Основные средства предприятия

Автор: a***************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 01:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование методики учета основных средств и, на основании нормативных, законодательных материалов, научной и специальной литературы, разработка предложений по совершенствованию учета основных средств.
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи.
1. Изучить теоретические вопросы организации бухгалтерского учета основных средств
2. Охарактеризовать сущность основных средств как экономической категории;
3. Рассмотреть бухгалтерский учет основных средств на примере организации «Новгородский ОРТПЦ»:
- рассмотреть вопросы учета движения основных средств;
- исследовать отражение основных средств в учете их поступления, перемещения и выбытия;
- изучить учет амортизации основных средств;
- рассмотреть вопросы учета, связанных с ремонтом, реконструкцией и модернизацией основных средств

Работа содержит 1 файл

Курсовая Алина.doc

— 320.00 Кб (Скачать)

     Оприходование строительных и других материалов, полученных при ремонте объектов основных средств, осуществляется по дебету соответствующих материальных счетов (10) и кредиту счета 23 "Вспомогательные производства".

     Первый  вариант учета затрат по ремонту  основных средств применяют, как  правило, при равномерных расходах по ремонту в течение года или при небольших объемах ремонтных работ. При втором варианте учета затрат на ремонт основных средств организации создают резерв на осуществление ремонтных работ. Для учета созданного резерва целесообразно открывать субсчет "Резерв на ремонт основных средств" по пассивному счету 96 "Резервы предстоящих расходов".

     Отчисления  в резерв оформляются следующей  бухгалтерской записью:

Дебет счета 25 "Общепроизводственные расходы" (и других счетов производственных затрат) - Кредит счета 96 "Резервы предстоящих расходов"

     По  окончании отчетного года затраты  на ремонт основных средств должны быть списаны на издержки производства или обращения в сумме фактически произведенных затрат. В связи  с этим сумму резерва, превышающую  фактически произведенные затраты на ремонт, по окончании года сторнируют. При недостатке резервной суммы на величину недостатка либо составляют дополнительную проводку по начислениям в резерв, либо списывают указанную величину на издержки производства или обращения.

     Сальдо по субсчету "Резерв на ремонт основных средств" счета 96 "Резервы предстоящих расходов", как правило, должно соответствовать затратам по незаконченному ремонту сложных объектов. При третьем варианте затраты по ремонту основных средств вначале учитывают по дебету счета 97 "Расходы будущих периодов" (с кредита материальных, расчетных и других счетов или счета 23), а с этого счета в течение года, как правило, равномерно списывают на счета издержек производства (обращения). Данный вариант учета расходов по ремонту основных средств целесообразно использовать в тех организациях сезонных отраслей промышленности, где основная часть расходов по ремонту основных средств приходится на первые месяцы года, когда еще не создан ремонтный фонд.

     На  капитальный ремонт, осуществляемый подрядным способом, организация заключает договор с подрядчиком. Приемка законченного капитального ремонта оформляется актом приемки-сдачи. Законченные капитальные работы оплачиваются подрядчику из расчета сметной стоимости их фактического объема.

     Затраты по капитальному ремонту, осуществляемому  подрядным способом, могут быть списаны  с кредита счета 60 "Расчеты  с поставщиками и подрядчиками" в дебет счетов издержек производства и обращения, в дебет счетов 96 "Резервы предстоящих расходов" и 97 "Расходы будущих периодов" (в зависимости от варианта учета расходов по ремонту основных средств). 

Таблица 5 – «Содержание операций по ремонту основный средств»

Дебет Кредит Содержание  хозяйственных операций
23 70 Начислена заработная плата работникам ремонтных служб.
23 69 Начислен единый социальный налог на выплаты работникам ремонтных служб.
23 10 Отражено использование  материалов и комплектующих для  ремонта основных средств.
23 23 Отражено использование  услуг других вспомогательных производств  ремонтными службами.
23 60 Отражены услуги сторонних организаций по ремонту  основных средств.
19 60 Выделен НДС  в соответствии со счетами-фактурами  сторонних организаций.
20 23 Списаны расходы  на ремонт основных средств, используемых в основном производстве.
25 23 Списаны расходы  на ремонт основных средств общепроизводственного  назначения.
26 23 Списаны расходы  на ремонт основных средств управленческого  и общехозяйственного назначения.
29 23 Списаны расходы  на ремонт основных средств обслуживающих  производств и хозяйств.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
---
 
 
 
 
 

3.6. УЧЕТ ВЫБЫТИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

     Объекты основных средств выбывают из хозяйствующих  субъектов по следующим причинам: продажа (реализация) объекта; списание в случае морального и физического износа; ликвидация при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях; передача в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций; передача по договорам мены, дарения; по другим причинам. 
          Перемещение объектов основных средств между структурными подразделениями внутри организации выбытием не считается. 
          Для решения вопросов оформления необходимой документации на их списание решением руководителя организации создается постоянно действующая комиссия. В состав комиссии обязательно входят лица, ответственные за сохранность объектов основных средств, и главный бухгалтер организации. Принятое комиссией решение о списании объекта основных средств оформляется актами на списание основных средств. Актом по форме № ОС-4 оформляется списание одного объекта основных средств, а актом по форме № ОС-46 — одновременное списание нескольких объектов. Акты на списание оформляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии и утверждаются руководителем организации. Оформленные акты на списание основных средств передаются в бухгалтерию организации, которая отмечает снятие с учета объектов в инвентарных карточках (или инвентарной книге). Инвентарные карточки по выбывшим основным средствам продолжают храниться в течение срока, установленного руководителем организации, но не менее пяти лет. 
         Для учета выбытия объектов основных средств, к счету 01 может быть открыт самостоятельный субсчет «Выбытие основных средств». Тогда выбытие отражается: 
Дебет 01.1 -  Кредит 02— на сумму накопленных амортизационных отчислений по выбывающим объектам основных средств; и 
Дебет 01 -  Кредит 01.1— на сумму первоначальной (восстановительной) стоимости выбывающего объекта. 
         Таким образом, на субсчете «Выбытие основных средств» определяется остаточная стоимость выбывающего объекта основных средств. По окончании операции выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 на счет 91. 
          Кроме того, организация может нести дополнительные затраты, связанные с выбытием объектов. Это и начисленная заработная плата работникам, участвующим в предпродажной подготовке или демонтаже объекта; ЕСН; стоимость израсходованных материалов; налоги и сборы; стоимость услуг сторонних организаций; - все эти затраты относятся к операционным расходам и могут либо предварительно аккумулироваться на счете 23, либо сразу относиться на счет 91. В бухгалтерском учете эти операции отражаются: 
Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» - Кредит 10 ,70,69,68  
Поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств, отражаются: 
Дебет 50, 51, 62 - Кредит 91, субсчет «Прочие доходы». 
          Таким образом, вся информация, необходимая для определения финансового результата от выбытия объектов основных средств, аккумулируется на счете 91. Если кредит счета больше его дебета, организация получила прибыль, а если наоборот — убыток. Этот финансовый результат в конце месяца списывается на счет 99. 
          Передача объекта основных средств в собственность других лиц (по договорам мены, дарения или по вкладам в уставные капиталы других организаций) оформляется актами приемки-передачи. Остаточная стоимость объекта определяется также на счете 01.1. Выбытие объекта в счет вкладов в уставный капитал другой организации отражается: 
Дебет 91, субсчет «Выбытие основных средств» - Кредит 01.1— на сумму остаточной стоимости передаваемого объекта. 
          При безвозмездной передаче объекта основных средств все расходы, связанные с его выбытием, признаются операционными расходами организации. Остаточная стоимость передаваемого объекта определяется на счете 01 традиционным способом и списывается на счет 91. На сумму убытка от передачи объекта основных средств делается запись: 
Дебет 99 «Прибыли и убытки» - Кредит 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Выбытие основных средств».
 

Таблица 6 – «Содержание хозяйственных операций по выбытию основных средств»

Дебет Кредит Содержание  хозяйственных операций
62 91.1 Отражена задолженность  покупателя за проданный объект основных средств в сумме, указанной в  договоре.
01 субсчет  «Выбытие» 01 Списана первоначальная стоимость объектов основных средств.
02 01 субсчет «Выбытие» Списана начисленная  амортизация.
91.2 01 субсчет «Выбытие» Списана остаточная стоимость объекта основных средств.
83 84 Списана сумма  дооценки по проданному объекту основных средств.
91.2   Списаны расходы на продажу основных средств.
91.2 68 Начислен НДС  на стоимость проданного объекта  основных средств.
51 62 Поступили денежные средства от покупателя.
10 91.1 Оприходованы  материалы, полученные от демонтажа  оборудования и пригодные для  ремонта других объектов основных средств по рыночной стоимости.
73.2 94 Списаны недостачи  на виновных лиц по остаточной стоимости.
50, 70 73.2 Погашена виновным лицом задолженность по недостачам.
91.2 94 Списана недостача  при отсутствии виновных лиц либо недостача, во взыскании которой отказано судом.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.7. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

     Инвентаризация  проводится ежегодно в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств и на основании письменного приказа руководителя (Форма № ИНВ-22).

     Инвентаризация  обязательна перед составлением годовой отчетности.

До начала инвентаризации проводится проверка:

  1. инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
  2. технических паспортов или другой технической документации;
  3. документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.

При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи (Форма № ИНВ-1) полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

     При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

     На  основные средства, не пригодные к  эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.). Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные. По указанным объектам составляется отдельная опись.

По имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости (Форма № ИНВ-18). В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

Выявленные при инвентаризации расхождения регулируются в следующем порядке:

- основные средства, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию по рыночной стоимости и зачислению в состав прочих доходов организации на счетe 91;

Информация о работе Основные средства предприятия