Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 23:47, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является исследование обращения наличных денег с разных сторон. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Раскрыть понятие налично-денежного обращения;
2.Определить состояние налично-денежного обращения в России на современном этапе;
3.Раскрыть сущность регулирования налично-денежного обращения и его инструменты.
Поэтому в России наличная эмиссия проводится Центральным банком через систему расчетно-кассовых центров (РКЦ). Они расположены в различных регионах страны и обслуживают находящиеся там коммерческие банки. Эмиссия наличных денег в РКЦ осуществляется через резервные фонды и оборотные кассы.
К основным функциям РКЦ по эмиссионно-кассовой работе относятся:
1)
Организация и хранение
2) Перечисление в установленном порядке наличных денег из резервных фондов в оборотную кассу (эмиссия) или наоборот (изъятие);
3)
Подкрепление в установленном
порядке из своих резервных
фондов денежными знаками и
монетой в адрес других
4)
Выдача денежных знаков и
5) Прием от коммерческих банков в оборотную кассу излишков денежной наличности;
6)
Выполнение операций по
7) Ведение учета и отчетности по эмиссионным операциям.
Резервный фонд РКЦ – это место хранения денежных знаков, которые могут быть выпущены в обращение при возникающей потребности в них. Эти денежные знаки не считаются деньгами, находящимися в обращении, т.к. они являются резервом, следовательно, не совершают движения. Для получения разрешения на создание этих фондов Главным управлением должны быть представлены в Банк России ходатайство об открытии резервных фондов, а также паспорт денежного хранилища, который подлежит регистрации в Банке России. Основанием для создания фондов является сообщение Банка России Главному управлению о регистрации паспорта денежного хранилища.
Через оборотную кассу РКЦ наличные деньги непосредственно вводятся в оборот. Но при этом коммерческие банки также сдают полученные ими деньги в оборотную кассу. Если количество выданных денег равно количеству полученных от коммерческих банков, эмиссии не происходит. При превышении поступления денег над выдачей их из оборотной кассы происходит изъятие денег из обращения. В этом случае избыточную сумму денег переводят из оборотной кассы РКЦ в резервный фонд. Отличие резервных фондов от оборотной кассы состоит в том, что денежные билеты и монеты не являются деньгами в обращении, хранятся и учитываются отдельно от наличной оборотной кассы и служат резервом на случай необходимости подкрепления оборотной кассы.
Резервными
фондами РКЦ распоряжаются
Однако
при осуществлении эмиссии
Эмиссионный
баланс банка России – характеристика
состояния денежного обращения
в стране. Эмиссионный баланс учитывает
операции по выпуску денег в обращение
и их изъятию из обращения. Составляется
на основе дебетовых и кредитовых авизо,
поступающих от территориальных учреждений
Банка России. В балансе ежедневно отражаются
общие суммы вложения денег из оборотной
кассы в резервные фонды и подкрепления
кассы из фондов. Состав денег учитывается
в балансе по итогам операций за месяц
на основе подтверждений территориальных
учреждений Банка России о вложенных и
изъятых в отчетном месяце из резервных
фондов банкнот и монеты в повалютной
разбивке, с разделением банкнот на годные
и ветхие.
Схема
налично-денежного обращения (на примере
России)
Из схемы видно, что налично-денежное обращение начинается в расчётно-кассовых центрах Центрального банка РФ. Наличные деньги переводятся из их резервных фондов в оборотные кассы, тем самым они поступают в обращение. Из оборотных касс РКЦ наличные деньги направляются в операционные кассы коммерческих банков. Часть этих денег банки могут передавать друг другу на платной основе, но большая часть наличных денег выдается клиентам – юридическим и физическим лицам (либо в кассы предприятий и организаций, либо непосредственно населению). Часть наличных денег, находящихся в кассах предприятий и организаций, используется для расчетов между ними, но большая часть передается населению в виде различных видов денежных доходов (заработной платы, пенсий и пособий, стипендий, страховых возмещений, выплаты дивидендов, поступлений от продажи ценных бумаг и т.д.).
Следовательно,
наличные деньги трансформируются из
безналичных, которые находятся на счетах
в коммерческих банках. При эмиссии безналичных
денег в результате действия банковского
мультипликатора происходит и эмиссия
наличных денег.
3.2 Денежно-кредитная политика
3.2.1 Понятие денежно-кредитной политики
Под денежно-кредитной (монетарной) политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Осуществляет ее центральный банк. Процесс денежно-кредитного регулирования включает 2 этапа. На первом - центральный банк воздействует на параметры денежно-кредитной сферы. На втором - измененные параметры передаются в сферу производства. Соответственно различают промежуточные и конечные цели денежно - кредитной политики. Конечными целями являются: устойчивые темпы экономического роста, высокий уровень занятости населения, относительно стабильный уровень цен, равновесие платежного баланса страны. Приоритетной целью денежно-кредитной политики является стабилизация уровня цен в стране.
Основными инструментами денежно-кредитной политики ЦБ являются: установка нормы обязательного банковского резерва (какую часть своих средств коммерческие банки должны держать в Центральном банке для обеспечения резерва); регулирование официальной учётной ставки (под какие проценты Центральный банк даёт кредиты другим банкам); операции на открытом рынке (покупка и продажа государственных ценных бумаг: облигаций, казначейских обязательств); валютные интервенции (покупка и продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарное предложение денег).
Устанавливая размер резервов, Центральный банк регулирует денежные потоки. Так при увеличении обязательных резервов уменьшаются активы банков, и они вынуждены увеличивать проценты, под которые они выдают кредиты организациям и частным лицам. Обычно норма банковского резерва повышается для поддержания ликвидности банковской системы в условиях экономического кризиса (страховка на случай, если большое число вкладчиков одновременно пойдут забирать свои деньги из банка).
Выбор
конкретных инструментов денежно-кредитной
политики осуществляется с учетом особенностей
национальной финансовой системы, в
частности положения в ней
банков, степени развитости инструментов
денежного рынка, степени включения
денежного рынка в процесс интеграции.
Адекватность мер по регулированию денежного
обращения этим параметрам обеспечивается
их постоянной эволюцией. Так, изменения
в банковской системе меняют типы учреждений,
операций подлежащих регулированию, а
также каналы, по которым соответствующие
регулирующие меры доходят до экономических
агентов. Это меняет эффективность используемых
инструментов, требует изменения их соотношения
или разработки новых инструментов регулирования.
3.2.2 Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу.
В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов» отражаются главные задачи, стоящие перед Банком России в указанный период в соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации экономической политикой, и определяются меры денежнокредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей. Временной горизонт совпадает с горизонтом планирования федерального бюджета.
Установление целевых ориентиров прироста потребительских цен в рамках трехлетнего скользящего периода, превышающего продолжительность основных лагов в действии трансмиссионного механизма денежной политики, позволяет учитывать влияние динамики денежного предложения и решений о корректировке его годовой траектории на инфляцию за пределами одного календарного года. Кроме того, объявление среднесрочной стратегии денежно-кредитной политики способствует стабилизации инфляционных ожиданий экономических агентов, в том числе в условиях непредвиденных изменений внешне- и внутриэкономических факторов конъюнктурного характера.
Банк России и Правительство Российской Федерации в вариантах развития российской экономики в 2009 году и в период 2010 и 2011 годов исходят из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования. В предстоящие три года основной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции до 5-6,8% в 2011 году (из расчета декабрь к декабрю).
Банк России намерен в указанный период в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Однако в ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса. При этом решения по корректировке политики будут приниматься на основе учета широкого спектра экономических индикаторов.
Общемировая тенденция существенного роста цен на продукты питания и энергоносители, а также опережающий рост внутреннего спроса уже в 2007 году обусловили более высокую, чем предполагалось ранее, инфляцию в России. Поэтому Банком России осуществлялись действия по возвращению инфляции на траекторию снижения.
Однако решение этой задачи было осложнено влиянием на российский финансовый рынок кризисных явлений на мировых финансовых рынках, спровоцированных проблемами в экономике США. В результате Банк России был вынужден перенести акцент с контроля над инфляцией на поддержание стабильности банковской системы. I. Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу 4 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов Были усилены меры по увеличению ликвидности банков и поддержанию бесперебойности проведения расчетов.
Ускорение инфляции, а также ожидаемые в предстоящий период внешние и внутренние макроэкономические условия подтверждают необходимость осуществления более гибкой курсовой политики и активного использования процентной политики. Динамика денежных агрегатов будет оставаться важным индикатором для оценки монетарных условий и среднесрочного тренда инфляции.
Банк России продолжит движение к режиму свободно плавающего валютного курса, последовательно ослабляя жесткость привязки рубля к бивалютной корзине и допуская большую волатильность ее стоимости.
Режим свободно плавающего валютного курса необходим для введения таргетирования инфляции в полном объеме. При этом одновременно с сокращением участия Банка России в курсообразовании потребуется реализация комплекса мер по превращению процентной ставки Банка России в главный инструмент денежно-кредитной политики, влияющий на инфляционные ожидания экономических агентов и формирующий монетарные условия функционирования экономики.
При разработке денежно-кредитной политики на период 2009-2011 годов Банк России принимает во внимание возможные изменения мировых цен на основные товары российского экспорта, прежде всего на энергоносители. В случае снижения этих цен при продолжении увеличения импорта высокими темпами, поддерживаемого внутренним спросом, может произойти существенное сокращение положительного сальдо торгового баланса и даже образование его дефицита.
Поскольку в этом случае ослабнет действие одного из факторов, определяющих укрепление рубля, Банк России может сократить покупки валюты на внутреннем рынке, осуществляемые в целях сдерживания темпов укрепления национальной валюты. Решения о характере и объеме интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке в основном будут обусловлены целями денежно-кредитной и бюджетной политики.
Ожидаемое сокращение валютных интервенций может существенно уменьшить роль чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования как основного источника роста денежного предложения. С целью обеспечения соответствия денежного предложения спросу на деньги Банк России продолжит активно использовать операции по рефинансированию банков. Это также будет способствовать повышению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции.