Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:03, курс лекций
Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.
Введение
Глава 1. История бухгалтерского учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 2. Бухгалтерский учет как составной элемент экономической
системы коммерческого предприятия
2.1. Сущность коммерческого предприятия
2.2. Организационные формы коммерческих предприятий
2.3. Внешняя среда предпринимательства
2.4. Простая методика выбора партнера по финансовому бизнесу
2.5. Внутренняя среда предпринимательства
2.6. Управление предприятием - менеджмент
2.7. Организация сбыта продукции (работ, услуг) - маркетинг
2.8. Ценообразование
2.9. Кадровая политика предприятия
2.10. Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии и роль
главного бухгалтера
Контрольные вопросы по теме
Глава 3. Основные положения бухгалтерского учета
3.1. Предмет и метод бухгалтерского учета
3.2. Принципы бухгалтерского учета
3.3. Счета и двойная запись
3.4. Типы хозяйственных операций
Контрольные вопросы по теме
Глава 4. Организация бухгалтерского учета на предприятии
4.1. Права и обязанности главного бухгалтера
4.2. Формы ведения бухгалтерского учета
4.3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.4. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.5. Форма бухгалтерского учета "Журнал-Главная"
4.6. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий
4.7. Автоматизированная форма бухгалтерского учета
4.8. План счетов бухгалтерского учета
4.9. Сроки хранения бухгалтерской документации
4.10. Унифицированные формы первичных учетных документов
4.11. Специфика забалансового учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 5. Учет долгосрочных (Внеоборотных) активов
5.1. Понятие амортизации долгосрочных активов
5.2. Учет основных средств
5.2.1. Поступление основных средств
5.2.2. Возведение титульных сооружений капитального характера
5.2.3. Эксплуатация основных средств
5.2.4. Переоценка объектов основных средств
5.3. Амортизация основных средств
5.3.1. Общие положения
5.3.2. Способы начисления амортизации
5.4. Аренда и лизинг основных средств
5.5. Выбытие основных средств
5.6. Главные документы по учету основных средств
5.7. Операции с нематериальными активами
5.7.1. Особенности учета организационных расходов и деловой
репутации фирмы
5.7.2. Амортизация нематериальных активов
5.7.3. Передача нематериальных активов по лицензионному договору
5.7.4. Выбытие нематериальных активов
5.8. Долгосрочные финансовые вложения
5.8.1. Учет ценных бумаг
5.8.2. Учет вкладов в уставный капитал других организаций
5.8.3. Учет совместной деятельности
5.8.4. Учет займов, предоставляемых другим организациям
5.8.5. Методы оценки инвестиционных проектов
5.9. Учет капитального строительства
5.10. Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы
Контрольные вопросы по теме
Глава 6. Учет материалов
6.1. Общие положения
6.2. Отражение жизненного цикла материалов
6.3. Использование понятия учетных цен
6.4. Учет налога на добавленную стоимость по приобретенным
материальным ценностям
6.5. Особенности учета тары
6.6. Инвентаризация материалов
6.7. Основные документы по учету материалов
Контрольные вопросы по теме
Глава 7. Учет животных, находящихся на выращивании и откорме
Контрольные вопросы по теме
Глава 8. Учет затрат на производство
8.1. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
8.2. Методы калькуляции продукции
8.3. Попроцессный метод калькуляции продукции
8.4. Позаказный метод калькуляции продукции
8.5. Нормативный метод калькуляции продукции
8.6. Порядок включения затрат в себестоимость продукции
8.6.1. Материальные расходы
8.6.2. Расходы по оплате труда
8.6.3. Отчисления на социальное страхование и обеспечение
8.6.4. Амортизационные отчисления
8.6.5. Прочие расходы
8.6.6. Порядок признания расходов, включаемых в себестоимость
8.6.7. Расходы, не учитываемые в себестоимости продукции (работ,
услуг)
быть специалистом того дела, ради которого организовано производство;
знать конъюнктуру рынка своей продукции (работ, услуг), изучать ее, уметь рекламировать свою продукцию и реализовывать ее;
уметь извлекать прибыль, составлять капитал и инвестировать его.
Если у предприятия несколько собственников, они могут сочетать и дополнять друг друга в области предпринимательских, организаторских и профессиональных качеств. Если оно сформировано по акционерному типу с большим количеством участников, доля ответственности каждого существенным образом уменьшается. Однако это не значит, что такому предприятию легче осуществлять деятельность. Напротив, для успеха дела большинство его членов должны делегировать свои полномочия (обычно так это и происходит) наиболее сильным лидерам, которые могут представлять соответствующий орган в виде правления.
2.2. Организационные формы коммерческих предприятий
В экономической жизни государства происходит постоянное взаимодействие отдельных граждан (физических лиц), а также различных коллективных образований, создаваемых ими. Основное место в нем занимают имущественные отношения, т.е. отношения, выступающие в товарно-денежной форме и связанные с обладанием и распоряжением вещами, деньгами, ценными бумагами и имущественными правами. Поэтому участниками экономического взаимодействия могут быть только самостоятельные и независимые собственники имущества. Коллективные образования могут быть признаны субъектами хозяйственных отношений лишь в том случае, если они имеют законное право на независимое от отдельных участников имущество. Такое коллективное образование носит название "юридического лица".
Согласно ГК РФ юридическим лицом считается организация, имеющая в собственности, в хозяйственном ведении или в оперативном управлении обособленное имущество. Эта организация отвечает данным имуществом по своим обязательствам перед различными физическими и юридическими лицами. Кроме того, она имеет фирменное наименование; может приобретать от своего имени и осуществлять имущественные и личные неимущественные права; выступать, как единое целое и защищать свои интересы в суде или предстать перед ним в качестве ответчика.
Уставный капитал коммерческого предприятия - это то обособленное имущество, в рамках которого оно обычно начинает свою рисковую деятельность. В дальнейшем данное имущество наращивается за счет прибыльной работы. Учредители, как правило, не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (если иное не предусмотрено учредительными документами). Исключения составляют случаи, оговоренные ГК РФ для разных типов юридических лиц. Например, если банкротство юридического лица вызвано ошибками учредителей, имеющих право отдавать обязательные распоряжения, то на них в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена ответственность по его обязательствам.
Как известно, конкретной целью любой коммерческой фирмы является получение максимальной прибыли при изготовлении товаров, проведении работ и оказании услуг. Но способы ее достижения могут быть разными. Им соответствуют и разные формы организации экономической деятельности. Это могут быть:
хозяйственные товарищества и общества;
производственные кооперативы;
государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Кроме того, некоторые виды предпринимательской деятельности возможны и в некоммерческих организациях, например, в потребительских кооперативах. Там эта деятельность в соответствии с ГК РФ имеет определенные рамки.
Коммерческие предприятия могут заниматься любым видом деятельности, не запрещенным законом. Однако на практике существуют определенные ограничения, обусловленные тем, что целый ряд видов работ, услуг и типов производств требует специальных навыков, квалификации и условий. Несоблюдение их может привести к неоправданным потерям материального, морального и социального характера, как для отдельных граждан, так и для общества в целом. Поэтому на некоторые виды деятельности, например на ведение строительных работ, на изготовление и продажу пищевых продуктов, на валютные операции, на образовательную деятельность и т.п., требуется получить специальную лицензию.
Хозяйственные товарищества и общества - это коммерческие предприятия, уставный капитал которых разделен на определенные доли. Каждая доля - это вклад учредителя. Пропорционально этим вкладам делятся и доходы участников. Имущество на сумму уставного капитала, а также приобретенное за время хозяйствования, принадлежит данному виду предприятия на правах собственности. Товарищества подразделяются на полные и товарищества на вере. Общества подразделяются на общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, а также на акционерные общества. Последние бывают открытого и закрытого типов.
Часть хозяйственных товариществ и обществ, согласно ГК РФ, несет ответственность перед своими кредиторами не только в размере имущества предприятия, но и отвечает личным имуществом учредителей в размерах, пропорциональных вкладам в уставный капитал. Это относится ко всем членам полного товарищества, к полным товарищам в товариществах на вере и ко всем учредителям обществ с дополнительной ответственностью. Собственники обществ с ограниченной ответственностью и учредители акционерных обществ исполняют обязательства по своим долгам только в размерах своих вкладов в уставный капитал.
Общества и акционерные общества имеют важное отличие. Участники общества вносят свои паи и получают доходы (дивиденды), пропорциональные этим паям. Участники акционерного общества приобретают на свои паи ценные бумаги предприятия - акции. Они получают свои дивиденды пропорционально количеству акций. Акционерное общество может быть открытого и закрытого типа. Акционерное общество открытого типа предполагает в своем уставе, что его участники могут отчуждать свои акции и продавать их независимо от других членов, поэтому оно обязано публиковать свой годовой бухгалтерский баланс и отчетность в открытой печати. В акционерном обществе закрытого типа акции распространяются только между его членами.
Производственные кооперативы - это коммерческие предприятия в виде добровольных объединений граждан, созданные для совместной производственной и хозяйственной деятельности. Пай члена кооператива состоит из паевого взноса и части накопленного в ходе деятельности имущества, исключая неделимый фонд, который необходим для полноценной производственной деятельности. Кооператив отвечает по своим обязательствам перед кредиторами всем принадлежащим имуществом. Ответственность членов носит субсидиарный характер, т.е. если один или несколько членов не являются платежеспособными, их долги должны погасить остальные члены в порядке, предусмотренном уставом кооператива. На неделимый фонд кооператива нельзя обращать взыскание по личным долгам членов кооператива.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия - это коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними имущество. Имущество данных предприятий неделимо и не может распределяться по вкладам (долям, паям). Оно находится в государственной или муниципальной собственности. Распоряжаться им (или его частью) предприятия могут только с согласия собственников.
Некоммерческие организации - это организации, не имеющие целью своей деятельности извлечение прибыли и предназначенные для удовлетворения социальных, благотворительных, образовательных, научных, оздоровительных, духовных и иных материальных потребностей своих членов. Они включают: потребительские кооперативы и общества; общественные и религиозные организации (объединения); фонды и прочие подобные объединения граждан. Данные организации могут заниматься коммерческой деятельностью в рамках тех целей, во имя которых они созданы. В соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ (в редакции от 21.03.2002 г.) их прибыль не может распределяться между участниками. Исключение составляют потребительские кооперативы и общества, на которых данный закон не распространяется.
2.3. Внешняя среда предпринимательства
Любое коммерческое предприятие функционирует в двух состояниях: как замкнутая внутренняя система и как элемент общей экономической системы государства. В этом смысле можно говорить о внутренней и внешней среде предпринимательства.
Внешняя предпринимательская среда характеризуется следующими элементами, существенно влияющими на деятельность предприятия:
экономическое состояние и обстановка в обществе;
политическая ситуация;
правовая система государства;
социально-культурная среда;
технологическая сфера;
физическая и географическая среда;
партнерская финансово-техническая сфера.
Экономическое состояние определяет общее положение доходов и расходов граждан, вид и характер их потребностей, а также их возможности как покупателей. Она характеризуется определенным уровнем заработной платы и безработицы в стране и в конкретном регионе; оказывает влияние на степень доступности денежных ресурсов, на величину процентов, которые можно получить на вложенный капитал; определяет цены на сырье, материалы и другие элементы производства.
Политическая ситуация оказывает существенное воздействие на предприятие через экономическую обстановку. Как известно, политика - это концентрированное выражение экономики. Правительство при помощи экономических мероприятий проводит свои политические цели и задачи. Развитие экономики и степень ее управляемости также находятся в сильной зависимости от степени политизации всего общества и наличия конструктивной оппозиции власти.
Правовая система государства теснейшим образом связана с двумя вышеназванными сферами воздействия на предприятие. Наличие развитой правовой основы коммерческой деятельности в совокупности с отработанным налоговым законодательством во многом способствуют динамичной и прибыльной работе коммерческих фирм и общему экономическому подъему государства.
Среди совокупности трех рассмотренных выше факторов предпринимательской среды правовая система в России до настоящего времени остается чрезвычайно слабым звеном, оказывающим негативное влияние на развитие коммерческих предприятий, в частности на организацию бухгалтерского учета. Нынешняя правовая база финансово-экономической деятельности предприятий характеризуется:
нестабильностью действия нормативных актов;
чрезмерной жесткостью налоговой политикой.
В такой обстановке бухгалтер должен тщательно следить за выходящими законодательными актами, постоянно переделывать или существенно корректировать бухгалтерскую документацию и расчеты, изыскивать малейшие возможности для уменьшения налоговых платежей. Последние, по мнению авторитетных специалистов, превосходят реальные возможности предприятий. В результате законопослушная часть общества вынуждена искать пути к уклонению от части платежей, чтобы снизить налоговое бремя.
Социально-культурная среда определяет вид и цену товаров, потребляемых в обществе и в отдельных группах покупателей. Элементы этой среды (образование, культура, нравственные нормы и религиозные традиции) оказывают непосредственное влияние на потребительский спрос и отношение отдельных работников к своим трудовым обязанностям. Социально-культурная среда - чрезвычайно тонкая сфера человеческих отношений. Общество через государственные институты должно оказывать на нее регулирующее воздействие. В противном случае стихия рынка с ее конкуренцией и достаточно жесткой борьбой может сместить нравственные ориентиры в область борьбы за выживание и деформировать общественное сознание.
Технологическая среда отражает уровень научно-технического развития и воздействует на коммерческие предприятия в двух направлениях. Так, повышение автоматизации производства, контроля и управления, внедрение информационных технологий улучшает характеристики и уменьшает сроки изготовления продукции, снижает потребность в рабочей силе и переориентирует общество на качественное изменение профессионального мастерства. Например, в России в настоящее время, в связи с массовым внедрением персональных компьютеров в практику бухгалтерского учета, требования к бухгалтерам существенно повысились с одновременным повышением и уровня оплаты их труда.
Физическая или географическая среда характеризует возможности коммерческой фирмы, функционирующей в конкретном регионе, определяет, какое сырье, какие энергоресурсы, какой вид транспорта выгоднее использовать, в каких условиях хранить и перерабатывать сырье, где и как набирать рабочую силу, как ее доставлять к месту производства, с какими поставщиками иметь дело.
Партнерская финансово-техническая сфера определяет финансовые, оперативные и деловые возможности предприятий. Она включает:
предприятия-поставщики;
предприятия-покупатели;
банки;
страховые компании;
аудиторские и нотариальные конторы;
транспортные фирмы;
рекламные бюро;
организации средств связи и коммунальных услуг;
информационные службы;
другие субъекты хозяйственных отношений.
Все участники данной сферы могут оказывать существенное влияние на конечный финансовый результат работы предприятия. По этой причине на ряде предприятий в бухгалтерии созданы специальные отделы, отвечающие за работу с ними. Эти подразделения часто носят название "отделы расчетов с дебиторами и кредиторами".
Выбору партнеров в бизнесе со стороны руководителя и главного бухгалтера всегда уделяется особое внимание. Договор с ненадежным поставщиком или партнером - один из серьезнейших промахов, за который нередко жестоко расплачивается предприятие. За границей данную проблему стараются решать тремя способами:
всегда иметь дело только с постоянными и проверенными клиентами;
большинство договоров заключать с дополнительной подстраховкой в виде оговорок и специальных форм оплаты. При этом для защиты от возможных рисков привлекать страховые компании;
пользоваться платными услугами банков по предоставлению информации о финансовом состоянии предполагаемого партнера.