Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 12:49, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических основ организации бухгалтерского финансового учета на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
выяснить, как осуществляется нормативное регулирование бухгалтерского учета;
выявлять значение учетной политики для предприятия;
изучить основы организации бухгалтерской службы;
рассмотреть, как осуществляется организация учетного процесса в подразделениях предприятия и в центральной бухгалтерии, а также на базе АРМ бухгалтера.
Введение…………………………………………………………………….….3
Теоретические основы и нормативное регулирование финансового учета………………………………………………………...……………….5
Основы организации финансового учета на предприятии………….11
2.1 Учетная политика предприятия……………….……………..…………11
2.2 Основы организации бухгалтерской службы………………………..13
2.3 Организация учетного процесса в центральной бухгалтерии и подразделениях предприятия……………...………………………………..16
2.4 Организация финансового учета на базе АРМ бухгалтера……….18
3 Расчетная часть……………………………………………………………21
Выводы и предложения…………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………………...…35
Приложения
2.1
Учетная политика предприятия
Многоукладная экономика, представленная различными формами и видами хозяйствования, а также экономическими методами управления организациями (предприятиями) и их сегментами, предполагает коренное преобразование системы бухгалтерского учета с использованием прогрессивных методов и международного опыта.
В соответствии с действующим законодательством бухгалтерский учет в организациях (предприятиях) должен вестись на основании учетной политики, сформированной в соответствии с ПБУ 1/98 «Учетная политика организации». Согласно данному положению под учетной политикой организации понимается принятая ее совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы [3].
Содержание учетной политики оказывает влияние на имущественное и финансовое положение предприятия, на величину таких показателей, как себестоимость и прибыль, на движение денежных потоков и так далее. Через учетную политику предприятие может рационализировать материальные и денежные затраты, получить дополнительные ресурсы для производственного развития, уменьшать налоговые платежи.
При формировании учетной политики учитывается отраслевая специфика, организационно-правовая форма предприятия, налоговый режим, характер и объемы деятельности предприятия, перспективы экономического развития, структура бухгалтерской службы и квалификация персонала, возможности использование современных технологий в организации учетных работ.
Содержание учетной политики оформляется специальным внутренним документом – приказом об учетной политике. Формируется учетная политика главным бухгалтером организации на основе ПБУ 1/98 и утверждается руководителем организации.
При этом утверждается:
При формировании учетной политики необходимо исходить из следующих принципов:
Необходимо отметить, что принципы и правила ведения учета, отработанные организацией при формировании учетной политики, применяются всеми ее структурными подразделениями.
Изменения в учетной политике в течение текущего года допускаются в случаях: реорганизации экономического субъекта; смены собственника; изменений в законодательстве Российской Федерации или в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета.
После
утверждения руководителем организации
(предприятия) учетная политика
и приложения к ней должны
быть доведены до каждого
бухгалтера и других работников
организации, отвечающих за
оформление хозяйственных операций.
То есть можно сказать, что
учетная политика самым непосредственным
образом оказывает влияние на деятельность
бухгалтерской службы предприятия,
об организации которой пойдет
речь ниже.
2.2
Основы организации бухгалтерской
службы
Бухгалтерский учет в организации (предприятии) осуществляется бухгалтерией, являющейся самостоятельным структурным подразделением или централизованной бухгалтерией. При отсутствии бухгалтерской службы бухгалтерский учет и составление отчетности могут осуществляться аудиторской фирмой или другой сторонней организацией на договорных началах.
Руководитель предприятия должен создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить обязательное выполнение всеми подразделениями и службами, а также работниками, имеющими отношение к учету, требование главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.
При организации бухгалтерской службы необходимо учесть организационные и производственные особенности предприятия, выяснить его организационную структуру, взаимосвязь отдельных частей, их территориальное расположение, учесть особенности технологии производства и тому подобное. Это позволит определить сведения и сроки, необходимые для обеспечения контроля за хозяйственной деятельностью, содержание внутренней отчетности, объекты учета для записи их в соответствующие регистры, формы документов, порядок их составления, обработки и утверждения, спроектировать рациональный документооборот.
Для определения объема работ и характера учетной работы составляют перечень всех учетных операций, подлежащих выполнению за месяц, и устанавливают норму времени выполнения каждой операции, и это в свою очередь позволит определить штат работников в бухгалтерии.
Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского учета большое значение имеет разработка плана его организации, который состоит из следующих элементов: план документации и документооборота; план инвентаризации; план счетов; план отчетности; план технического оформления учета; план организации труда работников бухгалтерии.
В плане документации выявляют документы для учета хозяйственных операций.
Большое внимание уделяется документообороту. В графике документооборота определяются лица, ответственные за оформление документов, а также порядок, место, время прохождения документа.
В плане инвентаризации определяют порядок, формы и сроки проведения плановых и внеплановых инвентаризаций.
В плане отчетности определяют формы, отчетный период, за который составляется та или иная форма отчета и т.д. План отчетности состоит из двух частей: в первой части содержаться необходимые сведения по отчетности, представляемой внешним пользователем, во второй - по отчетности, получаемой от отдельных подразделений предприятия.
В плане технического оформления учета дают подробную характеристику формы учета, которая будет применена на данном предприятии.
В плане организации труда работников бухгалтерии выявляют структуру аппарата бухгалтерии и штат бухгалтерии, разрабатывают должностные инструкции.
Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением (службой) и не должна входить в состав другой части (службы) предприятия. Структура бухгалтерского аппарата зависит от условий организации и технологии производства, объема учетной работы и наличия технических средств учета.
Существует три типа организации структуры бухгалтерий: линейная (иерархическая), по вертикали (линейно-штабная) и комбинированная (функциональная).
При линейной организации все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру. Такая структура применяется на небольших предприятиях с численностью службы до 6-10 человек.
При организации аппарата бухгалтерии по вертикали создаются промежуточные звенья управления (отделы, бюро, секторы, группы), возглавляемые старшими бухгалтерами. Распоряжения главного бухгалтера в этом случае передаются старшим бухгалтерам соответствующих звеньев управления, которые определяют конкретных исполнителей и контролируют выполнение работ. Этот тип применяется на средних и крупных предприятиях.
Общая схема структуры бухгалтерии приведена на рисунке 1.
При
установлении структуры аппарата
бухгалтерии и форм его связи
с отдельными частями предприятия
необходима централизация или децентрализация
бухгалтерского учета.
Рис. 1 Структура бухгалтерского аппарата организации
Организация учетного процесса на предприятиях может строиться на принципах полной централизации, децентрализации, частичной децентрализации.
Полная централизация учетного процесса заключается в том, что весь учетный процесс сосредоточен в центральной бухгалтерии. В подразделениях хозяйства, в бригадах, на фермах ведется лишь первичный учет. Заполненные первичные документы поступают в центральную бухгалтерию, где их проверяют, обрабатывают, сверяют и все записи вносят в учетные регистры.
Полная децентрализация учетного процесса на предприятиях применяется очень редко. Она состоит в том, что в каждом подразделении хозяйства ведется полный цикл учетных работ от заполнения первичных документов до оформления всех учетных регистров и составления баланса. За центральной бухгалтерией предприятия в этом случае закреплен лишь свободный учет по хозяйству в целом с составлением сводного баланса.
Более распространенной является частичная децентрализация. В этом случае в подразделениях предприятия (отделениях, участках, бригадах, фермах) ведется документальное оформление хозяйственных операций, группировка и сводка документов вплоть до составления производственных отчетов или лицевых счетов подразделений. Здесь же, как правило, начисляется заработная плата и составляются платежные ведомости. Отражение совершенный операций в регистрах бухгалтерского учета производится в центральной бухгалтерии предприятия на основании представляемых из подразделений производственных, материальных отчетов и других сводных документов с приложенными к ним первичными документами.
Однако с внедрением автоматизированного учета, а также цеховой структуры управления производством все большее применение находит организация учетного процесса, основанная на принципах централизации. Централизация учетной работы позволят получать результатную информацию в наиболее короткие сроки при наименьших затратах труда и средств. Кроме того, централизация учета обеспечивает боле квалифицированное руководство им и создает благоприятные условия для внедрения прогрессивных форм и методов учета.
Информация о работе Основы организации бухгалтерского финансового учета на предприятии