Оценка нематериальных активов: проблемы и основные пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития отечественной экономики ключевым фактором успеха любой организации является контроль над имеющимися в её распоряжении активами. Для этого руководству компании необходимо владеть информацией о нынешней и прогнозной рыночной стоимости активов, о средней отдаче по аналогичным активам и прочей совокупностью технологической информации. Только обладая подобной информацией в полном объёме, можно эффективно управлять имущественным комплексом предприятия, под которым понимается совокупность таких действий, как модернизация, реконструкция, ликвидация, покупка, продажа активов в случае прогнозируемого негативного изменения их стоимости и недостаточной их отдачей.

Содержание

Введение -------------------------------------------------------------------------------------3
1. Роль и место нематериальных активов в развитии предприятия.
1.1. Понятие нематериальных активов. Их структура. Характеристика интеллектуальной промышленной собственности. ---------------------------------4
1.2. Роль и место интеллектуальной промышленной собственности в эффективном развитии предприятия. -------------------------------------------------11
1.3. Формы экономического оборота интеллектуальной промышленной собственности.----------------------------------------------------------------------------- 15
2. Основные проблемы оценки интеллектуальной промышленной собственности и пути их решения.
2.1. Основные виды и методы оценки интеллектуальной промышленной собственности. -----------------------------------------------------------------------------20
2.2. Проблемы оценки интеллектуальной промышленной собственности. - -31
2.3. Основные направления совершенствования оценки интеллектуальной промышленной собственности. --------------------------------------------------------36
Практическое задание --------------------------------------------------------------------39
Список использованных источников -------------------------------------------------48
Заключение ---------------------------

Работа содержит 1 файл

Оценка нематериальных активов.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

     Географическим  указанием признается обозначение, которое идентифицирует товар как  происходящий с территории страны либо из региона или местности на этой территории, где определенные качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени связываются с его географическим происхождением. Понятие «географическое указание» включает понятия:

     - «наименование места происхождения  товара» - название страны, населенного  пункта, местности или другого  географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для этого географического объекта природными условиями или иными факторами либо сочетанием природных условий и этих факторов;

     - «указание происхождения товара»  - обозначение, прямо или косвенно  указывающее на место действительного  происхождения или изготовления  товара (пп.1-3 ст.1024 Гражданского Кодекса  РБ).

     Фирменное наименование – индивидуальное название юридического лица. Оно регистрируется при государственной регистрации юридического лица и действует во время его существования (п.1 ст.1013 Гражданского Кодекса РБ). Наименования некоммерческих организации, унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны включать и характер деятельности юридического лица. Кроме того, коммерческая организация, являющаяся юридическим лицом, должна иметь фирменное наименование, на которое с момента регистрации в установленном порядке она приобретает исключительное право использования. Лица, использующие фирменное наименование без согласия его владельца, обязаны прекратить использование по требованию обладателя права на данное наименование и возместить причиненные убытки.

     Правовой  формой использования товарного знака, знака обслуживания и фирменного наименования является лицензионный договор.

     Ноу-хау  – информация технического, организационного, служебного характера, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в связи с неизвестностью ее третьим лицом. К этой информации нет свободного доступа на законном основании; и обладатель информации принимает меры к охране ее конфедициальности (п.1.9 Методических рекомендаций по оценке стоимости и учету объектов интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов, утвержденных приказом Государственного патентного комитета 17.04.1998 № 20, Минэкономики 18.05.1998 № 41, Минфином 20.04.1998 № 109, Госкомитетом по науке и технологиям 22.04.1998 № 75).

     В отличии от других объектов промышленной собственности ноу-хау не подлежит регистрации, а охраняется путем запрета на ее разглашение для лиц, имеющих доступ к этой информации.

     По  договору о передачи ноу-хау передается само ноу-хау, а не право пользования  им. Обязательными элементами договора о передаче ноу-хау является описание всех признаков передаваемого объекта, меры по охране конфедициальности и содействие в практической осуществимости ноу-хау. 

     1.2.Роль  и место интеллектуальной  промышленной собственности 

     в эффективном развитии предприятия. 

     Хозяйствующему  субъекту любой формы собственности  необходимо уметь грамотно анализировать  ситуацию на рынке продукции (услуг), вести учет тенденций спроса на свои разработки или продукцию (услуги), закреплять за собой рыночную «нишу» и быть серьезно подготовленным в области предпринимательской деятельности, маркетинга, знать правовые, юридические основы отношений с партнерами.

     Тактика игнорирования подобных действий неизбежно  обернется для предприятий в  будущем полной потерей конкурентной способности их продукции на внешних и внутренних рынках.

     Практическое  же использование нематериальных активов  в экономическом обороте предприятий, превращение их в конкретный механизм для коммерческой оценки результатов  интеллектуального труда, интеллектуальной собственности дает возможность современному предприятию (фирме):

     - изменить структуру своего производственного  капитала за счет увеличения  доли нематериальных активов  в стоимости новой продукции  и услуг, увеличив их наукоемкость, что сыграет определенное значение для повышения конкурентной способности продукции и услуг;

     - экономически эффективно и рационально  использовать незадействованные  и лежащие «мертвым грузом»  нематериальные активы, которыми  все еще располагают многие  предприятия, фирмы, НИИ, КБ, научно-исследовательские лаборатории и т.д.

     Процесс коммерциализации инновационной сферы  условно можно свести к следующим  стадиям:

     Первая  стадия - это грамотная классификация  объектов интеллектуальной собственности, на базе которой должна формироваться  предварительная оценка их рыночной стоимости. Однако в настоящее время предприятия либо ее не выполняют, либо делают это по-дилетантски. Поэтому необходима профессиональная разработка базовых методологических и методических рекомендаций.

     Вторая  стадия - это включение стоимости объектов нематериальных активов в состав имущества предприятий по бухгалтерскому счету 04 «Нематериальные активы».

     Третья  стадия коммерциализации нематериальных активов заключается:

     - в активном выходе предприятий  на рынок научно-технической продукции;

     -в  умении найти своего покупателя, овладевать искусством предпринимателя,  т.е. самому искать заказчика  (потребителя) для своей идеи  или разработки;

     - в умении рекламировать их;

     - в умении писать в журналы,  пробиваться на телевидение и  т.д.

     Интеллектуальная собственность  является объектом собственности, которым   можно  не  только  владеть,   пользоваться  и распоряжаться,   но    и  (при  правильном   документальном  оформлении) использовать    в   уставном   фонде  и  в   хозяйственной  деятельности предприятия в качестве нематериальных активов.

     Использование интеллектуальной собственности в  уставном фонде позволяет предприятию  и авторам - создателям интеллектуальной собственности получить следующие  практические преимущества:

     -    сформировать  значительный  по   размерам  уставный  фонд  без отвлечения  денежных средств и обеспечить доступ к банковским кредитам и  инвестициям   (интеллектуальную собственность можно  использовать  наравне  с другим имуществом предприятия в качестве объекта залога при получении кредитов);

     -   амортизировать  интеллектуальную собственность в  уставном фонде и заместить интеллектуальную собственность реальными денежными   средствами  (капитализировать интеллектуальную собственность). При этом амортизационные отчисления на законных основаниях включаются в себестоимость продукции (не облагаются налогом на прибыль);

     -  авторам  и предприятиям - владельцам интеллектуальной собственности участвовать в качестве учредителей (собственников) при организации дочерних и самостоятельных фирм без отвлечения денежных средств.

     Использование интеллектуальной собственности в  хозяйственной деятельности позволит:

     -   документально  подтвердить  права   собственности  и  поставить объекты   интеллектуальной собственности  на  баланс  в  качестве   имущества  предприятия. Это дает возможность  производить амортизацию интеллектуальной собственности и образовывать соответствующие фонды амортизационных отчислений за счет себестоимости продукции;

     - получить    дополнительные   доходы   за    передачу   прав  на использование    объектов   интеллектуальной собственности,   а   также    обеспечить   обоснованное регулирование   расценок   на    продукцию  инновационной   деятельности предприятия в зависимости от объема передаваемых прав на использование интеллектуальной собственности;

     - выплачивать авторское вознаграждение  физическим лицам (авторам) минуя  фонд  оплаты  труда  с   включением  затрат в себестоимость (без традиционных  отчислений  в  страховые   и иные фонды и без ограничения размеров    выплат   с   отнесением    затрат   на   выплату   авторского вознаграждения на статью себестоимости продукции - "прочие расходы").

     Кроме   этого  документальное  подтверждение   прав собственности и прав  на   использование  интеллектуальной собственности,  а  также   получение официальных охранных документов   позволяет  обеспечить  реальный   контроль за долей рынка и возможность   законного  преследования   недобросовестных  конкурентов и "пиратов" (нарушителей исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности).

     Будущие доходы от нематериальных активов зачастую оказываются весьма значительными. Инвестиции в исследования и разработки, обучение и т.п. на самом деле существенно  увеличивают в случае успеха стоимость  предприятия. Игнорировать этот факт было бы ошибкой. Современная экономика ждет инноваций нового типа: отчетов о результатах работы компании, которые выходят за узкие рамки финансовой отчетности. Нужно расширить прогнозы прибыли, включив в них сферы компетенции и удовлетворенность потребителей, описать потенциал предприятия, используя факторы, от которых зависит ее успех, показатели эффективности управления, а также оценки уровня применяемой технологии. Предприятию выгодно систематически предоставлять заинтересованным сторонам подобные отчеты о своих нематериальных активах и разъяснять им, каков конкретный вклад этих активов в повышение стоимости их производственных процессов.

 

      1.3.Формы  экономического  оборота интеллектуальной 

     промышленной  собственности.   

     Поступление нематериальных активов на  предприятие.

     Нематериальные  активы зачисляются в состав нематериальных активов на основании акта приемки  по мере создания или поступления  их на предприятие или окончания  работ по доведению их до состояния, пригодного к использованию в запланированных целях.

     При наличии охранного документа, выданного  уполномоченным государственным органом  и подтверждающего права на нематериальные активы, в качестве учетной единицы  может быть указан охранный документ как эквивалент прав, вытекающих из этого охранного документа.

     Нематериальные  активы могут поступать в организацию  следующими способами:

  1. приобретение нематериальных активов за плату;
  2. создание нематериальных активов самой организацией;
  3. поступление нематериальных активов от учредителей в счет их вклада в уставный капитал организации;
  4. безвозмездное получение нематериальных активов от других организаций и физических лиц;
  5. поступление нематериальных активов в обмен на другое имущество.

       Приобретение нематериальных активов за плату.

     Когда предприятие покупает тот или иной нематериальный актив, то оно несет в этих целях определенные расходы. Например, помимо платежей в пользу предыдущего владельца, может понадобиться оплатить услуги посредника, чьими усилиями был найден необходимый объект, работу консультанта, чьими услугами воспользовались при составлении текста договора, стоимость регистрации возникших прав нового собственника и осуществить иные подобные затраты, непосредственно связанные с покупкой данного имущества.

     В результате выявится определенная сумма, отдельные части которой объединяет общее целевое предназначение – приобретение нематериального актива. Именно эту сумму предписано принять на баланс в качестве первоначальной стоимости нематериального актива, приобретенного за плату.

     Создание  нематериальных активов  самой организацией.

     Если  нематериальные активы создаются самой  организацией, то состав связанных  с этим процессом расходов будет  достаточно широким и разнообразным. Они могут включать израсходованные  материальные ресурсы, заработную плату задействованного в этом процессе персонала, включая всю совокупность начислений на фонд оплаты труда, оплату услуг сторонних организаций по контрагентским и (или) соисполнительским договорам.

     Поступление нематериальных активов  от учредителей в счет их вклада в уставный капитал организации.

     Нематериальный  актив, полученный в качестве вклада учредителя в уставный капитал организации, не оплачивается. Однако в этом случае рыночную ситуацию и конъюктуру спроса и предложения во внимание принимать не нужно. Взнос учредителя оценивается, и, следовательно, первоначальная стоимость нематериального актива формируется по согласованию между учредителями (кроме случаев, когда законодательством Республики Беларусь предусмотрен иной порядок).

Информация о работе Оценка нематериальных активов: проблемы и основные пути их решения