Основы судебно-бухгалтерской экспертизы некоммерческих организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 20:36, реферат

Описание работы

В настоящее время Минюст России имеет во всех федеральных округах РФ свои СЭУ, выполняющие судебные экспертизы и экспертные исследования по поручениям судов, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, судебных приставов-исполнителей, нотариусов. Объемы экспертного производства увеличиваются из года в год. Так, СЭУ в 2003 г. выполнили 262 107 экспертиз и экспертных исследований, а в 2004 г. этот показатель увеличился до 286 888. Сегодня структура СЭУ включает в себя следующие организационные уровни:
верхний уровень - специализированное подразделение Минюста России, которое взаимодействует со структурными подразделениями, федеральными и территориальными органами Минюста России и иными учреждениями и организациями в целях обеспечения организационного и методического руководства их деятельностью;
Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте России (РФЦСЭ при Минюсте России);
региональные центры судебной экспертизы (РЦСЭ);
лаборатории судебной экспертизы (ЛСЭ) Минюста России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основы и приоритетные направления развития государственной судебно-экспертной деятельности………………………………………………………5
2. Проблемы судебно-экспертной деятельности в современном мире………..8
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………...16

Работа содержит 1 файл

реферат Макарьева2.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

 Государственное  образовательное учреждение 

высшего профессионального образования

«Северо-Кавказский государственный технический университет» 

Кафедра «Экономики и учета» 
 
 
 

    РЕФЕРАТ 

      по дисциплине: «Основы судебно-бухгалтерской экспертизы некоммерческих организаций»

    на тему: «Основы судебно-экспертной деятельности в РФ» 
     
     

    Выполнила:

    Группа:

    Проверила:  
 
 
 
 

    Ставрополь, 2009 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Основы  и приоритетные направления развития  государственной судебно-экспертной  деятельности………………………………………………………5

2. Проблемы  судебно-экспертной деятельности  в современном мире………..8

Заключение……………………………………………………………………….14

Список  использованной литературы…………………………………………...16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Стремительный рост потребностей современного общества в использовании специальных  знаний в науке, технике, искусстве  или ремесле как в рамках судопроизводства, так и вне этих рамок, позволяет рассматривать сегодня судебную экспертизу как самостоятельный процессуальный и наиболее перспективный механизм защиты прав и свобод граждан и интересов государства. Кроме того, современное законодательство Российской Федерации в рамках проводимой правовой реформы направлено на повышение роли института судебных экспертиз, без которого не может быть раскрыто и расследовано ни одно преступление. Результаты судебных экспертиз, выполненных в рамках, как уголовного, так и других видов судопроизводства, являются научно обоснованными доказательствами, полученными по строгим процессуальным нормам на основе объективных, всесторонних и полных исследований.

       Система судебно-экспертных учреждений (СЭУ) Министерства юстиции Российской Федерации начала создаваться с 20-х гг. прошлого столетия. Наиболее активное развитие система СЭУ получила в 50-е гг., и ее деятельность в то время была главным образом направлена на обслуживание судов и органов прокуратуры. Были созданы несколько лабораторий судебной экспертизы.

       В настоящее время Минюст России имеет во всех федеральных округах РФ свои СЭУ, выполняющие судебные экспертизы и экспертные исследования по поручениям судов, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, судебных приставов-исполнителей, нотариусов. Объемы экспертного производства увеличиваются из года в год. Так, СЭУ в 2003 г. выполнили 262 107 экспертиз и экспертных исследований, а в 2004 г. этот показатель увеличился до 286 888. Сегодня структура СЭУ включает в себя следующие организационные уровни:

  • верхний уровень - специализированное подразделение Минюста России, которое взаимодействует со структурными подразделениями, федеральными и территориальными органами Минюста России и иными учреждениями и организациями в целях обеспечения организационного и методического руководства их деятельностью;
  • Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте России (РФЦСЭ при Минюсте России);
  • региональные центры судебной экспертизы (РЦСЭ);
  • лаборатории судебной экспертизы (ЛСЭ) Минюста России.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Основы и приоритетные направления развития государственной судебно-экспертной деятельности 

       Разработанная в последние годы в Минюсте  России нормативно-правовая база направлена на приведение деятельности государственных  СЭУ Минюста России в соответствие с действующими законодательными нормами Российской Федерации и положениями Федерального Закона № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации.

       Современное состояние и перспективы развития судебной экспертизы отражают, в первую очередь, потребности судебно-следственной практики, обусловленные в основном характером преступлений, уровнем профессионализма следователя и суда, степенью развития института судебной экспертизы как профессиональной систематической деятельности. Реализация потенциальных возможностей СЭУ прямо зависит от подготовленности судебного эксперта и его опыта, условий работы, уровня научно-методического, информационного и технико-инструментального обеспечения.

       В настоящее время в СЭУ Минюста России выполняются судебные экспертизы по родам и видам. Кроме традиционных криминалистических, производятся и новые роды, например, экономическая, компьютерно-техническая, экологическая, психологическая, лингвистическая экспертизы. Увеличение объема экспертного производства по указанным областям в гражданском и арбитражном судопроизводстве является показателем правовой развитости нашего государства.

       Одним из главных принципов судебной экспертизы является принцип независимости  эксперта, заключающийся в том, что эксперт не должен находиться в административной зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. СЭУ Минюста России не подчинены органам дознания, следствия и судам, свободны от какой бы то ни было ведомственной заинтересованности. Именно такой статус СЭУ вместе с оснащенностью современным научным оборудованием, надежной в научном отношении методической базой, а также наличием высококвалифицированного кадрового состава сформировал в обществе, прежде всего у работников правоохранительных органов, заслуженный авторитет системы СЭУ Минюста России как гарантии получения объективных и научно обоснованных доказательств.

       Процесс развития принципа равноправия и  состязательности сторон в судопроизводстве непосредственно связан с ростом внимания к судебной экспертизе, которая может выполняться в Российской Федерации не только государственными судебными экспертами, но и иными лицами, обладающими специальными знаниями, так называемыми «частными экспертами». Однако анализ судебно-следственной и экспертной практики показывает, что качество производства судебных экспертиз в государственных СЭУ несравненно выше. Это обусловлено тем, что, во-первых, обеспечена систематическая профессиональная подготовка и повышение квалификации экспертов, в отличие от эпизодического участия в судопроизводстве лиц, компетентность которых зачастую отставляет желать лучшего. Во-вторых, только в государственных СЭУ имеется нормативно закрепленный многоступенчатый жесткий контроль за качеством профессионального мастерства экспертов, методическим уровнем проводимых экспертных исследований.

       В целом же возможности судебной экспертизы находятся в прямой зависимости  от степени подготовки и опыта  экспертов, условий их работы, полноты научно-методического и информационного обеспечения, обеспеченности инструментальным оборудованием и материалами. Повышение эффективности работы всех указанных элементов и активизации всех ресурсов системы СЭУ Минюста России посредством нормативного регулирования позволяют представить государственную судебно-экспертную деятельность как динамично развивающийся и прогрессивный государственный институт.

       Необходимо  также отметить, что повышение  качества судебно-экспертной деятельности СЭУ Минюста России связано со стремлением к проведению аккредитации СЭУ по международным стандартам, поскольку именно работники СЭУ Минюста России зачастую участвуют как эксперты в судебных заседаниях международных судов. Эти и другие направления являются актуальными задачами, эффективно решаемыми в настоящее время Федеральным межведомственным координационно-методическим советом по судебной экспертизе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2. Проблемы судебно-экспертной деятельности в современном мире 

       Проводимая  в Российской Федерации правовая реформа, направленная на демократизацию уголовного судопроизводства, с одной стороны, и продолжающийся рост преступности - с другой, во многом обуславливают повышенное внимание к использованию доказательств в расследовании и раскрытии преступлений. Как известно, одним из эффективных видов доказательств являются фактические данные, содержащиеся в заключении эксперта, являющемся результатом судебно-экспертной деятельности лица, обладающего специальными знаниями.

       Анализируя  положение судебно-экспертной деятельности в России, можно констатировать, что за последние годы произошли позитивные изменения, в первую очередь, в правовом ее регулировании. Одним из положительных новшеств Уголовно-процессуального кодекса РФ (ст. 57) представляется причисление эксперта к участникам уголовного судопроизводства (в УПК РСФСР отдельной статьей статус эксперта не определялся). Содержится целый ряд позитивных положений в ст.ст. 70, 80, в главе 27 "Производство экспертизы" (ст.195-207) УПК РФ. Сняты многие противоречия и учтены практически все необходимые аспекты судебно-экспертной деятельности во вступившем в силу с 31 мая 2001 года Федеральном законе "О государственной судебно-экспертной деятельности". Получила соответствующее нормативное оформление работа экспертно-криминалистических подразделений силовых структур. Так, в соответствии с приказом МВД России № 366 от 30 мая 2003 года произошла их реорганизация, сопровождаемая выводом экспертно-криминалистической службы из-под прямого подчинения руководителям горрайорганов внутренних дел и образованием экспертно-криминалистических центров при МВД (ГУВД) субъектов Российской Федерации.

       Отмечается  постоянная положительная тенденция  к расширению научно-методической и  технической базы, освоению и производству новых видов судебных экспертиз. Буквально за последнее десятилетие судебно-экспертными учреждениями страны освоены методики производства генотипоскопических, одорологических, психофизиологических, фоноскопических, медико-криминалистических и других экспертиз. На злобе дня - решение вопроса о производстве судебной экспертизы по методике, являющейся результатом интеграции наук, исследующих разные информационные поля одного объекта (например, трасолого-материаловедческая экспертиза целого по частям и др.).

       Перечисленные мероприятия по укреплению правовых, научно-методических основ судебно-экспертной деятельности создают определенные предпосылки для качественного решения главной ее задачи - оказание содействия судам, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретным делам.

       Вместе  с тем, вышеназванные мероприятия  не дадут ожидаемого положительного эффекта без еще одной составляющей судебно-экспертной деятельности - кадрового  ее обеспечения, в отношении которого имеются ряд нерешенных вопросов.

       Приобретение  профессии эксперта - процесс весьма длительный, ответственный и состоит  в освоении "лицом, имеющим определенное образование, навыков применения имеющихся  у него знаний в производстве экспертиз определенного рода, вида, подвида".

       Как известно, подготовка экспертов с  высшим образованием в области традиционных криминалистических экспертиз осуществляется только в высших учебных заведениях МВД России: Волгоградской и Московской юридических академиях, Саратовском юридическом институте МВД РФ. По окончания пятилетнего обучения в данных вузах выпускники получают диплом по специальности 350600 - "Судебная экспертиза" с правом производства семи родов экспертиз: трасологических, дактилоскопических, баллистических, холодного оружия, портретных, почерковедческих, технико-криминалистических экспертиз документов.

       Как показывает практика, эти выпускники на хорошем уровне знают теоретические разделы криминалистики, уголовного права, уголовного процесса, имеют отличные показатели в огневой и физической подготовке. Однако глубокие практические знания ограничиваются двумя-тремя из перечисленных родов экспертиз. При этом степень владения методами естественных и технических наук, применяемых при производстве криминалистических экспертиз, крайне низка. Для многих из них, в совершенстве владеющих методами криминалистической фотографии, методами работы со сравнительными микроскопами, вызывает затруднение работа с электронным микроскопом, с аппаратами лазерного сканирования и другим современным оборудованием, стоящим на вооружении судебно-экспертных учреждений.

       Аналогичное положение, но с противоположным  уклоном, наблюдается в подготовке судебных экспертов других специальностей. Вузы нашей страны не готовят судебных экспертов-химиков, экспертов-биологов, экспертов-экономистов и т.д. Специалисты-физики, химики, экономисты и другие - набираются в судебно-экспертные учреждения из числа выпускников гуманитарных и технических вузов. Поэтому они не знают даже основ криминалистики, уголовного права, теории судебной экспертизы. Естественно, что навыки и знания, необходимые в практической экспертной деятельности, ими приобретаются лишь по прошествии нескольких лет работы в должности, в течение которых постоянно ощущается недостаток знаний юридических наук.

Информация о работе Основы судебно-бухгалтерской экспертизы некоммерческих организаций