Автор: a***************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 01:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование методики учета основных средств и, на основании нормативных, законодательных материалов, научной и специальной литературы, разработка предложений по совершенствованию учета основных средств.
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи.
1. Изучить теоретические вопросы организации бухгалтерского учета основных средств
2. Охарактеризовать сущность основных средств как экономической категории;
3. Рассмотреть бухгалтерский учет основных средств на примере организации «Новгородский ОРТПЦ»:
- рассмотреть вопросы учета движения основных средств;
- исследовать отражение основных средств в учете их поступления, перемещения и выбытия;
- изучить учет амортизации основных средств;
- рассмотреть вопросы учета, связанных с ремонтом, реконструкцией и модернизацией основных средств
- недостачи относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки. Учет недостач ведется на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Результаты
инвентаризации должны быть отражены
в учете и отчетности того месяца,
в котором была закончена инвентаризация,
а по годовой инвентаризации - в
годовом бухгалтерском отчете.
Таблица 7 – «Содержание хозяйственных операций по инвентаризации основных средств»
Дебет | Кредит | Содержание операции |
01 | 91 | Учтены выявленные излишки основных средств |
01 субсчет
«Выбытие» |
01 | Списание первоначальной стоимости. |
02 | 01 субсчет
«Выбытие» |
Списание амортизации по основному средству. |
94 | 01 субсчет
«Выбытие» |
Учет недостачи по остаточной стоимости. |
73.2 | 94 | Остаточная стоимость (за счет виновных лиц). |
73.2 | 98 | Превышение рыночной стоимости (за счет виновных лиц). |
50,51 | 73.2 | Получена сумма в счет погашения недостачи (за счет виновных лиц). |
98 | 91 | Списана разница между рыночной и остаточной стоимостью (за счет виновных лиц). |
91 | 01 | Списание недостачи за счет организации. |
3.8. УЧЕТ АРЕНДНЫХ ОПЕРАЦИЙ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Основные средства, полученные арендатором во временное владение и пользование (временное пользование), принимаются на забалансовый учет в оценке, согласованной с арендодателем в договоре аренды. Полученные в аренду основные средства отражаются записью по дебету счета 01 «Арендованные основные средства».
Одновременно
арендатор открывает
Возврат арендодателю арендованного имущества в связи с истечением срока аренды или досрочным расторжением сторонами договора обусловливает обратную бухгалтерскую запись по кредиту счета 01 «Арендованные основные средства».
На основании оформленных актов (накладных) приемки-передачи основных средств бухгалтерия делает в инвентарных карточках отметки о выбытии арендованных объектов. Инвентарные карточки по выбытии арендованным основным средствам хранятся в течении срока, определенного руководством организации- арендатора.
Порядок принятия к бухгалтерскому учету расходов по арендной плате зависит от того, какую роль арендованное имущество играет в деятельности арендатора.
При аренде отдельных объектов основных производственных средств (или их составных частей) арендная плата рассматривается как расход по обычному виду деятельности и подлежит включению в себестоимость изготавливаемой продукции (выполняемых работ, оказанных услуг) по элементу «Прочие затраты», что вытекает из ПБУ 10/99 «Расходы организации». Затраты, связанные с ее начислением, арендатор аккумулирует на активных калькуляционных счетах 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 44 «Расходы на продажу» и собирательно-распределительных счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».
Если арендованные основные средства используются арендатором для удовлетворения непроизводственных нужд, то расходы по арендной плате должны включаться в состав внереализационных расходов. С этой целью арендатор использует счет 91.2 «Прочие расходы». Списание данных расходов производится по дебету счета 91.2 на основании оправдательных первичных документов.
Синтетический учет расчетов с арендодателем по арендной плате арендатор ведет на отдельном субсчете активно-пассивного счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», при этом открывается субсчет 1 «Расчеты с арендодателями». По его кредиту накапливается информация об увеличении арендных обязательств в связи с начислением арендной платы, по дебету – информация об уменьшении долга при его погашении. Сальдо показывает величину начисленной, но не погашенной на начало и конец отчетного периода задолженности.
Аналитический учет к счету 60.1, организуется в разрезе арендодателей, договоров аренды и видов арендных платежей. Арендная плата может производиться в денежной или неденежной форме.
В тех случаях, когда условиями договора аренды имущества предусмотрена предварительная оплата арендных услуг, сумма единовременных денежных платежей, уплачиваемая арендодателю, рассматривается как расходы будущих периодов. Для их учета предусмотрен счет 97 «Расходы будущих периодов».
Аналитический учет произведенных расходов ведется в разрезе арендодателей и конкретных авансов. Арендная плата, внесенная в счет будущих периодов, ежемесячно включается в себестоимость продукции (работ, услуг) или относится на увеличение внереализационных расходов в течении срока действия договора аренды. Сумма НДС, относящегося к расходам будущих периодов, отражается на счете 19.4. По мере списания расходов часть «входящего» НДС пропорционально исключается из суммы НДС, исчисленной с облагаемого оборота, или относится к внереализационным расходам.
Процесс
формирования информации о доходах,
извлекаемых арендодателем от оказания
услуг по передаче своего имущества в
текущую аренду, при осуществлении периодических
денежных расчетов с арендатором (аренда
является основным видом деятельности
или предметом деятельности арендодателя)
указан в таблице 8:
Таблица 8 – «Содержание хозяйственных операций по аренде основных средств»
Дебет | Кредит | Содержание операции |
20,23 | 60.1 | Начислена задолженность арендодателю по арендной плате, включаемой в состав прямых издержек производства. |
25,26 | 60.1 | Начислена задолженность арендодателю по арендной плате, включаемой в состав косвенных издержек производства. |
44 | 60.1 | Начислена задолженность арендодателю по арендной плате, включаемой в состав расходов на продажу. |
19.4 | 60.1 | Отражена сумма НДС, относящегося к начисленным затратам по арендной плате. |
60.1 | 51,50 | С расчетного счета (из кассы) перечислен (внесен) долг арендодателю. |
68.1 | 19.4 | Принята к вычету сумма «входящего» НДС, относящегося к принятым к учету и оплаченным затратам по арендной плате. |
4 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Для
совершенствования
а) Создание резерва на ремонт основных средств. Это необходимо для равномерного включения данных затрат в затраты на производство и расходы на продажу отчетного периода. В противном случае единовременное списание значительных затрат на ремонт основных средств приведет к резкому увеличению себестоимости и может стать причиной убытка.
б) Учитывать отдельные части основных средств как отдельные объекты стоимостью не более 10 000 с различным сроком использования (например, компьютер и принтер). Таким образом, во-первых, стоимость основных средств будет включена в расходы единовременно. Следовательно, фирма сможет сразу уменьшить налогооблагаемую прибыль. Во-вторых, бухгалтеру не придется начислять амортизацию по этим основным средствам. И, в-третьих, фирма не будет переплачивать налог на имущество, так как основные средства на балансе числится, не будут.
в) Изменение
способа начисления амортизации. Во-первых,
при определении амортизируемой стоимости
объектов основных средств принимать
во внимание их ликвидационную стоимость,
что позволит более реально определять
сумма начисляемой амортизации и остаточную
стоимость объекта. Это необходимо принимая
во внимание тот факт, что большинство
объектов основных средств организации
являются транспортными средствами, которые
даже износившись полностью, имеют достаточно
высокую стоимость при реализации их как
металлолома или по запчастям. Однако,
данное нововведение не регламентировано
существующей нормативно-правовой базой.
Во-вторых,
пересмотр действующей амортизационной
политики. По результатам проведенных
исследований, можно сделать вывод, что
применение лилейного способа начисления
амортизации не всегда оправдано экономически.
При начислении амортизации по объектам
транспортных средств более целесообразно
было бы применять ускоренные методы начисления
амортизации, например метод уменьшаемого
остатка с коэффициентом ускорения 2. Применение
ускоренных способов начисления амортизации
позволяет за более короткий срок накопить
достаточные амортизационные отчисления,
а затем использовать их для реконструкции
и технического перевооружения производства.
У предприятия появляются большие инвестиционные
возможности. Это первый положительный
момент ускоренной амортизации. Второй
выигрыш у предприятия при ускоренной
амортизации заключается в том, что себестоимость
продукции в первые годы эксплуатации
увеличивается на величину дополнительной
амортизации, а прибыль снижается на эту
же величину, следовательно, предприятие
заплатит меньший налог на прибыль. Также
изменение способа начисления амортизации
по объектам транспортных средств может
быть обусловлено тем, что эти объекты
постоянно находятся в эксплуатации, а
следовательно подвергаются большему
износу, а появление новых инвестиционных
источников повлияет на скорейшее обновление
транспортного парка.
В-третьих,
можно порекомендовать изменить способ
начисления амортизации по объектам электронно-вычислительной
техники. Здесь также уместно было бы применять
один из методов ускоренной амортизации,
так как данные объекты в очень большой
степени подвержены моральному старению.
Ускоренная же их амортизации позволит
чаще обновлять офисную технику, а также
может служить источником для приобретения
новых объектов. Например, нового программного
обеспечения.
Таким
образом, для совершенствования учета
амортизации основных средств в исследуемой
организации можно предложить при определении
амортизируемой стоимости использовать
понятие ликвидационной стоимости, а также
применять методы ускоренной амортизации.
Заключение
В процессе написания работы, я поняла, что бухгалтерский учет основных средств — очень важное направление бухгалтерского учета вообще. Получение достоверной информации об имуществе предприятия обретает первостепенную важность, особенно именно сейчас, на этапе становления и развития рыночных отношений.
В настоящее время предприятия получают возможность проявления инициативы в области постановки и ведения бухгалтерского учета, что требует от бухгалтеров некоторых творческих способностей и много знаний для оптимизации учета.
Многое затрудняет деятельность бухгалтеров: трудность перехода к современной системе и работы в условиях развивающихся рыночных отношений, недостаточность опыта работы в таких условиях, отсутствие положительных примеров, несовершенство и противоречивость подзаконных актов.
В данной курсовой работе были рассмотрены основные теоретические вопросы анализа состава и использования основных средств, рассмотрена методологическая и нормативно-правовая база по бухгалтерскому учету основных средств, проведен анализ деятельности и особенностей учета основных средств на конкретном предприятии. Аналитические расчеты, приведенные в данной курсовой работе, произведены на основе данных экономической деятельности за 2008, 2009, 2010 года Новгородским ОРТПЦ.
На
основе изученных мной данных, я предложила
и описала выше возможные усовершенствования
учета основных средств в Новгородском
ОРТПЦ и то, что для данных усовершенствований
необходимо.
Список используемой литературы: