Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:41, реферат
В зависимости от объекта различают ревизии полные, частичные, тематические и комплексные. При этом они могут быть плановые и внеплановые. По степени охвата данных в процессе ревизии осуществляются сплошные проверки, когда контролируются все документы и материальные ценности, и выборочные, суть которых заключается в контроле только части документов.
Целью данной работы является рассмотрение приемов и процедур контроля, применяемых при проведении ревизии.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Процедуры и последовательность контрольно-ревизионной работы...........4
2. Приемы контроля, применяемые при проведении ревизии…………............9
3. Приемы документального контроля…………………………………...…….11
4. Приемы фактического контроля………………………………………..........16
Заключение……………………………………………………………….............19
Список литературы……………………….…
Финансовый контроль проводиться разнообразными методами. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта или цели контроля, основания возникновения контрольных правонарушений и др. используются следующие методы финансового контроля: наблюдения, анализ ФХД, надзор, ревизии, проверки (документации, состояния учета и т.д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности и др.
Основной метод финансового контроля - ревизия, то есть наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности.
Проведению ревизии должна предшествовать тщательная подготовка путем изучения актов предыдущей документальной ревизии и проверок, структуры расходов денежных средств, номенклатуры и объемов обеспечения организации материальными средствами, руководящих документов.
Ревизия
финансовой и хозяйственной деятельности
организации проводится группой инспекторов-ревизоров,
один из которых назначается руководителем
ревизионной группы. Начальник финансовой
инспекции, на которого возложено непосредственное
руководство контрольно-ревизионной работой,
организует подготовку к ревизии и проводит
их инструктаж.
По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные.
По организационному признаку они могут быть плановыми (предусмотренными в плане работы соответствующего органа) и внеплановыми, комплексными.
Ревизия
основывается на проверке первичных документов,
учетных регистров, бухгалтерской и статистической
отчетности, фактического наличия денежных
средств и товарно-материальных ценностей.
Результаты ревизии оформляются актом,
имеющим юридическую силу в следственной
и судебной практике.
3. Приемы документального контроля
Одной из задач ревизии и контроля является снижение вероятности ухудшения экономических показателей. Ревизоры обязаны выявлять зарождающиеся отрицательные тенденции, которые могут повлиять на эффективность хозяйственной деятельности организации.
Большое значение имеет контроль. По источникам данных контроль подразделяется на документальный и фактический.
Документальный контроль заключается в установлении сущности проверяемой хозяйственной операции (и хозяйственной деятельности в целом) по данным первичных документов, учетных записей и отчетности, в которых она получила свое отражение.
Документальная
ревизия финансовой и хозяйственной деятельности
организации организуется в соответствии
с Положением о финансовом контроле, Положением
о контроле за хозяйственной деятельностью
и проводится в предусмотренном объеме
и порядке.
Ревизия документов проводится путем их тщательного изучения и анализа с одновременной проверкой правильности записей финансовых и хозяйственных операций по книгам учета материальных и денежных средств за период со дня начала последней документальной ревизии по день начала очередной ревизии. По кассовым и банковским операциям, кроме того, - за один-два месяца ранее обревизованного периода.
Для проведения документальной ревизии привлекаются, при необходимости, внутренние проверочные комиссии по соответствующим подразделениям организации. Руководитель ревизионной группы составляет план проведения ревизии, в котором, исходя из объема и сложности работы, определяет вопросы, подлежащие проверке инспекторами-ревизорами, членами внутренних проверочных комиссий, другими участвующими в ревизии лицами и сроки выполнения. План подписывается руководителем ревизионной группы, с которым ознакамливается руководитель организации.
Кассовые и банковские операции организации во всех случаях проверяются штатным инспектором-ревизором финансовой инспекции.
В случаях, когда будет установлено что предыдущей ревизией не были выявлены нарушения, которыми государству причинен материальный ущерб, инспектор-ревизор перепроверяет все оправдательные документы за ранее обревизованный период и результаты работы отражает в акте ревизии. По окончании ревизии руководитель группы письменно докладывает начальнику, назначившему ревизию, за какой период и кем (должность, инициалы, фамилия) проводилась предыдущая ревизия и суммы своевременно не выявленных нарушений.
Инспектор-ревизор обязан обеспечить хранение проверяемых документов, книг и других регистров учета, отчетности, исключающее внесение без его ведома в них каких-либо исправлений, записей или отметок.
При проведении ревизии инспектор-ревизор документально устанавливает сущность и причины допущенных нарушений, размер причиненного материального ущерба, конкретных лиц, в результате действий (бездействия) которых они допущены, принимает меры к устранению выявленных нарушений. В необходимых случаях вносит предложения руководителю организации о возмещении причиненного материального ущерба в соответствии с Положением о материальной ответственности за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации.
Если в процессе ревизии не представилось возможным установить причины, либо размер ущерба, либо виновных лиц, в акт ревизии вносится предложение о назначении административного расследования.
В тех случаях, когда согласно действующему законодательству возмещение материального ущерба производится в судебном порядке, руководителю организации предлагается предъявить к виновным в причинении материального ущерба гражданский иск.
В случае выявления растрат, хищений, незаконного расходования денежных и материальных средств, утраты оправдательных документов, книг и других регистров учета руководитель группы немедленно докладывает об этом начальнику, назначившему ревизию, и принимает меры к назначению руководителем организации административного расследования и розыску документов и книг учета. Одновременно руководитель группы принимает меры к их восстановлению и определению законности списания материальных и денежных средств по отсутствующим документам.
При
проведении ревизии можно выделить несколько
приемов документального контроля, получивших
широкое распространение:
- формальная проверка;
- нормативная проверка;
- арифметическая проверка;
- технико-экономические расчеты;
- встречная проверка документальных данных;
-
хронологическая проверка.
Формальная проверка - проверка подлинности документов и соответствия их формам документов, применяемым в хозяйственной практике и в период, за который проводится ревизия.
Документы должны содержать реквизиты: название документа, код, №, дата, адрес, ИНН, перечень реквизитов, удостоверяющие подписи руководителя и главного бухгалтера или другое ответственное лицо, печать организации. Значение этой проверки: удостоверить полноту заполнения всех требуемых реквизитов, наличие данных по совершенным хозяйственным операциям, суммы операции. При ней определяется также отсутствие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок, подлинность подписей соответствие должности лиц на основе их сверки с образцами подписей и с данными других документов, содержащихся в отделе кадров. Доброкачественным считается документ, составленный по форме и заполненный в соответствии со всеми требованиями.
Недоброкачественным: не отвечающий требованиям, подложный (признаки: подчистки, потери глянца, появление пятен и др.), фиктивные (вымышленные лица,).
Нормативная проверка заключается в сопоставлении фактических отчетных данных с установленными нормативами с целью определения их соблюдения. Выявленные при этом отклонения подлежат тщательному изучению с целью установления причин возникновения и предотвращению образования отклонений в будущем.
Арифметическая проверка должна установить правильность произведенных расчетов, вычислений по остаткам, оборотам, суммам, начисленной и выплаченной заработной платы, суммам расходов, отнесенных на себестоимость продукции, работ, услуг, подсчетов в документах, удостоверяющие движение денежных средств в целях установления ошибок в кассовых отчетах, в расчетах с подотчетными лицами и т.д. Дает возможность установить правильность подсчетов в документах и выявить злоупотребления и хищения, скрытые за неправильными арифметическими действиями.
Цель: выявление этих случаев на основе проверки достоверности хозяйственных операций, оформление правильности оформления документа и применения ряда приемов, присущих арифметической проверке.
Технико-экономические расчеты производятся в процессе ревизии для установления расчетных плановых показателей, правильности составления смет косвенных расходов, капитального и текущего ремонтов основных средств, списания материалов на объем производства продукции, исчисления себестоимости готовой продукции, выполненных работ, услуг и т.д.
Встречная проверка документальных данных заключается том, что достоверность и правильность отраженных в документах хозяйственных операций проверяется путем сопоставления данных разных документов, относящихся к одним и тем же или различным, но взаимосвязанным хозяйственным операциям.
Хронологическая проверка движения товарно-материальных ценностей и денежных средств применяется ревизором в случаях, когда он имеет сведения о хищении ТМЦ или денежных средств, а проведенные ревизии расхождений не установили. При помощи такой проверки выявляют неучтенные ТМЦ, т.е. наличие ценностей, поступление которых документами не подтверждается и отпуск ценностей, которые по документам не числились.
Документальная
проверка является ведущим приемом
документального контроля. Она производится
по данным первичных документов, учетных
регистров, отчетности с целью установления
законности, целесообразности и достоверности
совершенных операций, а также выявления
внутренних резервов повышения эффективности
производства. На основе данных этой проверки
разрабатываются мероприятия по ликвидации
нарушений и привлечению к ответственности
виновных за допущенные нарушения и злоупотребления.
Проверка документов производится сплошным
(проверяется содержание всех совершенных
операций) или выборочным (проверяется
содержание части операций) способами.
4.
Приемы фактического контроля
Руководству предприятия важно оперативно контролировать ход хозяйственных процессов, эффективно управлять имуществом организации, предупреждать негативные явления, увеличивать доходы и снижать расходы, что обуславливает необходимость в получении качественной информации о функционировании ее различных подразделений и филиалов.
В достоверной информации заинтересованы все субъекты хозяйственной деятельности предприятия: администрация, сотрудники, учредители, инвесторы, поставщики, покупатели, кредиторы, страховщики. Интересы пользователей этой информации не всегда совпадают, поэтому существует объективная потребность в контроле, позволяющем выявить различные виды нарушений. Следовательно, функции контроля являются гарантией соблюдения хозяйствующими субъектами законодательных актов.
Задачей ревизии является оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, определение их эффективности и возможности предупреждения хозяйственных операций, способствующих появлению злоупотреблений и хищений имущества собственников.
Большое значение также имеет контроль. По источникам данных контроль подразделяется на документальный и фактический.
Фактический контроль заключается в установлении действительного реального состояния объекта проверки и осуществляется путем пересчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа для установления фактического остатка имущественных и материальных ценностей в натуральном измерителе или фактического состояния других объектов проверки.
Объектами фактического контроля являются:
- наличные деньги в кассе;
- наличие основных средств;
- товарно-материальные ценности;
- незавершенное производство.
К приемам фактического контроля относятся:
- инвентаризация;
- контрольный обмер;
- обследование;
- контрольный запуск сырья и материалов в производство;
- проверка качества сырья и материалов;
-
экспертная оценка.
Информация о работе Основные приемы и процедуры при проведении ревизии