Автор: Галина Зыкова, 10 Июня 2010 в 20:34, лекция
Сущность бух учета, особенности, задачи, функции, предмет, методы и т.п.
Тема
1: Основы бухгалтерского
учета
1. Сущность и основные задачи бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет представляет собой систему регистрации, обработки и получения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях хозяйствующего субъекта. Главная цель бухгалтерского учета — формирование полной и достоверной информации для внешних пользователей, обеспечение ею внутренних и внешних пользователей, анализ информации для выявления тенденций развития предприятий и для принятия управленческих решений.
Основные задачи бухгалтерского учета:
- формирование полной, достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности организаций;
- контроль за соблюдением законодательства;
- контроль за наличием и движением имущества, за использованием материальных, трудовых ресурсов в соответствии с нормами и сметами;
- выявление внутрипроизводственных резервов и их эффективное использование;
- контроль оплаты труда работникам организации;
- своевременное и точное определение фактических затрат (на производство товаров, работ, услуг);
- точный учет финансовых результатов (прибыли, убытков);
- правильное исчисление и своевременное перечисление в бюджет налоговых платежей;
- своевременное исполнение обязательств перед органами социального страховании, банком, поставщиками, подрядчиками, заказчиками, покупателями и учредителями;
- своевременное взимание дебиторской задолженности;
- получение необходимых данных для составления балансов и отчетов и своевременное их предоставление в соответствующие органы.
Учетная информация должна быть максимально доступной для руководителей, учредителей, участников и собственников имущества организации.
В системе управления бухгалтерский учет выполняет ряд функций:
- контрольную;
- информационную;
- обеспечения сохранности собственности;
- обратную связь всех уровней управления;
- аналитическую.
На
практике реализация этих функций базируется
на использовании данных бухгалтерских
документов.
2. Объекты бухгалтерского учета и их классификация
Бухгалтерский учет является процессом профессиональной деятельности, преследующей определенные управленческие цели. Как и любой вид деятельности, он может быть охарактеризован с помощью ее объекта, предмета, метода, а также субъектов, осуществляющих эту деятельность.
Объектами бухгалтерского учета являются:
- хозяйственные средства предприятия (организации);
- источники формирования хозяйственных средств (собственный и заемный капитал);
- хозяйственные процессы (хозяйственные операции), вызывающие изменения хозяйственных средств и источников их формирования.
Предметом бухгалтерского учета является финансово-хозяйственная деятельность предприятия, выраженная в денежной оценке, которая состоит:
- из имущества, находящегося в виде средств и обязательств;
- из движения имущества через хозяйственные операции в сфере снабжения, производства и продажи продукции;
- из результатов деятельности предприятия.
Для понимания сущности бухгалтерского учета важно знать, что имущество предприятия как объект бухгалтерского учета отражается одновременно в двух формах:
1 в форме состава хозяйственных средств (актив);
2 в форме источников их образования (пассив).
Так как отражение хозяйственных средств по составу и по источникам их образования в бухгалтерском учете производится одновременно в денежном измерении, то справедливо выражение: актив равен пассиву.
Хозяйственные
средства делятся на две группы:
внеоборотные активы и оборотные активы.
В свою очередь, оборотные активы можно
подразделить на оборотные фонды и фонды
обращения. В таблице 1 дана классификация
хозяйственных средств организации по
их составу и размещению.
|
Любая
организация для осуществления хозяйственной
деятельности использует материальные
и денежные средства, которые формируются
из различных источников. Источники формирования
хозяйственных средств делятся на две
группы: собственный капитал и заемный
капитал. В таблице 2 дана классификация
источников формирования хозяйственных
средств по их видам и целевому назначению.
Собственный капитал | Заемный капитал |
Уставный
капитал
Добавочный капитал Нераспределенная прибыль (отчетного года и прошлых лег) Резервный капитал Целевые финансирования и поступления |
Краткосрочные
и долгосрочные кредиты банка
Другие краткосрочные и долгосрочные займы Кредиторская задолженность Обязательства по распределению (задолженность по оплате труда, задолженность в бюджет и органам социального страхования) |
Хозяйственная операция — это факт хозяйственной деятельности, процесс, результатом которого являются изменения в составе имущества организации. При этом хозяйственные операции могут затрагивать только хозяйственные средства или только источники их образования, или же одновременно и хозяйственные средства и источники их образования.
В зависимости от рода деятельности в каждой организации осуществляются различные хозяйственные процессы, к которым, например, в промышленности относятся материальное снабжение, производство готовой продукции и ее продажа. В итоге хозяйственных процессов складываются определенные финансовые результаты деятельности предприятия — прибыли, убытки, доходы, расходы. Основными хозяйственными процессами организации являются процесс заготовления (результат – экономия или перерасход), производства (результат – экономия или перерасход) и процесс продажи (результат – прибыль или убыток).
Бухгалтерский
учет объединяет все хозяйственные
процессы организации в единую финансовую
систему, упорядочивая тем самым ее деятельность.
Хозяйственные средства и их источники,
хозяйственные процессы и финансовые
результаты деятельности организации
выступают в качестве конкретных объектов
бухгалтерского учета.
3. Метод бухгалтерского учета и его основные элементы
Метод бухгалтерского учета — это совокупность приемов и способов накопления, обработки и группировки бухгалтерской информации.
В бухгалтерском учете выделяют несколько основных элементов метода, которые применяются всеми организациями независимо от видов их деятельности и форм собственности. К ним относятся: бухгалтерский баланс, система бухгалтерских счетов, двойная запись, оценка, калькуляция, документация, инвентаризация, отчетность.
Бухгалтерский баланс — это система накопления и экономической группировки информации о состоянии имущества организации на определенный момент времени по двум признакам:
- по составу и размещению хозяйственных средств;
- по источникам их формирования на определенный момент времени.
Система бухгалтерских счетов применяется в межбалансовый период для накопления информации об объектах хозяйственных средств и источниках их формирования.
Двойная запись заключается в том, что при записи информации на бухгалтерские счета в течение отчетного периода каждую сумму записывают дважды: по дебету одного и кредиту другого счета.
В
бухгалтерском учете под оценко
Калькуляция — это способ исчисления в денежном выражении затрат на приобретение или изготовление одной единицы материальных ценностей или других объектов бухгалтерского учета.
Документация — это способ накопления бухгалтерской информации на бумажных носителях, которые могут изготавливаться ручным или электронным методами.
Инвентаризация — это периодическая проверка в натуре и составление описей фактического наличия и состояния материальных ценностей, денежных средств, расчетов и финансовых результатов.
Отчетность
— это заключительный этап всего цикла
учетных работ. Представляет собой систему
показателей хозяйственной деятельности
организаций за определенный период времени
и показатели состояния имущества организации
за отчетный период.
4.
Система нормативного
регулирования бухгалтерского
учета в России.
Уровень | Наименование уровня | Документы | Органы, принимающие документы |
1 | Законодательный | ФЗ, Постановления Правительства, Указы | Федеральное собрание, Президент, Правительство |
2 | Нормативный | ПБУ (МСФО) | Минфин РФ, ЦБ РФ |
3 | Методический | Нормативные акты, Методические указания | Минфин РФ, Федеральные органы исполнит. власти, Консультац. фирмы |
4 | Организационный | Организац.-распорядит. документы организации (учетная политика, приказы, распоряжения руков.) | Организац. и консультац. фирмы |
5. Порядок организации бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет в организациях устанавливается самим предприятием, исходя из особенностей его деятельности и выбранной учетной политики. При этом возможны три варианта построения бухгалтерской службы.