Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 16:48, реферат
Целью работы является анализ источников правовой бухгалтерии.
Главная задача заключается в анализе источников правовой бухгалтерии.
Введение 3
1. Общие положения о правовом регулировании бухгалтерского учета и судебной бухгалтерии 4
2. Источники правовой бухгалтерии 10
Заключение 15
Библиографический список 17
Первый уровень нормативных источников составляет федеральное отечественное законодательство. Этот самый высокий по юридической силе уровень представлен, к примеру, следующими актами: Федеральный закон "О бухгалтерском учете", устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации; Федеральный Конституционный Закон "О Правительстве Российской Федерации" от 17.12.97 г.; федеральные кодифицированные акты процессуальных отраслей права (УПК, ГПК, АПК, КоАП РФ); иные федеральные законы комплексного и смежного характера, например: "О Счетной Палате Российской Федерации"; "Об акционерных обществах", Гражданский кодекс, Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс РФ и др.; из относительно новых источников высшего по юридической силе уровня следует назвать Федеральные законы: "Об аудиторской деятельности"3 "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской федерации"4; "О защите прав юридических лиц индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"5; Закон РФ "О негосударственных пенсионных фондах" и др.
Второй уровень нормативных источников образуют акты высших федеральных органов государственной (исполнительной) власти, к которым принадлежат указы Президента, постановления Правительства РФ.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» общее методическое руководство бухучетом осуществляется именно Правительством РФ, которое на практике эту функцию осуществляет в основном через Минфин России.
Примерами нормативных источников второго уровня являются:
- Постановление Правительства РФ от 12.02.93 г. № 121 "О мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики"6;
Третий уровень нормативных источников судебной бухгалтерии представляют акты федеральных органов исполнительной власти, нормативы, принимаемые на основе законодательства министерствами, ведомствами для обязательного применения на территории страны всеми организациями и гражданами.
При этом приказы и методические указания по бухгалтерскому учету рассматриваемого уровня не должны противоречить нормативам ведущего в этой сфере органа исполнительной власти - специально уполномоченного органа - Минфина России.
К основным нормативным актам третьего уровня, являющимся, по существу, "настольными книгами" бухгалтеров относятся:
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению;
Источниками информации о бухгалтерском учете и правовой бухгалтерии также являются официальные разъяснения, инструкции и указания, включая руководящие разъяснения Высшего арбитражного и Верховного судов страны, имеющие определенную юридическую силу и обязательные для правоприменителя.
Примерами актов четвертого уровня являются:
- Письмо ЦБ РФ от 10.07.2001 г. ? 87-Т "О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору"7.
Отдельного рассмотрения заслуживают источники международного характера.
Ряд из них носит обязательный, а некоторые - лишь рекомендательный характер, что необходимо учитывать в практической деятельности:
а) в соответствии с Конституцией отечественное законодательство учитывает международные договоры, нормы международного права. Провозглашается, что если международным договором (пактом, конвенцией) установлены иные нормативы, чем предусмотренные Российским законодательством, то применяются правила международных договоров.
Российская Федерация является участником большинства международных договоров о правах и свободах человека (в том числе в финансово-экономической и юридической сферах). К числу таких нормативных источников (и прикосновенных к ним актов) можно отнести:
- Федеральный закон от 15.07.95 г. ? 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации";
- Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22.01.93 г.);
- Конвенция относительно защиты заработной платы (Женева, 01.07.49 г., 95);
- Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.50 г.) с девятью протоколами;
Источниками не нормативного, а учебного, консультативного свойства являются комментарии законодательства, методические рекомендации профессионалов.
Их не следует путать с официальными методическими указаниями и разъяснениями нормативного характера.
Примерами
учебно-консультативных
- Комментарий к Федеральному закону "О бухгалтерском учете" с постатейными материалами.
Нельзя не упомянуть о десятках решений (постановлений и определений) Конституционного суда РФ по вопросам процессуальной деятельности, бухгалтерского учета и аудита, имеющим юридическое значение. Такие решения могут существенно корректировать действующее законодательство и потому также относятся к числу источников правовой бухгалтерии
Итак, источники правовой бухгалтерии в зависимости от основного критерия систематизации - их содержания и юридической силы - условно можно сгруппировать следующим образом:
- федеральные законы, определяющие концепцию бухучета и судебной бухгалтерии на уровне доктрины;
- детализирующая первый уровень подзаконная нормативная база высших федеральных органов исполнительной власти (общесистемная и частная);
- ведомственные и межведомственные нормативные акты;
- методические рекомендации, руководящие разъяснения, толкования ведомственного, судебного (официального) характера;
- источники международно-правового характера: конвенционно-договорные (обязательные) и декларативно-рекомендательные;
- неофициальные источники: профессиональные рекомендации, комментарии, толкования, содержащиеся в работах научно-популярного, учебного, вспомогательного характера и не обладающие нормативной силой.
С учетом того, что любая классификация является относительной и условной, возможны и иные группировки, способы систематизации источников бухучета и судебной бухгалтерии исходя из иных содержательных и формальных системообразующих критериев.
Первый уровень нормативных источников составляет федеральное отечественное законодательство. Этот самый высокий по юридической силе уровень представлен, к примеру, следующими актами: Федеральный закон "О бухгалтерском учете", устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации; Федеральный Конституционный Закон "О Правительстве Российской Федерации" от 17.12.97 г.; федеральные кодифицированные акты процессуальных отраслей права (УПК, ГПК, АПК, КоАП РФ); иные федеральные законы комплексного и смежного характера.
Второй уровень нормативных источников образуют акты высших федеральных органов государственной (исполнительной) власти, к которым принадлежат указы Президента, постановления Правительства РФ.
К основным нормативным актам третьего уровня, являющимся, по существу, "настольными книгами" бухгалтеров.
Источниками не нормативного, а учебного, консультативного свойства являются комментарии законодательства, методические рекомендации профессионалов
Итак, источники правовой бухгалтерии в зависимости от основного критерия систематизации - их содержания и юридической силы - условно можно сгруппировать следующим образом:
-
федеральные законы, определяющие
концепцию бухучета и судебной
бухгалтерии на уровне
- детализирующая первый уровень подзаконная нормативная база высших федеральных органов исполнительной власти (общесистемная и частная);
-
ведомственные и
-
методические рекомендации, руководящие
разъяснения, толкования
-
источники международно-
-
неофициальные источники:
1. Нормативные правовые акты Российской Федерации