Особенности бухгалтерского дела на стадии реорганизации организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 21:34, контрольная работа

Описание работы

Концепция бухгалтерского учета существует в условиях центрального планирования экономики; была обусловлена потребностями государственного управления. Изменения системы общественных отношений и гражданско-правовой среды предопределили необходимость в трансформации концепции бухгалтерского учета. Она должна обеспечить благоприятный климат для частного инвестирования и в том числе иностранных инвестиций

Содержание

1 Концептуальные основы развития бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь…………………………………………………...…………3
2 Типы структурной организации бухгалтерской службы…………….…..6
3 Особенности бухгалтерского дела на стадии реорганизации организации…………………………………………………………………..……9
4 Параметры оценки бухгалтерских информационных систем…………12
Список использованных источников…………………………….…..…….16

Работа содержит 1 файл

Бух.дело.docx

— 86.08 Кб (Скачать)



Бухгалтерия ЖКО




 

 

 

Материальный       Расчетный     Производст-    Отдел расчетных   Отдел по учету    Общий отдел

    отдел                    отдел             вено-кальку-      и валютных             сбытовых                                  

                                                          ляционный         операций              операций 

                                                            отдел

 

Рис.2. Структура  бухгалтерии средних и крупных  предприятий

 

В условиях рыночной экономики, когда бухгалтерский учет подразделяется на финансовый и управленческий , в составе бухгалтерии могут быть созданы два самостоятельных подразделения: финансовая и управленческая бухгалтерия. Внутренняя структура каждой из них будет зависеть от конкретных условий(объема учетных работ и численности бухгалтерского аппарата, организационных форм бухгалтерского учета и уровня автоматизации процесса).

Правильная  организация работы бухгалтерской  службы во многом зависит от того, насколько  правильно определены правовое положение, административная и функциональная подчиненность бухгалтерии(2,с.69).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Особенности бухгалтерского дела  на стадии реорганизации организации.

Реорганизация - представляет собой прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее переход прав и обязанностей от одного юридического лица к другому. Первый пункт 53 статьи Гражданского кодекса Республики  Беларусь устанавливает, что реорганизацию юридического лица можно произвести решением его учредителей-участников, или же решением органа юридического лица (чьи полномочия установлены учредительными документами) касательно реорганизации. В предусмотренных актами законодательства случаями данная процедура может осуществляться решением уполномоченных на то государственных органов, в частности – суда.

В национальной правовой системе предусмотрены 5 видов реорганизации юридических  лиц: преобразование, слияние, разделение, присоединение, выделение. Уточним  эти понятия.

Преобразование. При преобразовании юридического лица, то есть изменении его организационно-правовой формы, новообразованное юридическое лицо наследует обязанности и права реорганизованного юридического лица согласно передаточному акту, кроме тех обязанностей и прав, которые новообразованное юридическое лицо не может присвоить.

Слияние. Обязанности и права сливающихся юридических лиц переходят, согласно передаточному акту, к новообразованному юридическому лицу.

Разделение. В данном случае для определения распределения обязанностей и прав для новообразованных лиц используется разделительный баланс.

Присоединение. Обязанности и права присоединяемого юридического лица переходят к принимающему юридическому лицу, согласно указаниям передаточного акта.

Выделение. В случае выделения из юридического лица одного либо нескольких новообразованных юридических лиц, каждое такое лицо получает обязанности и права реорганизованного юридического лица.

Учредители-участники подлежащего  реорганизации юридического лица должны послать своим кредиторам письменное уведомление; в данной ситуации кредиторы  имеют право требовать прекращение  либо досрочное исполнение обязательств, а также возмещение убытков.

С момента завершения государственной  регистрации новообразованных юридических  лиц, кроме вариантов реорганизации  типа «присоединение», юридическое  лицо считают реорганизованным. Если же реорганизация проведена в  форме присоединения иного юридического лица, то первое (принимающее) юридическое  лицо считают реорганизованным после  внесения записи о завершении деятельности присоединившегося юридического лица в ЕГРЮЛ (единый государственный  реестр юридических лиц).

Необходимым условием реорганизации  явялется  составление передаточного  акта или разделительного баланса.

Передаточный акт предусмотрен для слияния, присоединения, преобразования. Если реорганизация происходит в форме слияния или присоединения, то предварительно заключается договор о слиянии или присоединении.

Разделительный баланс применяется при реорганизации в форме разделения и выделения.

Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим  решение о реорганизации, и вместе с учредительными документами представляются для государственной регистрации  вновь возникших юридических  лиц или для внесения вменений в учредительные документы существующих организаций. И передаточный акт, и  разделительный баланс должны содержать  положения о правопреемстве по всем правам и обязательствам реорганизованного  юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая  обязательства, оспариваемые сторонами.

Все показатели передаточного акта или разделительного баланса  должны быть расшифрованы в приложениях (по каждому показателю рекомендуется  отдельное приложение). Форма приложения может быть любая. Например, при передаче основных средств необходимо по каждому  объекту дать инвентарный номер, заводской номер, полное наименование, завод (или страну) - изготовитель, дату изготовления, дату ввода в эксплуатацию, количественные и качественные характеристики (площадь, мощность, производительность и т. п.). Для обязательств необходимы другие данные: номер и дата договора (контракта), наличие дополнительных соглашений, состояние расчетов или процент выполнения и, возможно, другие показатели [6].

Согласно закону Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности»  необходима обязательная полная инвентаризация имущества реорганизуемого лица. Кроме того, реорганизация влечет за собой изменения в учетной  политике организации (принятие новой). Формы инвентаризационных описей и  актов инвентаризации подходят для  использования в качестве приложений к передаточному акту или разделительному  балансу.

Юридические лица, которые в ходе реорганизации ликвидируются, должны завершить бухгалтерский учет своей  деятельности.

Последним отчетным периодом для организаций, прекращающих свою деятельность, является период с 1 января до завершения реорганизации [5].

На дату, предшествующую дню завершения реорганизации, составляется заключительная бухгалтерская отчетность по каждой организации, которая ликвидируется. Тем организациям, которые сохраняют  статус юридического лица (при присоединении  или выделении), заключительная бухгалтерская  отчетность не требуется.

Заключительная бухгалтерская  отчетность составляется по каждому  ликвидируемому при реорганизации  юридическому лицу.

При реорганизации в формах преобразования и разделения ликвидируется одно юридическое лицо. По нему и следует  составлять заключительную бухгалтерскую  отчетность.

При реорганизации в форме слияния  заключительная бухгалтерская отчетность составляется по каждому ликвидируемому юридическому лицу.

При реорганизации в форме присоединения  заключительная бухгалтерская отчетность составляется только присоединяемыми  юридическими лицами. Организация, к  которой они присоединяются, не составляет заключительную отчетность, поскольку  статус юридического лица она сохраняет, и деятельность не прекращает.

При реорганизации в форме выделения  заключительная бухгалтерская отчетность не составляется, поскольку организация, из которой выделяются новые самостоятельные  структуры, статус юридического лица сохраняет  и деятельность не прекращает. Вместо заключительной отчетности организация, из которой выделяется другая организация, составляет промежуточную бухгалтерскую  отчетность на дату внесения в ЕГРЮЛ  записи о регистрации последней  из выделившихся организаций.

Организации, ликвидируемые при  реорганизации, должны закрыть счета  учета прибылей и убытков и  распределить суммы чистой прибыли  в соответствии с решением учредителей. Закрытие счетов учета прибылей и  убытков подразумевает реформацию баланса, которая производится по тем же правилам бухгалтерского учета, что и реформации баланса в рамках годовой бухгалтерской отчетности [6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Параметры оценки  бухгалтерских информационных систем

 

Учет  финансового состояния и анализ динамики развития предприятия, базирующиеся учетной информации, в настоящие  время являются основами процесса управления.

Проблемы  повышения прибыльности предприятия, эффективности работы персонала, создания оптимальной структуры управления являются актуальными для любого руководителя. Ему приходится принимать  решения в условиях неопределенности и риска, что вынуждает его  постоянно держать под контролем  различные аспекты финансово-хозяйственной  деятельности. Эта деятельность отражена в большом количестве документов, содержащих разнородную информацию. Грамотно обработанная и систематизированная  она является в определенной степени  гарантией эффективного управления производством, а отсутствие достоверных  данных может привести к неверному  управленческому решению и, как  следствие, к серьезным убыткам.

В этих условиях актуальность бухгалтерских информационных систем (БУИС) очевидна. Внедрение бухгалтерских пакетов и программ позволяет не только автоматизировать бухгалтерский учет, но и навести порядок в складском учете, в снабжении и реализации продукции, товаров, отслеживать договоры, быстрее рассчитывать заработную плату, своевременно сдавать отчетность. При ведении бухгалтерского учета вручную возможны и простейшие арифметические ошибки.

Современные информационные технологии позволяют  унифицировать и существенно  облегчить трудоемкий процесс формирования учетной информации, обеспечить оперативность  получения финансовой отчетности предприятия  для принятия решений. В этой связи БУИС рассматривается как существенный инструмент управления деятельностью предприятия в условиях рынка. Такая система служит связующим звеном между хозяйственной деятельностью и людьми, принимающими решения – рисунок 1.

В ней  осуществляются сбор, регистрация данных о хозяйственной деятельности на предприятии в первичных документах, их обработка, накопление, формирование финансово-экономических показателей отчетов, передача информации пользователям для анализа и принятия решений [3, с. 5].

Таким образом, данные о хозяйственной деятельности являются входом в БУИС, а полезная информация для лиц, принимающих решения, – выходом из нее. Главная цель функционирования БУИС на предприятии – обеспечить руководство предприятия финансовой информацией для принятия обоснованных решений при выборе альтернативных вариантов использования ограниченных ресурсов.

При принятии решений следует учитывать, что  бухгалтерская информация является приблизительной, а не абсолютно точной. В этой связи проблема толкования и правильного использования информации ложится и на лицо, принимающее решение, и на бухгалтера. Бухгалтер предоставляет полезную информацию, а пользователь должен ее истолковать и применить при выработке решений.

Чтобы бухгалтерская  информация была полезной, она должна быть достоверной и значимой. Достоверность означает, что информация должна полностью отражать хозяйственные процессы на предприятии, быть легко проверяемой и не отражать интересы какого-либо конкретного лица.

Значимость  бухгалтерской информации заключается  в том, что она должна быть полезной при составлении планов, основанной на обратной связи и поступать к пользователю в нужное время. Обратная связь предполагает знание того, на сколько верными оказались предыдущие ожидания. Необходимо учитывать, что выгоды, полученные от использования учетной информации, должны быть больше произведенных на нее затрат.

Чтобы бухгалтерская  информация достаточно однозначно воспринималась и понималась теми, кто участвовал в ее подготовке на предприятии, и теми, кто использует ее вне предприятия, она должна удовлетворять определенным требованиям.

Во-первых, бухгалтерская информация должна удовлетворять требованиям сравнения и постоянства. То есть, нельзя в течение учетного периода использовать разные формы и методы бухгалтерского учета. В этом случае пропадает возможность сравнения данных. Однако это не означает, что устаревший или неудачно выбранный метод бухгалтерского учета должен использоваться бесконечно долго. Для изменения используемой формы учета должны быть веские основания. Такие изменения могут происходить в том случае, если они совмещены с началом нового учетного периода (года).

Во-вторых, бухгалтерская информация должна быть существенной. Не следует терять время на учет незначительных факторов. То есть, если усилия по учету сравнимы со стоимостью учитываемых средств, то учет необходимо упростить.

Каждое  предприятие выбирает свой уровень существенности учета. Так, в зависимости от того, какое значение придается объекту учета, в одном случае он может быть отнесен к основным средствам, а в другом – к материально-производственным запасам и сразу списан на затраты.

В-третьих, бухгалтерская информация должна быть консервативной. То есть, отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском чете не всегда является однозначным, необходимо выбирать оценку, которая менее оптимистична. Это означает, что следует рассчитывать на отсутствие прибыли и учитывать возможные убытки. Данная особенность обеспечивает осторожность в оценке активов, имущества и в определении величины прибыли.

Информация о работе Особенности бухгалтерского дела на стадии реорганизации организации