Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:25, реферат
В целом рассмотрение моделей организационных структур банка свидетельствует об их многообразии. Классические схемы часто замещаются многовариантными структурами, ориентированными не только на управление продуктом и отраслью банковской деятельности, но и на географию регионов и интересы отдельных групп клиентов. Наиболее аффективными при этом оказываются матричные модели, более приближенные к рынку.
низании расчетов, накоплению сбережений, организации кредитования с рассрочкой платежа.
Однако
групповые организационные
В целом рассмотрение моделей организационных структур банка свидетельствует об их многообразии. Классические схемы часто замещаются многовариантными структурами, ориентированными не только на управление продуктом и отраслью банковской деятельности, но и на географию регионов и интересы отдельных групп клиентов. Наиболее аффективными при этом оказываются матричные модели, более приближенные к рынку.
Следует согласиться с тем. что «не тот банк оптимизирует свой маркетинг, который постоянно внедряет инновации в предоставлении услуг, сбыте и так далее. а тот. который ориентирован на приспособление своей внутренней организационной структуры к потребностям рынка и клиентов, т.е. располагает точной информацией о конъюнктуре рынка, имеет ясное представление о целях деятельности, разумно организует маркетинг, внедряет ориентированную на клиента систему обслуживания Другими словами, качество всей внешней маркетинговой деятельности зависит от ее внутренней эффективной организации»'.
3.4. ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ БАНКОВ
Выбор организационной структуры. Рассмотренные модели построения организационных структур банка показали, что не существует единой оптимальной модели. Многое зависит от конкретных целей и задач, стоящих перед банком, вида и характера его специализации, особенностей организации (табл. 3.1) Банк может быть создан в виде сберегательного банка, в виде ипотечного кредитного института, трастового банка, института мелкого кредита и т.н.. и в каждом данном случае конкретные приоритеты в его деятельности станут важнейшими факторами, обусловливающими ту или иную организационную структуру.
Нельзя сказать, что структура подразделений банка радикально меняется в зависимости от его вида: банк остается банком, и его общая структура остается неизменной Тем не менее характер, направление деятельности кредитной организации неизбежно внееет в структуру аппарата управления свои особые черты В акционерном банке (в отличие от байка отдельного частного лица) более заметной станет роль Совета банка объединяющего интересы акционеров: в ипотечном банке необходимым окажется специфический отдел оценки недвижимости: в инвестиционном банке появится отдел проектного финансирования, в трастовом банке — отдел управления имуществом различных типов клиентов и т.д
1Bank
und Market. 1990 No 7. S. 6.
Таблица 3.1
Классификация видов банков
|
|
Тип собственности | Государственные, акционерные, кооперативные, частные, смешанные, иностранные |
Прайона» форма организации | Открытые акционерные обшества, закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью |
Фч'нкциональное назначение | Эмиссионные, депозитные, коммерческие |
Характер ведения операций | > ниверсальные. специализированные |
Обслуживаемые отрасти | Многоотраслевые, моноотраслевые |
Наличие филиалов | Бесфилиальные, многофи шальные |
С<|>сра обслуживания | Региональные, меж ре г ионал ьные |
Масштаб деятельности | Малые, средние крупные |
Специальное назначение | Банки развития муниципальные ипотечные |
Степень взаимозависимости | Головной (материнский) дочерний, ассоциированный банк |
Степень делегирования особых нюмочий | Банки-агенты, уполномоченные банки |
Эффективность деятетьности | Банки без признаков финансовых затруднений: имеющие отдельные недостатки в деятельности; испытывающие серьезные финансовые трудности; находящиеся в критическом финансовом положении |
Та или иная организационная структура банка зависит также от определенных нормативных требовании. Известно, что органы банковского надзора в процессе регистрации банка и выдачи ему лицензии требуют представления ряда документов, в том числе учредительных договоров, устава, в которых фиксируются главные органы управления банком, его организационное устройство, определяемое характером деятельности нового кредитного института. Согласно правовым нормам вновь образованные юридические лица должны сообщать органу банковского надзора о всех дальнейших изменениях в своем уставе, и прежде всего в ча- и изменений в сфере деятельности, капитал» или внутренней организации При создании нового банка его учредители должны четко определить, какова при этом его правовая форма (акционерная, кооперативная и пр.), какие структурные иод- разделения (управления, отделы, сектора) должны быть образованы
Причины
изменения организационной
роч
Таким образом, организационная перестройка, направленная на совершенствование деятельности банка, становится необходимой вследствие внутренних и внешних причин.
Внешние факторы. К внешним факторам, обуслов шваюшпм необходимость реорганизационных мер, относятся.
51
Внутренние причины. К внутренним причинам, вызывающим необходимость перемен в организации управления банком, относятся
ш ии жий профессиональный уровень банковского персонала, текучесть кадров;
ш потребность в овладении новыми региональными рынками сбыта и открытии филиалов, учреждении дочерних компаний и др.
Изменения в структуре органов управления банка неизбежно затра! ивают взаимоотношения между ними, приводят к изменению штатного расписания, рас- пределения полномочий и компетенции лиц, принимающих решения. Это означает, что реорганизация при всем ее необходимости и полезности для банка не может не порождать определенных проблем, связанных с расходами, затратами времени для создания и отработки нового мехашгема управления. Реорганизация не может проводиться повседневно (здесь не принимаются в расчет частичные уточнения структуры управления, являющиеся нормой в любом административном механизме), реорганизационные меры не должны следовать одни за другими.
3.5. ИЗМЕНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ БАНКА
Содержание
изменения организационной
Осмысление линии поведения банка (философия деятельности) обычно затрагивает его отношение к рынку продуктов, доле банка в соответствующем сегменте этого рынка, географии деятельности, клиентам и партнерам по бизнесу, важнейшим общественным задачам. Философия деятельности банка определяет его позицию к факгорам достижения прибыли, производительности, экономич- ости и рентабельности
Стратегия банка и банковский менеджмент по воплощению этой стратегии — это долгосрочная программа действий на рынке, самостоятельная и весьма творческая работа, разработка и реализация идеи, которые в перспективе опреде- тяют цели и направления развития. Работа банковских подразделений при этом может принести успех только в том случае, если сформулированная стратегиче- кая линия поведения банка содержит одновременно и цели, и мероприятия по ix достижению, если определены четкие намерения высшего руководства кредитной организации.
Без формулировки стратегии банка (определения философии деятельности) построение структуры органов управления банком, организация в нем труда сотрудников представляются крайне затруднительными. Без решения общих во- :<ков исполнители повседневно будут сталкиваться с решением частных проблем. На практике это может приводить к каждодневной перестройке аппарата управления, отвлекать руководство банка и его сотрудников от выполнения ими своих основных профессиональных обязанностей.
Предполагаемая
реорганизация банка или
В процессе анализа выявляется эффективность распределения иолномо- ш, системы заместительства, действующей процедуры принятия решений. Ана- 13 сильных и слабых сторон банка позволяет также оценить, насколько оптима- ен размер банка, в какой мере его правовая форма содействует успеху ятельности банка, достаточна ли его сеть (филиалов, представительств, работающих клиентских залов, банкоматов и т.п.).
Анализ сильных и слабых сторон, в международной практике получивший вание SWOT-аналнз, сочетается с определением шансов и рисков банка, что тредполагает анализ внешней среды. На основе оценок важно определить, где банка есть благоприятные зоны предпринимательской деятельности, в каких ре- юнах, по каким группам клиентов он способен использовать свои шансы на де- I жном, кредитном и финансовом рынках; в каких областях, благодаря своим пьным сторонам, он способен противостоять рискам, где эти риски в долгосроч- и перспективе могут ослабнуть Напротив, с учетом своих слабых сторон банк лжен четко представлять картину тех зон предпринимательской деятельности.
53
где стратегия часто изменяется, где происходит сокращение прибыли, часто требуются дополнительные ресурсы, в бизнес внедряются все новые коммерческие структуры (банковские и небанковские институты, страховые компании). В соответствии с существующими шансами банку важно обозначить наиболее уязвимые зоны деятельности (с повышенным риском), определить, где есть опасность, которой он не в силах противостоять, какая отрасль деятельности требует сокращения. что следует конкретно предпринять при переходе к стратегии выживания вследствие кризисных позиции
Информация о работе Организационная структура коммерческого банка