Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 09:00, реферат
Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Банки как финансовые посредники привлекают капиталы, сбережения населения, и другие свободные денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и выдают их во временное пользование заемщикам, проводят денежные расчеты и оказывают другие многочисленные услуги для экономики, тем самым непосредственно влияя на эффективность производства и обращение общественного продукта.
Введение……………………………………………………………………….…..2
Глава I. «Основные особенности деятельности банков по предоставлению услуг клиентам»:
1.1 Понятие и особенности банковских услуг……………………………….…4
1.2 Классификация услуг банков………………………………………………..6
1.3 Жизненный цикл банковской услуги……………………………………….8
1.4 Сущность и функции коммерческого банка, его организационная структура……………………………………………………………………..12
Глава II. «Особенности бухгалтерского учета услуг банка»:
2.1. …………………………… ………………….……….…..
2.2. …………………………………………………………....….
Заключение……………………………………………...……………………….
Список используемой литературы…………
5
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики « (Великолукский филиал)
Кафедра экономики и бухгалтерского учета
по дисциплине «Бухгалтерский учет в сфере услуг»
на тему: « Особенности бухгалтерского учета услуг банков»
Великие Луки
2012
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава I. «Основные особенности деятельности банков по предоставлению услуг клиентам»:
1.1 Понятие и особенности банковских услуг……………………………….…4
1.2 Классификация услуг банков………………………………………………..6
1.3 Жизненный цикл банковской услуги……………………………………….8
1.4 Сущность и функции коммерческого банка, его организационная структура………………………………………………………
Глава II. «Особенности бухгалтерского учета услуг банка»:
2.1. …………………………… ………………….……….…..
2.2. …………………………………………………………....….
Заключение……………………………………………...
Список используемой литературы……………………..……………………….
Ведение
Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Банки как финансовые посредники привлекают капиталы, сбережения населения, и другие свободные денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и выдают их во временное пользование заемщикам, проводят денежные расчеты и оказывают другие многочисленные услуги для экономики, тем самым непосредственно влияя на эффективность производства и обращение общественного продукта.
Банковские услуги - это виды деятельности коммерческих банков, которые соответствуют их функциям, направленные на удовлетворение общественных потребностей и получению максимальной прибыли.
Эффективная гибкая система банковских операций с широкой клиентурой может и должна способствовать мобилизации внутренних сбережений. Особое значение приобретает в этой связи гибкое банковское обслуживание, способное реагировать на формирующиеся потребности изменяющейся экономики.
Актуальность данной темы состоит в том, что банковские услуги в условиях рыночной экономики, являясь традиционной сферой предпринимательской деятельности, становятся важнейшим источником увеличения банковских доходов и удовлетворения потребностей корпоративных клиентов и частных лиц.
В настоящее время роль банков растет все больше, а в связи с этим, растет популярность банковских услуг, совершенствуются «старые» банковские услуги и появляются новые. Население различных стран мира оказывается все больше и больше втянутым в экономические отношения через банки. Современный человек уже не представляет свою жизнь без некоторых банковских услуг. Более того, многие из таких услуг, позволяют человеку экономить свое время и деньги.
Целями исследования является:
1. Изучение основных направлений услуг, оказываемых банками;
2. Изучение особенностей бухгалтерского учета услуг банков.
Для достижения поставленных целей, в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить технологию и особенности предоставления банковских услуг;
2. Раскрыть сущность услуг, предоставляемых банками;
3. Рассмотреть классификацию и жизненный цикл банковских услуг;
4. Определить организационную структуру коммерческого банка;
5. Изучить особенности ведения бухгалтерского учета банковских услуг;
6. Обобщить результаты проведенного исследования и сделать выводы.
Предметом исследования данной работы являются услуги, предоставляемые банками.
Глава I. «Основные особенности деятельности банков по предоставлению услуг клиентам»
1.1 Понятие и особенности банковских услуг
Банк - это коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому в соответствии с законом и на основании лицензии, выданной Центральным Банком, предоставляется право привлекать денежные средства от клиентов и от своего имени размещать их на условиях платности, срочности, возвратности, а так же осуществлять иные банковские операции.
Предоставление банковских услуг - это основная деятельность любого банка. Для того, чтобы получить прибыль, банковское учреждение должно создать свою услугу, необходимую клиенту, определить ее цену, выйти с ней на рынок и реализовать ее.
Иными словами, банковская услуга - это услуга, удовлетворяющая какой-нибудь спрос и предназначенная для продажи на рынке. Товар банка специфичен - это банковские услуги, которые представляют собой операции с деньгами и ценными бумагами, а также посреднические операции и консультационные услуги финансового характера.
Банковские услуги составляют важнейшую часть рынка финансовых услуг, которые в общем смысле связаны с перераспределением ресурсов и финансовых инструментов в экономической системе. Помимо банковских услуг, на рынке финансовых услуг представлены страховые услуги и услуги по выпуску и обращению ценных бумаг.
Рынок банковских услуг характеризуют следующие основные особенности. Прежде всего, только кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ на осуществление банковских операций, могут оказывать банковские услуги в соответствии с такой лицензией. Следовательно, любая банковская услуга – это сделка, в которой как минимум на одной стороне выступает лицензированная кредитная организация. Совокупность всех кредитных организаций, оказывающих банковские услуги, во главе с национальным банком – Центральным банком Российской Федерации (Банком России) – составляет банковскую систему.
Банк России регулирует рынок банковских услуг не только путем издания нормативных актов: в ряде случаев он прямо или косвенно сам участвует на этом рынке.
Диаграмма 1.1 Банковская система
Также особенность банковских услуг состоит в том, что они должны обладать свойством самовозрастающей стоимости. Для этого каждая оказанная услуга банка должна соответствовать получению дохода и увеличению стоимости для участия в последнем обороте капитала. Для банковских услуг характерны следующие свойства:
· они абстрактны, не имеют материальной субстанции, но приобретают конкретный характер на основе договорных отношений;
· не могут быть произведены «про запас»;
· носят производственный характер;
· объектом банковских услуг выступает капитал (оказание услуг связано с использованием денег в различных формах и качествах (денежные средства предприятий, граждан, коммерческих банков, НБУ в форме наличности, бухгалтерских записей и платежно-расчетных документов));
· охватывает активные и пассивные операции;
· купля-продажа банковских услуг характерна продолжительностью во времени.
1.2 Классификация услуг банков
Основными услугами, предоставляемыми банками являются следующие:
• Кредитные услуги - это отношения между банком и клиентом (заемщиком или дебитором) по предоставлению определенных денежных сумм на основании принципов срочности, платности и возвратности.
Самая популярная классификация основных (базовых) банковских услуг включает две группы кредитных операций: первые - когда банк выступает как кредитор (активные); вторые - банк выступает как дебитор или заемщик (пассивный). Клиентами банка могут быть физические или юридические лица, другие банки, либо финансовые учреждения. В качестве активных кредитных операций выступают ссудные операции, проводимые с клиентами и другими банками. Пассивные кредитные операции представляют собой получение межбанковского кредита.
• Депозиты - услуги, которые дают возможность банкам аккумулировать временно свободные денежные средства клиентов и рыночных экономических контрагентов.
Исторически данной операции предшествовала сохранная операция, когда люди помещали свои ценности на сохранение в банки, обеспечивающие надежность и безопасность сбережений. В последующем сохранность денежных средств стала перерастать в сохранность от обесценения. Люди стали помещать свои денежные ресурсы в банк не только как в наиболее удобное, безопасное место, но и в целях получения дохода, их сохранения от обесценения, инфляции. За помещение денег на депозит клиенты банка получают ссудный процент.
• Расчетно-кассовые услуги - расчеты и платежи с клиентами и банковскими учреждениями.
• Инвестиционные операции и ценные бумаги. Банковские инвестиции - это вложение денежных средств в различные отрасли народного хозяйства. Классификация инвестиционных банковских услуг: выделяются прямые и портфельные инвестиции. Прямые инвестиции осуществляются посредством реальных активов и вложения средств банка в конкретное производство. Портфельные инвестиции осуществляются долгосрочных денежных ссуд в национальной или иностранной валюте.
• Трансформация ссудных капиталов. Производство банковских операций, таких как форфетирование, факторинг, лизинг, траст и других.
• Консультационные и аудиторские услуги своим клиентам, контрагентам, акционерам и прочие.
Банковские операции можно разделить на следующие группы:
Схема 1.1 Виды банковских операций
1.3 Жизненный цикл банковской услуги
Одним из важных факторов успешного завоевания рынка является проведение анализа и последующего планирования маркетинговой деятельности с учетом этапов жизненного цикла банковской услуги.
Жизненный цикл банковской услуги - это процесс, который должен описывать все элементы маркетинга с момента принятия решения о предоставлении конкретной услуги, ее поступления на определенный рынок и до момента ее снятия с рынка.
Жизненный цикл банковской услуги можно представить следующим образом:
Диаграмма 1.2 Жизненный цикл банковской услуги
К традиционным этапам жизненного цикла банковской услуги относятся:
1) этап формирования услуги банка
2) этап внедрения новой услуги на рынок;
3) этап роста;
4) этап зрелости;
5) этап насыщения и спада;
Этот вид жизненного цикла товара называется классическим, так как встречается чаще всего, и для него лучше всего разработаны определенные этапы развития и необходимые виды маркетинга для каждого из них.
На этапе формирования происходит поиск идеи создания новой или модернизация существующей услуги и прогнозирование спроса и вероятность успеха в случае реализации "идеи" в зависимости от величины издержек и сроков доведения новых услуг до клиентов.
На основе рекомендаций коммерческая служба банка принимает решение о продвижении или модификации конкретной услуги и приступает к разработке бизнес-плана внедрения (корректировки) банковской услуги.
Бизнес-план предназначен прежде всего для обоснования экономической целесообразности внедрения или развития услуги, он должен содержать:
1. обзор существующих правовых, нормативно-технических и методических документов по регламентации услуги;
2. характеристику существующей (при ее наличии) практики предоставления услуги;
3. характеристику сегмента потенциальных потребителей услуги;
4. характеристику готовности служб Банка к внедрению (корректировке) услуги;
Информация о работе Особенности бухгалтерского учета услуг банков