Оценка эффективности учетной политики

Автор: Дуня Дунькина, 02 Декабря 2010 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы изучить учетную политику, оценку эффективности, а также выявить проблемы учетной политики. Для этого были реализованы следующие задачи:

1.определить сущность учетной политики, рассмотреть динамику законодательства бухгалтерского учёта, влияющую на изменение учётной политики,
2.изучить понятие экономической эффективности и определить, как сделать учетную политику более эффективной,
3.кроме того, важная задача данной работы рассмотреть проблему перехода учетной проблемы к МСФО, так как я считаю ее одной из самых важных современных проблем учётной политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Сущность учётной политики …………………………………………………….5

1.1 Содержание учётной политики…………………………………... …………...7

1.2 Динамика законодательства бухгалтерского учета и её отражение в

учётной политики …………………………………………………………………...9

2. Оценка эффективности учётной политики…………………………………….13

2.1 Экономическая эффективность как экономическая категория.……………..13

2.2Критерии эффективности учётной политики………………………………15
3. Проблемы учётной политики в условиях перехода к МСФО ………………..24

Заключение……………………………………………………………………….32

Список использованных источников……………………………34

Работа содержит 1 файл

БФУ курсовая.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

 

   Оглавление

  Введение…………………………………………………………………………...3

1.Сущность учётной политики …………………………………………………….5

1.1 Содержание учётной политики…………………………………... …………...7

1.2 Динамика законодательства бухгалтерского учета и её отражение в

учётной политики …………………………………………………………………...9

2. Оценка эффективности учётной политики…………………………………….13

2.1 Экономическая  эффективность как экономическая  категория.……………..13

2.2Критерии  эффективности учётной политики………………………………15 
3. Проблемы учётной политики в условиях перехода к МСФО ………………..24

  Заключение……………………………………………………………………….32

Список  использованных источников……………………………34 
Введение

Термин  «учетная политика предприятия» вошел в употребление в результате перевода на русский язык английского словосочетания «accounting policies» (в международных стандартах бухгалтерского учета). Понятие учетной политики пришло к нам с Запада. Российские бухгалтеры-практики узнали о существовании учетной политики лишь в 1991г., что весьма показательно: сложно себе представить, чтобы во времена плановой экономики кто-то мог определять политику пусть только для целей бухгалтерского учета и на отдельно взятом предприятии. Сначала об учетной политике заговорили бухгалтеры, работающие в банковской сфере. До понимания учетной политики в ее современном значении применительно к производственной сфере деятельности было еще далеко. 
Постепенно учетная политика превратилась в раздел учета, не единожды упоминаемый в нормативной базе. Требования к учетной политике множились, и в результате тема учетной политики сделалась весьма популярной среди бухгалтерской аудитории, ведь ежегодно разрабатывать учетную политику приходилось каждому главному бухгалтеру. Понимание принципов составления учетной политики стало необходимым условием профессионального мастерства, в связи с чем, значение учетной политики для бухгалтера резко повысилось.

Тема  данной работы учётная политика, проблемы, оценка ее эффективности, так как очевидно, насколько велико значение грамотно и полно составленной учетной политики для эффективной, оперативной и гибкой деятельности организации. 
Значение учетной политики определяется несколькими моментами:  
1. грамотно составленная учетная политика может быть действенным способом законной корректировки финансовых показателей, а значит – снижения налоговой нагрузки на предприятие;  
2. без учетной политики не принимает годовой баланс ни одна налоговая инспекция;  
3.учетная политика является основой для формирования всех остальных организационно-распорядительных документов организации и влияет на принятие управленческих решений.  
Диапазон практического применения учетной политики очень широк, особенно в части раскрытия для внешних пользователей данных бухгалтерского учета через финансовую отчетность.

Цель данной работы изучить учетную политику, оценку эффективности, а также выявить проблемы учетной политики. Для этого были реализованы следующие задачи:

  1. определить сущность учетной политики, рассмотреть динамику законодательства бухгалтерского учёта, влияющую на изменение учётной политики,
  2. изучить понятие экономической эффективности и определить, как сделать учетную политику более эффективной,
  3. кроме того, важная задача данной работы рассмотреть проблему перехода учетной проблемы к МСФО, так как я считаю ее одной из самых важных современных проблем учётной политики.

 

1.Сущность учетной политики

1.1Содержание  учётной политики

Учетная политика - принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Учётная политика состоит из двух основных разделов: организационно-технический  и методологический. К организационному аспекту учетной политики относится разработка и утверждение: способа организации бухгалтерского учета; рабочего плана счетов бухгалтерского учета. Рабочий план счетов разрабатывается организацией самостоятельно на основе единого Плана счетов бухгалтерского учета и включает перечень счетов, необходимых и достаточных для отражения ее финансово-хозяйственной деятельности; формы первичных документов для отражения различных операций, по которым не предусмотрены типовые унифицированные формы; правил документооборота и технологии обработки учетной информации; формы внутренней бухгалтерской отчетности в соответствии с информационными потребностями менеджеров различных уровней; порядка проведения инвентаризации активов и обязательств организации; методов контроля за хозяйственными операциями; других решений, необходимых для организации бухгалтерского учета.

Рассмотрим  содержание условий, совокупность которых составляет организационно-технический аспект учетной политики организации.     

Формы первичных учетных документов для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы, разрабатываются организией самостоятельно в соответствии с требованиями ст.9 Федерального закона "О бухгалтерском учете". [2]Они должны обладать юридической силой и содержать следующие обязательные реквизиты:

наименование  документа, отражающее финансово-экономическое содержание хозяйственной операции. Документ может не иметь кода формы, если он разработан в самой организации и представлен в учетной политике. Однако наличие кода обязательно в том случае, если документ обрабатывается автоматизированным способом;

дату  составления документа, которая дает возможность определить конкретную дату совершения оформленной операции, что необходимо для реализации в бухгалтерском учете требований полноты, непрерывности, приоритета содержания над юридической формой. Датой составления документа является дата его подписания, утверждения, а для акта - дата совершения события;

наименования  должностных лиц, ответственных  за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц. В соответствии с приказами руководителя организации право подписи документов по движению объектов бухгалтерского учета закрепляется за конкретными должностными лицами. Закрепление необходимо для контроля за правомерностью совершения хозяйственных операций. В связи с этим в документах должны быть расшифровки подписей таких лиц. Когда должностное лицо, имеющее право подписи на первичном документе, отсутствует, его может подписывать лицо, являющееся исполняющим обязанности, или заместитель этого должностного лица. В этом случае обязательным является указание фактической должности лица, подписавшего документ, и его фамилия.

Отсутствие  в первичном учетном документе реквизитов, определенных законодательством о бухгалтерском учете, считается нарушением правил бухгалтерского учета. Все формы первичных учетных документов, не являющихся типовыми, унифицированными, описываются в учетной политике организации (назначение, порядок составления, подписания) и прикладываются к ней.

Формы документов для внутренней бухгалтерской  отчетности закрепляются в учетной политике и необходимы для внутренних пользователей (менеджеров разного уровня) в целях принятия управленческих решений, контроля за хозяйственной деятельностью как организации в целом, так и ее структурных (производственных, хозяйственных и управленческих) подразделений. В связи со спецификой деятельности организаций, разными информационными потребностями пользователей учетной информации отсутствуют методики ее составления, единые формы отчетности.    

В приказе руководителя об учетной политике утверждаются состав и формы внутренней бухгалтерской отчетности, периодичность и сроки ее представления, ответственные за ее составление, потенциальные пользователи отчетности. 
    Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации определен
Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49. Периодическое проведение инвентаризации объектов бухгалтерского учета обеспечивает достоверность учетной совокупности. Основная цель инвентаризации - выявление фактического наличия и состояния имущества и обязательств организации, сопоставление их с данными бухгалтерского учета, а при выявлении расхождений - приведение последних в соответствие с фактическими величинами.    

Результаты инвентаризаций по приказу руководителя об учетной политике должны быть отражены в бухгалтерском учете и отчетности того месяца и года, в котором была закончена инвентаризация.     

Технология обработки  учетной информации в составе организационно-технологического аспекта учетной политики представляет совокупность средств обработки учетной информации. Состав такого оборудования определяет уровень и степень охвата выполняемых учетных процессов средствами автоматизации, качественную совокупность применяемых программных продуктов, используемые формы бухгалтерского учета.    

Порядок контроля за хозяйственными операциями, определяемый в учетной политике, включает содержательную проверку, которая ведется по существу хозяйственных операций, оформленных первичными учетными документами и отраженных впоследствии в регистрах бухгалтерского учета, с позиций законности, экономической целесообразности, соответствия принципам, требованиям и правилам бухгалтерского учета. Последующий контроль ведется в соответствии с установленными учетной политикой правилами с назначением ответственных за контрольные действия и выделением центров (точек) контроля за всеми стадиями технологического процесса обработки учетной информации.

Методологический  аспект учетной политики описывает, какие именно способы оценки активов и обязательств, начисления амортизации, признания расходов и доходов и т.п. выбрала организация из всего разнообразия способов и методов, рекомендованных системой нормативного регулирования бухгалтерского учета. К методологическому аспекту учетной политики можно, в частности, отнести: решение о переоценке и ее способ по объектам основных средств; способы погашения стоимости внеоборотных активов; вариант учета приобретения материально-производственных запасов; методы оценки материальных ресурсов, незавершенного производства, товаров и готовой продукции; способ учета выпуска готовой продукции; порядок и сроки списания расходов будущих периодов; создание резервного капитала и других резервов; порядок списания доходов будущих периодов; признание и списание управленческих и коммерческих расходов; порядок признания выручки организации; правила оценки статей бухгалтерской отчетности. При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения бухгалтерского учета выбирается один способ (метод) из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы или методы ведения учета, то при формировании учетной политики организация разрабатывает соответствующий собственный способ (метод) исходя из основных принципов бухгалтерского учета и профессионального суждения (знаний, опыта и квалификации) бухгалтерского аппарата.

  1.2 Динамика нормативного регулирования бухгалтерского учёта и её отражение в учётной политики    

Учетная политика организации должна применяться последовательно из года в год. Однако нормативными документами предусмотрена возможность изменений учетной политики: при изменении законодательства РФ.    

Изменения должны вводиться с 1 января финансового  года, следующего за годом утверждения  этого изменения, приказом об учетной политике. Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, движение денежных средств, финансовые результаты деятельности, должны обособленно раскрываться в бухгалтерской отчетности. Они объявляются в бухгалтерской отчетности организации за год, следующий за отчетным годом.

В течение прошедшего 2008 года Минфином России были утверждены несколько новых Положений по бухгалтерскому учету, большинство которых являются новыми редакциями ранее действовавших Положений, а некоторые ПБУ - регулятивы совершенно новые.

Принято ПБУ 1/ 2008 "Учетная политика организации"[4]:

Что касается бухгалтерского учёта в ПБУ 1/2008 изменились:

1. Регистры бухучёта

В составе  учётной политики должны быть утверждены формы регистров бухгалтерского учёта [4]. Такого требования ПБУ 1/98 напрямую не содержало. Регистры бухгалтерского учёта предназначены для систематизации  накопления информации, содержащейся в принятых к учёту первичных документах [1](п.1 ст.10 Закона о бухучёте). Такие регистры компании вправе разрабатывать самостоятельно при соблюдении общих методических принципов бухгалтерского учёта. На это же указывает пункт 19 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998г. №34н.[3] То есть ситуация с регистрами принципиально не изменилась.

У большинства  компаний учёт автоматизирован, поэтому  на практике таковые регистры бухгалтеры не разрабатывают. В учётной политике остается лишь определить технологию обработки учётной информации. В  этой связи достаточно указать, что бухгалтерский учёт ведется в стандартной версии компьютерной программы такой-то. Значит, компания создаёт регистры на машинных носителях по формам, предусмотренным программой. 

2.Документальное  оформление фактов хозяйственной  жизни: в отличие от прежнего ПБУ 1/98 новое ПБУ 1/2008 предписывает компаниям утверждать все без исключения формы первичных учётных документов, применяемые для оформления фактов  хозяйственной деятельности. Тем самым на нормативном уровне признано, что типовые формы первичной документации компании применять не обязаны. А как же унифицированные формы, утвержденные в своё время постановлениями Госкомстата России?

Информация о работе Оценка эффективности учетной политики