Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 18:33, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы «Организация управленческого учета по центрам ответственности и местам формирования затрат» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты управленческого учета по центрам ответственности и местам формирования затрат;
2. Рассмотреть на практическом примере организацию управленческого учета по центрам ответственности.
Введение 2
Глава 1 Теоретические основы организации управленческого учёта в функциональных подразделениях 4
1.1 Понятие центров ответственности, их классификация 4
1.2 Учет по центрам затрат 9
1.3 Учет и отчетность по центрам прибыли и инвестиций 13
Глава 2 Организация управленческого учета на примере организации ООО «Трейд-Мастер» 18
2.1 Краткая характеристика организации 18
2.2 Организация управленческого учета 19
3.3 Внутренняя управленческая отчетность 22
Заключение 33
Литература 34
Курсовая работа на тему «Организация
управленческого учёта в функциональных
подразделениях системы управления предприятием»
Содержание
Введение
Важнейшими задачами современной практики управления являются выработка и исполнение решений, направленных на достижение финансово-экономической устойчивости и эффективности функционирования организации.
Чтобы правильно реагировать на динамичные внешние условия развития экономических процессов, на смену режима функционирования организации, на изменение номенклатуры и объема производства продукции, необходима четкая система построения бухгалтерского и управленческого учета. Уровень ее функционирования в значительной степени определяет успешное развитие предприятия как на российском рынке, так и во внешнеэкономической деятельности.
Построение системы управленческого учета на современном предприятии среднего и крупного звена - достаточно сложный и важный процесс.
Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы «Организация управленческого учета по центрам ответственности и местам формирования затрат». Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «Организация управленческого учета по центрам ответственности и местам формирования затрат» определяют несомненную новизну данного исследования.
Дальнейшее внимание к
Актуальность настоящей
Целью исследования является изучение темы «Организация управленческого учета по центрам ответственности и местам формирования затрат» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения
1. Изучить теоретические аспекты управленческого учета по центрам ответственности и местам формирования затрат;
2. Рассмотреть на практическом примере организацию управленческого учета по центрам ответственности.
Глава 1 Теоретические основы организации управленческого учёта в функциональных подразделениях
1.1 Понятие центров ответственности, их классификация
Центр ответственности - это часть организации, выделяемая в учете для контроля за ее деятельностью.
В каждом центре ответственности осуществляются расходы и производится продукция (работы, услуги). Затраты каждого центра ответственности обязательно измеряются и контролируются менеджером центра или исполнителем. Однако произведенную продукцию, выполненную работу или оказанную услугу не всегда можно измерить в качестве дохода центра ответственности. Например, практически невозможно выразить в качестве дохода услуги, оказываемые бухгалтерией. Не все центры ответственности, соизмеряющие расходы и доходы, могут принимать решения по использованию полученной прибыли.
Опыт зарубежных предприятий свидетельствует о том, что чаще всего центры ответственности классифицируют по объему полномочий и обязанностей соответствующих менеджеров, а также по функциям, выполняемым каждым центром. По первому признаку центры ответственности подразделяются на центры затрат, инвестиций, продаж и прибыли. По выполняемым функциям различают основные и обслуживающие центры ответственности.1
Центры ответственности формируют по принципу производственных функций, чаще создают в сфере материального производства. Здесь обособляют центры ответственности и места затрат, относящиеся к снабжению, производству, сбыту и управлению.
По принципу возможности и целесообразности исчисления прибыли и ее использования центры ответственности подразделяются на три вида:
- центр затрат;
- центр прибыли;
- центр инвестиций.
В центрах затрат контролируются, как правило, только их расходы. Их основной целью является минимизация затрат.
В центрах прибыли менеджером контролируются не только затраты, но и доходы. Сопоставлением доходов и расходов по центру определяют прибыль. Основной целью центра прибыли является получение максимально высокой прибыли.
Центры инвестиций контролируют не только затраты, доходы и прибыль, но и использование прибыли, в том числе инвестиции в собственные активы. Центрами инвестиций являются дочерние организации и другие достаточно самостоятельные части головной организации.
По принципу осуществления производственных функций можно выделить следующие центры ответственности: снабжения, производства, сбыта продукции, управления.
Центр ответственности за снабжение планирует, учитывает и контролирует закупки товарно-материальных ценностей, их хранение, затраты по закупке и хранению материальных ценностей, их отпуск в производство.
Центры ответственности за производство планируют, учитывают и контролируют затраты на производство продукции, объем и ассортимент выпускаемой продукции, ее качество, исчисляют ее себестоимость.
Центры ответственности по сбыту продукции (центры продаж) планируют, учитывают и контролируют затраты по продаже продукции (работ, услуг), объем и структуру проданной продукции, выручку от продажи, рентабельность проданной продукции и ее отдельных видов. Центр продаж иногда называют центром доходов.
Центры управления (службы главного технолога, бухгалтерия, служба управленческого учета и т.д.) планируют, учитывают и контролируют затраты на их функционирование и определяют эффективность своей деятельности.
Основой функционирования
центров ответственности
Особенно важно применять гибкие сметы, позволяющие пересчитывать ожидаемые затраты на фактический объем производства. Для осуществления пересчета затраты делят на переменные, полупеременные и постоянные. При пересчете затрат переменные расходы умножают на коэффициент фактического изменения объема производства; полупеременные расходы умножают на коэффициент фактического изменения объема производства и коэффициент зависимости данного вида расходов от объема производства; постоянные расходы корректировке не подлежат.
Сопоставление фактических затрат с затратами по смете осуществляют в отчете об исполнении сметы. Обычно в отчете указывают наименование контролируемых затрат, затраты по смете, фактические расходы и отклонение фактических затрат от сметных (таблица 1).
Таблица 1
Отчеты об исполнении сметы центров затрат различных уровней
Контролируемые затраты |
Затраты |
Отклонения по затратам (+, -) | ||
по смете |
фактически |
за месяц |
с начала года | |
Отчет мастера отделения N 1 | ||||
1. Материалы |
1 000 |
980 |
-20 |
-10 |
2. Заработная плата прямая |
500 |
510 |
+10 |
+5 |
3. Заработная плата обслуживающих рабочих |
220 |
225 |
+5 |
+3 |
Продолжение таблицы 1
4. Топливо и энергия на технологические цели |
180 |
190 |
+10 |
+7 |
5. Эксплуатация и ремонт оборудования |
200 |
195 |
-5 |
-5 |
6. Прочие расходы |
100 |
105 |
+5 |
-3 |
7. Итого затрат |
2 200 |
2 205 |
+5 |
-3 |
Отчет начальника цеха N 1 | ||||
1. Содержание аппарата управления цеха |
400 |
410 |
+10 |
- |
2. Содержание прочего персонала |
300 |
290 |
-10 |
-20 |
3. Содержание и текущий ремонт здания, сооружений, инвентаря |
1 000 |
1 020 |
+20 |
-10 |
4. Непроизводительные расходы |
х |
20 |
+20 |
+50 |
5. Прочие расходы цеха |
300 |
290 |
-10 |
-30 |
6. Итого расходы цеха |
2 000 |
2 030 |
+30 |
-10 |
7. Расходы отделений |
||||
N 1 |
2 200 |
2 205 |
+5 |
-3 |
N 2 |
2 000 |
2 050 |
+50 |
-70 |
N 3 |
2 800 |
2 780 |
-20 |
-30 |
Итого расходы отделений |
7 000 |
7 035 |
+35 |
+37 |
8. Всего расходы по цеху |
9 000 |
9 065 |
+65 |
+27 |
Отчет заместителя директора по экономике | ||||
1. Расходы на управление организацией |
2 000 |
2 060 |
+60 |
+100 |
2. Общехозяйственные расходы |
2 000 |
1 950 |
-50 |
-70 |
3. Налоги, сборы и отчисления |
1 000 |
1 000 |
- |
+10 |
4. Непроизводительные расходы |
х |
500 |
+500 |
+1000 |
5. Итого общие расходы по организации |
5 000 |
5 510 |
+510 |
+1040 |
6. Расходы цехов |
||||
N 1 |
9 000 |
9 065 |
+65 |
+27 |
N 2 |
8 000 |
7 905 |
-95 |
-27 |
N 3 |
10 000 |
10 050 |
+50 |
+100 |
Итого |
27 000 |
27 020 |
+20 |
+100 |
7. Всего затраты организации |
32 000 |
32 530 |
+530 |
+1440 |
Центры прибыли, помимо отчета об исполнении сметы, составляют отчеты по прибыли, возможная форма которых рассмотрена в таблице 2
Таблица 2
Отчет по прибыли
Показатели |
По смете (плану) |
Фактически |
Отклонения (+, -) | |||
за месяц |
с начала года | |||||
Отчет по валовой прибыли | ||||||
1. Стоимость продукции (работ, услуг) |
10 000 |
12 000 |
+2 000 |
+3 000 | ||
2. Производственная себестоимость |
6 000 |
7 000 |
+1 000 |
+1 500 |
Продолжение таблицы 2
3. Валовая прибыль (п. 1 - п. 2) |
4 000 |
5 000 |
+1 000 |
+1 500 |
Отчет по прибыли от продаж | ||||
1. Выручка от продажи (нетто) |
10 000 |
12 000 |
+2 000 |
+3 000 |
2. Производственная себестоимость |
6 000 |
7 000 |
+1 000 |
+1 500 |
3. Расходы на продажи |
500 |
600 |
+100 |
+300 |
4. Общехозяйственные расходы |
1 500 |
1 600 |
+100 |
+200 |
5. Полная себестоимость проданной продукции (п. 2 + п. 3 + п. 4) |
8 000 |
9 200 |
+1 200 |
+2 000 |
6. Прибыль от продаж (п. 1 - п. 5) |
2 000 |
2 800 |
+800 |
+1 000 |
Отчет по прибыли от обычной деятельности | ||||
1. Выручка от продажи (нетто) |
10 000 |
12 000 |
+2 000 |
+3 000 |
2. Производственная себестоимость |
6 000 |
7 000 |
+1 000 |
+1 500 |
3. Расходы на продажу |
500 |
600 |
+100 |
+300 |
4. Общехозяйственные расходы |
1 500 |
1 600 |
+100 |
+200 |
5. Полная себестоимость проданной продукции (п. 2 + п. 3 + п. 4) |
8 000 |
9 200 |
+1 200 |
+2 000 |
6. Прибыль от продаж (п. 1 - п. 5) |
2 000 |
2 800 |
+800 |
+1 000 |
7. Прочие доходы |
1 000 |
1 200 |
+200 |
+300 |
8. Прочие расходы |
800 |
1 000 |
+200 |
+150 |
9. Прибыль до налогообложения (п. 6 + п. 7 - п. 8) |
2 200 |
3 000 |
+800 |
+1 150 |
10. Налог на прибыль |
440 |
600 |
+160 |
+275 |
11. Прибыль (убыток) от обычной деятельности (п. 9 - п. 10) |
1 760 |
2 400 |
+640 |
+874 |