Оценка имущества и обязательств организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в мировой экономике сложилась такая ситуация, что взаимодействие хозяйствующих субъектов, вне зависимости от характера самого взаимодействия, не может осуществляться в условиях отсутствия у сторон информации друг о друге. По этой причине каждый хозяйствующий субъект стремится достичь понимания деятельности всех субъектов, с которыми он связан напрямую либо косвенно.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты оценки объектов бухгалтерского учета.
1.1. Нормативно – правовое регулирование оценки активов и обязательств.
1.2. Понятие оценки активов и обязательств в бухгалтерском учете.
1.3. Имущество организации по составу и размещению.
1.4. Источники формирования имущества.
2. Оценка и инвентаризация имущества и обязательств организаций в бухгалтерском учете.
2.1. Инвентаризация имущества и обязательств.
2.2. Подготовительные мероприятия и проведения проверки.
2.3. Анализ и оформления результатов.
2.4. Оценка и инвентаризация имущества и обязательств в компании
ООО "Продвагон"
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсовая работа..docx

— 89.31 Кб (Скачать)

Последовательность действий, связанных с проведением инвентаризации, условно можно подразделить на подготовительные работы, проведение проверки, анализ полученных данных и оформление результатов

 

 

2.2. Подготовительные  мероприятия и проведения проверки.

Подготовительные  мероприятия для проведения инвентаризации включают в себя:

  • разработку внутренних инструкций;
  • издание приказа;
  • получение расписок от материально ответственных лиц;
  • определение остатков имущества и обязательств по учётным данным.

Для оформления приказа на проведение инвентаризации используется специальный бланк по форме № ИНВ-22 (утв. постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88). В приказе устанавливаются сроки проведения инвентаризации, определяется персональный состав инвентаризационной комиссии, объём инвентаризируемого имущества и обязательств, дата сдачи материалов в бухгалтерию.

Если объём работ по инвентаризации велик, то для одновременного её проведения создаются рабочие  инвентаризационные комиссии. В этом случае постоянно действующая инвентаризационная комиссия проводит инструктаж рабочих  комиссий, осуществляет контрольные  проверки, рассматривает объяснения материально ответственных лиц, допустивших недостачу. Рабочие  же комиссии непосредственно осуществляют инвентаризацию материально-производственных запасов, основных средств, денежных средств  и т. п. в местах хранения и производства.

В организациях могут разрабатываться  внутренние нормативные документы, регламентирующие деятельность комиссии на каждом этапе проведения инвентаризации.

В проведении инвентаризации обязательно участвует материально  ответственные лица. Комиссия получает от них отчёты со всеми документами, подтверждающими движение материально-производственных запасов и денежных средств. Материально ответственными лицами также представляется расписка о том, что к началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на МПЗ переданы в бухгалтерию, поступившие на их ответственность запасы оприходованы, а выбывшие — списаны в расход. Аналогичные расписки дают лица, имеющие подотчётные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Бухгалтерия, подготовив инвентаризационные описи по объектам и структурным  подразделениям, подлежащим инвентаризации, передаёт их материально ответственным лицам в количестве не менее двух экземпляров для заполнения графы «Фактическое наличие».

При инвентаризации используются два вида проверок: натуральная (вещественная) и документальная. Натуральная проверка связана непосредственно с наблюдением объектов инвентаризации, определением их количества путём подсчёта, взвешивания, обмера. Её используют при инвентаризации основных средств, материально-производственных запасов, наличных денежных средств, бланков строгой отчётности и т. д. При документальной проверке наличие объекта учёта подтверждается непосредственно документами. Исходя из этого она применяется при инвентаризации оценочных резервов, финансовых обязательств, расходов будущих периодов и т. д.

В большинстве случаев  для оформления результатов вещественной проверки используются формы инвентаризационных описей, для оформления же результатов документальной проверки — формы актов инвентаризации. Вышеупомянутым постановлением Госкомстата России № 88 утверждены шесть типовых форм инвентаризационных описей и восемь типовых форм актов инвентаризации.

При значительном объёме и  номенклатуре материально-производственных запасов не всегда удаётся приостановить  их поступление и выдачу во время  проведения инвентаризации. В этом случае материально ответственное  лицо принимает МПЗ в присутствии  членов комиссии. Приходуются запасы по реестру или товарному отчёту, при этом заносятся они в отдельную  опись «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации».

Отпуск же МПЗ производится в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера. Причём отпускать  их материально ответственное лицо должно в присутствии членов комиссии. Заносятся же отпущенные запасы также в отдельную опись «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации».

Акты обмеров, технические  расчёты и другие документы, послужившие  основанием для установления фактического наличия имущества навалочных товаров (наливной продукции), прикладываются к соответствующим инвентаризационным описям (форма № ИНВ-3).

Если инвентаризационная комиссия не имеет возможности в  течение одного дня произвести подсчёт  материальных ценностей и записать их в инвентаризационную опись, то для учёта фактического наличия МПЗ на складах в период проведения инвентаризации используется инвентаризационный ярлык (форма № ИНВ-2).

Данные по инвентаризации материально-производственных запасов: отгруженных, но не оплаченных, находящихся в пути, принятых на ответственное хранение, — заносятся в отдельные акты (форма № ИНВ-4 и № ИНВ-6) и описи (форма № ИНВ-5).

При проведении инвентаризации МПЗ комиссия по её проведению может:

  • осуществить проверку соблюдения правил и условий их хранения;
  • выявить запасы, частично потерявшие своё первоначальное качество и устаревшие морально;
  • выявить сверхнормативные и неиспользуемые материальные ценности.

При проведении инвентаризации основных средств и нематериалных активов проверяется наличие самих активов и соответствующих первичных документов по их оприходованию и учёту (используются инвентаризационные описи по формам № ИНВ-1 и № ИНВ-1а). Кроме того, проверяется правильность отражения в учёте фактов поступления и использования основных средств и нематериальных активов.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации. Проверяется также наличие документов на земельные участки и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.

У некоторых организаций  может возникнуть необходимость  инвентаризации отдельных основных средств до момента её начала. Касается это таких объектов, которые на период проведения инвентаризации будут  находиться вне места расположения организации — автомобили, суда, железнодорожные вагоны и т. д.

Подлежат инвентаризации и объекты основных средств, находящиеся  на ответственном хранении и арендованные. По ним составляется отдельная опись, в которой даётся ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.

Отдельная опись также  составляется на основные средства, непригодные  к эксплуатации и не подлежащие восстановлению. В ней указывается время ввода  в эксплуатацию и причины, приведшие  эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т. п.).

Результаты инвентаризации основных средств, находящихся в  ремонте, отражаются в акте инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств (форма № ИНВ-10).

При инвентаризации дебиторской  и кредиторской задолженности должны быть проанализированы расчёты с  покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, работниками и  другими дебиторами и кредиторами.

При инвентаризации дебиторской  задолженности комиссия, помимо определения  общего её размера, должна установить и суммы:

  • подтверждённые дебиторами;
  • не подтверждённые дебиторами;
  • с истекшим сроком исковой давности.

По результатам проверки заполняется акт инвентаризации расчётов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме № ИНВ-17 последовательно с дебиторами и кредиторами. Но предварительно по указанным видам задолженности заполняется справка (приложение к форме № ИНВ-17). Её составляют в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учёта. Она же является основанием для составления акта по форме № ИНВ-17.

Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчётном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путём сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерии организации, с данными выписок банков.

По задолженности работникам организации выявляются невыплаченные  суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счёт депонентов, а также суммы  и причины возникновения переплат работникам.

При инвентаризации подотчётных  сумм проверяются отчёты подотчётных  лиц по выданным авансам с учётом их целевого использования, а также  суммы выданных авансов по каждому  подотчётному лицу (даты выдачи, целевое  назначение).

При инвентаризации кассы  проверяется наличие денежных средств, находящихся в кассе, и данные кассовой книги. По её результатам оформляется  акт инвентаризации наличных денежных средств (форма № ИНВ-15).

Фактическое наличие бланков  ценных бумаг, бланков строгой отчётности проверяется по видам бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.

Инвентаризация денежных средств в пути представляет собой сверку сумм на счетах бухгалтерского учёта с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т. д.

В бухгалтерском учёте  практически все резервы могут  иметь переходящий остаток по итогам года. Так, остаток резерва  расходов на предстоящую оплату отпусков работникам, отражаемый в годовом  балансе, определяется исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной  суммы расходов на оплату труда работников и ЕСН. В аналогичном порядке  определяется переходящий остаток резервов, созданных на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год.

Остаток резерва расходов на ремонт основных средств переносится  на следующий год только в случаях, когда окончание ремонтных работ по объектам основных средств с длительным сроком их производства и существенным объёмом указанных работ происходит в следующем году.

В случае превышения фактически начисленного резерва над суммой подтверждённого инвентаризацией расчёта в декабре отчётного года Методические указания по инвентаризации имущества предписывают осуществлять сторнировочную запись по дебету счёта 20 (26, 44) и кредиту счёта резерва, а в случае недоначисления делается дополнительная запись по включению недостающих отчислений в издержки производства и обращения.

Остатки резервов предстоящих  расходов отражаются в пассиве бухгалтерского баланса. Переходящее же на следующий  год сальдо оценочных резервов отдельной строкой в бухгалтерском балансе не показывается. Остатки таких резервов уменьшают соответствующие суммы в активе баланса. Резерв по сомнительным долгам уменьшает сумму дебиторской задолженности, резерв под обесценение финансовых вложений уменьшает балансовую стоимость этих вложений, а резерв под снижение стоимости материальных ценностей уменьшает соответственно стоимость сырья и материалов.

Инвентаризационные описи  и акты инвентаризации подписываются  всеми членами комиссии. Причём инвентаризационные описи и некоторые акты подписывают и материально ответственные лица. При этом производится запись, что проверка произведена в их присутствии, претензий к членам комиссии нет, и они принимают перечисленное в описи (акте) имущество на ответственное хранение.

Напомним, что отсутствие одного из членов комиссии на период инвентаризации даёт основания рассматривать её результаты недействительными (п. 2.3 методических указаний).

 

 

2.3. Анализ и  оформления результатов.

Анализ полученных данных включает:

  • сопоставление данных инвентаризационных описей и актов инвентаризации с данными бухгалтерского учёта;
  • выявление расхождений, составление сличительных ведомостей и определение причин расхождения учётных и текущих оценок;
  • подготовку предложений по отражению в бухгалтерском учёте результатов инвентаризации.

Если в ходе инвентаризации были выявлены отклонения фактических  данных от учётных, то составляются сличительные ведомости. Вышеупомянутым постановлением Госкомстата России утверждены формы сличительных ведомостей для основных средств, нематериальных активов и материально-производственных запасов — № ИНВ-18 и № ИНВ-19 соответственно.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия  имущества и данными бухгалтерского учёта отражаются на счетах бухгалтерского учёта в следующем порядке:

  • излишки имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации. Соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации;
  • недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм — на счёт виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации (п. 3 ст. 12 закона о бухгалтерском учёте). Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач.

 

 

 

2.4. Оценка и инвентаризация имущества и обязательств в компании ООО "Продвагон"

В организации  ООО «Продвагон», занимающейся торговлей продуктами питания, проведена инвентаризация. Данные по продуктам, по которым существует разница между фактическим их наличием и учётным, приведены в таблице.  

 

Материально ответственное  лицо представило объяснение причин случившегося и согласились возместить убытки.

При внесении данных в сличительную ведомость учитывается пересортица. Касается это муки блинной (за счёт муки пшеничной), риса длинного (за счёт риса круглого). Покрыть же недостачу  геркулеса за счёт излишков крупы  гречневой не удастся, так как в рассматриваемом случае продукты разные.

Информация о работе Оценка имущества и обязательств организации