Оценка эффективности учетной политики

Автор: Дуня Дунькина, 02 Декабря 2010 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы изучить учетную политику, оценку эффективности, а также выявить проблемы учетной политики. Для этого были реализованы следующие задачи:

1.определить сущность учетной политики, рассмотреть динамику законодательства бухгалтерского учёта, влияющую на изменение учётной политики,
2.изучить понятие экономической эффективности и определить, как сделать учетную политику более эффективной,
3.кроме того, важная задача данной работы рассмотреть проблему перехода учетной проблемы к МСФО, так как я считаю ее одной из самых важных современных проблем учётной политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Сущность учётной политики …………………………………………………….5

1.1 Содержание учётной политики…………………………………... …………...7

1.2 Динамика законодательства бухгалтерского учета и её отражение в

учётной политики …………………………………………………………………...9

2. Оценка эффективности учётной политики…………………………………….13

2.1 Экономическая эффективность как экономическая категория.……………..13

2.2Критерии эффективности учётной политики………………………………15
3. Проблемы учётной политики в условиях перехода к МСФО ………………..24

Заключение……………………………………………………………………….32

Список использованных источников……………………………34

Работа содержит 1 файл

БФУ курсовая.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

Вопреки широко распространённому мнению, не все унифицированные формы являются обязательными для применения. Этот вывод основан на пункте 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных исполнительных органов исполнительной власти». Если постановления Госкомстата России не были представлены на регистрацию в Минюст России, то содержащиеся в них требования применять те или иные унифицированные формы не могут считаться обязательными.

Юридически  подобные акты носят рекомендательный характер, и за невыполнение содержащихся в них предписаний никаких санкций быть не может. Возьмём для примера товарно-транспортную накладную унифицированной формы № 1-Т. Она утверждена постановлением Госком стата России от 28 ноября 1997г. №78. Этот документ в Минюст не представляли и официально не публиковали. Поэтому обязанности использовать форму № 1-Т не имеется. Но, разумеется, применять её не возбраняется.

То же самое касается унифицированных  форм по учёту основных средств. Их необязательность прямо установлена пунктом 7 Методических указаний по бухгалтерскому учёту основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13 октября 2003г. №91н и зарегистрированных Минюстом России.

Поэтому компания вправе разработать собственные  первичные документы. Главное – предусмотреть в форме обязательные реквизиты, установленные п.2 статьи 9 ФЗ от от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте».

А вот  постановление Госкомстата России от 5 января 2004г. №1, содержащее унифицированные  формы по учёту труда и его  оплаты, представлялось на регистрацию в Минюст, а потом было опубликовано. Несмотря на то, что Минюст признал этот документ не нуждающимся в государственной регистрации, формы, которые в нем содержатся, обязательны.

Подведем  итог: В учётной политике нужно  перечислить все унифицированные формы, которые будет использовать бухгалтерия. При этом можно сослаться на документ, которым эти документы утверждены. Если типовая форма соответствующего документа не разработана, нужно подготовить «внутрифирменную» с учётом требований Закона о бухучёте. Точно также организация вправе поступить в случае, когда бланки для первичных документов утверждены документом, необязательным для применения.[14;21]

3.Раскрытие влияния на показатели отчетности изменений учетной политики организации: Установлен следующий порядок представления в отчетности организации изменений учетной политики:

1.ретроспективно  (путем корректировки входящего остатка по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" и связанных с ней статей, начиная с показателей самого раннего периода, представленного в отчетности)- если последствия изменений учетной политики могут быть оценены с достаточной надежностью и представлены в отчетности;

2. перспективно (применительно к отражению фактов хозяйственной жизни, свершившихся после вступления в силу изменений учетной политики организации) - если оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики не может быть произведена с достаточной надежностью. (п. 15 ПБУ 1/2008)[4]

Раскрытие в отчетности информации при изменении учетной политики: установлено, что в случае изменения учетной политики в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности, кроме причины такого изменения, должны раскрываться содержание изменения учетной политики, порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности, суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а также сумма соответствующей корректировки, относящейся к предшествующим отчетным периодам (до той степени, до которой это практически возможно). 
Если раскрытие такой информации по какому-то отдельному предшествующему отчетному периоду (по отчетным периодам) невозможно, этот факт раскрывается в пояснительной записке (с указанием отчетного периода, в котором начнется применение соответствующего изменения учетной политики).

 

    2.Оценка  эффективности учётной политики

2.1 Эффективность  как экономическая категория

Экономическая эффективность - сложная категория экономической науки. Она пронизывает все сферы практической деятельности человека, все стадии общественного производства, является основой построения количественных критериев ценности принимаемых решений. Такие наиболее существенные характеристики хозяйственной деятельности, как целостность, многомерность, динамичность и взаимосвязанность ее различных сторон, находят отражение через категорию экономической эффективности. В экономической литературе встречаются различные трактовки категории экономическая эффективность:

1.результативность экономической деятельности, экономических программ и мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта, результата к затратам факторов, ресурсов, обусловившим получение этого результата; достижение наибольшего объема производства с применением имеющегося ограниченного количества ресурсов или обеспечение заданного выпуска при минимальных затратах.

2.результат производственной деятельности, выражаемый в виде соотношения между итогами хозяйственной деятельности и затратами ресурсов.

Правильное  и единое, приемлемое для всех уровней  и сфер экономики толкование эффективности производства представляет большой интерес. Однако следует понимать, что сущность экономической эффективности - вовсе не в цифровых относительных величинах между затратами и результатом, а представляет собой сами отношения по производству, распределению и обмену, обуславливающие снижение затрат для достижения полезного эффекта. Эффективность производства экономическая категория и понимать ее только как категорию соизмерительного или количественного порядка, предназначенную для сопоставления затрат с результатами, неправомерно. Всегда необходимо помнить при выяснении сущности категории, что не способы расчета определяют ее понятие и содержание, а наоборот, экономическое содержание категории определяет способы ее расчета.[16;421]

Рассмотрим  также, определения эффективности производства:

1.соотношение между полученными результатами производства - продукцией и услугами, с одной стороны, и затратами труда и средств производства - с другой. В самом общем виде может быть представлена формулой:

 

 Эп= Конечный результат  производства/Затраты факторов производства [24;249]

2.основная компонента экономической эффективности реального функционирования экономической системы, относящаяся к процессу производства материальных благ.

Является  важнейшим качественным показателем  экономики, ее технического оснащения  и квалификации труда. Сопоставление затрат и результатов используется в практике управления фирмами, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами. 
Отдельные авторы, характеризуя эффективность производства, подчеркивают, что она выражает отношения между людьми по поводу планомерного использования производственных ресурсов общества и характеризует их отдачу с точки зрения объективно обусловленной цели общественного развития, определяемой основным экономически законом. Определение эффективности производства как отношения между обществом и предприятиями по поводу наиболее рационального использования природных, производственных и финансовых ресурсов также неполное, так как не отражает ее специфики. Основной недостаток всех расширительных трактовок категории эффективности производства - включение в определение категории ряда элементов, которые не являются непосредственно ее сутью. Каждая экономическая категория должна рассматриваться как основное понятие, отражающее наиболее общие и существенные свойства, стороны явлений деятельности и познания.[13;256] Таким образом, экономическая эффективность - одно из наиболее общих и обобщающих понятий экономики - сложная социально-экономическая категория воспроизводства, отражающая процесс развития производительных сил в тесном контакте с производственными отношениями. Её можно определить так же, как отношение между ценностями благ, которые произведены, и ценностями благ, от производства которых пришлось отказаться ввиду их большей альтернативной стоимости.

2.2 Критерии эффективности учетной политики

Учетная политика предприятия, как совокупность правил реализации метода  бухгалтерского учета, должна обеспечивать максимальный эффект от ведения учета. При этом понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность, объективность, доступность и полезность для управленческих решений и широкого круга пользователей. Эффективность решения управленческих  проблем предприятия зависит от решения указанной функции бухгалтерского учета. Учётная политика – это совокупность способов ведения бухгалтерского учёта, принятая в организации. Поскольку способы отражения операций в бухгалтерском учёте учитываются при выработке и принятии управленческих решений, значение учётной политики достаточно велико. Она является основной для формирования всех остальных организационно-распорядительных документов организации. Поэтому руководителю и главному бухгалтеру следует серьёзно отнестись к формированию и утверждению учётной политики, так как от этого зависит, насколько эффективной, оперативной и гибкой будет дальнейшая деятельность организации.[27;146]

Исходя  из того, что бухгалтерский учет на предприятии  осуществляться в определенном порядке, необходимо установить такой порядок, реализация которого бы, обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей. Таким образом, хозяйствующие субъекты разрабатывают и составляют собственную учетную политику. Учетная политика является одним из основных документов, который устанавливает правила ведения бухгалтерского учета в организации. Разрабатывает учетную политику бухгалтер, а утверждает руководитель предприятия своим приказом или распоряжением.

Экономический смысл учетной политики организации сводится к обеспечению формирования и отражения в учете оптимальных финансовых результатов ее деятельности. Финансово-хозяйственная ситуация на предприятии может быть представлена по-разному: без нарушения правил и принципов учета, но путем выделения одних ее сторон и нивелирования других. С разделением налогового, финансового и управленческого учета именно эти возможности учетной политики выходят на первый план.

Еще в  конце XIX в. многие выдающиеся теоретики бухгалтерского учета стали обращать внимание на возможности использования учета для целей управления. Так, итальянский бухгалтер Э. Пизано высказал мнение, что "бухгалтерский учет - это наука, которая, следуя законам права и экономики, пользуется вычислениями, чтобы характеризовать функции управления и чтобы наименьшими средствами достигать наибольшего экономического эффекта".[21;231] В современных условиях в зависимости от целей, поставленных менеджерами фирмы, величина формируемого финансового результата может варьироваться в сторону, как увеличения, так и в сторону уменьшения. Сроки включения затрат в себестоимость, подходы к определению величины отдельных статей затрат, формирование фондов и резервов за счет источников, включаемых в себестоимость, могут существенно занизить потенциальный финансовый результат, подлежащий распределению между собственниками. Это может послужить целям пополнения средств на развитие предприятия. В то же время, действуя в аналогичной ситуации, но, выбрав иной вариант учетной политики, можно добиться обратного эффекта, если, например, приоритетным в данном периоде является привлечение инвесторов, получение кредитов и т.п. Каждое предприятие должно иметь свою выбранную учетную политику. Диапазон практического применения учетной политики очень широк, особенно в части раскрытия для внешних пользователей данных бухгалтерского учета через финансовую отчетность. Предприятия подвергаются проверкам вышестоящих организаций, налоговых органов, аудиторских фирм и др. пользователей финансово-бухгалтерской информации. Следует иметь в виду, что учётная политика не входит в состав бухгалтерской или налоговой отчётности. В то же время многие налоговые инспекции требуют представлять её либо вместе с годовым отчётом, либо одновременно со сдачей отчетности за I квартал слудующего года. Это незаконно. Потребовать учётную политку инспекторы могут только в ходе налоговых проверок. Поэтому представлять её налоговикам вместе с отчётами или нет – дело добровольное. И все же во избежание ненужных конфликтов можно представлять этот документ в ИФНС в начале каждого финансового года. Ведь никакой конфидециальной  информации учётная политика не содержит. Напротив, предприятия информируют инспекторов о применяемых методах бухгалтерского и, что особенно важно, налогового учёта, чем защищают себя от возможных придирок. [14;23]

В соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими порядок формирования и раскрытия учетной политики организаций, каждый элемент учетной политики может иметь несколько допустимых законодательством вариантов (например, для учета складских запасов могут применяться способы: по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, способ ФИФО). Если у предприятия есть основные средства, то необходимо определить, на основе какого метода вы будите начислять на них амортизацию.

Важность  и значимость правильного и эффективного выбора учетной политики, прежде всего, видна из того, что учетная политика, избранная предприятием, подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией. Основное назначение этой документации состоит в том, чтобы зафиксировать составляющие учетной политики, обеспечить единообразную и по возможности точную реализацию их в практике предприятия всеми структурными подразделениями и каждым исполнителем. Необходимость в этом обуславливается двумя факторами. Во-первых, нормальная деятельность предприятия невозможна без упорядоченности его внутренней жизни, одним из аспектов которой является бухгалтерский учет. Во-вторых, влияние учетной политики на результаты работы предприятия столь существенно, что требует решения первого руководителя предприятия. Существенность и важность этого влияния вытекает из того, что предприятие имеет право определять отдельные элементы учетной политики.

Особое  внимание должно быть обращено на процедуру формирования учетной политики на предприятиях. В ней должны участвовать специалисты не только бухгалтерской службы, но и других функциональных подразделений и служб, в том числе финансовой, юридической, отдела внутреннего аудита.

Формирование  учетной политики целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи с налоговым планированием.

Рассмотрим  несколько вопросов, по которым компании чаще всего спорят с налоговиками, и которые можно решить наиболее выгодно и эффективно для организации, сославшись на учётную политику.

Актив принимается к бухгалтерскому учёту в качестве основного средства, если соблюдается ряд условий.[6] Одно из таких условий – объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг. Однако нигде в нормативном документ нет чёткого указания на дату, когда организация должна перевести основное средство со счёта 08 «Вложения во внеоборототные активы» на счёт 01 «основные средства». Ведь имущество уже с момента приобретения предназначается для производственной деятельности. Но при этом говорить о его полной готовности к эксплуатации рано. Возможно, предприятие захочет произвести дополнительные капитальные вложения в оборудование или протестировать объект. В ходе проверки такой путаницей могут воспользоваться инспекторы. Велика вероятность, что им не понравятся объекты, зависшие на счете 08. Особенно недвижимость, пава на которую долго не регистрируются. Они могут обвинить компанию в уклонении уплаты налога на имущество, ссылаясь на письмо Минфина России от 6 сентября 2006 года № 03-06-01-02/35. по мнению чиновников, недвижимые объекты нужно учитывать при расчёте этого налога, как только подписаны акты о завершении строительства и имущество начали эксплуатировать. Даже если документы на государственную регистрацию ещё не поданы. В итоге проверяющие переведут спорные объекты в состав основных средств задним числом и начислят налог. Чтобы избежать подобных неприятностей, стоит изначально закрепить в учетной политике дату перевода оборудования на счёт 01. Обычно компании прописывают, что проводка по дебету сёта 01 и кредиту 08 должна быть сделана на дату окончания капитальных вложений. Это означает, что все затраты, относящиеся к объекту, уже отражены в бухучёте и других расходов не предвидится. Особенно такая формулировка подойдет для объектов недвижимости.  В частности, Минфин России в письме от 4 сентября 2007г. № 03-05-06-01/98 подтверждает, что объект недвижимого имущества нужно переводить в состав основных средств, когда он будет полностью и единовременно отвечать требованиям пункта 4 ПБУ 6/01. При этом здание можно не эксплуатировать до тех пор, пока не будут завершены все необходимые капитальные вложения. Подтвердить такие обстоятельства могут распорядительные документы по организации, а также договор подряда на выполнение строительных работ по доведению объекта до состояния, в котором он станет пригодным к использованию в запланированных целях. В отношении оборудования можно воспользоваться альтернативным вариантом. К примеру, зафиксировать в учётной политике, что основное средство подлежит учёту после успешного тестирования, пробного выпуска продукции и пр.

Информация о работе Оценка эффективности учетной политики