Основы бухгалтерского учета

Автор: Галина Зыкова, 10 Июня 2010 в 20:34, лекция

Описание работы

Сущность бух учета, особенности, задачи, функции, предмет, методы и т.п.

Работа содержит 1 файл

Лекция 1 Основы бухгалтерского учета.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

       Тема 1: Основы бухгалтерского учета 

       1. Сущность и основные задачи бухгалтерского учета

       Бухгалтерский учет представляет собой систему регистрации, обработки и получения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях хозяйствующего субъекта. Главная цель бухгалтерского учета — формирование полной и достоверной информации для внешних пользователей, обеспечение ею внутренних и внешних пользователей, анализ информации для выявления тенденций развития предприятий и для принятия управленческих решений.

       Основные  задачи бухгалтерского учета:

       - формирование полной, достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности организаций;

       - контроль за соблюдением законодательства;

       - контроль за наличием и движением имущества, за использованием материальных, трудовых ресурсов в соответствии с нормами и сметами;

       - выявление внутрипроизводственных резервов и их эффективное использование;

       - контроль оплаты труда работникам организации;

       - своевременное и точное определение фактических затрат (на производство товаров, работ, услуг);

       - точный учет финансовых результатов (прибыли, убытков);

       - правильное исчисление и своевременное перечисление в бюджет налоговых платежей;

       - своевременное исполнение обязательств перед органами социального страховании, банком, поставщиками, подрядчиками, заказчиками, покупателями и учредителями;

       - своевременное взимание дебиторской задолженности;

       - получение необходимых данных для составления балансов и отчетов и своевременное их предоставление в соответствующие органы.

       Учетная информация должна быть максимально  доступной для руководителей, учредителей, участников и собственников имущества организации.

       В системе управления бухгалтерский  учет выполняет ряд функций:

       - контрольную;

       - информационную;

       - обеспечения сохранности собственности;

       - обратную связь всех уровней управления;

       - аналитическую.

       На  практике реализация этих функций базируется на использовании данных бухгалтерских документов. 

       2. Объекты бухгалтерского учета и их классификация

       Бухгалтерский учет является процессом профессиональной деятельности, преследующей определенные управленческие цели. Как и любой вид деятельности, он может быть охарактеризован с помощью ее объекта, предмета, метода, а также субъектов, осуществляющих эту деятельность.

       Объектами бухгалтерского учета являются:

       - хозяйственные средства предприятия (организации);

       - источники формирования хозяйственных средств (собственный и заемный капитал);

       - хозяйственные процессы (хозяйственные операции), вызывающие изменения хозяйственных средств и источников их формирования.

       Предметом бухгалтерского учета является финансово-хозяйственная деятельность предприятия, выраженная в денежной оценке, которая состоит:

       - из имущества, находящегося в виде средств и обязательств;

       - из движения имущества через хозяйственные операции в сфере снабжения, производства и продажи продукции;

       - из результатов деятельности предприятия.

       Для понимания сущности бухгалтерского учета важно знать, что имущество предприятия как объект бухгалтерского учета отражается одновременно в двух формах:

       1 в форме состава хозяйственных средств (актив);

       2 в форме источников их образования (пассив).

       Так как отражение хозяйственных  средств по составу и по источникам их образования в бухгалтерском учете производится одновременно в денежном измерении, то справедливо выражение: актив равен пассиву.

       Хозяйственные средства делятся на две группы: внеоборотные активы и оборотные активы. В свою очередь, оборотные активы можно подразделить на оборотные фонды и фонды обращения. В таблице 1 дана классификация хозяйственных средств организации по их составу и размещению. 

Внеоборотные  активы Оборотные активы
 
 
Оборотные фонды Фонды обращения
Основные  средства

Нематериальные  активы

Доходные вложения в материальные ценности Оборудование к установке

Вложения во внеоборотные активы

Сырье и материалы  Топливо Полуфабрикаты Незавершенное производство

Расходы будущих  периодов

Готовая продукция  Денежные средства Дебиторская задолженность

Товары 

Финансовые вложения

 

       Любая организация для осуществления хозяйственной деятельности использует материальные и денежные средства, которые формируются из различных источников. Источники формирования хозяйственных средств делятся на две группы: собственный капитал и заемный капитал. В таблице 2 дана классификация источников формирования хозяйственных средств по их видам и целевому назначению. 
 

Собственный капитал Заемный капитал
Уставный  капитал

Добавочный капитал

Нераспределенная прибыль (отчетного года и прошлых лег)

Резервный капитал

Целевые финансирования и поступления

Краткосрочные и долгосрочные кредиты банка

Другие краткосрочные и долгосрочные займы

Кредиторская  задолженность

Обязательства по распределению (задолженность по оплате труда, задолженность в бюджет и органам социального страхования)

 

       Хозяйственная операция — это факт хозяйственной  деятельности, процесс, результатом которого являются изменения в составе имущества организации. При этом хозяйственные операции могут затрагивать только хозяйственные средства или только источники их образования, или же одновременно и хозяйственные средства и источники их образования.

       В зависимости от рода деятельности в каждой организации осуществляются различные хозяйственные процессы, к которым, например, в промышленности относятся материальное снабжение, производство готовой продукции и ее продажа. В итоге хозяйственных процессов складываются определенные финансовые результаты деятельности предприятия — прибыли, убытки, доходы, расходы. Основными хозяйственными процессами организации являются процесс заготовления (результат – экономия или перерасход), производства (результат – экономия или перерасход) и процесс продажи (результат – прибыль или убыток).

       Бухгалтерский учет объединяет все хозяйственные  процессы организации в единую финансовую систему, упорядочивая тем самым ее деятельность. Хозяйственные средства и их источники, хозяйственные процессы и финансовые результаты деятельности организации выступают в качестве конкретных объектов бухгалтерского учета. 

       3. Метод бухгалтерского  учета и его основные элементы

       Метод бухгалтерского учета — это совокупность приемов и способов накопления, обработки и группировки бухгалтерской информации.

       В бухгалтерском учете выделяют несколько основных элементов метода, которые применяются всеми организациями независимо от видов их деятельности и форм собственности. К ним относятся: бухгалтерский баланс, система бухгалтерских счетов, двойная запись, оценка, калькуляция, документация, инвентаризация, отчетность.

       Бухгалтерский баланс — это система накопления и экономической группировки информации о состоянии имущества организации на определенный момент времени по двум признакам:

       - по составу и размещению хозяйственных средств;

       - по источникам их формирования на определенный момент времени.

       Система бухгалтерских счетов применяется в межбалансовый период для накопления информации об объектах хозяйственных средств и источниках их формирования.

       Двойная запись заключается в том, что при записи информации на бухгалтерские счета в течение отчетного периода каждую сумму записывают дважды: по дебету одного и кредиту другого счета.

       В бухгалтерском учете под оценкой понимают способ выражения хозяйственных средств и источников их образования в денежном измерении.

       Калькуляция — это способ исчисления в денежном выражении затрат на приобретение или изготовление одной единицы материальных ценностей или других объектов бухгалтерского учета.

       Документация — это способ накопления бухгалтерской информации на бумажных носителях, которые могут изготавливаться ручным или электронным методами.

       Инвентаризация  — это периодическая проверка в натуре и составление описей фактического наличия и состояния материальных ценностей, денежных средств, расчетов и финансовых результатов.

       Отчетность  — это заключительный этап всего цикла учетных работ. Представляет собой систему показателей хозяйственной деятельности организаций за определенный период времени и показатели состояния имущества организации за отчетный период. 

       4. Система нормативного  регулирования бухгалтерского  учета в России. 

Уровень Наименование  уровня Документы Органы, принимающие  документы
1 Законодательный ФЗ, Постановления  Правительства, Указы Федеральное собрание, Президент, Правительство
2 Нормативный ПБУ (МСФО) Минфин РФ, ЦБ РФ
3 Методический Нормативные акты, Методические указания Минфин РФ, Федеральные  органы исполнит. власти, Консультац. фирмы
4 Организационный Организац.-распорядит. документы организации (учетная  политика, приказы, распоряжения руков.) Организац. и  консультац. фирмы
 
 
 
 
 

       5. Порядок организации бухгалтерского учета

       Бухгалтерский учет в организациях устанавливается  самим предприятием, исходя из особенностей его деятельности и выбранной учетной политики. При этом возможны три варианта построения бухгалтерской службы.

Информация о работе Основы бухгалтерского учета