Особенности аудита унитарных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:40, контрольная работа

Описание работы

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 №307 ФЗ «Об аудиторской деятельности», к организациям, подлежащим обязательному аудиту, отнесены государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, если объем их выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествовавший отчетному год превышает 50 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн. руб. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта РФ финансовые показатели могут быть снижены. Следовательно, у аудиторских организаций появился такой вид субъекта проверки, который обладает специфическими особенностями деятельности и особой правовой формой.

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 110.00 Кб (Скачать)


Введение

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 №307 ФЗ «Об аудиторской деятельности», к организациям, подлежащим обязательному аудиту, отнесены государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного веде­ния, если объем их выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествовавший отчетному год превышает 50 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн. руб. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта РФ финансовые показатели могут быть снижены. Следовательно, у аудиторских организаций появился такой вид субъекта проверки, который обладает специфическими особенностями деятельности и особой правовой формой.

Основной целью аудита унитарных предприятий является полу­чение объективной экономической оценки эффективности финансо­во-хозяйственной деятельности и достоверности полученной в ходе данной деятельности прибыли (убытка), что в принципе подтвержда­ется положениями концепции, утвержденной Правительством РФ.

Вопросы организации аудита го­сударственных и муниципальных унитарных предприятий теорети­чески не обобщены, как и не определены методические подходы к прове­дению их аудита как формы независимого финансового контроля за деятельностью таких хозяйствующих субъектов.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется ее не разработанностью и очевидной практической значимостью ре­шения затронутых проблем.

 

1. Унитарные предприятия как объект аудита

1.1         Организация и управление унитарными предприятиями

Участие российского государства в хозяйствующих субъектах на разных уровнях является одним из способов реализации государст­вом в лице Правительства РФ и региональных администраций, а также местных органов власти правомочий[1] собственника имущества в целях пополнения соответствующих бюджетов, решения общих для страны экономических (предприятия атомной, нефтедобывающей, аэрокосмической, военной промышленности) и социальных (предприятия топливно-энергетического комплекса, связи, транспорта) задач.

В настоящее время можно говорить о двух основных формах участия РФ (субъектов Федерации и муници­пальных образований) в хозяйствующих субъектах:

1.      долевое участие − основывается на обладании государством (муниципалитетом) правом требования к хозяйствующим субъектам и на факте владения определенной долей в уставном капитале;

2.      участие в унитарном предприятии основывается на праве государственной (муниципальной) собственности на предприятии как имущественный комплекс.

Последняя форма наиболее распространена в отраслях, обеспе­чивающих реализацию социальной функции государства.

Хозяйственные общества, а также государственные (муниципаль­ные) унитарные предприятия в соответствии со ст.50 п.2 Гражданского ко­декса РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ - Часть 1 отнесены к коммерческим юридическим лицам. Эти организации объединяет только общность их основной цели деятельности − наце­ленность на извлечение прибыли.

Следовательно, унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником (ст.113 п.1  Гражданского кодекса РФ). В форме которых могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Градация унитарных предприятий по видам зависит от правово­го режима и закрепленного за ними имущества. Выделяют два ос­новных вида унитарных предприятий: основанные на праве хозяй­ственного ведения (­федеральное госпредприятие и госпредприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие) и на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие).

Наибольший интерес представляют унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (далее — унитарные предприятия), так как именно их деятельность подвергается обязательной аудиторской проверке. Правовое положение таких унитар­ных предприятий отличается определенной спецификой.

Создание унитарного предприятия осуществляется по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, что является исключением из общего правила о регистрационном порядке образования юридических лиц. 

Как и любая коммерческая организация, унитарное предпри­ятие должно иметь фирменное наименование, содержащее слова «унитарное предприятие» и указание на собственника имущества, а также на характер осуществляемой деятельности.

Финансовый аспект взаимоотношений собст­венника имущества с предприятием состоит в том, что первый имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находяще­гося в хозяйственном ведении унитарного предприятия.

Кроме того, имущество унитарного предприятия является неде­лимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками предприятия. Именно это имущество образует уставный фонд и выделяется из соответствующего государ­ственного (муниципального) бюджета.

Из этого отличия следует другая особенность правового поло­жения унитарного предприятия — оно вправе иметь гражданские права и нести обязанности, необходимые только для осуществления целей и задач, предусмотренных уставом.

В отличие от всех остальных видов коммерческих организаций правосубъектность[2] унитарных предприятий является не общей, а специальной. Для этого в учредительных документах таких пред­приятий помимо общих сведений для юридического лица обязательно должны содержаться конкретные сведения о предмете и це­лях их деятельности, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования (в ред. Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ).

Минимальный размер уставного фонда нормативно закреплен и составляет для государственных унитарных предприятий 5000 MPOT, а для муниципальных унитарных предприятий — 1000 MPOT. Кроме того, уставный фонд должен быть полностью сформирован собст­венником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации предприятия. До этого момента унитарные предприятия не способны иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, за исключением тех, которые связаны с соз­данием унитарного предприятия.

Законодательство содержит правила, касающиеся изменения ус­тавного фонда унитарных предприятий. Если по окончании финан­сового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше размера уставного фонда, то орган, уполномоченный создавать та­кие предприятия, обязан произвести уменьшение уставного фонда. При уменьшении стоимости чистых активов до величины, меньшей размера, определенного специальным законодательством о государ­ственных предприятиях, унитарное предприятие может быть ликви­дировано по решению суда или реорганизовано (ст.114 п.5 Гражданского ко­декса РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ - Часть 1). В случае принятия решения об увеличении уставного фонда унитарного предприятия его предельный размер с учетом величины его резервного фонда не может превышать стоимости чистых активов.

Гражданский кодекс не только защищает права унитарного пред­приятия как обладателя ограниченных вещных прав[3] на закрепленное за ним имущество и от посягательств третьих, но и содержит ряд ограничений в отношении владения, пользования и распоряжения закрепленным за предприятием имуществом.

Законодательно установлены ограничения на осуществление сде­лок не только с недвижимым имуществом, но и связанных с предос­тавлением займов, поручительств, получением банковских гаран­тий, уступкой требований, переводом долга, участием в совместной деятельности.

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, могут быть участниками (членами) коммерческих и неком­мерческих организаций, за исключением кредитных организаций. Особенность права унитарных предприятий на участие в иных юри­дических лицах заключается в необходимости учета установленных законом ограничений на распоряжение имуществом. Следователь­но, решение об участии унитарного предприятия в коммерческой организации может быть принято только после полу­чения соответствующего согласия собственника.

Унитарное предприятие законодательно не наделено правом са­мостоятельно создавать в качестве юридического лица другое госу­дарственное (муниципальное) унитарное предприятие. Однако оно может по согласованию с собственником создавать филиалы и пред­ставительства.

Ответственность унитарного предприятия по обязательствам яв­ляется самостоятельной, поскольку собственник имущества такого предприятия не отвечает по его обязательствам, за исключением случаев, когда банкротство предприятия вызвано самим учредителем, имеющим право давать обязательные для предприятия указания или иным образом определять его действия. Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

Особенности правового статуса определяют и особенности управ­ления данными предприятиями. Орган управления унитарного пред­приятия не коллегиальный, а единоличный. Обычно это руководитель предприятия, директор, назначаемый собственником (уполномочен­ным собственником органом). При этом руководитель предприятия подотчетен исключительно собственнику, но не собранию трудово­го коллектива или каким-либо другим органам.

Руководитель унитарного предприятия действует от его имени без доверенности, на принципе единоначалия и несет ответствен­ность перед собственником имущества за последствия своих дейст­вий в соответствии с законодательством и заключенным с ним трудовым контрактом.

Разновидностью унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является муниципальное предприятие. Это коммерческое предприятие, имущество которого находится в собст­венности муниципального образования, осуществляющего местное самоуправление на определенной территории в соответствии с зако­ном от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Муниципальные унитарные предприятия создаются для удовле­творения различных экономических, социальных и бытовых по­требностей муниципальных образований на базе муниципальной собственности. Они осуществляют деятельность в следующих сферах: строительстве, транспортном обслуживании, содержании и использо­вании жилищного фонда, городского коммунального хозяйства, бы­товом обслуживании населения, культуре и др.

2          Особенности проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности унитарных предприятий

2.1         Цели и задачи аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности унитарных предприятий

Финансовый контроль деятельности унитарных предприятий реализуется через государственный,  общественный и аудиторский контроль.

Впервые в порядке эксперимента аудит бухгалтерской отчетно­сти федеральных государственных унитарных предприятий прово­дился в 1999г. Позднее осуществление независимого финансового контроля деятельности данных субъектов хозяйствования было пре­дусмотрено Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»,  а в настоящее время −  Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

Согласно концеп­ции управления государственным имуществом, решение о проведении аудита унитарных предприятий преследовало следую­щие цели:

- сбор и обобщение информации о составе, состоянии, харак­тере и эффективности использования имущества, находящегося в государственной собственности и переданного унитарным предпри­ятиям на праве хозяйственного ведения;

- подтверждение достоверности подготовленной унитарными предприятиями финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех су­щественных аспектах для увеличения инвестиционной привлека­тельности и разработки по результатам аудиторских проверок меро­приятий по повышению эффективного управления государственной собственностью;

- проверка правильности формирования производственной се­бестоимости с точки зрения соответствия действующему законода­тельству и производственной целесообразности;

- оптимизация структуры собственности в интересах обеспече­ния устойчивых предпосылок для экономического роста;

- использование государственных активов в качестве инстру­мента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;

- повышение конкурентоспособности унитарных предприятий и улучшение финансово-экономических показателей их деятельно­сти путем содействия внутренним преобразованиям и прекращения фактов выполнения функций, не свойственных целям функциони­рования.

При принятии данного решения появились трудности, связанные с недостаточностью нормативно-правовой базы, определяющей цели создания и порядок функционирования унитарных предприятий, на­личием особенностей формирования данных бухгалтерского учета, а также отсутствием должной системы внутреннего контроля, ведущей к неоправданным финансовым потерям и ущербу для государства.

Поэтому необходимость аудиторских проверок к рассматриваемому объекту  обусловлена:

- раскрытием экономической природы унитарных предприятий и выявлением современных тенденций их дальнейшего развития;

- выделением особенностей механизма функциониро­вания унитарных предприятий;

- систематизированием факторов, влияющих на порядок формиро­вания данных бухгалтерского учета унитарных предприятий;

- установлением связи между этапами аудита унитарных предпри­ятий (по компонентам) и соответствующими им аудиторскими про­цедурами, позволяющие учитывать влияние факторов, определяющих специфику финансово-хозяйственной деятельности объекта иссле­дования;

- формированием комплекта методических материалов, входящих в состав внутренних стандартов аудита, отвечающий потребностям аудиторских организаций и требованиям примерного технического задания, утвержденного Министерством имуществен­ных отношений РФ.

Информация о работе Особенности аудита унитарных предприятий