Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:40, контрольная работа
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 №307 ФЗ «Об аудиторской деятельности», к организациям, подлежащим обязательному аудиту, отнесены государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, если объем их выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествовавший отчетному год превышает 50 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн. руб. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта РФ финансовые показатели могут быть снижены. Следовательно, у аудиторских организаций появился такой вид субъекта проверки, который обладает специфическими особенностями деятельности и особой правовой формой.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 №307 ФЗ «Об аудиторской деятельности», к организациям, подлежащим обязательному аудиту, отнесены государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, если объем их выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествовавший отчетному год превышает 50 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн. руб. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта РФ финансовые показатели могут быть снижены. Следовательно, у аудиторских организаций появился такой вид субъекта проверки, который обладает специфическими особенностями деятельности и особой правовой формой.
Основной целью аудита унитарных предприятий является получение объективной экономической оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности и достоверности полученной в ходе данной деятельности прибыли (убытка), что в принципе подтверждается положениями концепции, утвержденной Правительством РФ.
Вопросы организации аудита государственных и муниципальных унитарных предприятий теоретически не обобщены, как и не определены методические подходы к проведению их аудита как формы независимого финансового контроля за деятельностью таких хозяйствующих субъектов.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется ее не разработанностью и очевидной практической значимостью решения затронутых проблем.
Участие российского государства в хозяйствующих субъектах на разных уровнях является одним из способов реализации государством в лице Правительства РФ и региональных администраций, а также местных органов власти правомочий[1] собственника имущества в целях пополнения соответствующих бюджетов, решения общих для страны экономических (предприятия атомной, нефтедобывающей, аэрокосмической, военной промышленности) и социальных (предприятия топливно-энергетического комплекса, связи, транспорта) задач.
В настоящее время можно говорить о двух основных формах участия РФ (субъектов Федерации и муниципальных образований) в хозяйствующих субъектах:
1. долевое участие − основывается на обладании государством (муниципалитетом) правом требования к хозяйствующим субъектам и на факте владения определенной долей в уставном капитале;
2. участие в унитарном предприятии основывается на праве государственной (муниципальной) собственности на предприятии как имущественный комплекс.
Последняя форма наиболее распространена в отраслях, обеспечивающих реализацию социальной функции государства.
Хозяйственные общества, а также государственные (муниципальные) унитарные предприятия в соответствии со ст.50 п.2 Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ - Часть 1 отнесены к коммерческим юридическим лицам. Эти организации объединяет только общность их основной цели деятельности − нацеленность на извлечение прибыли.
Следовательно, унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником (ст.113 п.1 Гражданского кодекса РФ). В форме которых могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Градация унитарных предприятий по видам зависит от правового режима и закрепленного за ними имущества. Выделяют два основных вида унитарных предприятий: основанные на праве хозяйственного ведения (федеральное госпредприятие и госпредприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие) и на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие).
Наибольший интерес представляют унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (далее — унитарные предприятия), так как именно их деятельность подвергается обязательной аудиторской проверке. Правовое положение таких унитарных предприятий отличается определенной спецификой.
Создание унитарного предприятия осуществляется по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, что является исключением из общего правила о регистрационном порядке образования юридических лиц.
Как и любая коммерческая организация, унитарное предприятие должно иметь фирменное наименование, содержащее слова «унитарное предприятие» и указание на собственника имущества, а также на характер осуществляемой деятельности.
Финансовый аспект взаимоотношений собственника имущества с предприятием состоит в том, что первый имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия.
Кроме того, имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками предприятия. Именно это имущество образует уставный фонд и выделяется из соответствующего государственного (муниципального) бюджета.
Из этого отличия следует другая особенность правового положения унитарного предприятия — оно вправе иметь гражданские права и нести обязанности, необходимые только для осуществления целей и задач, предусмотренных уставом.
В отличие от всех остальных видов коммерческих организаций правосубъектность[2] унитарных предприятий является не общей, а специальной. Для этого в учредительных документах таких предприятий помимо общих сведений для юридического лица обязательно должны содержаться конкретные сведения о предмете и целях их деятельности, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования (в ред. Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ).
Минимальный размер уставного фонда нормативно закреплен и составляет для государственных унитарных предприятий 5000 MPOT, а для муниципальных унитарных предприятий — 1000 MPOT. Кроме того, уставный фонд должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации предприятия. До этого момента унитарные предприятия не способны иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, за исключением тех, которые связаны с созданием унитарного предприятия.
Законодательство содержит правила, касающиеся изменения уставного фонда унитарных предприятий. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше размера уставного фонда, то орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести уменьшение уставного фонда. При уменьшении стоимости чистых активов до величины, меньшей размера, определенного специальным законодательством о государственных предприятиях, унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению суда или реорганизовано (ст.114 п.5 Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ - Часть 1). В случае принятия решения об увеличении уставного фонда унитарного предприятия его предельный размер с учетом величины его резервного фонда не может превышать стоимости чистых активов.
Гражданский кодекс не только защищает права унитарного предприятия как обладателя ограниченных вещных прав[3] на закрепленное за ним имущество и от посягательств третьих, но и содержит ряд ограничений в отношении владения, пользования и распоряжения закрепленным за предприятием имуществом.
Законодательно установлены ограничения на осуществление сделок не только с недвижимым имуществом, но и связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, уступкой требований, переводом долга, участием в совместной деятельности.
Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, могут быть участниками (членами) коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением кредитных организаций. Особенность права унитарных предприятий на участие в иных юридических лицах заключается в необходимости учета установленных законом ограничений на распоряжение имуществом. Следовательно, решение об участии унитарного предприятия в коммерческой организации может быть принято только после получения соответствующего согласия собственника.
Унитарное предприятие законодательно не наделено правом самостоятельно создавать в качестве юридического лица другое государственное (муниципальное) унитарное предприятие. Однако оно может по согласованию с собственником создавать филиалы и представительства.
Ответственность унитарного предприятия по обязательствам является самостоятельной, поскольку собственник имущества такого предприятия не отвечает по его обязательствам, за исключением случаев, когда банкротство предприятия вызвано самим учредителем, имеющим право давать обязательные для предприятия указания или иным образом определять его действия. Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.
Особенности правового статуса определяют и особенности управления данными предприятиями. Орган управления унитарного предприятия не коллегиальный, а единоличный. Обычно это руководитель предприятия, директор, назначаемый собственником (уполномоченным собственником органом). При этом руководитель предприятия подотчетен исключительно собственнику, но не собранию трудового коллектива или каким-либо другим органам.
Руководитель унитарного предприятия действует от его имени без доверенности, на принципе единоначалия и несет ответственность перед собственником имущества за последствия своих действий в соответствии с законодательством и заключенным с ним трудовым контрактом.
Разновидностью унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является муниципальное предприятие. Это коммерческое предприятие, имущество которого находится в собственности муниципального образования, осуществляющего местное самоуправление на определенной территории в соответствии с законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Муниципальные унитарные предприятия создаются для удовлетворения различных экономических, социальных и бытовых потребностей муниципальных образований на базе муниципальной собственности. Они осуществляют деятельность в следующих сферах: строительстве, транспортном обслуживании, содержании и использовании жилищного фонда, городского коммунального хозяйства, бытовом обслуживании населения, культуре и др.
Финансовый контроль деятельности унитарных предприятий реализуется через государственный, общественный и аудиторский контроль.
Впервые в порядке эксперимента аудит бухгалтерской отчетности федеральных государственных унитарных предприятий проводился в 1999г. Позднее осуществление независимого финансового контроля деятельности данных субъектов хозяйствования было предусмотрено Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», а в настоящее время − Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ.
Согласно концепции управления государственным имуществом, решение о проведении аудита унитарных предприятий преследовало следующие цели:
- сбор и обобщение информации о составе, состоянии, характере и эффективности использования имущества, находящегося в государственной собственности и переданного унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения;
- подтверждение достоверности подготовленной унитарными предприятиями финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных аспектах для увеличения инвестиционной привлекательности и разработки по результатам аудиторских проверок мероприятий по повышению эффективного управления государственной собственностью;
- проверка правильности формирования производственной себестоимости с точки зрения соответствия действующему законодательству и производственной целесообразности;
- оптимизация структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;
- использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
- повышение конкурентоспособности унитарных предприятий и улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям и прекращения фактов выполнения функций, не свойственных целям функционирования.
При принятии данного решения появились трудности, связанные с недостаточностью нормативно-правовой базы, определяющей цели создания и порядок функционирования унитарных предприятий, наличием особенностей формирования данных бухгалтерского учета, а также отсутствием должной системы внутреннего контроля, ведущей к неоправданным финансовым потерям и ущербу для государства.
Поэтому необходимость аудиторских проверок к рассматриваемому объекту обусловлена:
- раскрытием экономической природы унитарных предприятий и выявлением современных тенденций их дальнейшего развития;
- выделением особенностей механизма функционирования унитарных предприятий;
- систематизированием факторов, влияющих на порядок формирования данных бухгалтерского учета унитарных предприятий;
- установлением связи между этапами аудита унитарных предприятий (по компонентам) и соответствующими им аудиторскими процедурами, позволяющие учитывать влияние факторов, определяющих специфику финансово-хозяйственной деятельности объекта исследования;
- формированием комплекта методических материалов, входящих в состав внутренних стандартов аудита, отвечающий потребностям аудиторских организаций и требованиям примерного технического задания, утвержденного Министерством имущественных отношений РФ.
Информация о работе Особенности аудита унитарных предприятий