Организация контроля затрат и анализа деятельности предприятия по данным бухгалтерского управленческого учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика динамична, организациям приходится работать в быстро меняющейся внешней среде, часто в условиях неопределенности. Расширяются масштабы рынка, меняются потребности, растут объемы покупательского спроса, усиливается конкуренция. В тоже время финансовые и материальные ресурсы все более ограничены. Это ставит перед предприятиями проблемы эффективности управления деятельностью, требует решения стратегических, тактических и текущих задач, обеспечивающих стабильность и экономический рост.

Содержание

Курсовая работа по бухгалтерскому управленческому учету 2011
ВВЕДЕНИЕ 3
1. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ И КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 5
1.1 КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ С ЦЕЛЬЮ КОНТРОЛЯ 5
1.2 СИСТЕМА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ 9
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ДАННЫМ БУХГАЛТЕРСКОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА 14
2.1 БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ 14
2.2 РОЛЬ И МЕТОДИКА УПРАВЛЕНИЯ ПО ОТКЛОНЕНИЯМ В ОРГАНИЗАЦИИ ЗАТРАТ 18
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 33

Работа содержит 1 файл

Микробы.doc

— 40.00 Кб (Скачать)

- 5600 – 12800 = - 18400 руб.

В данном случае проблемы с реализацией готовой продукции вызвали уменьшение прибыли по сравнению с ожидаемой величиной на – 18 400 руб.

Формула расчета отклонения фактической прибыли от бюджетной в зависимости от объема продаж выглядит следующим образом:

 

Отклонение прибыли в зависимости от объема реализации =

= (Объем продаж по гибкому бюджету – объем продаж по статическому бюджету) х  Запланированный удельный маржинальный доход

 

(7000 – 9000) * 9,20 = - 18400 руб.

18400 руб. прибыли недополучено организацией, так как фактически объем реализации оказался ниже запланированного на 2000 шт.

Для выявления степени влияния затратного фактора на отклонение фактической прибыли от запланированной следует сравнивать между собой фактические данные с показателями гибкого бюджета.

Фактический финансовый результат – убыток в размере 14370 руб. по данным гибкого бюджета, этот убыток должен составлять 5600 руб.

14370 – 5600 = 8770 руб.

Отклонение составило 8770 руб. (Приложение 3).

Таким образом, неблагоприятное отклонение фактической прибыли от ее значения по гибкому бюджету составило 8770 руб. и неблагоприятное отклонение прибыли по гибкому бюджету от ее значения по статистическому генеральному бюджету составляет 18400 руб. в сумме дают неблагоприятное отклонение фактических финансовых результатов от результатов, предусмотренных статистическим бюджетом – 27170 руб. (Приложение 1). Отклонение в 18400 руб. вызвано исключительно различиями в объемах реализации.

При проведении анализа отклонений фактических показателей от бюджетных в управленческом учете используются понятия эффективности и производительности. Эффективность - это степень достижения поставленной цели. Производительность - степень использования ресурсов для достижения поставленной цели.

Применительно к анализу прибыли можно сказать, что отклонение, вызванное влиянием доходного фактора, свидетельствует об эффективности деятельности предприятия; отклонение в связи с воздействием затратного фактора – о его производительности.

Из сравнения планового объема продаж 9000 руб. с фактическим 7000 руб. следует, что анализируемое предприятие АО «Квадрат» работает неэффективно и неблагоприятное отклонение прибыли составило 18400 руб.

Оценить производительность можно путем сравнения фактических и планируемых затрат.

161070 + 70300 = 231370 руб. – фактические затраты.

152600 + 70000 = 222600 руб. – планируемые затраты.

В данном случае сумма фактических затрат превысила планируемые затраты на данный объем продаж (Приложение 3). А это значит, что деятельность АО «Квадрат» оказалась не только неэффективной, но и непроизводительной.

Второй и третий уровни анализа позволяют более подробно исследовать влияние на прибыль затратного фактора. Это связано с тем, что общая сумма расхода любого вида ресурса (в денежной оценке) складывается под влиянием двух составляющих:

- цены единицы этого ресурса;

- нормы потребления ресурса в натуральном выражении на единицу продукции.

3. Анализ отклонений по цене ресурсов.

Результаты расчетов, выполненные на этом этапе, показывают, как повлияло на прибыль отклонение фактической цены приобретения ресурсов от нормативной (предусмотренной в бюджете).

Отклонения по цене могут возникать как при приобретении материалов

(материалы могут быть закуплены по цене, отличной от запланированной), так и при начислении заработной платы (ставка оплаты отлична от нормативной).

Однако столь углубленный анализ прибыли возможен лишь при наличии в организации нормативной базы – заранее разработанных нормативных цен и норм затрат, выраженных как в натуральных, так и в денежных единицах. При этом устанавливаются нормы затрат материалов (в натуральных и стоимостных единицах), рабочего времени (в часах и денежном выражении) и накладных расходов (в доле, приходящейся на единицу продукции), необходимые для изготовления единицы продукции (Приложение 4).

Для того чтобы оценить, как отклонения, допущенные при приобретении производственных (материальных и трудовых) ресурсов, сказались на фактической прибыли предприятия, необходимо найти разницу между нормативной ценой приобретения ресурсов и фактическими затратами на них и умножить ее на общее количество приобретенных ресурсов.        

Формула расчета имеет следующий вид:

Отклонения по цене ресурсов =

= (Фактическая цена ресурсов – Нормативная цена на ресурсы) х Фактический объем использованных ресурсов

 

Если фактически АО «Квадрат» было потреблено 36800 кг металла, а закуплен он по цене 1,9 руб./кг, то отклонение прибыли за счет этого составит:

(2,0 – 1,9) * 36800 = + 3680 руб.  – благоприятное.

При фактических трудозатратах 3750 ч и ставке оплаты труда 16,4 руб./ч отклонение для трудовых ресурсов будет равно:

(16,0 – 16,4 ) * 3750 = - 1500 руб. – неблагоприятное.

4. Анализ отклонения по производительности.

Анализ состоит в том, чтобы выяснить, как повлияло на прибыль отклонение фактического расхода того или иного вида ресурсов от расхода, предусмотренного нормативной базой организации.

Отклонения, выявленные на этом этапе пофакторного анализа прибыли, позволяют оценить степень эффективности использования приобретенных ресурсов. Они выявляются в результате сравнения нормативной величины использованных ресурсов с их фактическим потреблением и вычисляются по формуле:

Отклонения по производительности = (Фактический объем использованных ресурсов - Планируемый объем использованных ресурсов) х  Стандартная цена на ресурсы

 

Если бюджетом предусматривалось потребить 35000 кг металла, то для материалов получим следующие отклонение:

(35000 – 368000) * 2,00 = - 3600 руб. – неблагоприятное.

При бюджетном фонде рабочего времени 3500 ч отклонение для трудовых ресурсов составит:

(35000 – 3750) * 16,00 = - 4000 руб. – неблагоприятное.

Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы. Для материалов отклонение по цене составило 3680 руб.  – благоприятное, отклонение по использованию составило 3600 руб. – неблагоприятное. Для трудовых ресурсов отклонение по цене составило 1500 руб. - неблагоприятное, отклонение по использованию составило 4000 руб. – неблагоприятное. Поскольку благоприятное отклонение по цене на материалы сопровождается неблагоприятным отклонением по их использованию, можно предположить, что низкие закупочные цены на некоторые материалы являлись следствием их невысокого качества. По этой причине большое количество материалов браковалось, в результате чего их фактический расход превысил бюджетный.

Низкое качество материалов сказалось и на использовании рабочего времени, так как часть трудозатрат была связана с исправлением брака.

Следовательно, в рассмотренном случае снижение производительности значительно превысило экономию по цене материалов [1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Практическая часть

 

 

ОАО «Термопласт» занимается производством обогревателей двух видов: масляные и водяные. Информация о затратах, понесенных организацией-изготовителем, на их производство представлена в таблице.

 

Таблица 1. Данные о затратах ОАО «Термопласт» на производство обогревателей

 

Вид продукции

Объем производства, шт.

Прямые затраты основных материалов на весь объем производства, руб.

Прямые затраты на оплату труда на весь объем производства, руб.

Обогреватель водяной

19170,00

151443,00

136490,40

Обогреватель масляный

8330,00

77489,00

88964,40

Незавершенное производство

 

 

13734,72

 

13527,27

 

Требуется:

1. Рассчитать полную себестоимость 1 ед. обогревателей каждого вида и всего объема выпущенной продукции. Величина косвенных расходов на конец периода составила 289274,47 руб. в том числе:

- общехозяйственные расходы – 127281,92 руб.

- общепроизводственные расходы – 161992,55 руб.

При распределении косвенных затрат в качестве базы распределения выбрать заработную плату производственных рабочих.

2. Определить выручку от продажи обогревателей, если цена масляного обогревателя составляет 40 руб., а водяного 31 руб. предположив, что остатки незавершенного производства на конец отчетного периода отсутствуют.

3. Рассчитать прибыль, исчисленную исходя из калькулирования полной себестоимости


Решение:

1. Рассчитаем полную себестоимость 1 ед.  водяного обогревателя и 1 ед. масляного обогревателя. Для этого найдем прямые затраты на оплату труда на 1 ед. каждого обогревателя:

 

Таблица 2. Данные о затратах ОАО «Термопласт» для расчетов полной себестоимости, выручки и прибыли

 

Вид продукции

Объем производства, шт.

Прямые затраты по основным материалам, руб.

Прямые затраты на оплату труда, руб.

Всего

на 1 ед. продукции

на весь объем продукции

на 1 ед. продукции

на весь объем продукции

на 1 ед. продукции

на весь объем продукции

Обогреватель водяной

 

19171

 

7,9

 

151443

 

7,12

 

136490,40

 

15,02

 

287933,40

Обогреватель масляный

 

8330

 

9,3

 

77469

 

10,68

 

88964,40

 

19,98

 

166433,40

Незавершенное производство

 

 

 

 

13734,72

 

 

13527,27

 

 

27261,99

Всего

 

 

 

 

238982,07

 

 

 

 

1. Для расчета полной себестоимости каждого вида обогревателей, распределим косвенные расходы.

Рассчитаем величину косвенных расходов на конец периода.

База распределения – прямые затраты на оплату труда, всего – 238982,07

- общехозяйственные расходы - 127281,92руб

- общепроизводственные расходы – 161992,55 руб.

Рассчитаем величину полной себестоимости 1 ед. обогревателей каждого вида и всего объема выпущенной продукции:

Полная себестоимость всего объема выпущенной продукции:

Обогрев. водяной = 72694,85 + 92519,20 + 151443,00 +136490,40  = 453147,45 руб.

Обогрев. масляный = 47382,47 + 60303,98 + 77469 + 88964,40 = 274119,85 руб.

Незавершенное производство = 7204,63 + 9169,38 + 13734,72 + 13527,27 = 43636,00 руб.

Полная себестоимость 1 ед.:

2. Чтобы определить выручку от продажи обогревателей, предположив, что остатки незавершенного производства на конец отчетного периода отсутствуют, необходимо распределить сумму незавершенного производство между обогревателями. Будем считать, что их незавершенное производство пропорционально выпущенной продукции, следовательно:

Тогда выручка составит:

Обогреватель водяной = (1150 + 19170) * 31 = 629920 руб.

Обогреватель масляный = (500 + 8330) * 40 = 353200 руб.

3. Рассчитаем прибыль ОАО «Термопласт», исчисленную исходя из калькулирования полной себестоимости:

Обогреватель водяной = 629920 – 453147,45 = 176772,55 руб.

Обогреватель масляный = 353200 – 274119,85 = 79080,15 руб.

Прибыль = 176772,55 + 79080,15 = 255852,70 руб.

 


Заключение

 

В теоретической части курсовой работы была рассмотрена тема «Организации контроля затрат и анализа деятельности организации по данным бухгалтерского управленческого учета».

В работе была дана классификация затрат для целей контроля и регулирования. Рассмотрены сложности при отнесении затрат к контролируемым и неконтролируемым.

Рассмотрена постановка учета затрат по звеньям организационной структуры управления. Раскрыт вопрос о разграничении ответственности  по затратам на предприятии в форме построения учетной системы по центрам ответственности.

Также была рассмотрена методика управления затратами, проанализированы показатели деятельности предприятия.

В практической части курсовой работы были даны расчеты:

- полной себестоимости обогревателей двух видов и всего объема выпущенной продукции;

Информация о работе Организация контроля затрат и анализа деятельности предприятия по данным бухгалтерского управленческого учета