Основные международные экономические организации: их назначение, структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 00:53, контрольная работа

Описание работы

В современном мире основная часть мировых торговых отношений осуществляется под наблюдением межгосударственных экономических организаций. Регулирование международной торговли на межгосударственном уровне представляет собой совместно принимаемые правительствами разных стран на основе компромиссов договоренности (правовые положения, нормы, процедуры, согласованные взаимные обязательства, рекомендации) в области экономической политики и практики, отражающие интересы стран – участниц. Регулирование нацелено на создание определенных предпосылок, способствующих дальнейшему развитию мирохозяйственных связей между заинтересованными государствами, в частности, путем достижения стабильности и предсказуемости режима доступа на рынке.

Работа содержит 1 файл

конт.работа.docx

— 41.29 Кб (Скачать)

 

1. Основные международные экономические организации: их назначение, структура

В современном мире основная часть мировых торговых отношений  осуществляется под наблюдением  межгосударственных экономических  организаций. Регулирование международной  торговли на межгосударственном уровне представляет собой совместно принимаемые  правительствами разных стран на основе компромиссов договоренности (правовые положения, нормы, процедуры, согласованные  взаимные обязательства, рекомендации) в области экономической политики и практики, отражающие интересы стран  – участниц. Регулирование нацелено на создание определенных предпосылок, способствующих дальнейшему развитию мирохозяйственных связей между  заинтересованными государствами, в частности, путем достижения стабильности и предсказуемости режима доступа  на рынке.

Международная экономическая  организация — организация, созданная на основе международных соглашений, с целью унификации, регулирования, выработки совместных решений в сфере международных экономических отношений. Основные международные экономические организации (МЭОР) – субъекты МЭО на международном и региональном уровне. Система м.о. насчитывает свыше 4 тыс., из которых более 300 – межправительственные.

Все международные экономические  организации обычно подразделяются на две категории: межправительственные (межгосударственные) и неправительственные, в состав которых входят объединения производителей, компании и фирмы, научные общества и другие организации.

Под международными правительственными экономическими организациями  понимаются международные организации, членами которых являются государства и которые учреждены на основе соответствующих договоров (Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) были созданы в порядке исключения на основе резолюций Генеральной Ассамблеи ООН) для выполнения определенных целей. Эти организации имеют систему постоянно действующих органов и обладают международной правосубъектностью (способностью иметь права/обязанности или приобретать их посредством своих действий, например, право на заключение договоров, право на привилегии и иммунитета и т.д.).

В резолюции Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС) от 27 февраля 1950 г. содержится следующее  определение международных неправительственных  организаций: «Любая международная  организация, не учрежденная на основании  межправительственного соглашения, считается неправительственной организацией». Эти организации в отличие от межгосударственных (межправительственных) организаций не являются субъектами международного (публичного) права, однако осуществляют свою деятельность в национальной, региональной и международной системе отношений межгосударственного или иного характера и имеют статус юридического лица. Безусловно, их деятельность оказывает определенное влияние на политику государств и международных правительственных экономических организаций.  В настоящее время количество международных неправительственных организаций превысило 7000 (около 900 организаций имеют консультативный статус в ООН и ее специализированных учреждениях и прямо или косвенно воздействуют на процесс принятия решений, касающихся предмета их деятельности).

Возможны различные классификации этих организаций. В современных условиях целесообразно выделять следующие их виды:

1. Межгосударственные  универсальные организации, цель и предмет деятельности которых представляют интерес для всех государств мира. Это прежде всего система ООН и специализированные учреждения ООН, являющиеся самостоятельными международными экономическими организациями. Среди них можно выделить МВФ, МБРР и его дочерние организации — Международную финансовую корпорацию (МФК) и Международную ассоциацию развития (МАР), а также ВТО и Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).  ООН – Организация Объединенных Наций, создана в 1945г. Система ООН состоит из Объединенных Наций с ее главными и вспомогательными органами, 18 специализированных учреждений, Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и ряда программ, советов и комиссий.

Цели ООН:

- поддержание международного мира и безопасности путем принятия эффективных коллективных мер и мирного урегулирования споров;

- развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципов равноправия и самоопределения народов;

- обеспечение международного сотрудничества по разрешению международных экономических, социальных, культурных и гуманитарных проблем и поощрение к правам человека.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) была создана в 1964 г. в качестве органа Генеральной Ассамблеи. Это представительная многосторонняя торгово-экономическая организация. Ее членами являются 186 государств, включая Россию. Местопребывание ЮНКТАД — Женева (Швейцария). Основными направлениями деятельности ЮНКТАД являются:

1. Регулирование торговых и экономических отношений между государствами, разработка концепций и принципов мировой торговли.

2. Разработка мер по  регулированию международной торговли  сырьевыми товарами. Конечной целью  является стабилизация цен на  мировых рынках

3. Разработка мер и  средств торговой политики и  экономического сотрудничества.

4. Содействие развитию  экономического сотрудничества между развивающимися странами.

5. Ведение информационной  и аналитической работы по  широкому кругу проблем.

Основные задачи ЮНКТАД: поощрять международную торговлю, прежде всего между развитыми и развивающимися странами; разрабатывать рекомендации по вопросам развития международных экономических отношений; служить центром согласования политики правительств и региональных экономических группировок в торговле и связанных с ней аспектов экономического развития; содействовать координации деятельности других учреждений ООН по международной торговле.

ВТО – Всемирная Торговая Организация. Начала действовать с 01.01.1995г., является преемницей действовавшего с 1947г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). ВТО является единственной правовой и институциональной основой всемирной торговой организации. Основополагающими принципами ВТО являются:

- предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе;

- взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;

- регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

 

- отказ от использования количественных ограничений;

- содействие справедливой конкуренции;

- разрешение торговых споров путем консультаций.

Группа  Всемирного Банка. Всемирный Банк – это многостороннее кредитное учреждение, состоящее из 5 тесно связанных между собой институтов, общей целью которых является повышение уровня жизни в развивающихся странах за счет финансовой помощи развитых стран.

1. МБРР (Международный банк реконструкции и развития) основан в 1945г., цель: предоставление кредитов относительно богатым развивающимся странам.

2. МАР (Международная ассоциация развития) основана в 1960г., цель: предоставление льготных кредитов беднейшим развивающимся странам.

3. МФК (Международная финансовая корпорация) создана в 1956г., цель: содействие экономическому росту в развивающихся странах путем оказания поддержки частному сектору.

4. МАИГ (Международное агентство по инвестиционным гарантиям) основано в 1988г., цель: поощрение иностранных инвестиций в развивающихся странах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызванных некоммерческими рисками.

5. МЦУИС (Международный центр по урегулированию инвестиционных споров) создан в 1966г.  Цель: содействие увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров м/у правительствами и иностранными инвесторами; консультирование, научные исследования, информация об инвестиционном законодательстве.

МВФ – Международный валютный фонд. Создан в 1945г. Функции: поддержание общей системы расчетов, наблюдение за состояние международной валютной системы, содействие стабильности обменных курсов валют, предоставление краткосрочных и среднесрочных кредитов, предоставление консультаций и участие в сотрудничестве. Каждое государство, вступая в члены МВФ, вносит определенную сумму – подписную квоту (более богатая страна вносит большую квоту и обладает большим количеством голосов). Для оказания финансовой поддержки своим членам МВФ использует следующие механизмы:

1. Обычные механизмы: политика траншей (кредиты в виде долей, составляющих 25% квоты данной страны), механизм расширенного финансирования (кредитование в течение 3 лет в целях преодоления трудностей с платежным балансом).

2. Специальные механизмы:  кредитование в случае непредвиденных обстоятельств (напр., рост цен на импортируемое зерно), финансирование буферных запасов (кредит на пополнение запасов сырья).

3. Чрезвычайная помощь (в форме закупок товаров с тем, чтобы решить проблемы платежного баланса).

2. Межгосударственные  организации регионального и  межрегионального характера, которые создаются государствами для решения различных вопросов, в том числе экономических и финансовых. Примером организаций первого типа служит Европейский банк реконструкции и развития ЕБРР был учрежден в 1991 г. в связи с необходимостью оказания содействия в осуществлении рыночных реформ в странах Центральной и Восточной Европы, а также в государствах, возникших на постсоветском пространстве. Членами ЕБРР являются 60 государств. Учреждение нового финансового института было необходимо не только для оказания финансовой помощи странам Центральной и Восточной Европы, но и для укрепления интеграционных процессов на континенте. Данные организации также могут создаваться на основе критериев экономического развития входящих в них государств. Географическая близость всех европейских стран поставила общие региональные задачи борьбы с загрязнением окружающей среды (например, с загрязнением Балтийского моря или Дуная), создания общеевропейских систем энергетики и телекоммуникации. Решение этих проблем требовало финансирования из единого крупного международного центра, которым и должен был стать ЕБРР. В интересах реализации данных целей ЕБРР выступает как непосредственный инвестор, содействует в привлечении иностранных инвестиций и в мобилизации финансовых ресурсов на внутренних рын¬ках стран-членов, а также оказывает государствам-членам техниче¬скую помощь.

Типичным примером здесь  является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющая промышленно развитые страны различных регионов мира (второй тип организаций) создана в 1961 г. на базе Организации европейского экономического сотрудничества. Членами ОЭСР являются 30 стран: Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Чешская Республика, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Италия, Япония, Корея, Люксембург, Мексика, Голландия, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Словакия, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Великобритания и США. Основной функцией ОЭСР является координация экономической политики стран-участниц в целях смягчения возникающих в мировой системе хозяйства противоречий. Среди наиболее важных направлений деятельности ОЭСР - вопросы регулирования международной торговли, стабилизации валютно-кредитной системы, проблемы взаимоотношений с развивающимися странами. Однако принимаемые по этим вопросам решения имеют рекомендательный характер и редко влекут за собой согласованные действия.

3. Международные  экономические организации, функционирующие  в отдельных сегментах мирового  рынка. В этом случае они чаще всего выступают в форме товарных организаций (соглашений), объединяющих широкий или узкий круг стран. Поэтому в международные экономические организации часто включают Организацию стран — экспортеров нефти (ОПЕК, 1960 г.), Международное соглашение по олову (1956 г.), Международные соглашения по какао (периодически заключаемые с начала 70-х гг.), Международные соглашения по кофе (заключаемые с начала 60-х гг.). Международное соглашение по текстильным товарам (МСТТ, 1974 г.). Между понятиями «международные организации» и «соглашения» (здесь не имеются в виду двусторонние соглашения) не всегда существует четкое различие. Некоторые фактически международные организации формально являются соглашениями, и наоборот: на базе международного соглашения создается секретариат, выполняющий на постоянной основе организационные функции, регулярно созывающий представителей стран-членов, собирающий и обобщающий статистическую и другую информацию, периодически выпускающий печатные издания.                     

4. Международные  экономические организации, представленные  полуформальными объединениями  типа «семерки» (США, Япония, Канада, ФРГ, Франция, Великобритания и Италия). От состояния экономики этих лидеров мирового хозяйства во многом зависит экономическая «погода» на всей планете. Поэтому в ходе ежегодных конференций (с 1974 г.) они наряду с другими вопросами рассматривают наиболее актуальные проблемы мировой экономики и вырабатывают общую линию поведения. Эти решения часто определяют политику МВФ, МБРР и других международных экономических организаций. Как известно, Россия приняла участие в 24-м саммите (Бирмингем, май 1998 г.) как член «большой восьмерки». К этому виду организаций также следует отнести Парижский клуб стран-кредиторов (действующий на межгосударственном уровне) и Лондонский клуб (действующий на межбанковском уровне).

5. Различные торгово-экономические,  валютно-финансовые и кредитные,  отраслевые или специализированные  экономические и научно-технические  организации.

Итак, к основным МЭО относятся: ОЭСР, регулирующая вопросы помощи развитию, финансовая организация МВФ, торговые – ВТО и ЮНКТАД и прочие МЭО: ЮНИДО, ЕБРР. Безусловно, это далеко не полный перечень МЭО, выполняющих роль регуляторов международных мирохозяйственных связей, но, по моему мнению, именно они оказывают наибольшее развитие на процесс интеграции в современном мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Основные международные экономические организации: их назначение, структура