Организация и учет безналичных расчетов в банке

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучение безналичных расчетов в кредитных организациях. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Выяснить нормативно-правовые основы обеспечения расчетных операций;
Рассмотреть формы безналичных расчетов и виды расчетных документов;
Определить виды счетов, применяемые в коммерческом банке;
Охарактеризовать порядок открытия счетов;
Рассчитать и составить бухгалтерские проводки;

Содержание

Введение 3 Глава 1 «Основы организации и контроль за проведением безналичных расчетов» 4

1.2 Формы безналичных расчетов 10

Глава 2 «Основные формы безналичных расчетов и их учет» 12

2.1 Краткая характеристика КБ ЗАО «Евростандарт» 13

2.2 Расчеты платежными поручениями. Их учет в КБ ЗАО «Евростандарт» 14

2.3 Расчет платежными требованиями и требованиями- поручениями. Их учет в КБ ЗАО «Евростандарт» 18

2.4 Расчет чеками. Их учет в КБ ЗАО «Евростандарт» 21

2.5 Инкассовое поручение. Их учет в КБ ЗАО «Евростандарт» 23

Заключение 27

Список использованной литературы 28

Приложения 31

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

             Банк осуществляет свою деятельность в соответствии с лицензией №3200 от 30 марта 2002г., выданной Центральным Банком РФ на осуществление следующих банковских операций со средствами в рублях:

  • -привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
  • - размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет;
  • - открытие и ведение банковских счетов юридических лиц и ссудных счетов физических лиц;
  • - осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
  • - инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
  • - выдача банковских гарантий

     На  сегодняшний день ЗАО «Коммерческий банк «Евростандарт» предлагает на рынок широкий спектр банковских услуг:

  1. Оплата коммунальных платежей;
  2. Предоставление межбанковских кредитов и размещение депозитов в валюте Российской Федерации или иностранной валюте;
  3. Валютно-конверсионные операции:
    • сделки типа “спот”;
    • сделки типа “своп”.

         2.2 Расчеты платежными поручениями. Их учет

     Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

     Платежными  поручениями могут производиться:

  • перечисление денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
  • перечисление денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
  • перечисления денежных средств в целях возврата / размещения кредитов (займов) / депозитов и уплаты процентов по ним;
  • перечисление денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

     Платежные поручения предоставляются в  банк на бумажных носителях или в электронной форме.

     Если  платежные поручения даются на бумажных носителях, они должны быть подписаны  собственноручными подписями уполномоченных лиц, заверены оттиском печати в соответствии с заявленными образцами. Платежное  поручение банка  содержит следующие реквизиты:

  • наименование расчетного документа;
  • номер расчетного документа;
  • число, месяц, год его выписки;
  • наименование плательщика, его ИНН, номер его счета в банке;
  • наименование и реквизиты банка плательщика;
  • наименование получателя средств, его ИНН, номер его счета в банке;
  • наименование и реквизиты банка получателя средств;
  • назначение платежа;
  • сумма платежа (цифрами и прописью).

     В соответствии с условиями основного  договора платежные поручения могут  использоваться для предварительной  оплаты товаров, работ, услуг или  для осуществления периодических  платежей

     Дт  расчетных (текущих) счетов - Кт кор. счетов банка

     Платежное поручение составляется на бланке формы № 0401060(Приложение 1)

     Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете  плательщика.

     а) При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика, а также если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку по внебалансовому Счету 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок"

     Дт 90902 - Кт 99999

         При этом на лицевой стороне в правом верхнем углу всех экземпляров платежного поручения проставляется отметка в произвольной форме о помещении в картотеку с указанием даты. Оплата платежных поручений производится по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.

     б)Допускается частичная оплата платежных поручений из картотеки по внебалансовому счету 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок".

     При частичной оплате платежного поручения  банком используется платежный ордер формы № 0401066(Приложение 2)

     При оформлении платежного ордера на частичную  оплату на всех его экземплярах в  поле "Отметки банка" проставляется  штамп банка, дата, а также подпись  ответственного исполнителя банка. Первый экземпляр платежного ордера на частичную оплату также заверяется подписью контролирующего работника банка.

     На  лицевой стороне частично оплачиваемого  платежного поручения в верхнем  правом углу делается отметка: "Частичная  оплата". Запись о частичном платеже (порядковый номер частичного платежа, номер и дата платежного ордера, сумма частичного платежа, сумма остатка, подпись) выполняется ответственным исполнителем банка на оборотной стороне платежного поручения.

     При осуществлении частичной оплаты по платежному поручению первый экземпляр  платежного ордера, которым произведена оплата, помещается в документы дня банка, последний экземпляр платежного ордера служит приложением к выписке из лицевого счета плательщика.

     в) При полной оплате платежного поручения делается запись.

     Дт 99999 - Кт 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок"

     Если  оплата не может быть исполнена из-за отсутствия на корреспондентском счете  средств, она учитывается на счете  47418 "Средства, списанные со счетов клиентов, но не проведенные по корсчету" (П):

     Дт 405, 406 - Кт 47418

     (расчетные счета клиентов)

     И одновременно расчетный документ учитывается  на внебалансовом счете 90903 "Расчетные документы клиентов, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации":

     Дт расчетные документы клиентов, - Кт 99999

     не  оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корсчетах кредитной организации

     г) При оплате платежного документа в бухгалтерском учете делается проводка:

     Дт 47418 - Кт 30102

При поступлении  от клиента платежного поручения  осуществляются следующие действия:

      - если денежные средства на счету клиента имеются, то на основании 1-го экземпляра делается проводка:

 со счета  плательщика денежные средства  перечисляются на счет поставщика 
·если они находятся в одной КО: 
Дт 40702          Кт 40702 
·если они в разных КО: 
Дт 40702          Кт 30102 (30223) 
 - если средств нет, то платежное поручение заносится в картотеку (далее К) №2 и делается проводка:

Дт 90902          Кт 99999;

  при поступлении средств на счет клиента платежное поручение списывается из К №2

Дт 99999          Кт 90902 
и делается проводка на оплату, со счета плательщика денежные средства перечисляются на счет поставщика 
·если они находятся в одной КО: 
Дт 40702          Кт 40702 
·если они в разных КО: 
Дт 40702          Кт 30102 (30223) 
 -а в банке получателя делается соответствующая проводка на зачисление денежных средств на счет клиента (получателя)

 Дт 30102 (30223)      Кт 40702 
      Аналитический учет по счету 90903 ведется по каждому клиенту банка с разбивкой по группам очередности платежей.

         2.3 Расчеты платежными  требованиями и  требованиями- 
поручениями. Их учет

         Платежные требования и требования-поручения представляют собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции (выполненных работ, оказанных услуг). 
При проведении проверки необходимо учитывать, что платежные требования-поручения выписываются поставщиком на бланке ф. 0401040 и вместе с документами направляются в трех экземплярах в банк покупателя, который передает требование-поручение плательщику, а отгрузочные документы оставляет в картотеке к счету плательщика (картотека №1). 
Платежные требования-поручения принимаются Банком при наличии средств на счете плательщика. Срок акцепта (согласия на оплату) составляет три рабочих дня, не считая дня поступления в банк (КО), или по согласованию сторон. 
Также необходимо учитывать, что об отказе полностью или частично оплатить платежное требование-поручение плательщик уведомляет обслуживающий его банк в течение этих трех дней, с указанием мотивов и со ссылкой на пункт договора. При отказе от акцепта документы (требование-поручение, отгрузочные документы и извещение об отказе в оплате) отсылаются обратно получателю (т.е. поставщику). 
При согласии оплатить полностью или частично платежное требование-поручение плательщик оформляет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, и оттиском печати на всех экземплярах и сдает их в обслуживающий банк, из которых: 
первый - служит основанием для списания средств со счета плательщика и после совершения операции помещается в документы для банка; 
второй - направляется банку, обслуживающему поставщика; 
третий - вместе с отгрузочными документами возвращается как расписка в приеме к проводу и совершении оплаты товара (выполненных работ, оказанных услуг).

         Учет:

         Списание  денежных средств со счета плательщика  по платежному требованию-поручению  осуществляется только при получении  акцепта (т.е. согласия плательщика  на оплату), а по платежному требованию осуществляется как с акцептом, так  и без него. Поэтому на платежном требовании обязательно указывается "с акцептом" или "без акцепта". 
Безакцептные документы оплачиваются без согласия плательщика. 
При поступлении в банк (КО) плательщика платежных документов с пометкой "с акцептом", банк помещает эти документы в картотеку №1 ("Документы, ожидающие акцепта") и запрашивает акцепт у своего клиента (т.е. плательщика). Делается проводка:

         Дт 90901 - К №1                       Кт 99999 
1. Если акцепт получен, то: 
а) при наличии средств на счету клиента производится оплата и документы списываются из К №1. Делаются соответствующие проводки:

              оплата: Дт 40702                       Кт 40702 (30102) 
списание из К №1:Дт 99999                   Кт 90901 
Следует помнить, что согласие на акцепт по платежному требованию-поручению оформляется письменно, а по платежному требованию - устно. 
б) при отсутствии средств на счету клиента платежные документы переходят из К №1 в К №2 ("Документы, не оплаченные в срок"). Делается проводка:

              Дт 90902 - К №2                       Кт 90901 - К №1

При поступлении  средств на счет делается проводка на оплату:

               Дт 40702                                     Кт 40702 (30102)

и одновременно платежные документы списываются  из К №2, делается проводка:

               Дт 99999                                      Кт 90902

2. Если в акцепте  клиент (т.е. плательщик) отказал,  то платежные документы, а также  извещение об отказе от акцепта,  на полную сумму или частично, с указанием мотивов и с  ссылкой на пункт договора. Делается проводка:

               Дт 99999                                       Кт 90901 
 
 
 
 
 
 

2.3  Расчеты чеками. Их  учет 

     Согласно Положению Центрального банка РФ от 3 октября 2002 г. № 2-П при осуществлении безналичных расчетов могут использоваться расчетные чеки.

     Чек - документ установленной формы, позволяющий  произвести платежи чекодателя чекодержателю.

Информация о работе Организация и учет безналичных расчетов в банке