Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:14, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение организации контроля затрат и анализа деятельности организации по данным бухгалтерского управленческого учета.
Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:
определить сущность и понятие контроля затрат;
Введение.............................................................................................................3
1.Сущность и классификация контроля затрат...............................................4
1.1.Сущность и понятие контроля затрат........................................................4
1.2.Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли..............................................................6
1.3.Классификация затрат для принятия управленческого решения и планирования.............................................................................................................12
1.4.Классификация затрат для осуществления функции контроля и регулирования деятельности центров ответственности в управленческом учете............................................................................................................................17
2.Бюджетирование - как средство контроля и анализа деятельности предприятия...............................................................................................................18
3.Определение полной себестоимости выпущенной продукции, выручки от продаж и прибыли ОАО «Термопласт» (задача)................................................22
Заключение.......................................................................................................25
Список литературы..........................................................................................27
Разработка, анализ и контроль бюджетов являются важнейшей составной частью системы управленческого учета в организации. В бюджетах находят свое отражение оперативные планы деятельности организации, на основе выявления и анализа отклонений от бюджетных показателей определяются проблемные участки работы. С помощью бюджетирования руководство имеет возможность заранее найти оптимальное соотношение в распределении производственных и финансовых ресурсов между отдельными подразделениями, а также видами деятельности. Другими словами, система бюджетов дает руководству возможность построить целостную картину будущей работы организации. Бюджетирование является как инструментом планирования, так и контроля.
Функции бюджета как средства контроля и оценки деятельности предприятия раскрываются только тогда, когда прогнозируемые показатели сравниваются с фактическими. Иными словами, по завершении планового периода необходимо составить отчет о деятельности предприятия, в котором будут сравниваться прогнозируемые и фактические показатели. В зависимости от целей сравнения и анализа показателей деятельности предприятия различают бюджеты статические (жесткие) и гибкие.
Статический бюджет - это бюджет, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности организации. Иными словами, в статическом бюджете доходы и расходы планируются, исходя только из одного уровня реализации. Все бюджеты, входящие в генеральный бюджет, являются статическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета, исходя из определенного запланированного уровня реализации.
При сравнении статического бюджета с фактически достигнутыми результатами не учитывается реальный уровень деятельности организации, т.е. все фактические результаты сравниваются с прогнозируемыми вне зависимости от достигнутого объема реализации. Этот уровень анализа отклонений от плана считается нулевым. С него обычно начинаются отчеты о деятельности западных компаний.
Итак, в основе нулевого уровня анализа лежит сравнение статического бюджета с фактическими результатами.
Гибкий бюджет - это бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, т.е. им предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации. Для каждого возможного уровня реализации здесь определена соответствующая сумма затрат. Таким образом, гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, он представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.
В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. Если в статическом бюджете затраты планируются, то в гибком бюджете они рассчитываются.
В идеальном
случае гибкий бюджет составляется после
анализа влияния изменений
Итак, чтобы составить гибкий бюджет, необходимо все издержки разделить на переменные и постоянные.
Для переменных затрат определяют норму в расчете на единицу продукции, т.е. рассчитывают размер удельных переменных затрат. На основе этих норм в гибком бюджете определяют общую сумму переменных затрат в зависимости от уровня реализации.
Постоянные затраты не зависят от объемов производства и реализации, их сумма остается неизменной как для статического, так и для гибкого бюджетов.
Рассмотрим порядок проведения анализа отклонений фактических затрат от бюджетных.
На нулевом
уровне сравниваются показатели фактических
результатов деятельности с генеральным
статическим бюджетом и выявляются
благоприятные и
Задача анализа первого уровня - выявить, за счет чего произошли отклонения фактического значения прибыли от запланированного в бюджете. Возможны две причины:
─изменение в объеме реализации;
─изменение общей суммы затрат (отклонения от гибкого бюджета).
Для выявления отклонений в объеме реализации сравниваются показатели двух бюджетов – статического и гибкого. Гибкий бюджет включает доходы и затраты, скорректированные с учетом фактического объема реализации. Статический бюджет, напротив, включает доходы и затраты, исчисленные исходя из запланированного объема реализации. В обоих бюджетах используется одинаковый размер затрат на единицу реализованной продукции. Таким образом, различие между этими бюджетами вызваны исключительно различиями в объемах реализации.
В целом, в ходе исполнения бюджета контрольно-аналитическая функция может реализовываться в следующем:
─ сравнение фактических показателей с плановыми;
─простой и (или) факторный анализ отклонений и выявление причин отклонений;
─оперативное принятие управленческих решений, направленных на усиление благоприятных отклонений и уменьшение неблагоприятных тенденций;
─ учет отклонений при бюджетном планировании на последующие бюджетные периоды;
─ совершенствование методологии планирования, принятие решений в отношении персонала, ответственного за подготовку и реализацию бюджета
Бюджетирование помогает установить лимиты затрат ресурсов и нормативы рентабельности или эффективности по отдельным видам товаров и услуг, видам бизнеса и структурным подразделениям предприятия или фирмы. Превышение установленных лимитов — сигнал бедствия, повод разобраться в положении дел на конкретном участке и определить пути решения.
В условиях выделения
центров ответственности
Кроме того, необходимым условием внедрения системы бюджетирования на предприятии является установление жесткой финансовой дисциплины в отношении контроля затрат. Финансовая служба должна осуществлять только те платежи, которые включены в бюджет. Финансирование свыше установленных лимитов либо полностью запрещается, либо разрешается только с одобрения генерального директора и только в пределах четко определенной величины. Одна из целей бюджетирования – заставить подразделения и предприятие в целом «жить по средствам», экономить на расходах.
3.Определение полной себестоимости выпущенной продукции, выручки от продаж и прибыли ОАО «Термопласт» (задача)
ОАО «Термопласт» занимается производством обогревателей двух видов- масляных и водяных. Информация о затратах, понесенных организацией-изготовителем на их производство представлена в табл. 1.
Данные о затратах, понесенных ОАО «Термопласт» на производство обогревателей
Вид продукции |
Объем производства, шт. |
Прямые затраты основных материалов на весь объем производства, руб. |
Прямые затраты на оплату труда на весь объем производства, руб. |
Обогреватель водяной |
19170.00 |
151443.00 |
136490.40 |
Обогреватель масляный |
8330.00 |
77469.00 |
88964.40 |
Незавершенное производство |
13734.72 |
13527.27 |
1. Рассчитайте
полную себестоимость одной
ƒ- общехозяйственные расходы — 127 281,92 руб.;
ƒ- общепроизводственные расходы — 161 992,55 руб.
При распределении косвенных затрат в качестве базы распределения выберите заработную плату производственных рабочих.
2. Определите выручку от продаж о
3. Рассчитайте прибыль ОАО «Термо
Решение:
1.Распределение затрат пропорционально заработной плате основных рабочих.
Общая сумма косвенных затрат составила 127281,92+161992,55 = 289274,47 руб.
Исходя из этой суммы произведем распределение косвенных затрат пропорционально заработной плате производственных рабочих:
Прямые затраты основных материалов на весь объем производства, руб.:
-обогреватель водяной: 151443/19170 = 7,9;
-обогреватель масляный: 77469/8330 = 9,3.
Прямые затраты на оплату труда на весь объем производства, руб.:
-обогреватель водяной: 136490,40/19170 = 7,12;
-обогреватель масляный: 88964,40/8330 = 10,68.
Определим долю:
- обогреватель водяной: 136490,40/136490,40+88964,40 = 0,605
- обогреватель масляный: 88964,40/136490,40+88964,40 = 0,395
1.2.Распределение косвенных затрат
Общехозяйственные расходы:
- обогреватель водяной: 127281,92 * 0,605 = 77005,6 руб.
- обогреватель масляный: 127281,92 * 0,395 = 50276,4 руб.
Общепроизводственные расходы:
- обогреватель водяной: 161992,55 * 0,605 = 98005,5 руб.
- обогреватель масляный: 161992,55 * 0,395 = 63987,1 руб.
Сумма косвенных затрат:
- обогреватель водяной: 77005,6 + 98005,5 = 175011,1 руб.
- обогреватель масляный: 50276,4 + 63987,1 = 114263,5 руб.
1.3.Определим полную себестоимость на весь объем выпущенной продукции
Полная себестоимость = Переменные затраты + постоянные затраты
-обогреватель водяной: 151443 + 136490,4 + 175011,1 = 462944,5 руб.
-обогреватель масляный : 77469 + 88964,4 + 114263,5 = 280696,9 руб.
Полная себестоимость = 462944,5 + 280696,9 = 743641,4 руб.
1.4.Определим полную себестоимость 1 ед. обогревателей каждого вида
Себестоимость 1 ед. продукции = Переменные затраты на 1 ед. + Постоянные затраты/ объем производства
- обогреватель водяной: (7,9 + 7,12) + 175011,1/19170 = 24,15 руб.
- обогреватель масляный: ( 9,3 + 10,68) + 114263,5 / 8330 = 33,69 руб.
2. Определим выручку от продажи обогревателей
Выручка = Цена * Объем производства
-обогреватель водяной: 31 * 19170 = 594270 руб.
-обогреватель масляный: 40 * 8330 = 333200 руб.
Выручка = 594270 + 333200 = 927470 руб.
3. Рассчитаем прибыль ОАО «Термопласт», исчисленную исходя из калькулирования полной себестоимости
Прибыль = Выручка — Полная себестоимость
Прибыль = 927470-743641,4 = 183828,6 руб.
Заключение
Контроль затрат - одна из важнейших функций бухгалтерского управленческого учета.
В значительной мере возможности анализа информации системы управленческого учета связаны с применяемыми подходами к классификации затрат.
Так, для расчета
себестоимости произведенной продукции
и определения размера
Для принятия решения и планирования различают:постоянные, переменные, условно-постоянные (условно-переменные) затраты; затраты,принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках; безвозвратные затраты; вмененные затраты; предельные и приростные затраты; планируемые и непланируемые.
Наконец, для
осуществления функций контроля
и регулирования в
Разработка, анализ и контроль бюджетов являются важнейшей составной частью системы управленческого учета в организации. В бюджетах находят свое отражение оперативные планы деятельности организации, на основе выявления и анализа отклонений от бюджетных показателей определяются проблемные участки работы. С помощью бюджетирования руководство имеет возможность заранее найти оптимальное соотношение в распределении производственных и финансовых ресурсов между отдельными подразделениями, а также видами деятельности. Другими словами, система бюджетов дает руководству возможность построить целостную картину будущей работы организации. Бюджетирование является как инструментом планирования, так и контроля.