Организация контроля затрат и анализа деятельности организации по данным бухгалтерского управленческого учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение организации контроля затрат и анализа деятельности организации по данным бухгалтерского управленческого учета.
Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:
определить сущность и понятие контроля затрат;

Содержание

Введение.............................................................................................................3
1.Сущность и классификация контроля затрат...............................................4
1.1.Сущность и понятие контроля затрат........................................................4
1.2.Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли..............................................................6
1.3.Классификация затрат для принятия управленческого решения и планирования.............................................................................................................12
1.4.Классификация затрат для осуществления функции контроля и регулирования деятельности центров ответственности в управленческом учете............................................................................................................................17
2.Бюджетирование - как средство контроля и анализа деятельности предприятия...............................................................................................................18
3.Определение полной себестоимости выпущенной продукции, выручки от продаж и прибыли ОАО «Термопласт» (задача)................................................22
Заключение.......................................................................................................25
Список литературы..........................................................................................27

Работа содержит 1 файл

курсовая бух.управл.учет.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

Разработка, анализ и контроль бюджетов являются важнейшей  составной частью системы управленческого учета в организации. В бюджетах находят свое отражение оперативные планы деятельности организации, на основе выявления и анализа отклонений от бюджетных показателей определяются проблемные участки работы. С помощью бюджетирования руководство имеет возможность заранее найти оптимальное соотношение в распределении производственных и финансовых ресурсов между отдельными подразделениями, а также видами деятельности. Другими словами, система бюджетов дает руководству возможность построить целостную картину будущей работы организации. Бюджетирование является как инструментом планирования, так и контроля.

Функции бюджета  как средства контроля и оценки деятельности предприятия раскрываются только тогда, когда прогнозируемые показатели сравниваются с фактическими. Иными словами, по завершении планового периода необходимо составить отчет о деятельности предприятия, в котором будут сравниваться прогнозируемые и фактические показатели. В зависимости от целей сравнения и анализа показателей деятельности предприятия различают бюджеты статические (жесткие) и гибкие.

Статический бюджет - это бюджет, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности организации. Иными словами, в статическом  бюджете доходы и расходы планируются, исходя только из одного уровня реализации. Все бюджеты, входящие в генеральный бюджет, являются статическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета, исходя из определенного запланированного уровня реализации.

При сравнении статического бюджета с фактически достигнутыми результатами не учитывается реальный уровень деятельности организации, т.е. все фактические результаты сравниваются с прогнозируемыми вне зависимости от достигнутого объема реализации. Этот уровень анализа отклонений от плана считается нулевым. С него обычно начинаются отчеты о деятельности западных компаний.

Итак, в основе нулевого уровня анализа лежит сравнение  статического бюджета с фактическими результатами.

Гибкий бюджет - это бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, т.е. им предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации. Для каждого возможного уровня реализации здесь определена соответствующая сумма затрат. Таким образом, гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, он представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.

В основе составления  гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. Если в статическом бюджете затраты планируются, то в гибком бюджете они рассчитываются.

В идеальном  случае гибкий бюджет составляется после  анализа влияния изменений объема реализации на каждый вид затрат.

Итак, чтобы составить гибкий бюджет, необходимо все издержки разделить на переменные и постоянные.

Для переменных затрат определяют норму в расчете  на единицу продукции, т.е. рассчитывают размер удельных переменных затрат. На основе этих норм в гибком бюджете определяют общую сумму переменных затрат в зависимости от уровня реализации.

Постоянные  затраты не зависят от объемов  производства и реализации, их сумма  остается неизменной как для статического, так и для гибкого бюджетов.

Рассмотрим  порядок проведения анализа отклонений фактических затрат от бюджетных.

На нулевом  уровне сравниваются показатели фактических  результатов деятельности с генеральным  статическим бюджетом и выявляются благоприятные и неблагоприятные  отклонения.

Задача анализа  первого уровня - выявить, за счет чего произошли отклонения фактического значения прибыли от запланированного в бюджете. Возможны две причины:

─изменение в объеме реализации;

─изменение общей суммы затрат (отклонения от гибкого бюджета).

Для выявления  отклонений в объеме реализации сравниваются показатели двух бюджетов – статического и гибкого. Гибкий бюджет включает доходы и затраты, скорректированные с учетом фактического объема реализации. Статический бюджет, напротив, включает доходы и затраты, исчисленные исходя из запланированного объема реализации. В обоих бюджетах используется одинаковый размер затрат на единицу реализованной продукции. Таким образом, различие между этими бюджетами вызваны исключительно различиями в объемах реализации.

В целом, в ходе исполнения бюджета контрольно-аналитическая функция может реализовываться в следующем:

─ сравнение фактических показателей с плановыми;

─простой и (или) факторный анализ отклонений и выявление причин отклонений;

─оперативное принятие управленческих решений, направленных на усиление благоприятных отклонений и уменьшение неблагоприятных тенденций;

─ учет отклонений при бюджетном планировании на последующие бюджетные периоды;

─ совершенствование методологии планирования, принятие решений в отношении персонала, ответственного за подготовку и реализацию бюджета

Бюджетирование  помогает установить лимиты затрат ресурсов и нормативы рентабельности или  эффективности по отдельным видам  товаров и услуг, видам бизнеса  и структурным подразделениям предприятия  или фирмы. Превышение установленных лимитов — сигнал бедствия, повод разобраться в положении дел на конкретном участке и определить пути решения.

В условиях выделения  центров ответственности контроль выполнения бюджетов должен быть увязан с системой премирования руководителей  и специалистов данных центров. Следовательно, должны быть поставлены условия, установлены показатели и коэффициенты премирования различных центров ответственности, зависящие от степени выполнения соответствующих бюджетов.

Кроме того, необходимым  условием внедрения системы бюджетирования на предприятии является установление жесткой финансовой дисциплины в отношении контроля затрат. Финансовая служба должна осуществлять только те платежи, которые включены в бюджет. Финансирование свыше установленных лимитов либо полностью запрещается, либо разрешается только с одобрения генерального директора и только в пределах четко определенной величины. Одна из целей бюджетирования – заставить подразделения и предприятие в целом «жить по средствам», экономить на расходах.

3.Определение полной себестоимости выпущенной продукции, выручки от продаж и прибыли ОАО «Термопласт» (задача)

ОАО «Термопласт» занимается производством обогревателей  двух видов- масляных и водяных. Информация о затратах, понесенных организацией-изготовителем на их производство представлена в табл. 1.

                                                                                         Таблица 1

Данные  о затратах, понесенных ОАО «Термопласт» на производство обогревателей

Вид продукции

Объем производства, шт.

Прямые затраты основных материалов на весь объем производства, руб.

Прямые затраты на оплату труда на весь объем производства, руб.

Обогреватель  водяной

19170.00

151443.00

136490.40

Обогреватель  масляный

8330.00

77469.00

88964.40

Незавершенное производство

 

13734.72

13527.27


 

1. Рассчитайте  полную себестоимость одной единицы  обогревателей каждого вида и  всего объема выпущенной продукции.  Величина косвенных расходов  на конец периода составила  289 274,47 руб., в том числе: 

ƒ- общехозяйственные расходы — 127 281,92 руб.;

ƒ- общепроизводственные расходы — 161 992,55 руб.

При распределении косвенных затрат в качестве базы распределения выберите заработную плату производственных рабочих.

2. Определите выручку от продаж обогревателей, если цена масляного обогревателя составляет 40 руб., а водяного — 31 руб., предположив, что остатки готовой продукции на конец отчетного периода отсутствуют.

3. Рассчитайте прибыль ОАО «Термопласт», исчисленную исходя из калькулирования полной себестоимости.

Решение:

1.Распределение затрат пропорционально заработной плате основных рабочих.

Общая сумма косвенных затрат составила 127281,92+161992,55 = 289274,47 руб.

Исходя  из этой суммы произведем распределение  косвенных затрат пропорционально  заработной плате производственных рабочих:

Прямые  затраты основных материалов на весь объем производства, руб.:

-обогреватель  водяной: 151443/19170 = 7,9;

-обогреватель  масляный: 77469/8330 = 9,3.

Прямые  затраты на оплату труда на весь объем производства, руб.:

-обогреватель  водяной: 136490,40/19170 = 7,12;

-обогреватель  масляный: 88964,40/8330 = 10,68.

         Определим долю:

         - обогреватель водяной: 136490,40/136490,40+88964,40 = 0,605

         - обогреватель масляный: 88964,40/136490,40+88964,40 = 0,395

         1.2.Распределение косвенных затрат

         Общехозяйственные расходы:

         - обогреватель водяной: 127281,92 * 0,605 = 77005,6 руб.

         - обогреватель масляный: 127281,92 * 0,395 = 50276,4 руб.

         Общепроизводственные расходы:

         - обогреватель водяной: 161992,55 * 0,605 = 98005,5 руб.

         - обогреватель масляный: 161992,55 * 0,395 = 63987,1 руб.

         Сумма косвенных затрат:

         - обогреватель водяной: 77005,6 +  98005,5 = 175011,1 руб.

         - обогреватель масляный: 50276,4 + 63987,1 = 114263,5 руб.

     1.3.Определим полную себестоимость на весь объем выпущенной продукции

          Полная себестоимость = Переменные затраты + постоянные затраты

       -обогреватель водяной: 151443 + 136490,4 + 175011,1 = 462944,5 руб.

       -обогреватель масляный : 77469 + 88964,4 + 114263,5 = 280696,9 руб.

             Полная себестоимость = 462944,5 + 280696,9 = 743641,4 руб.

            1.4.Определим полную себестоимость 1 ед. обогревателей каждого вида

     Себестоимость 1 ед. продукции = Переменные затраты на 1 ед. + Постоянные затраты/ объем производства

           - обогреватель водяной: (7,9 + 7,12) + 175011,1/19170 = 24,15 руб.

           - обогреватель масляный: ( 9,3 + 10,68) + 114263,5 / 8330 = 33,69 руб.

            2. Определим выручку от продажи обогревателей

            Выручка = Цена * Объем производства

           -обогреватель водяной: 31 * 19170 = 594270 руб.

           -обогреватель масляный: 40 * 8330 = 333200 руб.

           Выручка = 594270 + 333200 = 927470 руб.

     3. Рассчитаем прибыль ОАО «Термопласт», исчисленную исходя из калькулирования полной себестоимости

           Прибыль = Выручка — Полная себестоимость

           Прибыль = 927470-743641,4 = 183828,6 руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Контроль  затрат - одна из важнейших функций  бухгалтерского управленческого учета.

В значительной мере возможности анализа информации системы управленческого учета связаны с применяемыми подходами к классификации затрат.

Так, для расчета  себестоимости  произведенной продукции  и определения размера полученной прибыли классифицируют :входящие и  истекшие;прямые и косвенные;основные и накладные;входящие в себестоимость продукции (производственные) и внепроизводственные(периодические, или затраты периода); одноэлементные и комплексные;текущие и единовременные.

Для принятия решения  и планирования различают:постоянные, переменные, условно-постоянные (условно-переменные) затраты; затраты,принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках; безвозвратные затраты; вмененные затраты; предельные и приростные затраты; планируемые и непланируемые.

Наконец, для  осуществления функций контроля и регулирования в управленческом учете различают регулируемые и нерегулируемые затраты.

Разработка, анализ и контроль бюджетов являются важнейшей  составной частью системы управленческого  учета в организации. В бюджетах находят свое отражение оперативные  планы деятельности организации, на основе выявления и анализа отклонений от бюджетных показателей определяются проблемные участки работы. С помощью бюджетирования руководство имеет возможность заранее найти оптимальное соотношение в распределении производственных и финансовых ресурсов между отдельными подразделениями, а также видами деятельности. Другими словами, система бюджетов дает руководству возможность построить целостную картину будущей работы организации. Бюджетирование является как инструментом планирования, так и контроля.

Информация о работе Организация контроля затрат и анализа деятельности организации по данным бухгалтерского управленческого учета