Основы учета процесса реализации продукции и финансовых результатов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Нормальное функционирование предприятия возможно при условии, что произведенная продукция (работы, услуги) нашли на рынке спрос у покупателей, и за них были получены средства в виде денежного эквивалента. Иначе говоря, предприятие должно реализовывать свою продукцию. Что же собой представляет процесс реализации продукции, его учёт и выявление финансовых результатов? Ответ на этот вопрос и является целью моего исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
1. Учет процесса реализации материально-вещественных и других активов предприятия……………………………………………………………………..5
1.1 Варианты реализации продукции, товаров, услуг (вариант по отгрузке, вариант по оплате)…………………………………………………………..5
1.2 Характеристика счетов, используемых при учете процесса реализации продукции, работ, услуг………………………………………………...6
1.3 Учёт процесса реализации продукции………………………………...9
2 Финансовые результаты хозяйственной деятельности организации. Учет формирования, распределения и использования финансовых результатов от реализации………………………………………………………………14
2.1 Учет процесса формирования финансового результата, его распределения и использования……………………………………………...14
2.2. Нормативно-правовое регулирование учета и отчетности по
финансовым результатам……………………………………………………..19
2.3. Общие сведения об отчетности о реализации продукции, работ, услуг…………………………………………………………………………….21
3.Выручка от реализации продукции. Проблемы ее признания в учете…...24
3.1 Выручка от реализации продукции и её значение…………………...24
3.2. Проблемы признания выручки в учете……………………………….25
Заключение…………………………………………………………………......29
Список использованных источников…………………………………………31

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

Этот критерий считается наиболее приемлемым, поскольку  не затрагивает методов определения  выручки: «по отгрузке» либо «по  оплате», и соответствует международной  практике. Еще одним важным критерием является:

-- право собственности  (владения, пользования и распоряжения на продукцию, товар) должно перейти к покупателю.

Многие отечественные  и зарубежные экономисты в качестве главного критерия для определения  момента реализации выделяют именно изменение права собственности  на реализуемую продукцию. Данный метод является наиболее приемлемым, поскольку соответствует общепризнанному «методу начисления», а также требованиям обособленного отражения имущества и временной определенности хозяйственных операций. [11, с. 62]

Таким образом, дополнив требования признания выручки, установленные в Республике Беларусь, можно сформулировать следующие основные условия, необходимые для отражения в учете выручки от реализации продукции:

    1. право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю;
    2. сумма выручки может быть определена;
    3. организация на основании договора или ином основании, предусмотренном законодательством, имеет право на получение выручки;
    4. расходы, включенные в фактическую себестоимость реализованных товаров, готовой продукции, работ, услуг, определены и соответствуют полученной или подлежащей получению выручке.

Следует отметить, что в большинстве случаев все вышеназванные условия будут выполняться в момент отгрузки готовой продукции покупателю. Таким образом, выручку, отражаемую непосредственно в момент отгрузки готовой продукции, предлагается определить, как «прямую». Но введение в практику бухгалтерского учета расширенного перечня условий признания выручки, нежели просто использование метода «по отгрузке», приведет к возникновению ситуаций, когда хотя бы одно из вышеперечисленных условий не выполняется, а следовательно, выручка по ним не может быть признана непосредственно в момент отгрузки готовой продукции. Для такой выручки предлагается ввести определение «отложенная».

Может быть два  варианта невыполнения требований признания  выручки от реализации продукции:

  1. право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию не перешло от организации к покупателю;
  2. право собственности (владения, пользования, распоряжения) на продукцию перешло от организации к покупателю, но не выполняется одно или несколько остальных условий признания выручки.

В первой ситуации указанная отгруженная продукция продолжает находиться в собственности продавца, а следовательно, должна отражаться в его балансе в составе товарно-материальных ценностей по фактической себестоимости, что, согласно Инструкции по применению Типового плана счетов, находит отражение на счете 45 «Товары отгруженные» до момента признания выручки. При фактической отгрузке готовой продукции производится запись по кредиту счета 43 «Готовая продукция» в корреспонденции с дебетом счета 45 «Товары отгруженные». Но при этом, поскольку продукция отгружена потенциальному покупателю, он несет определенные обязательства (связанные с порчей имущества, необходимостью его возврата либо оплаты после наступления оговоренных в договоре условий, в результате чего продукция перейдет в собственность покупателя), которые, в свою очередь, представляют отложенную выручку.

Однако действующим  законодательством порядок отражения  рассмотренных обязательств и отложенной выручки на счетах бухгалтерского учета  не предусмотрен. Экономистами предлагается отражать обязательства по продукции, отгруженной покупателям, но право собственности на которую сохраняется продавцом до наступления определенных обстоятельств, на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции со счетом 98 «Доходы будущих периодов».  Расходы по отложенной выручке предлагается отражать на счете 97 «Расходы будущих периодов» субсчет «Расходы по отложенной выручке». Учет рассматриваемых расходов не противоречит определению указанных расходов. Так, согласно инструкции по применению Типового плана счетов на счете 97 «Расходы будущих периодов» отражаются расходы ,которые произведены в данном отчетном периоде, но относятся к будущим отчетным периодам. И хотя в Типовом плане счетов не предусмотрена корреспонденция со счетом 90 «Реализация», при этом возможна следующая проводка:

Д-с сч. 92 «Внереализационные расходы»

К-т сч. 97 «Расходы будущих периодов» ,

следовательно, отнесение расходов будущих периодов по отложенной выручке в дебет  счета 90 «Реализация» одновременно с  признанием указанной отложенной выручки  не противоречит методологии бухгалтерского учета.

Внедрение предлагаемых авторами методик учета отложенной выручки максимально приближает учетные записи белорусских предприятий  к нормам Международных стандартов финансовой отчетности в направлении  избежания искажений действительной величины выручки в общепризнанном ее определении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Необходимым условием для  нормального существования предприятия  любой формы собственности, занимающегося  любым видом деятельности, будь то производство товаров, работ или  оказание разного рода услуг является реализация своей продукции. Существует множество определений понятия «реализация», но наиболее точным и емким на взгляд автора является следующее:

Реализация – процесс продажи готовой продукции, товара или выполненных работ и услуг. 

В результате реализации продукции, работ, услуг организация получает финансовые результаты. Это может быть прибыль, и в этом случае организация может направить часть ее на расширение производства, создание фондов и т.д. Также организация может нести убытки. В этом случае убытки финансируются из прибылей прошлых периодов, резервного фонда и т.д. В любом случае задачей учета реализации является точное и правильное определение финансовых результатов, что необходимо как для руководства самой организации, так и для потенциальных инвесторов.

Учет и отчетность по финансовым результатам регулируется государством. Имеется множество нормативно-правовых актов, регламентирующих процесс учета финансовых результатов. В то же время в данных актах имеются некоторые противоречия. Переход же нашей республики к рыночным отношениям и активная интеграция в международную семью требует приближения методики нашего бухгалтерского учета к международным стандартам. Этой проблемой занимаются многие отечественные экономисты. Предлагаются различные варианты признания выручки как одного из определяющих финансовых результатов. Среди экономистов существуют определенные разногласия по этому вопросу, однако любое мнение приближает к главной цели – развитию учета реализации продукции и финансовых результатов в частности и усовершенствованию системы бухгалтерского учета Республики Беларусь в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Малей Е. Выручка от реализации продукции. Проблемы признания в учете // Финансы. Учет. Аудит. 2006. №7
  2. Ладутько Н. И. Бухгалтерский учет. Мн. 2004
  3. Снитко М. А. Теория бухгалтерского учета: учеб. пособие. Мн.: Современная школа, 2006. 218с.
  4. Папковская П.Я. Теория бухгалтерского учета. Мн.: Информпресс, 2005
  5. Экономика // Финансы. Учет. Аудит. 2006. №3
  6. Экономика // Финансы. Учет. Аудит. 2004. №4

     7. Выручка и её отражение в учёте согласно учётной политики организации //Главный Бухгалтер.2004. №31. с.65-66

  1. Инструкция по бухгалтерскому учету «Доходы организации» от 28.12.2003 №181//Главный бухгалтер. 2004. №6, с.18-22
  2. Главный бухгалтер. 2004. №31
  3. Шунько. И Совершенствование учета выручки от реализации как информационного источника формирования финансового состояния // Финансы. Учет. Аудит. 2004. №4. с. 15-17
  4. Малей Е. Выручка как элемент реализации // Финансы. Учет. Аудит. 2005. №9
  5. Камышанов П.И. Бухгалтерский учет: отечественная система и международные стандарты. М.: ФБК-ПРЕСС, 2002
  6. Лесневская Н. Учет реализации и приобретения товаров по договорам комиссии // Налоговый вестник. -2006.-№7
  7. Бухгалтерский и налоговый учет, финансовый анализ и контроль под ред. О.А. Левковича. Мн.: ООО «Элайда», 2006
  8. Левкович О.А. Бухгалтерский учет: учеб. пособие для вузов по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Мн.: Амалфея, 2004

Информация о работе Основы учета процесса реализации продукции и финансовых результатов