Особенности бухгалтерского учета и налогообложения санаторно-курортных организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 07:45, реферат

Описание работы

В настоящее время назрела острая необходимость в дальнейшей разработке и проведении в жизнь государственной политики в области санаторно-курортного дела с учетом интересов населения всех возрастных групп и социальных категорий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ. 5
1.1. ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 5
1.2. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА 8
ГЛАВА 2. УЧЕТ ПРОДАЖ 10
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ПРОДАЖ САНАТОРНО-МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ И ТОВАРОВ 10
2.2. ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ПРОДАЖ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ ПУТЕВОК 12
ГЛАВА 3. УЧЕТ РАСХОДОВ 16
3.1. ГРУППИРОВКА И УЧЕТ РАСХОДОВ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ЭЛЕМЕНТАМ 16
3.2. УЧЕТ РАСХОДОВ НА САНАТОРНО-КУРОРТНЫЕ ПУТЕВКИ ПО КАЛЬКУЛЯЦИОННЫМ СТАТЬЯМ 18
ГЛАВА 4. УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ 21
4.1. УЧЕТ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ 21
4.2. УЧЕТ МЕДИКАМЕНТОВ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа содержит 1 файл

Бух учет в санаторно-курортн..doc

— 159.50 Кб (Скачать)


Реферат по курсу "Бухгалтерский учет в непроизводственной сфере"

на тему:

"Особенности бухгалтерского учета и налогообложения

санаторно-курортных организаций"

 

 

 

 

 

Подготовил студент 5го курса

ФСУиЭА, группы 551

Небесов И.И.

 

 

 

Проверила: Яковлева Г.Ф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург,

2002 год

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ. 5

1.1. ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 5

1.2. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА 8

ГЛАВА 2. УЧЕТ ПРОДАЖ 10

2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ПРОДАЖ САНАТОРНО-МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ И ТОВАРОВ 10

2.2. ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ПРОДАЖ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ ПУТЕВОК 12

ГЛАВА 3. УЧЕТ РАСХОДОВ 16

3.1. ГРУППИРОВКА И УЧЕТ РАСХОДОВ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ЭЛЕМЕНТАМ 16

3.2. УЧЕТ РАСХОДОВ НА САНАТОРНО-КУРОРТНЫЕ ПУТЕВКИ ПО КАЛЬКУЛЯЦИОННЫМ СТАТЬЯМ 18

ГЛАВА 4. УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ 21

4.1. УЧЕТ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ 21

4.2. УЧЕТ МЕДИКАМЕНТОВ 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

 

 

Введение

 

В настоящее время назрела острая необходимость в дальнейшей разработке и проведении в жизнь государственной политики в области санаторно-курортного дела с учетом интересов населения всех возрастных групп и социальных категорий.

Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты Федеральным законом РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 26 февраля 1995 г. № 26-ФЗ определены национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначенным для лечения и отдыха населения. Указанным законом были также определены принципы государственной политики, урегулированы отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Российской Федерации.

Сегодня санаторно-курортное лечение и оздоровление различных возрастных категорий населения вновь востребованы. Повышается качество лечебных и оздоровительных услуг. За счет средств государственных внебюджетных фондов осуществляется частичное финансирование санаторно-курортного лечения, оздоровления и отдыха социально незащищенных групп населения, в том числе детей, ветеранов, инвалидов. Например, в 2001 г. на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения, в том числе участников Великой Отечественной войны, оздоровительный отдых детей за счет средств Федерального бюджета и бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации было выделено около 20,5 млрд руб.

У населения Российской Федерации сформирована потребность в оздоровлении, в лечении, реабилитации и профилактики с использованием природных лечебных факторов курортов. Необходимо дальнейшее повышение эффективности использования, целесообразности сохранения и развития природных лечебных факторов. Прослеживается тенденция омоложения состава больных, приезжающих на курорт: основная (75%) возрастная группа приезжающих на лечение - 40-50 лет.

Сегодня отсутствует система государственного управления курортом, нет федерального органа исполнительной власти, которому на правительственном уровне необходимо определять основные направления государственной политики в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха.

Санаторно-курортную деятельность следует рассматривать как отрасль экономики государства. Необходима координация деятельности в области санаторно-курортного дела различных курортных регионов и организаций транспорта, торговли, коммунального хозяйства; нужна государственная программа привлечения зарубежных граждан в российские здравницы, целенаправленная реклама с исчерпывающей информацией о лечебно-профилактическом потенциале каждого курорта; не определены законодательно многие термины курортного дела; курортологии как науке уделяется в последнее десятилетие мало внимания; не решены вопросы оптимизации сроков курортного лечения.

Таким образом, курортное дело необходимо для населения Российской Федерации, оно нуждается в развитии, следует на государственном уровне трансформировать курортное дело в отрасль, которая объединила бы вопросы эффективности использования курортных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Источниками успешного развития экономики санаторно-курортной отрасли и эффективного функционирования организаций этой отрасли являются становление и развитие системы внутреннего контроля, основной элемент которой - бухгалтерский учет.

Многообразие и сложность хозяйственной деятельности санаторно-курортных организаций, отсутствие отраслевых методических указаний, рекомендаций, положений и других документов, учитывающих специфику санаторно-курортной отрасли, обусловили актуальность и необходимость разработок в области бухгалтерского учета санаторно-курортных организаций.

 

Глава 1. Основы бухгалтерского учета в санаторно-курортных организациях.

1.1. Отраслевые особенности бухгалтерского учета

В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (ст.5, п.З) и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (ст.1, п.5), утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н, для осуществления постановки бухгалтерского учета организация самостоятельно формирует учетную политику исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности.

Таким образом, российское законодательство в области бухгалтерского учета обеспечивает создание в организации системы бухгалтерского учета, с одной стороны, руководствуясь законодательными и нормативными правовыми актами, а с другой - учитывая структуру, отрасль и различные особенности деятельности. Это способствует становлению, развитию и успешному функционированию системы бухгалтерского учета экономического субъекта на основе накопленного опыта, сложившихся традиций в отрасли и специфических аспектов деятельности.

В санаторно-курортных организациях при постановке бухгалтерского учета необходимо учитывать особенности их деятельности. Согласно Федеральному закону "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ, под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. |

Санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебно-профилактических организаций и функционируют на основе государственной лицензии, предоставленной в установленном порядке. Деятельность санаторно-курортной организации не лицензируется на государственном уровне в обязательном порядке как санатория, а согласно п.1 ст. 17 Перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2001 № 402 "Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности с Перечнем работ и услуг, входящих в медицинскую деятельность, осуществляемую на основе лицензии", лицензируются только медицинские услуги.

На региональном уровне санаторно-курортные организации могут проходить добровольную сертификацию с целью усиления привлекательности и рекламы условий лечения, проживания, культурно-досугового обслуживания и других услуг.

Хозяйственная деятельность санаторно-курортных организаций является сложной и многообразной. Основной вид деятельности - комплекс услуг по лечению, оздоровлению и отдыху - оформляется бланками строгой отчетности, утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 10 декабря 1999 г. № 90н "Об утверждении бланков строгой отчетности". К ним относятся:

* санаторно-курортная путевка;

* путевка (ф. № 1 и 2);

* курсовка (ф. № 3).

В перечень услуг, оказываемых санаторием по путевке, включаются такие основные услуги, как медицинское обеспечение, проживание, лечебное и диетическое питание, организация досуга, в том числе спортивно-оздоровительные мероприятия.

Для успешной реализации всего комплекса услуг основного вида деятельности санатории развивают сеть сопутствующих и дополнительных услуг, входящих и не входящих в стоимость путевки. Это могут быть следующие услуги и виды деятельности:

* медицинские и лечебные процедуры, в том числе стоматологические;

* косметологические;

* парикмахерские;

* предоставление теннисных кортов, бильярдных столов и т.п.;

* фитобары;

* рабочие столовые;

* кафе, бары, рестораны;

* магазины розничной торговли;

* сауны;

* бассейны, тренажерные залы;

* бытовое обслуживание;

* услуги прачечной;

* прокат автомобилей;

* прокат водных транспортных средств;

* экскурсии;

* кино- и видео-залы, дискотеки и т.д.

Таким образом, в санатории функционируют вспомогательные и обслуживающие производства и хозяйства, каждое из которых представляет самостоятельную отрасль со свойственными ей закономерностями развития. Оказание сопутствующих и дополнительных услуг позволяет не только получать доход, но и улучшать качественные стороны процесса отдыха и лечения, поднимая его на более высокий уровень современного сервиса.

Большинство санаторно-курортных учреждений имеет ремонтные и строительно-ремонтные группы, автомобильный парк, некоторые - собственные котельные, прачечные, жилые дома, детские дошкольные учреждения, ангары, подсобные хозяйства.

Залог успешного функционирования санаторно-курортного предприятия во многом определяется организацией бухгалтерского учета, учитывающей отраслевые особенности, позволяющие получать достоверную оперативную информацию о доходах и расходах каждого вида деятельности, услуги; своевременно выявлять отклонения от применяемых санаторием норм и нормативов с учетом их корректировки на фактическую загрузку; выявлять внутрихозяйственные резервы снижения расходов и повышения культуры обслуживания и уровня сервиса.

1.2. Учетная политика

К основным, на наш взгляд, отраслевым особенностям и проблемам бухгалтерского учета санаторно-курортных организаций, которые в полной мере необходимо учитывать в учетной политике субъекта, относятся:

1) необходимость контроля и учета процесса движения бланков строгой отчетности - путевок, курсовок и других, разрешенных к применению без контрольно-кассовых машин;

2) обеспечение раздельного учета доходов и расходов по освобожденным от уплаты налогом на добавленную стоимость и подлежащим обложению налогом на добавленную стоимость услугам;

3) обеспечение раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности, осуществляемым в различных режимах налогообложения, в том числе переведенным на уплату единого налога на вмененный доход;

4) определение понятий для бухгалтерского учета терминов "недозаезд", "досрочный отъезд", "опоздание", применяемых конкретной санаторно-курортной организацией. Для отражения в бухгалтерском учете недозаездов и досрочных отъездов должна быть выработана единая методология, основанная на понятии "доход" в соответствии с ПБУ 9/99 "Доходы организации" и п.1 ст.39 Налогового кодекса Российской Федерации "Реализация товаров, работ или услуг";

5) наличие и возможность установленных "Правилами санатория" "сухих пайков", порядок их выдачи, учета и налогообложения;

6) определение условий, порядка и учета возврата частичной оплаты стоимости путевки при необходимости досрочных выездов;

7) калькулирование статей расходов путевок различных категорий, в том числе детских, в зависимости от комфортности номера, наличия усиленного питания, большого количества медицинских и лечебных процедур и т.д. Различия в отпускной цене путевок должны подтверждаться расчетами и планируемыми расходами по каждой статье калькуляции;

8) разработка системы скидок на санаторно-курортные путевки при их продаже потребителям посредниками (турагентами) в зависимости от сезонности и сроков поступления авансов (предоплат);

9) разработка и внедрение норм и нормативов, не установленных нормативными актами, их регулярный пересмотр, пересчет на фактически отработанные санаторием койко-дни и обслуженное количество отдыхающих. Например, списание моющих и дезинфицирующих средств для нужд столовой санатория должно производиться с учетом фактического количества питающихся и рекомендованными нормами расхода каждого используемого средства;

10) определения порядка фиксации не предоставленных отдыхающим лечебных процедур в связи с их добровольным отказом или по рекомендации врача;

11) включение в калькуляции на календарный год праздничных и иных событий, предусматривающих дополнительное питание, которое приводит к удорожанию койко-дня, а также прочих дополнительных расходов по статье "Культурно-досуговые мероприятия";

12) составление меню-раскладки, учитывающего профиль заболеваний, диетическую направленность и необходимое количество килокалорий;

13) обоснование методов распределения в бухгалтерском учете общехозяйственных расходов между видами получаемых доходов, в том числе облагаемых разными налоговыми режимами;

15) необходимость внедрения специализированных первичных бухгалтерских документов;

16) обоснование норм расходов на озеленительные мероприятия, на содержание паркового хозяйства с учетом произрастающего количества одно- и многолетних зеленых насаждений, их Ценности, площади земли и т.д.

Перечисленные нами особенности и проблемные вопросы бухгалтерского учета организаций санаторно-курортной отрасли должны быть раскрыты в учетной политике. Для успешного решения экономических задач посредством правильной постановки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета не допускается формальный подход к составлению учетной политики, имеющий место на практике.

 

Глава 2. Учет продаж

2.1. Организация учета продаж санаторно-медицинских услуг и товаров

С января 2001 г. в связи с введением в действие Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94н, учет доходов организаций осуществляется в соответствии с ПБУ 9/99 "Доходы организации" на счетах бухгалтерского учета 90 "Продажи" и 91 "Прочие доходы и расходы".

Информация о работе Особенности бухгалтерского учета и налогообложения санаторно-курортных организаций