Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:02, реферат
За организацию бухгалтерского учета на предприятии отвечает руководитель предприятия. В соответствии с Законом руководитель предприятия назначает главного бухгалтера, который подчиняется непосредственно ему.
Руководитель контролирует выполнение требований главного бухгалтера по предоставлению всеми службами и подразделениями, имеющими отношение к учету, документов и сведений, оформленных надлежащим образом
Введение.
Организация бухгалтерской службы.
Формы бухгалтерского учета .
3.1. Понятие бухгалтерского уета.
3.2. Мемориально-ордерная форма учета.
3.3. Журнально-ордерная форма учета.
4. Заключение.
Для регистрации информации в бухгалтерском учете в разных сочетаниях используются книги, карточки, журналы и т. д., записи в которых производятся в различной последовательности. В результате образуются разнообразные формы бухгалтерского учета.
Под формой бухгалтерского учета понимается совокупность учетных регистров, предопределяющих связь синтетического и аналитического учета, методику и технику регистрации операций, технологию и организацию учетного процесса.
В организациях могут применяться различные формы счетоводства. Однако в рамках одной организации может использоваться только одна форма из выбранных. Выбор формы определяется:
Форма счетоводства является элементом учетной политики и может быть изменена только с начала очередного календарного года.
Переход на другую форму счетоводства в течение отчетного года не допускается.
В настоящее время выделяют следующие формы бухгалтерского учета (счетоводства):
3.2. Мемориально-ордерная форма учета.
Мемориально-ордерная
форма учета получила свое название
от мемориального ордера, которым завершается
обработка первичных документов. Применяется
во многих вариантах в зависимости от
особенностей и типов учитываемых предприятий
и организаций. При этой форме учета на
каждую хозяйственную операцию (или группу
операций, объединенных в сводном документе)
составляется мемориальный ордер. Характерная
особенность данной формы – поступающие
в бухгалтерию документы накапливаются
и регистрируются в накопительных ведомостях.
На каждую группу документов составляется
мемориальный ордер. К нему прикрепляются
все относящиеся к данной проводке документы,
как первичные, так и сводные. В ордере
указываются номер, краткое содержание
операции, дебет, кредит, сумма (Рис. 1).
При мемориально-ордерной форме учета проверенные и принятые к учету первичные документы систематизируют по однородным хозяйственным операциям в хронологическом порядке и оформляют отдельными мемориальными ордерами, которым присваиваются постоянные номера.
Записи в мемориальные ордера производятся по мере совершения операций, но не позднее следующего дня (по получении первичного учетного документа), на основе, как отдельных документов, так и группы однородных документов. Корреспонденция счетов в мемориальном ордере составляется в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета или дебету одного счету и кредиту нескольких счетов (кредиту одного счета и дебету нескольких счетов).
Мемориальные ордера записываются в хронологическом порядке в регистрационный журнал, который служит для определения общей суммы всех операций за отчетный период и для контроля за отражением на счетах всех мемориальных ордеров и приложенных к ним первичных документов. Затем хозяйственные операции, на которые выписан мемориальный ордер, записывают на счета в Главной книге.
Главная книга служит систематическим регистром синтетического учета. Она открывается записями сумм остатков на начало года в соответствии с заключенным балансом за истекший год. В течение года по всем счетам этой книги (как по дебету, так и по кредиту) ведутся записи оборотов по корреспондирующим счетам. На основе итоговых записей в счетах Главной книги составляют оборотный баланс по счетам синтетического учета.
Сверка суммы оборотов по регистрационному журналу с итогами оборотов по дебету и кредиту всех счетов Главной книги позволяет проверить, все ли мемориальные ордера получили отражение в систематическом регистре.
Аналитический учет при мемориально-ордерной форме учета ведут в книгах или карточках. Данные в них заносят непосредственно из первичных документов.
На основе
записей в регистрах
Мемориально-ордерная форма счетоводства в коммерческих организациях в настоящее время применяется сравнительно редко. Это обусловлено тем, что по сравнению с журнально-ордерной формой она предполагает введение большего количества документов. Кроме того, группировка данных в журнально-ордерной форме более удобна для их использования в целях финансового анализа и выработки управленческих решений.
Если в организациях сферы материального производства или торговли принято решение использовать мемориально-ордерную форму бухгалтерского учета, то следует проверить наличие отраслевых нормативных документов, регулирующих учет по этой форме, так как в настоящее время нет нормативного документа, принятого на федеральном уровне, в котором регулировалось бы использование такой формы в подобных организациях. При отсутствии такого нормативного документа организация должна самостоятельно определить номера мемориальных ордеров, оформляемых по каждому счету или группе однородных счетов, и закрепить номера и формы мемориальных ордеров в учетной политике организации.
Мемориально-ордерная
форма применяется во всех бюджетных учреждениях,
использующих план счетов для бюджетных
учреждений.
3.3. Журнально-ордерная форма учета.
Журнально-ордерная форма получила свое название по основному регистру – журналу-ордеру. Для облегчения работы по обобщению и группировке данных применяются специальные разработочные таблицы. Данная форма используется в программах автоматизации бухгалтерского учета.
Наиболее распространенной формой бухгалтерского учета до настоящего времени остается журнально-ордерная, при которой учетные данные систематизируются в специальных регистрах — журналах-ордерах. Журналы-ордера ведут по кредиту бухгалтерских счетов и вспомогательных к ним ведомостях, составленных по дебету счетов. При журнально-ордерной форме учета исключается многократность записей и происходит объединение статистического и аналитического учета. Такая форма счетоводства используется с I960 года.
В основе журнально-ордерной формы учета лежит принцип накапливания данных первичных документов, согласно которому регистрация операций сочетается с группировкой их в учетных регистрах по корреспондирующим счетам. Основные регистры, применяемые в этой форме счетоводства, представляют собой журналы, где документы регистрируются в хронологическом порядке.
Основными регистрами бухгалтерского учета являются журналы-ордера. Вспомогательные ведомости применяют обычно в тех случаях, когда требующиеся аналитические показатели сложно представить непосредственно в журналах-ордерах. В этих случаях группировка данных первичных документов осуществляется предварительно в ведомостях, из которых итоги переносятся в журналы-ордера.
Журналы-ордера
– это свободные листы, построенные по шахматному
принципу. Записи производятся на основании поступления
Помимо журналов-ордеров открываются ведомости. Они используются, когда требуемые аналитические показатели сложно получить непосредственно из журналов-ордеров.
Кассовые операции, операции по расчетным и валютным счетам регистрируются как по дебету, так и по кредиту. Итоговые данные журналов-ордеров в конце месяца переносятся в главную книгу.
Главная
книга открывается на год. На каждый счет
отводится один или два листа. На основании Главной книги и
других регистров заполняются формы отчетности.
3.4. Автоматизированная форма бухгалтерского учета.
Автоматизированная (электронная) форма возникла с применением компьютерной техники для обработки данных. Разработаны специальные программы по бухгалтерскому учету и программы финансовых вычислений, позволяющие формировать определенные показатели и производить расчеты. Использование электронной формы учета позволяет без вывода на печать:
- регистрировать и хранить данные;
- выполнять
арифметические операции с
- формировать показатели для бухгалтерской отчетности.
Автоматизированная форма учета в последнее время получает все большее распространение в связи с расширением использования в организациях различных форм собственности средств вычислительной техники. Каких-либо жестких форм, по которым ведется учет, в данном случае не установлено — их определяют исходя из потребностей заказчика компьютерной бухгалтерской программы и технических возможностей организации, внедряющей автоматизированную форму учета. К наиболее распространенным программам относятся: 1С:Бухгалтерия, Инфо-Бухгалтер, Парус, Турбо-Бухгалтер, СААР и т.д.
Как правило, за основу при разработке экранных форм учета берут соответствующие формы, оформляемые на бумажных носителях, — чаще всего журналы-ордера. При этом часть несущественных реквизитов может опускаться при введении данных с клавиатуры компьютера, но при выводе данных на бумажные носители учитываются все требования нормативных документов.
Преимущество автоматизированной формы в существенно более низкой трудоемкости учетных процессов и возможности многократного использования однажды введенных данных (причем не только для целей бухгалтерского учета, но и для целей анализа, управления и т.п.). Основным ее недостатком является необходимость осуществления дополнительных расходов по переподготовке бухгалтерских работников и по содержанию дополнительного сотрудника (или оплате услуг сторонних организаций) для адаптации и поддержки программного обеспечения. Кроме того, возможность неоднократно использовать одни и те же данные может послужить причиной для допущения ошибок: при ручном ведении регистров бухгалтерского учета дублирование механической ошибки даже в двух корреспондирующих счетах маловероятно, а при компьютерной обработке ошибка, совершенная по невнимательности (например, перепутан порядок цифр), дублируется автоматически.
Автоматизированная
форма бухгалтерского учета отличается
от традиционных форм скоростью выполнения
арифметических операций и надежностью
хранения данных.
Упрощенная форма бухгалтерского учета.
Упрощенная форма бухгалтерского учета применяется на небольших предприятиях с незначительным числом хозяйственных операций. При упрощенной форме ведения бухгалтерского учета на основе первичных документов ведется книга учета хозяйственных операций, в которой отражаются остатки по счетам на начало года. В течение года в книге регистрируются все хозяйственные операции, которые одновременно отражаются на счетах бухгалтерского учета.
В книге учета содержатся все используемые малым предприятием счета, что позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них.
Книга
учета является комбинированным регистром и совмещает
4. Заключение.
Для регистрации информации в бухгалтерском учете в разных сочетаниях используются книги, карточки, журналы и т. д., записи в которых производятся в различной последовательности. В результате образуются разнообразные формы бухгалтерского учета.