Особенности аудита унитарных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:40, контрольная работа

Описание работы

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 №307 ФЗ «Об аудиторской деятельности», к организациям, подлежащим обязательному аудиту, отнесены государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, если объем их выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествовавший отчетному год превышает 50 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн. руб. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта РФ финансовые показатели могут быть снижены. Следовательно, у аудиторских организаций появился такой вид субъекта проверки, который обладает специфическими особенностями деятельности и особой правовой формой.

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

Применительно к унитарным предприятиям, следует отметить, что изучение взаимосвязи между отдельными статьями финансовой отчетности может привести к результатам, отличающимся от прочих экономических субъектов или могут быть нехарактерными для них. Примером этому служит не четкая взаимосвязь на унитарных предприятиях, осуществляющих свою деятельность на основе экономически обоснованных тарифов, между доходами и расходами. Кроме того, среднестатистические данные могут быть не типичны для унитарных предприятий, в силу специфики их организационно-правового статуса и финансово-хозяйственной деятельности.

От достаточности и уместности доказательств будет зависеть степень обоснованности выводов, на которых основывается мнение аудитора. Методы достижения аудиторских доказательств в целом схожи с методами финансового контроля и устанавливаются правилом (стандартом) аудиторской деятельности №5 «Аудиторские доказательства», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696, с изменениями от 07.10. 2004.

Так, например, для унитарных предприятий, осуществляющих свою деятельность на основе экономически обоснованного тарифа, методом, позволяющим получить более точные аудиторские доказательства, служит экспертиза.

Эффективность их работы будет зависеть от грамотного планирования управления затратами, сокращения производственных потерь, эффективного использования рабочей силы. Оценку данных показателей можно произвести, только в случае исследования эффективности, применяемой на всех ее стадиях технологии производства, что по своей сути и является целью технологической экспертизы.

Кроме того, в качестве достоверного аудиторского доказательства может выступать и экономическая экспертиза, так как планирование, учет и калькулирование затрат осуществляется с позиции определения расходов унитарных предприятий.

Учитывая, что нормативная себестоимость на большинстве предприятий существенно отличается от фактической, использование нормативных показателей вместо фактических приводит к искажению реального финансового результата, а нормативный процент рентабельности в большинстве случаев устанавливается произвольным образом. Когда в тарифе не учитываются реальные потребности предприятия в прибыли, считается целесообразным осуществить экономическую экспертизу тарифов.

Учитывая вышеуказанные особенности при организации аудиторской проверки унитарных предприятий, следует учитывать отраслевую законодательную базу, указания министерств, ведомств и другие нормативные акты,  оказывающие влияние на возможность самостоятельной оценки аудитором существенности и формирования им мнения о характере и объеме необходимых аудиторских процедур.

Заключение

При проведении обязательного аудита унитарных предприятий особое внимание, для начала, следует обратить на процедуры предварительного планирования аудита и ознакомления с деятельностью предприятия. На этом этапе, еще до составления плана и программы аудита, деятельность аудиторов должна быть направлена на знакомство с учредительными документами предприятия, учетом недвижимого имущества в хозяйственном ведении и с хозяйственной деятельностью предприятия. Также необходимо изучить факторы, влияющие на эффективность функционирования унитарного предприятия.

И только после выполнения вышеперечисленного, аудитор должен произвести оценку эффективности и надежности системы внутреннего контроля  у экономического субъекта в целом, контрольной среды и средств контроля.

Затем,  аудитору следует  переходить к разработке и документированию общего плана аудита, в котором необходимо учесть аудиторский риск и существенность, а также характер, сроки и виды аналитических процедур. В данном случае величина внутреннего риска будет зависеть от  специфики унитарного предприятия, и обуславливаться его внутренними характеристиками, а также условиями внешней среды.

Особенностью оценки существенности на унитарных предприятиях может являться обязательность учета отраслевых законодательных и нормативных актов, которые существенно влияют на данную оценку. Наряду с этим понятие существенности в аудите унитарных предприятий может основываться на согласовании значимостей статей с органами власти с учетом существенных критериев. Основные критерии оценки существенности и их пороговое значение разрабатываются аудиторскими фирмами самостоятельно, исходя из специфики для каждого клиента отдельно.

Так как процесс аудиторской проверки на всех этапах сопровождается выполнением аналитических процедур, то следующим шагом будет анализ существенных показателей и тенденций не соответствующих прочей информации и прогнозным значениям. Что позволит аудитору получить первоначальную информацию о тенденциях изменения его финансово-хозяйственной деятельности и возможных зонах риска, проверить взаимосвязи показателей финансовой отчетности, и провести их оценку. 

Как правило, значительные отклонения изучаемых показателей финансовой отчетности на унитарных предприятиях от ожидаемых могут свидетельствовать о наличии  ошибок или мошенничестве. В отличие от прочих экономических субъектов, аудит унитарных предприятий, наделенных государственной собственностью, должен включать выявление фактов мошенничества или ошибки, что фактически ограничивает аудитора в формировании собственных суждений.

От достаточности и уместности доказательств будет зависеть степень обоснованности выводов, на которых основывается мнение аудитора. Методы достижения аудиторских доказательств в целом схожи с методами финансового контроля. Так, например, для унитарных предприятий, осуществляющих свою деятельность на основе экономически обоснованного тарифа, методом, позволяющим получить более точные аудиторские доказательства, служит экспертиза.

Учитывая вышеуказанные особенности при организации аудиторской проверки унитарных предприятий, следует учитывать отраслевую законодательную базу, указания министерств, ведомств и другие нормативные акты,  оказывающие влияние на возможность самостоятельной оценки аудитором существенности и формирования им мнения о характере и объеме необходимых аудиторских процедур.

 

 

 

Список литературы

1.      Федеральный закон от 30.12.2008 № 307 ФЗ «Об аудиторской деятельности».

2.      Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности.

3.      Филипьев Д.Ю. Аудит унитарных предприятий: Учебное пособие,  – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

 

 

 

8

 



[1] Правомочие − предусмотренная законом возможность участника правоотношения осуществлять определенные действия или требовать известных действий от другого участника этого правоотношения.

[2] Правосубъектность − способность иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности.

[3] Вещные права - субъективные гражданские права, объектом которых является вещь,  обеспечивающая субъекту возможность удовлетворять свои потребности,  непосредственно воздействуя на вещь.


Информация о работе Особенности аудита унитарных предприятий