Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 07:45, реферат
В настоящее время назрела острая необходимость в дальнейшей разработке и проведении в жизнь государственной политики в области санаторно-курортного дела с учетом интересов населения всех возрастных групп и социальных категорий.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ. 5
1.1. ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 5
1.2. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА 8
ГЛАВА 2. УЧЕТ ПРОДАЖ 10
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ПРОДАЖ САНАТОРНО-МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ И ТОВАРОВ 10
2.2. ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ПРОДАЖ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ ПУТЕВОК 12
ГЛАВА 3. УЧЕТ РАСХОДОВ 16
3.1. ГРУППИРОВКА И УЧЕТ РАСХОДОВ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ЭЛЕМЕНТАМ 16
3.2. УЧЕТ РАСХОДОВ НА САНАТОРНО-КУРОРТНЫЕ ПУТЕВКИ ПО КАЛЬКУЛЯЦИОННЫМ СТАТЬЯМ 18
ГЛАВА 4. УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ 21
4.1. УЧЕТ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ 21
4.2. УЧЕТ МЕДИКАМЕНТОВ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
7) участие бухгалтерии в проверке правильности закладки продуктов по норме;
8) проверка медперсоналом соответствия диагноза номеру рекомендованной диеты;
9) проверка фактического соответствия меню номеру рекомендованной диеты;
10) проведение инвентаризаций, их периодичность и отражение в учете;
11) выявление периодически возникающих излишков, их отражение в учете, в том числе выявление редко используемых специй, круп, пряностей и т.д.;
12) периодичность сверки регистров учета товаров с данными Главной книги при неполной автоматизации учета.
Анализ товарных операций столовых санаториев может осуществляться по таким направлениям:
* инвентаризация товаров на складах, в производстве, в буфете;
* соответствие отпущенного кладовой на кухню количества продуктов изготовленным блюдам и кулинарным изделиям;
* полнота вложения сырьевого набора;
* соблюдение соответствия фактического расхода на статью "Диетическое питание" сметной стоимости по путевке;
* соблюдение порядка установления и размера наценок на продукты питания и сырье, расходуемые на продукцию, не включаемую в стоимость путевок;
* достоверность продажных цен;
* достоверность калькуляции готовых изделий;
* правильность отражения отпуска продуктов, полуфабрикатов, кондитерских изделий и оприходование их другими материально ответственными лицами;
* замена продуктов и их влияние на себестоимость готовых изделий.
Особое внимание следует уделять применению и правильности заполнения форм первичной учетной документации по учету операций в общественном питании, которое утверждено постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 г. № 132.
Санаторно-курортными организациями часто не используется контрольный расчет расхода специй и соли (ф. № ОП-13), который применяется для определения стоимости недорасхода специй и соли по решению руководителя организации.
Практика показывает, что часто имеет место перерасход специй и соли. Остаток специй и соли на начало отчетного периода и поступление за этот период определяют на основе данных ведомости учета движения продуктов в производстве или накладных, фактический остаток на конец отчетного периода отражается по акту инвентаризации. Количество полуфабрикатов, готовых изделий и стоимость специй и соли, включенных в калькуляцию проданных и отпущенных готовых изделий и полуфабрикатов, записывается на основе акта о реализации и отпуске изделий производства. Сравнением данных о фактическом расходе специй и соли из графы 7 расчета и стоимости включенных в калькуляцию специй и соли по строке "Итого" справки определяется отклонение, расчет утверждается руководителем организации.
При инвентаризации, смене бригады, когда работа кухни производится в две смены (период максимального "развертывания" коечной емкости) целесообразно применять акт о снятии остатков продуктов, полуфабрикатов и готовых изделий кухни (ф. № ОП-15), который составляется и подписывается комиссией.
Учет столовой посуды и приборов должен осуществляться в журнале учета столовой посуды и приборов, выдаваемых под отчет работникам организации (ф. № ОП-19), ответственным за его ведение является назначенное лицо - заведующий столовой, бригадир официантов или другое материально ответственное лицо. При автоматизации обработки документов применяется предложенная унифицированная форма. Журнал подписывается материально ответственным лицом и работниками, которым выдается под отчет столовая посуда и приборы.
Таким образом, санаторно-курортным организациям следует применять унифицированные формы первичной учетной документации для повышения качества учетной работы и системы внутреннего контроля за расходом сырья и продуктов питания.
4.2. Учет медикаментов
Лечение, предусмотренное санаторно-курортной путевкой, связано с использованием различных медикаментов и медспецматериалов, стоимость которых запланирована при калькулировании себестоимости койко-дня.
Задача обеспечения отдыхающих и больных качественным медицинским обслуживанием связана с контролем за полным и эффективным использованием предназначенных медикаментов.
В бухгалтерском учете санаториев медикаменты, перевязочные и прочие спецматериалы отражаются в суммарном выражении. При учете медикаментов санаторно-курортные организации могут пользоваться согласованной с Минфином СССР и утвержденной Приказом Министерства здравоохранения СССР от 02.06.1987 г. № 747 "Инструкцией по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР".
В санаториях, имеющих аптеку, ответственность за учет медикаментов в их количественном и суммарном выражении возложена на заведующего аптекой; при отсутствии аптек - на старшую медицинскую сестру, которая является материально ответственным лицом за эти материалы.
В бухгалтерии и в аптеке аптекарские запасы учитываются в денежном суммарном выражении.
Количественный учет в аптеке должен осуществляться по следующим группам ценностей: ядовитые вещества; этиловый и денатурированный спирт; остродефицитные и дорогостоящие медикаменты; оборотная тара, стоимость которой не включена в цену медикаментов, а показана в счетах отдельно.
Перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету в аптечных организациях и лечебно-профилактических учреждениях, приведен в приказе Минздрава России "О правилах выписывания рецептов на лекарственные средства и их отпуске" от 10.11.1997 г. № 326.
Целесообразно в целях усиления ответственности список остродефицитных и дорогостоящих медикаментов утверждать руководителем санатория.
Медицинское оборудование, инструменты и предметы санитарии и гигиены, хранящиеся в аптеке, учитываются в аптеке и в бухгалтерии санатория как основные средства и (или) материалы по видам и количеству, а в бухгалтерии - и по стоимости.
При поступлении аптекарских запасов заведующий аптекой проверяет ценности на предмет их соответствия данным, указанным в счете-фактуре, по количеству и качеству. Особое внимание следует обращать на срок годности и срок реализации спецматериалов и медикаментов. После проверки, если расхождения и нарушения не выявлены, на счете-фактуре выполняется надписью "Ценности, поименованные в настоящем счете-фактуре, мною проверены и приняты" и ставится подпись и ее расшифровка.
Отпуск отделениям санатория, кабинетам, прочим службам и хозяйствам медикаментов, перевязочных средств, лекарств осуществляется заведующим аптекой по требованиям и рецептам.
При получении лекарств; содержащих ядовитые вещества, этилового, денатурированного спирта, остродефицитных и дорогостоящих медикаментов, по которым ведется количественно-суммовой учет, выписывается отдельное требование, подписываемое руководителем санатория или уполномоченным на это лицом.
Лекарства, содержащие ядовитые вещества, должны учитываться в отделениях и кабинетах санатория в специальном журнале, страницы которого пронумерованы, прошнурованы и скреплены подписью руководителя. Аптекарские и вспомогательные материалы учитываются в бухгалтерии и в аптеке только в денежном выражении, а в расход списываются ежеквартально.
Для определения суммы израсходованных вспомогательных аптекарских материалов на конец каждого квартала составляется "Акт переучета вспомогательных материалов". Его составляет комиссия, в которую входят заведующий аптекой и бухгалтер; а утверждается акт руководителем санатория.
Предметно-количественный учет аптекарских запасов ведется в книге, страницы которой пронумерованы, прошнурованы, опечатаны и скреплены подписью руководителя и главного бухгалтера. На каждое наименование ценностей, учитываемых количественно, открывается отдельная страница.
"Отчет о приходе и расходе аптекарских запасов" составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр, подписанный заведующим аптекой, представляется в двухдневный срок после окончания отчетного месяца в бухгалтерию под расписку на другом экземпляре - копии. Отчет после проверки утверждается руководителем санатория; утвержденный отчет является основанием для Списания бухгалтерией израсходованных аптекарских запасов.
Стоимость невозвратной тары, включенной в цену медикаментов и прочих спецматериалов, списывается в расход вместе с ними. По возможности тара может быть реализована.
При обнаружении порчи медикаментов и других аптечных запасов составляется акт. Его составляет комиссия, назначаемая руководителем санатория, с обязательным участием главного бухгалтера и заведующего аптекой. При составлении акта выясняются и указываются причины порчи, определяются виновные лица. Стоимость аптекарских запасов, испорченных по вине материально ответственного лица, относится на его счет. Пришедшие в негодность медикаменты и прочие ценности уничтожаются в присутствии комиссии, составившей акт; в этом акте выполняется надпись с указанием способа уничтожения ценностей за подписями членов комиссии.
С лицами, ответственными за сохранность лекарственных средств, заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности.
Постоянно действующая комиссия, назначаемая приказом руководителя организации, ежемесячно должна проверять состояние учета, хранения, расходования наркотических препаратов, Проверка фактического наличия других лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, осуществляется не реже двух раз в год.
Установленные нормы естественной убыли применяются только в случаях выявления недостачи указанных ценностей при проведении инвентаризации медикаментов и медспецинструментов. Нормы естественной убыли медикаментов и ваты в аптеках применяются лишь к товарам, реализованным в период между инвентаризациями.
Списывать естественную убыль медикаментов при отсутствии фактических потерь нельзя.
Инвентаризация ценностей, находящихся в аптеке, осуществляется ежегодно. Запасы, подлежащие предметно-количественному учету, инвентаризуются не реже одного раза в полугодие по каждому наименованию в отдельности.
Целесообразно в учетной политике санатория установить конкретные сроки проведения инвентаризации медикаментов, перевязочных материалов и спецматериалов.
Заключение.
Как уже было сказано, в последнее время вновь растет интерес к отечественному санаторно-курортному комплексу. Санаторно-курортные организации повышают качество обслуживания, и, в связи с этим, неуклонно растет число отдыхающих и прибывающих для оздоровления. Санаторно-курортный комплекс вновь стал в России прибыльным бизнесом.
В свете всего вышесказанного, необходимо обратить внимание на учет операций, связанных с деятельностью санаторно-курортного комплекса. В связи с последними изменениями законодательной базы бухгалтерского учета и налогообложения, следует в значительной степени пересмотреть систему ведения учета в той или иной организации интересующей нас сферы. Однако это затрудняется отсутствием каких-либо отраслевых методических рекомендаций, непосредственно регламентирующих бухгалтерский учет в санаторно-курортных организациях.
Для более эффективного учета необходимо пересмотреть образцы и реестр первичных документов, применяемых при осуществлении санаторно-курортными организациями своей деятельности. С одной стороны, следует, по возможности, уменьшить количество первичных документов и регистров бухгалтерского учета для более эффективной работы бухгалтерии. Однако, с другой стороны, мы рекомендовали бы избегать чрезмерного сокращения и упрощения вышеназванных объектов для сохранения полного контроля за деятельностью организации и пресечению возможных злоупотреблений.
Все вышесказанное имеет важность еще и потому, что в последнее время вновь возобновлена практика санаторно-курортного лечения за счет средств государственного бюджета и внебюджетных фондов социального страхования. Для того, чтобы иметь возможность обслуживать отдыхающих, прибывших по таким путевкам и курсовкам, а также для последующих расчетов с госбюджетом и внебюджетными фондами, следует иметь в своем распоряжении бухгалтерский аппарат, полно и позрачно отражающий расходование средств.
Проблеме бухгалтерского учета и налогообложения санаторно-курортных организациях посвятили свои труды такие авторы, как, например, Фараджаева Г.С., Кисилевич Т.И., Шарыпова О.И.
Вкратце подводя итог рассмотренной нами теме, среди особенностей организаций санаторно-курортного комплекса можно отметить следующие:
Санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебно-профилактических организаций и функционируют на основе государственной лицензии, предоставленной в установленном порядке.
Основной вид деятельности - комплекс услуг по лечению, оздоровлению и отдыху - оформляется бланками строгой отчетности.
В санатории функционируют вспомогательные и обслуживающие производства и хозяйства, каждое из которых представляет самостоятельную отрасль со свойственными ей закономерностями развития.
Большинство санаторно-курортных учреждений имеет ремонтные и строительно-ремонтные группы, автомобильный парк, некоторые - собственные котельные, прачечные, жилые дома, детские дошкольные учреждения, ангары, подсобные хозяйства.
К основным, на наш взгляд, отраслевым особенностям и проблемам бухгалтерского учета санаторно-курортных организаций, которые в полной мере необходимо учитывать в учетной политике субъекта, относятся:
1) необходимость контроля и учета процесса движения бланков строгой отчетности - путевок, курсовок и других, разрешенных к применению без контрольно-кассовых машин;
2) обеспечение раздельного учета доходов и расходов по освобожденным от уплаты налогом на добавленную стоимость и подлежащим обложению налогом на добавленную стоимость услугам;
3) обеспечение раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности, осуществляемым в различных режимах налогообложения, в том числе переведенным на уплату единого налога на вмененный доход;