Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 23:47, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является исследование обращения наличных денег с разных сторон. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Раскрыть понятие налично-денежного обращения;
2.Определить состояние налично-денежного обращения в России на современном этапе;
3.Раскрыть сущность регулирования налично-денежного обращения и его инструменты.
Для обеспечения соответствия динамики инфляции целевой траектории Банк России будет использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежнокредитной политики. На успешность проведения денежно-кредитной политики будут влиять в определенной степени как бюджетные механизмы аккумулирования дополнительных доходов от экспорта нефти и газа при высоких ценах мирового рынка энергоносителей, так и проведение консервативной бюджетной политики.
Процентная политика Банка России будет осуществляться исходя из состояния экономики и динамики инфляции. Важной задачей процентной политики будет постепенное сужение коридора процентных ставок по собственным операциям Банка России и снижение волатильности ставок денежного рынка. При этом все большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут оказывать ставки по рыночным инструментам рефинансирования банков, прежде всего по операциям прямого РЕПО.
Основным фактором риска для российского банковского сектора в условиях международного финансового кризиса является существенное ограничение доступа к ресурсам с международных рынков капитала и сокращение возможностей внешнего рефинансирования ранее привлеченных заимствований в связи со значительным подорожанием привлеченных средств для первоклассных заемщиков и фактическим исключением такой возможности для других заемщиков.
Следствием влияния указанного фактора является введение российскими банками более консервативных подходов при кредитовании и при оценке кредитного риска. В свою очередь, это ведет к снижению темпов роста кредитных вложений в экономику и снижению финансового результата (прибыли) кредитных организаций. Одновременно это обусловливает относительное увеличение в портфелях кредитных организаций доли проблемных активов, как накопленных в период кредитной экспансии, так и отражающих ухудшение экономического положения предприятий при ужесточении условий привлечения кредитов.
В
этой ситуации на состояние банковского
сектора будет оказывать
В целях снижения негативного влияния международных финансовых потрясений на экономику и финансовые рынки России реализуется комплекс мер по частичному замещению выбывших кредитных ресурсов банков и восстановлению нормального кредитного цикла. Эти меры направлены на исключение системной угрозы устойчивости банковского сектора.
В
рамках системы управления ликвидностью
банковского сектора Банк России
продолжит улучшать условия доступа
кредитных организаций к
Решения по использованию инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будут приниматься в зависимости от динамики основных макроэкономических показателей и состояния финансового рынка. При необходимости Банк России может применять обязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора.
Для
перехода к режиму таргетирования инфляции
в полном объеме Банк России будет
участвовать в работе по созданию
необходимых условий
Особое
значение Банк России придает формированию
доверия общества к осуществляемой
денежно-кредитной политике, повышению
ее открытости и прозрачности, разъяснению
общественности своих целей, задач
и принятых мер.
3.2.3
Цели и инструменты
денежно-кредитной политики
в 2009 году и на период 2010
и 2011 годов.
1. Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа.
В
соответствии со сценарными условиями
и основными параметрами
В
2010 и 2011 годах темпы прироста спроса
на деньги продолжат замедление и могут
составить 16-25% в 2010 году и 14-22% в 2011 году.
Денежная программа на 2009-2011 годы представлена
в четырех вариантах, которые соответствуют
сценарным вариантам прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации на 2009-2011
годы, рассматриваемым Банком России.
В зависимости от сценарных вариантов
развития темп прироста денежной базы
в узком определении в 2009 году может составить
14-22%, в 2010 году – 12-20%, в 2011 году – 9-17%. Принципиальное
значение для реализации денежно-кредитной
политики будет иметь изменение структуры
источников роста денежной базы в прогнозном
периоде в пользу чистых внутренних активов
(ЧВА). Постепенный переход к формированию
денежного предложения преимущественно
за счет увеличения валового кредита банкам
при снижении роли прироста чистых международных
резервов (ЧМР) позволит, с одной стороны,
более эффективно использовать процентные
инструменты денежно-кредитного регулирования,
сделать действенным процентный канал
трансмиссионного механизма денежно-кредитной
политики, а с другой – за счет уменьшения
присутствия Банка России в операциях
на внутреннем валютном рынке повысить
гибкость курсовой политики, осуществить
постепенный переход к режиму свободно
плавающего валютного курса. При уточнении
показателей денежной программы на 2009-2011
годы во всех вариантах учтены принятые
в октябре 2008 года дополнительные меры
среднесрочного характера по поддержке
финансового сектора. В частности, при
расчете изменения чистого кредита федеральному
правительству учтено планируемое предоставление
субординированных кредитов кредитным
организациям через Внешэкономбанк (Банк
развития) на сумму 450 млрд. рублей за счет
средств Правительства Российской Федерации.
При этом в составе валового кредита банкам
учтено поэтапное предоставление субординированного
кредита Сбербанку России в объеме 500 млрд.
рублей. При определении величины прочих
неклассифицированных активов учтена
прогнозируемая задолженность Внешэкономбанка
(Банка развития) перед Банком России по
средствам в иностранной валюте, выделяемым
для обеспечения рефинансирования внешнего
долга российских кредитных и нефинансовых
организаций, образовавшихся до 25.09.2008
(до 50 млрд. долларов США).
Прогноз показателей денежной программы на 2009-2011 годы (млрд. рублей)
1.01.2009 (оценка) | 2009 год | 2010 год | 2011 год | ||||||||||
I вариант | II вариант | III вариант | IV вариант | I вариант | II вариант | III вариант | IV вариант | I вариант | II вариант | III вариант | IV вариант | ||
Денежная база (узкое определение) | 5365 | 6102 | 6205 | 6282 | 6564 | 6805 | 7039 | 7247 | 7888 | 7438 | 7828 | 8199 | 9226 |
– наличные деньги в обращении (вне Банка России) | 5257 | 5730 | 5826 | 5898 | 6163 | 6367 | 6586 | 6780 | 7380 | 6931 | 7295 | 7640 | 8597 |
– обязательные резервы | 108 | 373 | 379 | 383 | 401 | 438 | 453 | 467 | 508 | 507 | 534 | 559 | 629 |
Чистые международные резервы | 13434 | 13336 | 14880 | 15140 | 16394 | 12987 | 15670 | 16652 | 20648 | 12121 | 15309 | 17086 | 23392 |
– в млрд. долларов США | 547 | 543 | 606 | 617 | 668 | 529 | 638 | 678 | 841 | 494 | 624 | 696 | 953 |
При осуществлении первого варианта денежной программы в условиях абсолютного снижения ЧМР прирост ЧВА с 2009 по 2011 годы является единственным источником роста узкой денежной базы; в 2011 году увеличение ЧВА становится единственным источником роста денежной базы также во втором варианте денежной программы и основным источником ее роста – в третьем варианте.
При
условиях, реализуемых в четвертом
варианте денежной программы, прирост
ЧМР на протяжении всего прогнозного
периода будет основным источником
увеличения денежной базы, а потребность
банковского сектора в
2. Политика валютного курса
Политика валютного курса Банка России в среднесрочной перспективе будет направлена на создание условий для реализации модели денежно-кредитной политики на основе таргетирования инфляции, постепенное сокращение прямого вмешательства в процессы курсообразования.
В качестве операционного показателя при проведении курсовой политики на стадии перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит использование бивалютной корзины, состоящей из евро и доллара США, что позволит взвешенно реагировать на взаимные колебания курсов основных мировых валют и, соответственно, осуществлять сглаживание колебаний номинального эффективного курса рубля.
Тенденции
изменения курса рубля в
В этих условиях определяющую роль приобретет трансграничное движение капитала, которое и будет определять направление изменения курса рубля. При этом оценка будущей динамики потоков капитала характеризуется значительной неопределенностью и будет в большой мере определяться развитием внешнеэкономической ситуации, прежде всего – последствиями распространения кризисных явлений на мировых финансовых рынках и ценовой конъюнктурой рынков энергоносителей.
В условиях, заданных основными макроэкономическими вариантами развития России, а также параметрами реализации денежно-кредитной политики, темпы повышения реального эффективного курса рубля будут иметь тенденцию к снижению, а волатильность обменного курса – к увеличению по мере перехода к более гибкому режиму курсообразования.
3. Инструменты денежно-кредитной политики и их использование
Система инструментов денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе будет ориентирована на решение стратегической задачи – переноса центра тяжести с управления валютным курсом на усиление роли процентной политики Банка России. При этом Банк России должен иметь возможность оперативно реагировать на изменение ситуации в денежно-кредитной сфере для поддержания ее устойчивости с учетом рисков, обусловленных действием внешних и внутренних факторов.
В зависимости от складывающейся экономической ситуации Банк России будет применять инструменты предоставления или абсорбирования ликвидности, обеспечивая приоритетное использование рыночных операций на аукционной основе в сочетании с инструментами постоянного действия.
При развитии ситуации в денежно-кредитной сфере по сценарию формирования структурного избытка денежного предложения (что может быть связано со значительным притоком частного капитала в Россию и сохранением высоких мировых цен на товары российского экспорта) Банк России будет преимущественно использовать инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности, в первую очередь операции с ОБР и депозитные операции. При необходимости Банк России намерен проводить операции по продаже государственных облигаций из собственного портфеля (без обязательства обратного выкупа). Повышение нижней границы процентных ставок по своим операциям Банк России будет осуществлять с учетом риска возможного дополнительного притока иностранного капитала. В этих условиях также ожидается, что продолжится полномасштабное применение бюджетных механизмов (в первую очередь механизмов формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) для стерилизации свободных денежных средств, поэтому бюджетный канал по-прежнему будет играть ключевую роль в обеспечении сбалансированности внутреннего денежного рынка.
Однако в случае ослабления платежного баланса более вероятно развитие ситуации по сценарию перехода к устойчивому недостатку ликвидности в банковском секторе и формированию значительного и регулярного спроса кредитных организаций на инструменты Банка России по предоставлению денежных средств. При снижении роли валютных интервенций в формировании денежного предложения Банк России будет обеспечивать необходимый уровень рефинансирования кредитных организаций, используя рыночные операции предоставления ликвидности (прежде всего аукционы прямого РЕПО, ломбардные аукционы) и инструменты постоянного действия (в частности, операции РЕПО по фиксированной ставке и сделки «валютный своп», ломбардные кредиты по фиксированной процентной ставке, кредиты, обеспеченные нерыночными активами). Для обеспечения бесперебойного осуществления расчетов кредитными организациями будет продолжено предоставление на ежедневной основе внутридневных кредитов и кредитов «овернайт» Банка России. Банком России будет продолжена политика расширения перечня активов, которые могут быть использованы в качестве обеспечения по инструментам рефинансирования Банка России. После внесения соответствующих законодательных изменений, позволяющих Банку России совершать операции на фондовых биржах с корпоративными ценными бумагами, планируется проведение операций прямого РЕПО с биржевыми облигациями и акциями наиболее надежных эмитентов.