Организация управленческого учёта в функциональных подразделениях системы управления предприятием ООО «Трейд-Мастер»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы «Организация управленческого учета по центрам ответственности и местам формирования затрат» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты управленческого учета по центрам ответственности и местам формирования затрат;
2. Рассмотреть на практическом примере организацию управленческого учета по центрам ответственности.

Содержание

Введение 2
Глава 1 Теоретические основы организации управленческого учёта в функциональных подразделениях 4
1.1 Понятие центров ответственности, их классификация 4
1.2 Учет по центрам затрат 9
1.3 Учет и отчетность по центрам прибыли и инвестиций 13
Глава 2 Организация управленческого учета на примере организации ООО «Трейд-Мастер» 18
2.1 Краткая характеристика организации 18
2.2 Организация управленческого учета 19
3.3 Внутренняя управленческая отчетность 22
Заключение 33
Литература 34

Работа содержит 1 файл

Функциональные подразделения.doc

— 482.00 Кб (Скачать)

Курсовая работа на тему «Организация управленческого учёта в функциональных подразделениях системы управления предприятием» 

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

Важнейшими задачами современной практики управления являются выработка и исполнение решений, направленных на достижение финансово-экономической  устойчивости и эффективности функционирования организации.

Чтобы правильно реагировать  на динамичные внешние условия развития экономических процессов, на смену  режима функционирования организации, на изменение номенклатуры и объема производства продукции, необходима четкая система построения бухгалтерского и управленческого учета. Уровень ее функционирования в значительной степени определяет успешное развитие предприятия как на российском рынке, так и во внешнеэкономической деятельности.

Построение системы  управленческого учета на современном предприятии среднего и крупного звена - достаточно сложный и важный процесс.

 Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы «Организация управленческого учета по центрам ответственности и местам формирования затрат». Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

 Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «Организация управленческого учета по центрам ответственности и местам формирования затрат» определяют несомненную новизну данного исследования.

 Дальнейшее внимание к вопросу  о проблеме «Организация управленческого учета по центрам ответственности и местам формирования затрат» необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

 Актуальность настоящей работы  обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Организация управленческого учета по центрам ответственности и местам формирования затрат» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

 Целью исследования является  изучение темы «Организация управленческого учета по центрам ответственности и местам формирования затрат» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

 В рамках достижения поставленной  цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты управленческого учета по центрам ответственности и местам формирования затрат;

2. Рассмотреть на практическом примере организацию управленческого учета по центрам ответственности.

 

Глава 1 Теоретические основы организации управленческого учёта в функциональных  подразделениях

 

1.1 Понятие центров ответственности, их классификация

 

Центр ответственности - это часть организации, выделяемая в учете для контроля за ее деятельностью.

В каждом центре ответственности  осуществляются расходы и производится продукция (работы, услуги). Затраты каждого центра ответственности обязательно измеряются и контролируются менеджером центра или исполнителем. Однако произведенную продукцию, выполненную работу или оказанную услугу не всегда можно измерить в качестве дохода центра ответственности. Например, практически невозможно выразить в качестве дохода услуги, оказываемые бухгалтерией. Не все центры ответственности, соизмеряющие расходы и доходы, могут принимать решения по использованию полученной прибыли.

Опыт зарубежных предприятий  свидетельствует о том, что чаще всего центры ответственности классифицируют по объему полномочий и обязанностей соответствующих менеджеров, а также  по функциям, выполняемым каждым центром. По первому признаку центры ответственности подразделяются на центры затрат, инвестиций, продаж и прибыли. По выполняемым функциям различают основные и обслуживающие центры ответственности.1

Центры ответственности  формируют по принципу производственных функций, чаще создают в сфере  материального производства. Здесь обособляют центры ответственности и места затрат, относящиеся к снабжению, производству, сбыту и управлению.

По принципу возможности  и целесообразности исчисления прибыли  и ее использования центры ответственности  подразделяются на три вида:

- центр затрат;

- центр прибыли;

- центр инвестиций.

В центрах затрат контролируются, как правило, только их расходы. Их основной целью является минимизация затрат.

В центрах прибыли  менеджером контролируются не только затраты, но и доходы. Сопоставлением доходов и расходов по центру определяют прибыль. Основной целью центра прибыли является получение максимально высокой прибыли.

Центры инвестиций контролируют не только затраты, доходы и прибыль, но и использование прибыли, в  том числе инвестиции в собственные активы. Центрами инвестиций являются дочерние организации и другие достаточно самостоятельные части головной организации.

По принципу осуществления  производственных функций можно  выделить следующие центры ответственности: снабжения, производства, сбыта продукции, управления.

Центр ответственности  за снабжение планирует, учитывает  и контролирует закупки товарно-материальных ценностей, их хранение, затраты по закупке и хранению материальных ценностей, их отпуск в производство.

Центры ответственности за производство планируют, учитывают и контролируют затраты на производство продукции, объем и ассортимент выпускаемой продукции, ее качество, исчисляют ее себестоимость.

Центры ответственности  по сбыту продукции (центры продаж) планируют, учитывают и контролируют затраты по продаже продукции (работ, услуг), объем и структуру проданной продукции, выручку от продажи, рентабельность проданной продукции и ее отдельных видов. Центр продаж иногда называют центром доходов.

Центры управления (службы главного технолога, бухгалтерия, служба управленческого учета и т.д.) планируют, учитывают и контролируют затраты на их функционирование и определяют эффективность своей деятельности.

Основой функционирования центров ответственности являются сопоставления фактических затрат с расходами по смете (бюджету). Смета является, в сущности, финансовым планом для каждого центра ответственности. При составлении смет во внимание принимают, как правило, только контролируемые соответствующим центром затраты.

Особенно важно применять гибкие сметы, позволяющие пересчитывать ожидаемые затраты на фактический объем производства. Для осуществления пересчета затраты делят на переменные, полупеременные и постоянные. При пересчете затрат переменные расходы умножают на коэффициент фактического изменения объема производства; полупеременные расходы умножают на коэффициент фактического изменения объема производства и коэффициент зависимости данного вида расходов от объема производства; постоянные расходы корректировке не подлежат.

Сопоставление фактических затрат с затратами по смете осуществляют в отчете об исполнении сметы. Обычно в отчете указывают наименование контролируемых затрат, затраты по смете, фактические расходы и отклонение фактических затрат от сметных (таблица 1).

Таблица 1

Отчеты об исполнении сметы центров затрат различных уровней

 

Контролируемые затраты

Затраты

Отклонения по затратам (+, -)

по смете

фактически

за месяц

с начала года

Отчет мастера отделения N 1

1. Материалы

1 000

980

-20

-10

2. Заработная плата  прямая

500

510

+10

+5

3. Заработная плата  обслуживающих рабочих

220

225

+5

+3


 

Продолжение таблицы 1

4. Топливо и энергия  на технологические цели

180

190

+10

+7

5. Эксплуатация и ремонт  оборудования

200

195

-5

-5

6. Прочие расходы

100

105

+5

-3

7. Итого затрат

2 200

2 205

+5

-3

Отчет начальника цеха N 1

1. Содержание аппарата  управления цеха

400

410

+10

-

2. Содержание прочего  персонала

300

290

-10

-20

3. Содержание и текущий  ремонт здания, сооружений, инвентаря

1 000

1 020

+20

-10

4. Непроизводительные  расходы

х

20

+20

+50

5. Прочие расходы цеха

300

290

-10

-30

6. Итого расходы цеха

2 000

2 030

+30

-10

7. Расходы отделений

       

N 1

2 200

2 205

+5

-3

N 2

2 000

2 050

+50

-70

N 3

2 800

2 780

-20

-30

Итого расходы отделений

7 000

7 035

+35

+37

8. Всего расходы по цеху

9 000

9 065

+65

+27

Отчет заместителя директора по экономике

1. Расходы на управление  организацией

2 000

2 060

+60

+100

2. Общехозяйственные  расходы

2 000

1 950

-50

-70

3. Налоги, сборы и отчисления

1 000

1 000

-

+10

4. Непроизводительные  расходы

х

500

+500

+1000

5. Итого общие расходы  по организации

5 000

5 510

+510

+1040

6. Расходы цехов

       

N 1

9 000

9 065

+65

+27

N 2

8 000

7 905

-95

-27

N 3

10 000

10 050

+50

+100

Итого

27 000

27 020

+20

+100

7. Всего затраты организации

32 000

32 530

+530

+1440


 

Центры прибыли, помимо отчета об исполнении сметы, составляют отчеты по прибыли, возможная форма  которых рассмотрена в таблице 2

Таблица 2

Отчет по прибыли

Показатели

По смете (плану)

Фактически

Отклонения (+, -)

за месяц

с начала года

Отчет по валовой прибыли

1. Стоимость продукции  (работ, услуг)

10 000

12 000

+2 000

+3 000

2. Производственная себестоимость

6 000

7 000

+1 000

+1 500


 

Продолжение таблицы 2

3. Валовая прибыль  (п. 1 - п. 2)

4 000

5 000

+1 000

+1 500

Отчет по прибыли от продаж

1. Выручка от продажи  (нетто)

10 000

12 000

+2 000

+3 000

2. Производственная себестоимость

6 000

7 000

+1 000

+1 500

3. Расходы на продажи

500

600

+100

+300

4. Общехозяйственные  расходы

1 500

1 600

+100

+200

5. Полная себестоимость  проданной продукции (п. 2 + п. 3 + п. 4)

8 000

9 200

+1 200

+2 000

6. Прибыль от продаж (п. 1 - п. 5)

2 000

2 800

+800

+1 000

Отчет по прибыли от обычной деятельности

1. Выручка от продажи  (нетто)

10 000

12 000

+2 000

+3 000

2. Производственная себестоимость

6 000

7 000

+1 000

+1 500

3. Расходы на продажу

500

600

+100

+300

4. Общехозяйственные расходы

1 500

1 600

+100

+200

5. Полная себестоимость  проданной продукции (п. 2 + п. 3 + п. 4)

8 000

9 200

+1 200

+2 000

6. Прибыль от продаж (п. 1 - п. 5)

2 000

2 800

+800

+1 000

7. Прочие доходы

1 000

1 200

+200

+300

8. Прочие расходы

800

1 000

+200

+150

9. Прибыль до налогообложения  (п. 6 + п. 7 - п. 8)

2 200

3 000

+800

+1 150

10. Налог на прибыль

440

600

+160

+275

11. Прибыль (убыток) от  обычной деятельности (п. 9 - п. 10)

1 760

2 400

+640

+874

Информация о работе Организация управленческого учёта в функциональных подразделениях системы управления предприятием ООО «Трейд-Мастер»