным документом бухгалтера учреждения. Значение данного  документа трудно переоценить в  период реформы бюджетных учреждений. Формирование единых принципов организации как бухгалтерского, так и налогового учета является необходимым условием деятельности любого учреждения.

     Учетная политика организации - это внутренний документ организации, раскрывающий всем заинтересованным лицам особенности  бухгалтерского (налогового) учета  этой организации в конкретном отчетном периоде. Это выбор организацией вариантов учета и оценки объектов учета, по которым разрешена вариантность, а также формы, техники ведения  и организации бухгалтерского учета  исходя из установленных допущений, требований и особенностей своей  деятельности.

     В соответствии с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 8 ноября 2010 г. № 142н с 1 января 2011 года, слова  «бюджетных учреждений» заменены на «государственных (муниципальных) учреждений». 

       До 1 января 2011 года государственная  учетная политика реализовывалась   участниками бюджетного процесса через применение Инструкции № 148н. При этом Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н и устанавливающее правила обязательного формирования и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, на государственные (муниципальные) учреждения не распространяется. 

     Однако, если учреждение осуществляло операции, требующие при их оформлении в  бюджетном учете особенные учетные  процедуры, учреждение вправе своим  отдельным правовым актом (актами) устанавливать  необходимые положения, регламентирующие его учетную политику, например определить порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств; правила документооборота и технологию обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями, а также закрепить другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.   

     Поскольку Инструкция № 148н не содержала требования о наличии дополнительно утвержденной учетной политики в учреждении, принятие дополнительного нормативного акта (приказа, распоряжения) об утверждении  учетной политики являлось необязательным.

     С 1 января 2011 года в соответствии с  Инструкцией № 157н государственные (муниципальные) учреждения как субъект  учета в целях организации  и ведения бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством  Российской Федерации о бухгалтерском  учете и нормативными актами, регулирующими  бухгалтерский учет, формируют свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий.

     Приказ Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) от 1 декабря 2010 г. N 157н г. Москва "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" утвердил Единый план счетов бухгалтерского учета и Инструкцию по его применению для органов власти, государственных внебюджетных фондов, государственных академий наук и, что наиболее важно, для автономных, бюджетных и новых казенных государственных (муниципальных) учреждений.

     Этот  документ принят в рамках нормативного регулирования порядка осуществления  бухгалтерского учета в связи  с совершенствованием организационно-правового  положения учреждений. Приказ Минфина  России устанавливает обязательные общие требования к порядку ведения  бухгалтерского учета учреждений, составляющих государственный сектор. И вместе с этим с 1 января 2011 года прекращается действие Инструкции по ведению бюджетного учета, утвержденной  30 декабря 2008 года.

     С введением Единого плана счетов, в бухгалтерском учете государственных и муниципальных учреждений вновь появились такой объект учета, как расходы будущих периодов. С момента появления в 2005 году Инструкции по бюджетному учету, бухгалтера могли использовать только соответствующий счет по учету доходов будущих периодов. Таким образом, Единый план счетов постановил «статус-кво» при формировании сведений, как по доходам, так и по расходам в будущих периодах.

     Новая Инструкция по применению Единого плана  счетов регулирует следующие положения. Во-первых, это основные принципы ведения  бухгалтерского учета, например, обязательность применения метода двойной записи, метода начисления, полноты, своевременности  и достоверности отражения информации, допущения непрерывности деятельности учреждения. Во-вторых, обозначены основные требования к формированию и применению первичных документов и регистров  бухгалтерского учета. В-третьих, приведены  правила признания, оценки, группировки  учреждениями объектов учета (имущества, расчетов, финансовых результатов). В-четвертых, вводятся обязательные положения по формированию учреждением учетной  политики.

     Так, Инструкцией предусмотрено, что  казенное, бюджетное или автономное учреждение в целях организации  бухгалтерского учета формирует  учетную политику, которая отражает особенности организации и ведения  бухучета, исходя из его структуры  и отраслевых особенностей основного  вида деятельности (основных услуг). Для  этого актами учреждения как минимум  утверждаются: рабочий план счетов бухучета, методы оценки отдельных  видов имущества и обязательств, порядок проведения их инвентаризации, правила документооборота и технология обработки учетной информации, порядок  организации и проведение внутреннего  финансового контроля.

     Казенное, бюджетное или автономное учреждение обязано разработать собственный  рабочий план счетов – на основе соответствующего Типового плана счетов и Инструкции по его применению.

     Коды  в номере счета Рабочего плана  счетов отражаются:

     – в 1–17-м разрядах – аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий;

     – в 18-м разряде – код вида финансового обеспечения (деятельности);

     – в 19–23-м разрядах – синтетический код счета Единого плана счетов;

     – в 24–26-м разрядах – аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.

     Для казенных учреждений и бюджетных  учреждений в 24–26-м разрядах отражают коды классификации операций сектора  государственного управления (КОСГУ), для автономных учреждений – аналитический код поступлений, выбытий объектов учета, в структуре, утвержденной планом финансово-хозяйственной деятельности.

     Одной из целей Единого плана счетов является сближение бухгалтерского учета в государственных и муниципальных учреждениях с бухгалтерским учетом коммерческих организаций. 

 

     

  1. Особенности формирования учетной  политики государственных  учреждений для целей  бухгалтерского учета
 

     Долгое  время бухгалтеры бюджетных учреждений считали, что составлять учетную политику совсем не обязательно, несмотря на доводы о том, что инструкции № 70н , № 25н , № 148н  предполагают руководство в работе Законом о бухгалтерском учете , в котором четко сказано (п. 3 ст. 5), что организации, опираясь на законодательство РФ о бухгалтерском учете, нормативные акты органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. 

     Новая Инструкция по применению Единого плана  счетов регулирует следующие положения. Во-первых, это основные принципы ведения  бухгалтерского учета, например, обязательность применения метода двойной записи, метода начисления, полноты, своевременности  и достоверности отражения информации, допущения непрерывности деятельности учреждения. Во-вторых, обозначены основные требования к формированию и применению первичных документов и регистров  бухгалтерского учета. В-третьих, приведены  правила признания, оценки, группировки  учреждениями объектов учета (имущества, расчетов, финансовых результатов). В-четвертых, вводятся обязательные положения по формированию учреждением учетной  политики.

     Актами  субъекта учета, устанавливающими в  целях организации и ведения  бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета, утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
  • формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством Российской Федерации не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные настоящей Инструкцией;
  • порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;
  • иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

     Утвержденные  учреждением формы документов должны содержать следующие обязательные реквизиты первичного учетного документа:

    • наименование документа;
    • дату составления документа;
    • наименование участника хозяйственной операции, от имени которого составлен документ, а также его идентификационные коды;
    • содержание хозяйственной операции;
    • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
    • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
    • личные подписи указанных лиц и их расшифровка.

     В отличие от коммерческих компаний, которые в своей учетной политике обязаны утверждать любые формы  используемой первичной учетной  документации (в т.ч. унифицированные), бюджетные учреждения в своей  учетной политике должны утвердить  только самостоятельно разработанные  формы учетных документов.

Информация о работе Особенности формирования учетной политики в государственных (муниципальных) учреждениях