Организационная структура коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:25, реферат

Описание работы

В целом рассмотрение моделей организационных структур банка свидетельствует об их многообразии. Классические схемы часто замещаются многовариантными структурами, ориентированными не только на управление продуктом и отраслью банковской деятельности, но и на географию регионов и интересы отдельных групп клиентов. Наиболее аффективными при этом оказываются матричные модели, более приближенные к рынку.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 47.62 Кб (Скачать)

низании расчетов, накоплению сбережений, организации кредитования с рассрочкой платежа.

      Однако  групповые организационные структуры  нередко нарушают принципы отношении подчинения, приводят к угнетению индивидуализма, требуя чрезмерно единообразного поведения. Тем не менее последние изменения в банковской практике свидетельствуют о том, что командно-ориентированной структуре управления придается все большее значение и в будущем она может сыграть большую роль.

      В целом рассмотрение моделей организационных  структур банка свидетельствует об их многообразии. Классические схемы часто замещаются многовариантными структурами, ориентированными не только на управление продуктом и отраслью банковской деятельности, но и на географию регионов и интересы отдельных групп клиентов. Наиболее аффективными при этом оказываются матричные модели, более приближенные к рынку.

      Следует согласиться с тем. что «не тот банк оптимизирует свой маркетинг, который постоянно внедряет инновации в предоставлении услуг, сбыте и так далее. а тот. который ориентирован на приспособление своей внутренней организационной структуры к потребностям рынка и клиентов, т.е. располагает точной информацией о конъюнктуре рынка, имеет ясное представление о целях деятельности, разумно организует маркетинг, внедряет ориентированную на клиента систему обслуживания Другими словами, качество всей внешней маркетинговой деятельности зависит от ее внутренней эффективной организации»'.

3.4. ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ

      ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ БАНКОВ

    Выбор организационной структуры. Рассмотренные  модели построения организационных  структур банка показали, что не существует единой оптимальной модели. Многое зависит от конкретных целей и задач, стоящих перед банком, вида и характера его специализации, особенностей организации (табл. 3.1) Банк может быть создан в виде сберегательного банка, в виде ипотечного кредитного института, трастового банка, института мелкого кредита и т.н.. и в каждом данном случае конкретные приоритеты в его деятельности станут важнейшими факторами, обусловливающими ту или иную организационную структуру.

      Нельзя  сказать, что структура подразделений  банка радикально меняется в зависимости  от его вида: банк остается банком, и  его общая структура остается неизменной Тем не менее характер, направление деятельности кредитной  организации неизбежно внееет в структуру аппарата управления свои особые черты В акционерном банке (в отличие от байка отдельного частного лица) более заметной станет роль Совета банка объединяющего интересы акционеров: в ипотечном банке необходимым окажется специфический отдел оценки недвижимости: в инвестиционном банке появится отдел проектного финансирования, в трастовом банке — отдел управления имуществом различных типов клиентов и т.д

      1Bank und Market. 1990 No 7. S. 6. 
 

Таблица 3.1

Классификация видов банков

    Критерий классификации
        Вил банков
Тип собственности Государственные, акционерные, кооперативные, частные, смешанные, иностранные
Прайона» форма организации Открытые акционерные  обшества, закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью
Фч'нкциональное назначение Эмиссионные, депозитные, коммерческие
Характер  ведения операций > ниверсальные. специализированные
Обслуживаемые отрасти Многоотраслевые, моноотраслевые
Наличие филиалов Бесфилиальные, многофи шальные
С<|>сра обслуживания Региональные, меж ре г ионал ьные
Масштаб деятельности Малые, средние  крупные
Специальное назначение Банки развития муниципальные ипотечные
Степень взаимозависимости Головной (материнский) дочерний, ассоциированный банк
Степень делегирования особых нюмочий Банки-агенты, уполномоченные банки
Эффективность деятетьности Банки без признаков финансовых затруднений: имеющие отдельные недостатки в деятельности; испытывающие серьезные финансовые трудности; находящиеся в критическом финансовом положении
 

      Та  или иная организационная структура  банка зависит также от определенных нормативных требовании. Известно, что органы банковского надзора в процессе регистрации банка и выдачи ему лицензии требуют представления ряда документов, в том числе учредительных договоров, устава, в которых фиксируются главные органы управления банком, его организационное устройство, определяемое характером деятельности нового кредитного института. Согласно правовым нормам вновь образованные юридические лица должны сообщать органу банковского надзора о всех дальнейших изменениях в своем уставе, и прежде всего в ча- и изменений в сфере деятельности, капитал» или внутренней организации При создании нового банка его учредители должны четко определить, какова при этом его правовая форма (акционерная, кооперативная и пр.), какие структурные иод- разделения (управления, отделы, сектора) должны быть образованы

Причины изменения организационной структуры. Создание соответству- шей системы организации банка не является разовым процессом В первона- льную организацию могут вноситься изменения в силу развития банка, изменения сферы его деятельности, смены приоритетов, развития некоторых новых ендов продуктов и услуг. Реорганизация банка может стать следствием его сана- ии слияния или поглощения.

      

роч

      Таким образом, организационная перестройка, направленная на совершенствование деятельности банка, становится необходимой вследствие внутренних и внешних причин.

      Внешние факторы. К внешним факторам, обуслов шваюшпм необходимость реорганизационных мер, относятся.

                51 
                 

  • изменения в конъюнктуре некоторых банковских услуг, снижение деловой активности и осложнения на денежных рынках;
  • развитие инноваций, новых банковских продуктов, вызывающее необходимость создания новых управленческих структур, наращивания кадрового обеспечения;
  • потеря банком конкурентоспособное г и вследствие неэффективного предложения и продажи банковского продукта;
  • технологические изменения в области информационного обеспечения и телекоммуникаций, требующие адекватных перемен в процедуре управления банком;
  • жалобы клиентов, их уход из банка, переход в другие кредитные институты.

      Внутренние  причины. К внутренним причинам, вызывающим необходимость перемен в организации управления банком, относятся

  • быстрое развитие банка вследствие притока новых акционеров, усиление конкурентоспособности и расширение рынка сбыта банковских продуктов и услуг;
  • расширение круга задач в силу нововведений на финансовых рынках, нередко при неизменности штата сотрудников;
  • перегрузка банковского персонала при увеличении объема операций на всех направлениях банковского бизнеса:
  • несовершенная, слишком длительная процедура принятия решения при незначительной компетенции лиц, принимающих решения.
  • слабое управление и руководство;

      ш ии жий профессиональный уровень банковского персонала, текучесть кадров;

  • наличие частых стрессовых явлений у руководителей банка, производственных конфликтов,

      ш потребность в овладении новыми региональными рынками сбыта и открытии филиалов, учреждении дочерних компаний и др.

      Изменения в структуре органов управления банка неизбежно затра! ивают взаимоотношения между ними, приводят к изменению штатного расписания, рас- пределения полномочий и компетенции лиц, принимающих решения. Это означает, что реорганизация при всем ее необходимости и полезности для банка не может не порождать определенных проблем, связанных с расходами, затратами времени для создания и отработки нового мехашгема управления. Реорганизация не может проводиться повседневно (здесь не принимаются в расчет частичные уточнения структуры управления, являющиеся нормой в любом административном механизме), реорганизационные меры не должны следовать одни за другими.

3.5. ИЗМЕНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ БАНКА

    Содержание  изменения организационной структуры. Реорганизация управления должна базироваться на достаточно осмысленной и всеобъемлющей стратегии банка. Противопоставление менеджмента и стратегии здесь неуместно; успех приходит только в сочетании того и другого. Не случайно качеству банк менеджмента, его организационных структур соответствует качество стратегии; а в науке и на практике утвердилось вполне логичное словосочетание — стратегический менеджмент, совмещающий в себе управление на базе долгосрочного осмысления направлений развития кредитной организации. Под страте ическнм банк-менеджментом понимается принципиально осмысленная линия поведения банка, действия его исполнительных органов и органов управления, основанные на долгосрочной стратегии.

      Осмысление  линии поведения банка (философия  деятельности) обычно затрагивает его  отношение к рынку продуктов, доле банка в соответствующем  сегменте этого рынка, географии  деятельности, клиентам и партнерам  по бизнесу, важнейшим общественным задачам. Философия деятельности банка  определяет его позицию к факгорам достижения прибыли, производительности, экономич- ости и рентабельности

      Стратегия банка и банковский менеджмент по воплощению этой стратегии — это долгосрочная программа действий на рынке, самостоятельная и весьма творческая работа, разработка и реализация идеи, которые в перспективе опреде- тяют цели и направления развития. Работа банковских подразделений при этом может принести успех только в том случае, если сформулированная стратегиче- кая линия поведения банка содержит одновременно и цели, и мероприятия по ix достижению, если определены четкие намерения высшего руководства кредитной организации.

      Без формулировки стратегии банка (определения  философии деятельности) построение структуры органов управления банком, организация в нем труда сотрудников представляются крайне затруднительными. Без решения общих во- :<ков исполнители повседневно будут сталкиваться с решением частных проблем. На практике это может приводить к каждодневной перестройке аппарата управления, отвлекать руководство банка и его сотрудников от выполнения ими своих основных профессиональных обязанностей.

Предполагаемая  реорганизация банка или составление  стратегии его развития разрабатывается на базе глубокого и всестороннего анализа сильных и сла- ых сторон банка. Подобный анализ обращен к основным объектам деятельно- и планированию, управленческому контролю, учету, контроллингу, маркетингу, .-правлению персоналом.

    В процессе анализа выявляется эффективность  распределения иолномо- ш, системы заместительства, действующей процедуры принятия решений. Ана- 13 сильных и слабых сторон банка позволяет также оценить, насколько оптима- ен размер банка, в какой мере его правовая форма содействует успеху ятельности банка, достаточна ли его сеть (филиалов, представительств, работающих клиентских залов, банкоматов и т.п.).

Анализ  сильных и слабых сторон, в международной  практике получивший вание SWOT-аналнз, сочетается с определением шансов и рисков банка, что тредполагает анализ внешней среды. На основе оценок важно определить, где банка есть благоприятные зоны предпринимательской деятельности, в каких ре- юнах, по каким группам клиентов он способен использовать свои шансы на де- I жном, кредитном и финансовом рынках; в каких областях, благодаря своим пьным сторонам, он способен противостоять рискам, где эти риски в долгосроч- и перспективе могут ослабнуть Напротив, с учетом своих слабых сторон банк лжен четко представлять картину тех зон предпринимательской деятельности.

                53 

где стратегия  часто изменяется, где происходит сокращение прибыли, часто требуются дополнительные ресурсы, в бизнес внедряются все новые коммерческие структуры (банковские и небанковские институты, страховые компании). В соответствии с существующими шансами банку важно обозначить наиболее уязвимые зоны деятельности (с повышенным риском), определить, где есть опасность, которой он не в силах противостоять, какая отрасль деятельности требует сокращения. что следует конкретно предпринять при переходе к стратегии выживания вследствие кризисных позиции

Информация о работе Организационная структура коммерческого банка