Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 12:29, курсовая работа
Управленческий учет – информационная система в рамках организации, которая обеспечивает управленческий аппарат информацией, используемой для планирования собственного управления и контроля над деятельностью организации.
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические аспекты управленческого учета
1.1. Сущность и задачи управленческого учета
1.2. Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета
1.3. Классификация затрат для целей управления
2. Основные особенности организации управленческого учета
2.1. План организации управленческого учета
2.2. Учет по центрам ответственности
2.3. Сущность анализа соотношения «Затраты – Объем - Прибыль»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приростные и предельные затраты. Приростные затраты являются дополнительными и возникают в результате изготовления или продажи дополнительной партии продукции. В приростные затраты могут включаться, а могут и не включаться постоянные затраты. Если постоянные затраты изменяются в результате принятого решения, то их прирост рассматривается как приростные затраты. Если постоянные затраты не изменяются в результате принятого решения, то приростные затраты будут равны нулю. Аналогичный подход применяется в управленческом учете и к доходам.4
Планируемые и непланируемые затраты. Планируемые - это затраты, рассчитанные на определенный объем производства. В соответствии с нормами, нормативами, лимитами и сметами они включаются в плановую себестоимость продукции.
Непланируемые
- затраты, не включаемые в план и отражаемые
только в фактической себестоимости продукции.
При использовании метода учета фактических
затрат и калькулировании фактической
себестоимости бухгалтер-аналитик имеет
дело с непланируемыми затратами.
2. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
2.1. План организации управленческого учета
План
организации управленческого
В плане документации указывается перечень документов, для учета хозяйственных операций и составляется расчет потребности в бланках. При этом организации могут использовать типовые формы первичных учетных документов или применять формы документов, разработанные самостоятельно. После определения потребности в бланках заказывают их печатание в типографии или делают заявку на их потребление.
Основой организации первичного учета на предприятии является график документооборота. Под документооборотом понимают путь, который проходят документы от момента их выписки до сдачи на хранение в архив. В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, и указывают порядок, место, время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив.
При разработке плана счетов для управленческого учета необходимо иметь в виду, что действующий в настоящее время план счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.01 г. №94н, позволяет осуществить учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции одновременно для целей финансового и управленческого учета. При этом допускается использование однокруговой (монистической) и двухкруговой (дуалистической) систем учета производственных затрат.5
Однокруговая система учета затрат может осуществляться:
При первом варианте специальные счета для управленческого учета не используются. Для целей управления информация финансового учета группируется в специальных регистрах, которые могут дополняться расчетными и другими данными. При втором варианте для обеспечения взаимосвязи финансового и управленческого учета следует использовать для учета расходов счета по элементам затрат.
Двухкруговую систему учета затрат целесообразно использовать в крупных организациях. При данной системе финансовый и управленческий учет имеют самостоятельные планы счетов.
В плане отчетности указываются: перечень отчетных форм, отчетный период, за который составляется та или иная форма отчета, сроки представления отчетности, наименование служб и подразделений, а так же фамилии должностных лиц, получающих отчеты способ представления отчетов и фамилии работников, отвечающих за составление отчетности, с точным указанием выполняемых работ.
В плане технического оформления учета указывается, какие вычислительные машины, приборы и устройства будут использованы в организации. Помимо использования вычислительных машин в соответствующих организационных формах необходимо предусмотреть применение различных вычислительных таблиц и разного рода средств механизации измерения и счета; мерной тары, весов, счетчиков.
В плане организации труда работников бухгалтерии определяется структура данной службы, ее штат, дается должностная характеристика каждому работнику, намечаются мероприятия по повышению квалификации, составляются графики учетных работ.
В
средних организациях в состав службы
управленческого учета можно
включить следующие группы (отделы,
бюро, секторы): планирования, материальную,
учета затрат труда и его оплаты,
производственно-
Группа планирования составляет главный бюджет, охватывающий основную деятельность организации; бюджеты структурных подразделений и другие частные бюджеты; операционный бюджет, который детализирует через частные бюджеты статьи доходов и расходов и представляется в виде прогноза прибылей и убытков; финансовый бюджет, прогнозирующий денежные потоки организации на планируемый период; специальные бюджеты для отдельных видов деятельности или программ.
Материальная группа:
Группа учета затрат труда и его оплаты осуществляет нормирование труда, определяет расценки оплаты труда, ведет учет затрат труда по установленным объектам учета, контролирует использование фонда заработной платы, принимает участие в разработке форм первичных документов, учетных регистров и отчетов по труду и заработной плате.
Производственно-
Группа
учета продажи продукции
осуществляет порядок учета выпуска и
продажи продукции, состав покупателей,
исчисляет фактические затраты по продаже
продукции, себестоимость проданной продукции
по ее видам, зонам продажи и т.п., разрабатывает
формы отчетов по продаже продукции, выявляет
прибыль и рентабельность по продаже отдельных
видов продукции, структурным подразделениям,
организации в целом.
2.2. Учет по центрам ответственности
На
производственных предприятиях основными
объектами управленческого
Центр ответственности представляет собой часть системы управления предприятием и, как любая система, имеет вход и выход. Вход — это сырье, материалы, полуфабрикаты, затраты труда и разных услуг. Выходом для центра ответственности является продукция (услуги), которая идет в другой центр ответственности или реализуется на сторону. В этих условиях деятельность каждого центра ответственности может быть оценена с точки зрения эффективности функционирования.6
В любой организации, независимо от ее размеров и организационной структуры управления, можно выделить пять типов центров ответственности:
Учет по центрам ответственности – система отражения, обработки и контроля плановой и фактической информации на входе и выходе из центра ответственности.
Данный учет предполагает четкое разграничение затрат по конкретным центрам ответственности.
Основными
показателями деятельности всех вышеперечисленных
центров ответственности
Центры ответственности работают с выделенными им ресурсами и производят продукцию (услуги, работы), которые передаются другому центру ответственности внутри организации или стоимостные показатели как на входе, так и на выходе из него.
Цель организации учета по центрам ответственности – накопление данных о затратах и доходах, а так же выявление отклонений от установленного плана, бюджета (сметы) с отнесением этих отклонений на ответственное лицо.
Фактические
данные по центрам ответственности
отражаются в отчетах об исполнении
сметы, заданиях, которые составляются
по срокам управленческого регламента
на довольно короткие промежутки времени:
ежедневно, еженедельно, подекадно. В этих
отчетах отражается информация об отклонениях
между плановыми (нормативными) и фактическими
доходами – поступлением выручки.
2.3. Сущность анализа соотношения «Затраты – Объем - Прибыль»
Руководителю
любого предприятия на практике приходится
принимать множество
Одним
из мощных инструментов менеджеров в
определении точки
Взаимосвязь «затраты-объем-прибыль» может быть выражена графически или с помощью формул. На рисунке 3 представлена основная модель «затраты-объем-прибыль». График показывает взаимосвязь выручки, затрат, объема продукции и прибыли (убытков).
Рисунок 3.