Общие положения о правовом регулировании бухгалтерского учета и судебной бухгалтерии. Источники правовой бухгалтерии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 16:48, реферат

Описание работы

Целью работы является анализ источников правовой бухгалтерии.
Главная задача заключается в анализе источников правовой бухгалтерии.

Содержание

Введение 3
1. Общие положения о правовом регулировании бухгалтерского учета и судебной бухгалтерии 4
2. Источники правовой бухгалтерии 10
Заключение 15
Библиографический список 17

Работа содержит 1 файл

источники.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

Оглавление 

     Введение

 

     Нормативную базу правовой бухгалтерии составляют источники различной юридической  силы:

     - акты собственно бухучета, облеченные  в правовую форму;

     - нормативы, регулирующие предмет  различных отраслей права, взаимодействующих с бухгалтерским учетом, так как в их рамках (пределах) собственно применяются положения судебной бухгалтерии.

     В соответствии с действующим законодательством  правовую основу бухучета и, следовательно, судебной бухгалтерии, составляет многозвенная, иерархически выстроенная исходя из юридической силы система источников, распространяющая свое действие на все организации, находящиеся на территории России.

     Основными целями законодательства о бухгалтерском  учете являются:

     - обеспечение единообразного ведения  учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;

     - составление и представление  сопоставимой и достоверной информации  об имущественном положении организаций  и их доходах и расходах, необходимой  пользователям бухгалтерской отчетности.

     Более широким, чем законодательство, является понятие "нормативные акты о бухгалтерском  учете", к которым, помимо законов, относятся акты федеральных органов  государственного управления, исполнительной власти, акты исполнительных органов  субъектов Российской Федерации.

     В качестве предмета исследования выступают источники правовой бухгалтерии.

     Целью работы является анализ источников правовой бухгалтерии.

     Главная задача заключается в анализе источников правовой бухгалтерии.

 

      1. Общие положения  о правовом регулировании бухгалтерского учета и судебной бухгалтерии

 

     Основными целями законодательства о бухгалтерском  учете являются:

     - обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;

     - составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

     Более широким, чем законодательство, является понятие "нормативные акты о бухгалтерском учете", к которым, помимо законов, относятся акты федеральных органов государственного управления, исполнительной власти, акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

     Кроме нормативных актов, существуют источники  толкования права, к которым относятся разного рода разъяснения, методические рекомендации, ответы на вопросы и т.п. Их особенностью является то, что они могут толковать и разъяснять правоприменителю отдельные законы и подзаконные акты, но не дополнять и уточнять их. В любом случае при обращении в суд такого рода документы не принимаются при рассмотрении спора по существу.

     Нормативные правовые акты федеральных органов  исполнительной власти, затрагивающие  права, свободы, обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

     Правовые  акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных  их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут юридических последствий, как не вступившие в силу. Поэтому они не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

     Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен иной, специальный порядок.

     Особый  порядок опубликования и вступления в силу имеют нормативные акты Центрального банка России (далее - Банк России), так как последний не относится к федеральным органам исполнительной власти: они вступают в силу со дня их опубликования в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России"), за исключением случаев, установленных советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы. Акты Банка России, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, должны быть зарегистрированы в Минюсте России в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств

     Статья 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»1 определяет, что законодательство о бухгалтерском учете распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами России. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым отечественным законодательством.

     Любая организация, занятая предпринимательской  деятельностью и зарегистрированная в установленном порядке, отвечающая требованиям, закрепленным в ст. 48 Гражданского кодекса РФ2, является юридическим лицом и таким образом подпадает под действие законодательства о бухучете.

     В соответствии с п. 1.3 Инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 г. 34 "О налогообложении  прибыли и доходов иностранных  юридических лиц" под иностранными юридическими лицами понимаются компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, а также иностранные юридические лица - члены объединений (ассоциаций, консорциумов и других групп компаний), не являющихся юридическими лицами. При проверке статуса иностранного юридического лица необходимо также учитывать положения ст. 1202 Гражданского кодекса РФ.

     Под постоянным представительством иностранного юридического лица в Российской Федерации  понимаются филиал, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое постоянное место регулярного осуществления деятельности, связанной с разработкой природных ресурсов, проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию оборудования, эксплуатацией игровых автоматов, продажей продукции с расположенных на территории РФ и принадлежащих иностранному юридическому лицу или арендуемых им складов, оказанием услуг и осуществлением иных видов деятельности по извлечению дохода на территории России или за границей, а также организации и физические лица, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции в Российской Федерации.

     Представительства иностранных юридических лиц  в Российской Федерации ведут  регистры бухгалтерского учета: журналы, Главные книги, оборотные ведомости, кассовые книги и др., как самостоятельные хозяйствующие субъекты.

     В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выведены из-под действия законодательства о бухучете и обязаны вести учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством России.

     Правительство РФ является органом исполнительной власти Российской Федерации. Это коллегиальный орган, возглавляющий систему органов государственного управления и обеспечивающий их согласованную деятельность. В пределах своих полномочий Правительство РФ: осуществляет управление экономическими и социально-культурными процессами, создает условия для свободного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности, демонополизации экономики, реализации правового механизма рыночной экономики; обеспечивает в соответствии с законами и указами Президента РФ нормативное регулирование и руководство органами исполнительной власти по защите прав собственности на всей территории России.

     Органы, которым федеральными законами предоставлено  право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории страны:

     а) планы счетов бухгалтерского учета  и инструкции по их применению;

     б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;

     в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухучета.

     В планах счетов бухгалтерского учета, других нормативных актах и методических указаниях должна предусматриваться  упрощенная система бухучета для  субъектов малого предпринимательства.

     Нормативные акты и методические указания по бухучету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухучета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Минфина России.

     Организации, руководствуясь законодательством  страны о бухучете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

     В соответствии с Постановлением Правительства  РФ Минфин России:

     - осуществляет методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности и принимает меры по его совершенствованию;

     - утверждает план счетов, типовые формы бухгалтерского учета и отчетности; инструкции по их применению и порядку составления отчетности; осуществляет руководство работой по переоценке товарно-материальных ценностей;

     - устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и организаций;

     - устанавливает формы учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации.

     Минфин  России издает в пределах своей компетенции  на основе и во исполнение законодательства Российской Федерации приказы и инструкции и дает указания, являющиеся обязательными для исполнения федеральными органами исполнительной власти, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности и гражданами.

     Минфин  России издает в необходимых случаях  совместно с другими федеральными органами исполнительной власти ведомственные  нормативные акты.

     Кроме положений по бухгалтерскому учету, в России действует более 800 других нормативных актов и методических указаний по бухгалтерскому учету.

     В соответствии с законодательством  за Минфином России закреплено право  согласования с иными органами, которым  федеральными законами предоставлено  право регулирования бухучета, их нормативных актов и методических рекомендаций. К таким органам относятся Минэкономики, МИНС, Минсвязи, Госкомстат, Банк России и др.

     О специфике бухгалтерского учета  собственно в банковской сфере свидетельствуют  более 100 нормативных актов в том  числе, например: План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации; Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери".

 

      2. Источники правовой  бухгалтерии

 

     С учетом рассмотренных общих положений  далее следует классифицировать многочисленные источники судебной бухгалтерии, исходя из основного и значимого для практики критерия - их юридической силы.

Информация о работе Общие положения о правовом регулировании бухгалтерского учета и судебной бухгалтерии. Источники правовой бухгалтерии