Особенности аудита в процедурах банкротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 19:41, реферат

Описание работы

Основной целью реферата является анализ процедур банкротства предприятий и обзор российского законодательства о банкротстве. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Раскрыть сущность понятия банкротства, определить виды, указать основные причины банкротства предприятий;
Сделать обзор российского законодательства о банкротстве;
Описать особенности проведения процедур банкротства.
Предметом реферата является совокупность теоретико-методологических и организационно-методических вопросов, связанных с организацией аудиторской проверки на предприятиях, в отношении которых арбитражным судом возбуждено производство по делу о банкротстве.
В качестве объекта курсовой работы выступают несостоятельные коммерческие организации, в отношении которых применялись различные процедуры банкротства, предусмотренные законодательством РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ-БАНКРОТОВ 5
2. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29

Работа содержит 1 файл

реферат.rtf

— 349.36 Кб (Скачать)

Мировое соглашение 

     На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение. Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.  

     Со стороны должника решение о заключении мирового соглашения принимается руководителем организации-должника, а при внешнем управлении и конкурсном производстве соответственно внешним или конкурсным управляющим. Мировое соглашение утверждается арбитражным судом только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. При заключении мирового соглашения дело о банкротстве прекращается.  

     При мировом соглашении прекращение обязательств должника может осуществляться путем прощения долга, предоставления отступного, обмена требований на доли в уставном капитале должника, акции, конвертируемые в акции облигации, иные ценные бумаги, новацией обязательства, иными способами в соответствии с Законом о банкротстве. Мировое соглашение может содержать не противоречащие требованиям законодательства о налогах и сборах положения об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов.  

     На непогашенную часть требований кредиторов, подлежащих погашению в соответствии с мировым соглашением в денежной форме, начисляются проценты с даты утверждения арбитражным судом мирового соглашения и до даты удовлетворения соответствующей части требований кредиторов в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком России на дату заключения мирового соглашения. С согласия кредитора мировым соглашением могут быть установлены меньший размер процентной ставки, меньший срок начисления процентной ставки или освобождение от уплаты процентов.  

     В бухгалтерском учете организации-должника отсрочка или рассрочка исполнения обязательств отражается только в аналитическом учете. Прощение долга или предоставление отступного (скидка с долга) в бухгалтерском учете должника отражается как безвозмездные поступления (внереализационные доходы должника):  

     Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и др.

     К-т 91 «Прочие доходы и расходы» -- на сумму долга или скидки с долга.  

     Обмен требований на вновь выпущенные акции при увеличении уставного капитала должника в учете отражается следующими записями:  

     Д-т 75 «Расчеты с учредителями»

     К-т 80 «Уставный капитал» -- на сумму увеличения уставного капитала;  

     Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и др.

     К-т 75 «Расчеты с учредителями» -- на сумму обмена требований на акции.  

       Обмен требований на акции, выкупленные у акционеров, в бухгалтерском учете должника отражается следующим образом:  

     Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и др.

     К-т 81 «Собственные акции, выкупленные у акционеров» -- на сумму обмена требований на акции в уставном капитале должника.

 

     2. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

     Учитывая целевую направленность различных стадий банкротства, определенных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ (в ред.от 30.11.2011г.), можно сделать вывод, что все они достигаются путем решения различных задач действующими органами управления и контроля несостоятельного предприятия. Поскольку, арбитражные управляющие не на всех стадиях банкротства являются управляющим звеном несостоятельного предприятия (на стадиях наблюдения и финансового оздоровления выполняют контрольную функцию), возникают два направления аудиторской проверки несостоятельного предприятия.

     Повышение качества информации, формируемой в финансовой отчетности на определенных стадиях банкротства может быть достигнута только при ее использовании в совокупности с отчетом арбитражного управляющего. Следовательно, аудитору необходимо определить достоверность не только бухгалтерской финансовой отчетности несостоятельной организации, но и отчета арбитражного управляющего.

     Еще одним аспектом, влияющим на определение функций аудита несостоятельной организации, являются отношения между сторонами, взаимодействующими в процессе проведения аудиторской проверки и (или) оказания сопутствующих аудиту услуг. 

     Таким образом, аудит несостоятельного предприятия - сложная и многогранная процедура с возможным выделением различных направлений проверки, когда цель аудита зависит не только от применяемой правовой процедуры, но и от органов управления деятельностью организации. 

     Особый экономический и правовой статус организаций-банкротов обуславливает особенности функционирования данной категории экономических субъектов. К таким особенностям следует отнести: особенности определенные законодательно и обусловленные финансовым состоянием.

     Тяжелое финансовое положение и регулирование финансово-хозяйственной деятельности обособленными нормативными документами - факторы, существенно влияющие на самые различные стороны деятельности несостоятельной организации, в том числе и на организацию учетно-контрольных процедур, что выражается в нарушении основных принципов учета и аудита: принципа непрерывности деятельности, принципа полноты, принципа своевременности, принципа временной определенности фактов хозяйственной деятельности, принципа конфиденциальности. В данном случае, экономические и правовые особенности деятельности несостоятельной организации при применении различных процедур банкротства, будут являться факторами, влияющими на организацию учета и проведение аудита, на которые аудиторам следует обратить особое внимание. 

     Анализируя финансово-хозяйственную деятельность экономических субъектов в отношении которых арбитражным судом возбуждено дело о банкротстве, были выделены следующие особенности учета и аудита несостоятельных организаций:

         Отсутствие законодательно закрепленной методологии бухгалтерского учета и аудита финансово-хозяйственных операций, осуществляемых в ходе процедур банкротства.

         Неприменимость основных принципов учета и аудита.

         Применение специфических форм документооборота и бухгалтерской отчетности.

         Использование альтернативных подходов к оценке имущества при составлении отчетности.

         Распределение ответственности между арбитражным управляющим и руководством несостоятельного предприятия за организацию, ведение бухгалтерского и налогового учета, составление отчетности в зависимости от стадии арбитражного процесса по делу о банкротстве.

         Осуществление безналичных расчетов с использованием единственного расчетного счета.

         Низкая эффективность применения стандартных приемов и способов проведения аудиторской проверки.

         Несоответствие форм регистров налогового учета специфике несостоятельных предприятий.

     Большинство перечисленных особенностей учета и аудита возникает при переходе несостоятельной организации к определенным законодательством стадиям арбитражного процесса по делу о банкротстве. Таким образом, можно сделать вывод о первоочередном влиянии применяемой процедуры банкротства на организацию учета и аудита несостоятельного предприятия.

     При проведении аудиторской проверки на несостоятельном предприятии аудитору не следует полагаться на эффективность организации систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

     Сбор доказательств при проведении аудиторской проверки на предприятиях-банкротах занимает особое место в работе аудитора, поскольку нестабильная финансовая ситуация, как правило, оказывает пагубное влияние на общее состояние предприятия: пропуск либо несвоевременное отражение хозяйственных операций в учете; ослабление контрольных функций, и как следствие, возможно хищение имущества несостоятельной организации. В таких условиях аудитору необходимо как можно тщательнее провести инвентаризацию имущества организации-банкрота. Поскольку проведение инвентаризации возможно на любой стадии банкротства, а на стадиях наблюдения и конкурсного производства проведение инвентаризации обязательно, аудитору следует, как можно эффективнее выполнить данную процедуру, ведь именно за счет имущества несостоятельной организации погашаются требования кредиторов.

     Таким образом, на стадии оценки эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля строится профессиональное мнение аудитора, используемое для реализации дальнейших этапов планирования аудита несостоятельного предприятия.

     В ходе исследования выявлено, что учет налоговых отношений в процессе осуществления процедур банкротства имеет свою специфику. Определено, что по характеру возникновения можно выделить следующие виды налоговых обязательств несостоятельной организации:

         обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до признания организации банкротом;

         обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили после введения определенной процедуры банкротства;

         обязательные платежи, на которые распространяется действие моратория.

     Одним из источников получения аудиторских доказательств при проведении проверки на несостоятельном предприятии могут быть данные налогового учета. Данные налогового учета несостоятельного предприятия должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов банкрота, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

     Согласно 25 главы Налогового Кодекса Российской Федерации вышеуказанные расходы относятся к прочим расходам, а именно к внереализационным и соответственно подлежат зачислению на счет прибылей и убытков, поскольку ни законодательством, ни правилами бухгалтерского учета не установлен никакой иной порядок. Таким образом, внереализационные расходы несостоятельного предприятия, оказывающих влияние на налогооблагаемую базу по налогу на прибыль можно подразделить на два вида:

         связанные с обычной деятельностью предприятия;

         связанные с проведением процедур банкротства.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Применение различных процедур банкротства, определенных законодательством, позволяет выделить из числа несостоятельных организаций тех, которые имеют реальную возможность рассчитаться по своим обязательствам и восстановить платежеспособность и тех, которые подлежат ликвидации. В зависимости от выбранного направления дальнейшего развития несостоятельного предприятия могу быть определены цель и задачи аудита.

     Экономические и правовые условия функционирования несостоятельных организаций предопределяют отличия организации учета и проведения аудита от обычных хозяйствующих субъектов, позволяя определить возможные направления аудиторской проверки.

     Взаимодействие несостоятельных организаций и аудиторов заключается не только в проведении аудита финансовой отчетности, но и в оказании полного спектра сопутствующих аудиту услуг, определенных законодательством.

     В ходе аудита несостоятельного предприятия, независимо от применяемой процедуры банкротства, аудиторы должны обеспечить заинтересованных пользователей финансовой отчетности достоверными данными о состоянии аудируемого лица, что невозможно без применения таких приемов и способов аудита, которые бы учитывали все аспекты несостоятельности. Поэтому при разработке внутрифирменных стандартов особое внимание должно уделяться специфике деятельности несостоятельной организации в разрезе процедур банкротства.

Информация о работе Особенности аудита в процедурах банкротства