Особенности бухгалтерского учета в условиях банкротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

В условиях жесткой конкуренции, глобализации и интеграции мировой экономики современному предприятию соответствуют такие черты, как конкурентоспособность, финансовая устойчивость, умение изменять собственную организационную структуру. Однако далеко не для всех предприятий характерно вышесказанное. Резкое изменение условий хозяйствования вызвало появление нового понятия – банкротство.
Банкротство (несостоятельность) – эта такое состояние, при котором предприятие не может рассчитаться по своим обязательствам, и чаще всего оно предполагает прекращение конкретной коммерческой или иной деятельности.

Содержание

Введение
1. Особенности бухгалтерского учета в условиях банкротства предприятий
2. Особенности плана счетов бухгалтерского учета предприятия-банкрота
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Сессия послед банкродство.docx

— 46.55 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

1. Особенности бухгалтерского учета в условиях банкротства предприятий

2. Особенности  плана счетов бухгалтерского  учета предприятия-банкрота

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

В условиях жесткой конкуренции, глобализации и интеграции мировой экономики  современному предприятию соответствуют  такие черты, как конкурентоспособность, финансовая устойчивость, умение изменять собственную организационную структуру. Однако далеко не для всех предприятий  характерно вышесказанное. Резкое изменение  условий хозяйствования вызвало  появление нового понятия – банкротство.

Банкротство (несостоятельность) – эта такое  состояние, при котором предприятие  не может рассчитаться по своим обязательствам, и чаще всего оно предполагает прекращение конкретной коммерческой или иной деятельности.

В условиях экономической свободы предприятиям дается возможность прекратить хозяйственную  деятельность. Чаще всего это связано  с реальной производственно-хозяйственной  деятельностью и является следствием производственных, технологических, маркетинговых, финансово-экономических и юридических  упущений в работе предприятий. Многие предприятия испытывают недостаток собственных оборотных средств, имеет место низкая платежная  дисциплина, высокая стоимость кредитных  ресурсов.

Кризисные ситуации предприятия, как правило, возникают и в период развития предприятия, и в период расширения производства, и при начальной  стадии спада производства. Это связано  с изменениями объемов производства и сбыта продукции, ростом дебиторской  и кредиторской задолженности, дефицитом  оборотных средств. Кризисные явления  на предприятии проходят несколько  стадий развития кризисной ситуации: экономическая несостоятельность (скрытая  стадия банкротства), финансовая нестабильность, неплатежеспособность (реальное банкротство) и стадия официального признания  банкротства.

 

1. Особенности банкротства учета в условиях банкротства предприятий

 

Банкротство является крайней формой кризисного состояния, когда предприятие не в силах оплатить свою задолженность  и восстановить платежеспособность за счет собственных источников доходов. Банкротство является результатом  развития кризисного состояния предприятия  и рыночным инструментом перераспределения  капитала.

Банкротство – это цивилизованная форма разрешения конфликта, возникшего между кредиторами и должником, позволяющая в определенной мере соблюсти интересы обоих, поскольку после завершения процедуры банкротства бывший должник освобождается от обязательств, связанных с погибшим бизнесом, и снова имеет возможность предпринимательства, а кредитор, в свою очередь, получает часть затраченных средств.

Действительно, многие предприятия и физические лица вступают в многочисленные кредитно-денежные отношения. В ряде случаев денежный размер обязательств превышает определенный предел, и наступает невозможность погашения обязательств.

В экономической  практике выделяют несколько видов банкротства:

1. Реальное банкротство организации,  характеризующееся неспособностью  предприятия восстановить свою  платежеспособность в силу реальных  потерь собственного и заемного  капитала. Высокий уровень потерь  капитала, наличие огромной суммы  кредиторской задолженности не  позволяют вести нормальную производственно-хозяйственную  деятельность. Санирующими мероприятиями  могут быть проведение конкурсного  производства (ликвидация организации)  или реорганизация.

2. Временное (условное) банкротство,  которое характеризуется таким  состоянием неплатежеспособности  организации, которое вызвано  существенной просрочкой ее кредиторской  задолженности, а также большим  размером дебиторской задолженности,  затовариванием готовой продукцией, в то же время сумма активов организации превосходит объем ее долгов.

3. Преднамеренное (умышленное) банкротство,  которое характеризуется преднамеренным  созданием руководителями и собственниками  организации состояния ее неплатежеспособности, нанесением ей экономического  вреда в личных интересах и  интересах третьих лиц.

4. Фиктивное банкротство – это  ложное объявление организацией  о своей неплатежеспособности  с целью введения в заблуждение  кредиторов для получения от  них отсрочки платежей по своим  финансовым обязательствам, либо  получения скидки с долгов, либо  для передачи готовой продукции,  не пользующейся спросом на  рынке, для погашения долгов.

 

Учет расходов при банкротстве

Для нормального  функционирования хозяйствующих субъектов  в рыночной экономике одним из условий является надлежащая организация  бухгалтерского учета.

Организация бухгалтерского учета на несостоятельном  предприятии вызывает определенные трудности для всех участников процесса. Как известно, хозяйственный процесс  на предприятии непрерывен. В условиях несостоятельности (банкротства) производственный процесс имеет циклический характер.

 Ведение  бухгалтерского учета в период  процедур банкротства возложено  на арбитражных управляющих, исполняющих  полномочия органов управления  предприятия-должника.

Бухгалтерский учет ведется на предприятии на протяжении всего периода ведения процедур банкротства в полном соответствии с требованиями профильного законодательства КР.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета  возложена на руководителя предприятия, а в период ведения процедур банкротства  – на арбитражного управляющего.

Специфика бухгалтерского учета на предприятии, в отношении которого были введены  процедуры банкротства, обусловлена, прежде всего, составом пользователей бухгалтерской (учетной) информацией, составом и содержанием самой учетной информации, необходимой им.

Проведение  процедуры банкротства вызывает множество расходов, напрямую не связанных  с основной деятельностью предприятия-должника. В то же время при введении наблюдения или внешнего управления предприятие-должник  продолжает функционировать, осуществляя  свою основную деятельность. Возникает  необходимость учитывать расходы, связанные с проведением процедуры  банкротства.

Денежные  обязательства должника, возникшие  в результате юридически значимых действий арбитражного управляющего, можно дифференцировать на группы, представленные в таблице 1.

 

Таблица 1.

Классификация расходов при банкротстве

Расходы на арбитражное управление должником

Расходы на обеспечение сохранности  и продажу имущества должника

Расходы на восстановление платежеспособности должника

Ликвидационные расходы

  • судебные расходы (расходы на уплату госпошлины и опубликование сведений);
  • расходы на получение информации о должнике и его имуществе, на розыск должника и его имущества, на выявление кредиторов должника;
  • установленное судебным актом вознаграждение арбитражного управляющего и расходы арбитражного управляющего, непосредственно связанные с исполнением возложенных на него обязанностей (командировочные, почтовые, канцелярские, транспортные, расходы на связь и иные расходы);
  • оплата услуг лиц, привлеченных на договорной основе, в том числе по трудовым договорам, арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности (юридические и финансово-экономические услуги, услуги оценщика и реестродержателя, услуги архивов, банков и др.).
  • коммунальные и эксплуатационные расходы;
  • расходы на охрану имущества должника;
  • расходы, связанные с продажей имущества должника, либо его передачей, в установленных законом случаях, кредиторам и иным лицам (в т.ч. расходы на оформление прав собственности и иных прав на имущество должника (переход прав к покупателю), аукционные сборы, иные сборы и платежи неналогового характера, и др.).
  • расходы на реализацию мер по восстановлению платежеспособности должника, предусмотренные планом внешнего управления.
  • предусмотренные действующим законодательством КР обязательные платежи, связанные с ликвидацией должника

 

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дел  о банкротстве должника арбитражным  судом.

Бухгалтерские записи, отражающие учет расходов организации на опубликование  сведений о введение процедур банкротства.

После вынесения  арбитражным судом решения о  прекращении процедуры внешнего управления и назначения процедуры  конкурсного производства деятельность предприятия прекращается, имущество  продается, а само предприятие ликвидируется.

Целью конкурсного  производства является ликвидация предприятия  и погашение задолженности. Данная процедура проводится в несколько  этапов.

В первую очередь конкурсный управляющий  составляет реестр кредиторов с последующим  уведомлением их о ликвидации. Затем  в средствах массовой информации делает публикацию о ликвидации предприятия.

На основе действующего законодательства конкурсный управляющий принимает имущество  должника, а также принимает по акту всю документацию, которая имеется  на предприятии, печать, штампы, материальные и иные ценности.

Затем проводит полную инвентаризацию имущества и  обязательств и осуществляет меры по обеспечению сохранности имущества.

Ценности, не принадлежащие организации и  учитываемые на забалансовых счетах, в том числе арендованные основные средства, товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение, материалы, принятые в переработку, бланки строгой отчетности и другие включаются в отдельные сличительные ведомости.

В процессе конкурсного производства оценка имущества  должника осуществляется по ликвидационной стоимости. В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет оценку имущества должника, привлекая  для этого независимых оценщиков  и иных специалистов. Оплата услуг  по оценке имущества осуществляется за счет имущества должника или иного  источника оплаты, определенного  собранием кредиторов (комитетом кредиторов).

Следующим этапом является истребование дебиторской  задолженности.

Затем составляется реестр требований кредиторов и порядок  погашения задолженности в порядке  очередности, предусмотренной законодательством  КР.

В процессе ведения процедуры конкурсного  производства удовлетворение требований кредиторов возможно в случае продажи  предприятия или его имущества  по частям. Погашение задолженности  может осуществляться как денежными  средствами, так и неденежными. В случае погашения задолженности денежными средствами сумма списывается с расчетного счета, а неденежными – передается имущество.

2. Особенности плана счетов бухгалтерского учета предприятия - банкрота

Завершающей стадией жизненного цикла предприятия  является его ликвидация. Наиболее распространенной причиной полной ликвидации хозяйственной организации является ее банкротство.

Согласно  действующему законодательству учредители (участники) юридического лица, принявшие  решение о его ликвидации, обязаны  в течение трех дней сообщить об этом в регистрирующий орган. На основе такого сообщения в государственном реестре делается запись о том, что данное предприятие находится в процессе ликвидации. С этого момента оно не имеет права производить изменения в учредительных документах, осуществлять любые формы реорганизации.

Организация и осуществление бухгалтерского учета на предприятии в состоянии, близком к банкротству, и при  его наступлении имеет ряд  специфических особенностей, вызванных  чрезвычайностью ситуации.

Организация в ожидании банкротства обязана  объявить об этом в учетной политике, формируемой на предстоящий финансовый год, и в пояснительной записке  к годовому отчету за истекший хозяйственный год.

При этом изменяются требования к информации, формируемой в бухгалтерском учете, к ее составу и методам получения. Информация, формируемая в бухгалтерском учете должна быть полезной пользователям.

Для внешних  пользователей, к которым в условиях банкротства предприятия принадлежат в основном кредиторы, учетно-отчетная информация должна помочь оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки, оказать влияние на решение этих пользователей.

Важным  требованием к информации является условие, при котором факты хозяйственной  деятельности должны отражаться в учете  не только исходя из их правовой оценки и формы, но, прежде всего, из их экономического содержания и условий хозяйствования.

При формировании информации в бухгалтерском учете предприятия на всех стадиях банкротства и ее проверке необходимо придерживаться определенной осмотрительности в оценках, имеющих место в условиях неопределенности и неустойчивости его финансового положения. Нельзя стремиться не только к занижению, но и к завышению активов и доходов и уменьшению долговых обязательств и расходов.

Заинтересованные  пользователи должны иметь возможность сравнивать информацию об организации-банкроте за разные периоды времени, для того чтобы определить тенденции в ее финансовом положении и финансовых результатах деятельности. Для этого, несмотря на необходимость изменения учетной политики на разных стадиях банкротства, отчетная информация должна быть сравнимой.

Для выполнения требования сравнимости заинтересованных пользователей следует информировать об учетной политике, принятой организацией - потенциальным банкротом, ее изменениях и о влиянии этих изменений на финансовое положение и финансовые результаты деятельности предприятия.

Информация о работе Особенности бухгалтерского учета в условиях банкротства