Основные средства как объект бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение нормативной законодательной базы по учету основных средств, определение основных операций по выбытию основных средств, а также правильность определения финансового результата от операций по выбытию основных средств

Содержание

Задание 2
Замечания руководителя 3
Введение 5
1 Основные средства, как объект бухгалтерского учета 7
2 Документальное оформление операций по выбытию основных средств 13
3 Учет операций по выбытию основных средств 19
3.1 Выбытие объекта основных средств в случае продажи 20
4 Определение финансового результата от выбытия основных средств 34
5 Практическая часть 36
Заключение 40
Список литературы 41

Работа содержит 1 файл

курсяк бу.docx

— 71.50 Кб (Скачать)

В текущем  учете выделяют три вида оценки основных средств: первоначальную, остаточную, восстановительную стоимость основных средств.

Первоначальной  стоимостью основных средств, приобретенных  за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.

Остаточная  стоимость основных средств определяется вычитанием из первоначальной стоимости амортизации основных средств.

Восстановительная стоимость – это стоимость  воспроизводства  основных средств в современных условиях (при современных ценах, современной технике  и т.п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Документальное оформление операций по выбытию основных средств.

 

Документирование  хозяйственных операций регламентируется статьей 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухгалтерском учете) и пунктами 12-18 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.

Все хозяйственные  операции, проводимые организацией должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет (п. 1 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете).

Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной документации. Если по отдельным операциям форма документа не предусмотрена в этих альбомах, то организация самостоятельно разрабатывает и утверждает соответствующую форму (п. 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности). Разрабатываемые организацией формы первичных документов должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в пункте 2 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете, а именно:

  1. наименование документа;
  2. дату составления документа;
  3. наименование организации, от имени которой составлен документ;
  4. содержание хозяйственной операции;
  5. измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);
  6. наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  7. личные подписи указанных лиц и их расшифровки (в том числе и на документах, созданных с применением средств вычислительной техники).

Альбом  унифицированных форм первичной  документации по учету основных средств  разработан Госкомстатом России на основании  постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. №835 «О первичных учетных документах» и утвержден постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7 (далее Постановление Госкомстата № 7). Унифицированные формы, утвержденные этим документом, начали применяться с марта 2003 года, а до этого следовало использовать формы, утвержденные постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. №71а.

Порядок ликвидации и списания с баланса  объектов основных средств установлен Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13 октября 2003г. N 91н.

1) Создание  комиссии.

Для определения  целесообразности (пригодности) дальнейшего  использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители инспекций, на которые в соответствии с законодательством возложены функции регистрации и надзора на отдельные виды имущества.

В компетенцию  комиссии входит:

  1. осмотр объекта, подлежащего списанию с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление непригодности объекта к восстановлению и дальнейшему использованию;
  2. установление причин списания объекта (физический и моральный износ, реконструкция, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное не использование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд);
  3. выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объектов основных средств из эксплуатации, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством;
  4. возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и оценка исходя из цен возможного использования, контроль за изъятием из списываемых основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдача на соответствующий склад;
  5. осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов основных средств цветных и драгоценных металлов, определением их количества, веса;
  6. составление акта на списание основных средств (форма N ОС-4), акта на списание автотранспортных средств (форма N ОС-4а) (с приложением актов об авариях, причин, вызвавших аварию, если они имели место).

Составление акта на списание основных средств - результаты принятого комиссией решения оформляются актом на списание основных средств. Для оформления и учета списания пришедших в негодность основных средств применяются следующие формы:

- Акт  о списании объекта основных  средств (кроме автотранспортных  средств) - форма N ОС-4;

- Акт  о списании автотранспортных  средств - форма N ОС-4а; 

Акт о  списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) - форма N ОС-4б.

Акт составляется в двух экземплярах с указанием  данных, характеризующих объект основных средств (дата принятия объекта к  бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, проведенные переоценки, ремонты, причины выбытия с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов). Подписывается членами комиссии, назначенной руководителем организации и утверждается руководителем или уполномоченным им лицом. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания. При списании автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом также передается документ, подтверждающий снятие его с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекции).

В показателях  граф "Первоначальная стоимость  на момент принятия к бухгалтерскому учету или восстановительная стоимость":

- по объектам  основных средств, проходившим  переоценку, указывается восстановительная стоимость по итогам последней проведенной переоценки;

- по объектам, не проходившим переоценку, - первоначальная  стоимость на дату принятия  к бухгалтерскому учету. 

В показателях  граф "Сумма начисленной амортизации (износа)" указывается сумма начисленной  амортизации (износа) с начала эксплуатации.

Затраты по списанию объектов основных средств, а также стоимость материальных ценностей, поступивших от разборки объектов основных средств, отражаются:

- в разделе  3 "Сведения о затратах, связанных  со списанием объекта основных  средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания" (форма N ОС-4);

- в разделе  5 "Сведения о затратах, связанных  со списанием автотранспортных  средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания" (форма N ОС-4а);

- в разделе  2 "Сведения о поступлении материальных  ценностей от списания объектов  основных средств" (форма N ОС-4б).

Оприходование материальных ценностей. Детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются как лом или утиль по рыночной стоимости, а непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье и отражаются по дебету счета учета материалов в корреспонденции со счетом учета финансовых результатов.

Отметка в  инвентарной карточке (книге). На основании  оформленных актов на списание основных средств или на списание автотранспортных средств, переданных бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке (инвентарной книге) производится отметка о выбытии объекта. Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств производятся в документе, открываемом по месту его нахождения.

Постановлением  Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7 утверждены следующие формы для учета  наличия и движения объектов основных средств:

Инвентарная карточка учета объекта основных средств - форма N ОС-6;

Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств - форма N ОС-6а;

Инвентарная книга учета объектов основных средств - форма N ОС-6б (для малых предприятий).

Указанные формы  ведутся в бухгалтерии в одном  экземпляре.

Прием, перемещение  объектов основных средств внутри организации, включая проведение реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также их выбытие или списание отражаются в инвентарной карточке (книге) на основании соответствующих документов. Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение срока, определяемого руководителем организации.

Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме  зданий, сооружений);  Акт о приеме-передаче здания (сооружения); Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) применяются для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств в организации или между организациями для  выбытия из состава основных средств при передаче (продаже, мене и пр.) другой организации.

Исключением являются случаи, когда прием-передача объектов и ввод их в действие должны оформляться в соответствии с действующим законодательством в особом порядке. Прием-передача объекта (ов) между организациями для включения в состав основных средств для организации-получателя или выбытия его (их) из состава основных средств для организации-сдатчика оформляется общими документами:

- по форме  N ОС-1 - для объекта основных средств  (кроме зданий, сооружений);

- по форме  N ОС-1а - для зданий, сооружений;

- по форме  N ОС-1б - для групп объектов  основных средств (кроме зданий, сооружений), которые утверждаются  руководителями организации-получателя  и организации-сдатчика и составляются в количестве не менее двух экземпляров. К акту прилагается и техническая документация, относящаяся к данному (ым) объекту (ам).

Реквизит "Государственная регистрация  прав" заполняется на недвижимое имущество и в случаях сделок с ним. В формах N ОС-1 и N ОС-1а раздел 1 заполняется на основании данных передающей стороны (организации-сдатчика), имеющих информационный характер для объектов основных средств, бывших в эксплуатации.

В случаях  приобретения объектов через сеть розничной  торговли, изготовления для собственных нужд раздел 1 не заполняется. В показателях граф "Сумма начисленной амортизации (износа)" указывается сумма начисленной амортизации (износа) с начала эксплуатации. Раздел 2 заполняется организацией-получателем только в одном (своем) экземпляре. В акте данные об объекте основных средств, находящемся в собственности двух или нескольких организаций, записываются соразмерно доле организации в праве общей собственности. При этом на первой странице в раздел "Справочно" заносятся сведения об участниках долевой собственности (с указанием их доли в праве общей собственности), а также в случае, если стоимость приобретения объекта основных средств была выражена в иностранной валюте (условных денежных единицах), - сведения о наименовании иностранной валюты, ее сумме по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату, выбранную в соответствии с требованиями, действующими в системе бухгалтерского учета.

Данные  приема и исключения объекта из состава  основных средств вносятся в инвентарную  карточку (книгу) учета объектов основных средств (формы N ОС-6, N ОС-6а, N ОС-6б).

 

3 Учет операций по выбытию основных средств

 

Минфин  России Приказом от 12.12.2005 N 147н и Приказом от 18.09.2006 № 116н внес существенные изменения  в порядок учета основных средств. Этот документ изменил практически все нормы ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденного Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н. Это и условие признания объектов в качестве основных средств, и порядок определения первоначальной стоимости, и классификация объектов основных средств, и многое другое.

В соответствии с новой редакцией п. 29 ПБУ 6/01 с  бухгалтерского учета должны списываться  не только основные средства, которые  физически выбывают из организации, но и те, которые не способны приносить  экономические выгоды в будущем. Перечень случаев выбытия основных средств приведен в абзаце 2 п. 29: Выбытие объекта основных средств имеет место в случае:

Информация о работе Основные средства как объект бухгалтерского учета