Организация системы материальной ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 09:08, реферат

Описание работы

Успешное функционирование любой организации во многом зависит от работы ее коллектива. В связи с этим большое значение приобретает знание норм трудового законодательства и механизма реализации их на практике. Одним из главных вопросов применения трудового законодательства в торговле является организация материальной ответственности работников.

Работа содержит 1 файл

организация системы материальной ответственности.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

В торговых единицах, не имеющих секционного деления, руководитель входит в состав бригады и возглавляет ее. Если имеется несколько структурных подразделений, то бригадирами являются заведующие этими подразделениями. Руководитель торговой единицы, как правило, ни в одну из бригад не входит. В этом случае бригадиры подчиняются руководителю организации, который осуществляет руководство их работой.

Учет товаров материально-ответственными лицами

Учет товаров ведет заведующий складом или другой работник. Организация учета товаров зависит от способа их хранения - партионного или сортового. При партионном способе каждая партия товаров хранится отдельно. Под партией понимается количество товаров, поступивших одновременно по одному транспортному документу. При сортовом способе хранения каждый вновь приобретенный товар определенного сорта присоединяют к ранее поступившему товару того же наименования и сорта.

При любом способе хранения материально-ответственные лица ведут учет товаров, как правило, только в натуральном измерении на основании приходных и расходных товарных документов. Однако можно учитывать движение товаров в натуральном и стоимостном измерениях одновременно.

При партионном способе хранения на каждую партию товаров материально-ответственное лицо выписывает партионную карту в двух экземплярах, где указываются наименование, артикул, сорт, цена и количество (масса) товаров. Партионные карты регистрируются в специальной книге, порядковый номер регистрации является номером данной партии товаров. Один экземпляр партионной карты остается на складе и служит регистром складского учета товаров, второй передают в бухгалтерию. По мере отпуска товаров материально-ответственное лицо указывает в партионной карте дату отпуска, номер расходного документа и количество (массу) отпущенного товара. Одновременно в расходном документе указывают номер партионной карты. После полного выбытия партии товаров партионную карту склада передают в бухгалтерию для проверки. Если при проверке по данной партии выявляется недостача товаров, то, не ожидая инвентаризации, недостачу в пределах норм естественной убыли списывают за счет организации, а сверх норм - взыскивают с материально-ответственных лиц. Излишки товаров, выявленные при проверке, приходуют.

Партионный учет позволяет выявить недостачи или излишки товаров сразу после отпуска каждой партии, что позволяет осуществлять текущий контроль за сохранностью ценностей. Вместе с тем такой способ учета имеет недостатки: менее рационально используется складская площадь и емкость хранилищ, ухудшается возможность оперативного управления запасами. Поскольку товары могут храниться в разных местах, то остатки по ним отражаются в нескольких партионных картах, что затрудняет возможность получать оперативную информацию о наличии товаров на складе.

При сортовом способе хранения материально-ответственные лица ведут учет товаров в товарных книгах или на карточках. На каждое наименование и сорт товаров открывается одна или несколько страниц в товарной книге (в зависимости от объема операций по приходу и расходу товаров) либо отдельная карточка. Для сокращения числа аналитических счетов товары различного наименования, имеющие одинаковую цену, могут учитываться на одной странице книги или в одной карточке.

Отчетность материально-ответственных лиц

Каждый факт хозяйственной деятельности, связанный с поступлением и выбытием товаров, оформляется первичными документами. На их основании материально-ответственные лица периодически составляют отчетность о наличии и движении товаров, тары и сдают ее в бухгалтерию организации. Администрация организации использует эту отчетность в целях контроля за материально-ответственными лицами, а также для проверки сохранности ценностей и управления товарными запасами.

Сроки составления отчетности устанавливает администрация организации. На практике материально-ответственные лица составляют отчетность о наличии и движении товаров ежедневно, за три, пять, а иногда даже за десять дней. Ежедневное представление отчетности нерационально увеличивает объем работы бухгалтерского аппарата. В то же время применение 10-дневной отчетности нецелесообразно по нескольким причинам: движение товаров в течение длительного периода не контролируется бухгалтерией, неравномерно распределяется работа бухгалтеров в течение месяца, значительный объем работ по проверке и обработке отчетности за последнюю декаду квартала приходится на период составления бухгалтерской отчетности. В связи с этим для обеспечения контроля за работой материально-ответственных лиц и более эффективной обработки документации целесообразно установить сроки отчетности исходя из конкретных условий функционирования организации.

В торговых организациях наиболее распространенным видом отчетности о наличии и движении товаров является товарный отчет (ф. N ТОРГ-29). В адресной части товарного отчета указываются наименование организации, торговой единицы и структурного подразделения (отдела, секции), фамилия и инициалы материально-ответственного лица, номер отчета, период, за который составляется товарный отчет. Товарные отчеты нумеруют с начала и до конца года последовательно с первого номера. Предметная часть товарного отчета раскрывает структуру товарного баланса:

Он + П = Р + Ок,

где Он - остаток товаров на начало отчетного периода; П - поступление товара за отчетный период; Р - расход товаров за отчетный период; Ок - остаток товаров на конец отчетного периода.

Показатель "Остаток товаров на начало отчетного периода" должен соответствовать показателю по строке "Остаток на конец отчетного периода" предыдущего товарного отчета или показателю инвентаризационной описи (если первый отчет составляют после проведения инвентаризации).

В приходной части товарного отчета каждый приходный документ записывают отдельно и подсчитывают общую сумму оприходованных товаров за данный отчетный период, а также итог прихода с остатком на начало периода. При этом выделяются источник поступления товаров, номер и дата документа, сумма поступивших товаров.

В расходной части товарного отчета отдельно записывают направление выбытия товаров, номер и дату расходного документа, сумму оценки выбывших товаров и подсчитывают общую сумму расхода товаров за отчетный период. После этого определяют остаток товаров на конец отчетного периода. Таким же образом в товарном отчете отражаются остатки и движение тары.

Внутри каждого вида прихода и расхода документы располагают в хронологическом порядке. Общее число документов, на основании которых составлен товарный отчет, указывают прописью в конце отчета. Товарный отчет подписывает материально-ответственное лицо, а при бригадной материальной ответственности - бригадир или его заместитель и один из членов бригады. Товарный отчет составляют в двух экземплярах.

Правильность начального остатка в товарном отчете устанавливается путем сопоставления данного отчета с предыдущим, который считается правильным, так как уже был проверен. Об изменении остатка товаров на конец отчетного периода ставят в известность материально-ответственное лицо, которое своей подписью в конце товарного отчета должно удостоверить правильность внесенных исправлений и нового остатка товаров.

Большое значение при проверке товарных отчетов имеет встречная сверка документов, которая позволяет установить своевременность и полноту оприходования и списания товаров. Можно выделить два вида встречной сверки.

1. При перемещении товаров внутри организации следует сверять документы торговых единиц, отпустивших товары, с документами торговых единиц, их получивших. Это дает возможность бухгалтеру контролировать правильность оприходования товаров одним материально-ответственным лицом и правильность списания товаров другим.

2. Товарные документы на поступление товаров от поставщиков, приложенные к товарному отчету, следует сопоставлять с экземпляром расчетного документа на эту же партию товаров, поступившего через банк или кассу. Это позволяет установить полноту и своевременность оприходования товаров.

Проверив товарный отчет, бухгалтер ставит на нем дату проверки и расписывается. Товарные отчеты используют в целях контроля не только за движением ценностей, но и за состоянием товарных запасов. Контроль осуществляется путем сопоставления фактических остатков товаров с нормативом (лимитом), определяемым администрацией организации. При выявлении значительного отклонения фактических данных от установленных нормативов принимаются меры по оптимизации товарных запасов.

В.В.Патров

Санкт-Петербургский

государственный университет

М.Л.Пятов

Санкт-Петербургский

государственный университет

Подписано в печать

18.04.2003

 



Информация о работе Организация системы материальной ответственности