Общая характеристика предмета бухгалтерского учета

Автор: i********@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 19:33, контрольная работа

Описание работы

Современное производство состоит из двух взаимосвязанных и дополняющих друг друга сфер. Одной из них является материальное производство, составляющее основу жизни любого общества и осуществляющее создание вещественных благ (в отраслях промышленности, сельского хозяйства, строительства и иных), а также оказание материальных услуг (транспорт, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т.п.). Другая сфера – нематериальное производство – занята формированием духовных, нравственных и иных ценностей и предоставлением аналогичных услуг (здравоохранение, образование, научное консультирование и др.).

Содержание

.Общая характеристика предмета бух.учета
1.1.Понятие хозяйственном учете
1.2.Виды хозяйственного учета
1.3.Учетные измерители
1.4.Задачи бух. учета
1.5.Функции бухгалтерского учета
1.6.Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету
2. Первичный учет и его место в информационной системе управления
2.1.Сущность первичного учета, его роль и значение
2.2.Определение и классификация первичных документов
3.Бухгалтерская отчетность предприятия

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

По  способу использования применяются разовые и накопительные документы. Их различие – в степени охвата хозяйственных операций.

Разовые документы - фиксируют единовременно в документе одну или несколько хозяйственных операций. При соблюдении определённых требований, предъявляемых к документу, информация, содержащаяся в нём, служит основанием для составления бухгалтерской записи в учёте. К таким документам относятся приходные и расходные кассовые ордера , требования-накладные, накладные на отпуск материалов на сторону и др.

Накопительные документы - формируют информацию об однородных хозяйственных операциях за определённый отрезок времени (день, декаду, месяц).

Их преимущество проявляется в сокращении первичных  учётных документов и усилении контроля за движением имущества и обязательств. Кроме того, значительно упрощается техника ведения бухгалтерского учёта.

Примером  таких документов являются накопительные наряды по начислению заработной платы рабочим массовых профессий, выполняющим ежедневно одни и те же операции. Они, как правило, ведутся на бригаду и закрываются один-два раза в месяц.

При ежедневном отпуске однотипных материалов в производство в качестве накопительных документов применяются лимитно–заборные карты .

По  месту составления документы подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние  документы - оформляются в организации и имеют внутреннее применение. К ним относится подавляющая часть документов, имеющих документов, имеющих обращение на данном предприятии. Это авансовые отчёты подотчётных лиц, табели учёта использования рабочего времени, инвентарные карточки учёта основных средств, приходные ордера и пр.

Внешние документы - составляются на стороне другими предприятиями и организациями. На входе в данную организацию они должны быть зарегистрированы. Это счета-фактуры, платёжные поручения и т.п. Требования, предъявляемые к внутренним и внешним документам, в основном одни и те же. Однако все внешние документы должны быть оформлены на бланках унифицированных форм. При их отсутствии допускается представление документов иной формы, которые должны содержать обязательные реквизиты.  

По  количеству учётных  позиций различают однопозиционные и многопозиционные документы.

Однопозиционные документы - носят узко специализированный характер, ограничиваясь отражением операции движения одного наименования объекта учёта (например, операций по приходу и расходу товарно-материальных ценностей по одному номенклатурному номеру).

Если  в документе представлены операции по отражению движения нескольких наименований, пусть даже в пределах одной группы (подгруппы), то такие документы называются многопозиционными (многострочными). Примером таких документов являются расчётно-платёжные ведомости, лимитно-заборные карты и др.

Многопозиционные документы находят в последнее время широкое применение в практической учётной работе. Преимущество их – в уплотнении информации, поскольку справочные сведения по учитываемому объекту заносятся в такие документы один раз. Они более удобны в условиях внедрения автоматизированного учёта.

По  оформлению однородных операций выделяют унифицированные и прочие документы.

Унифицированные документы - это типовые документы, утверждённые в установленном порядке и предназначенные для оформления однородных операций в организациях с различной формой собственности и различными отраслевыми особенностями. Среди унифицированных документов различают авансовые отчёты , платёжные поручения и т.п. Они обязательны к применению всеми организациями, независимо от форм собственности, осуществляющими деятельность на территории РФ.

Автоматизация бухгалтерского учёта расширяет  возможности разработки и применения унифицированных первичных документов и электронных версий.

Унификация  документов ведёт к упорядочению документации. Она должна осуществляться одновременно со стандартизацией документов, т.е. разработкой одинаковых размеров их бланков. Это позволяет сократить  расход бумаги на изготовление документов, упрощает их обработку и хранение.

Не вошедшие в указанный перечень документы  представляют собой прочие документы.

Прочие  документы - это документы накопительного характера: ведомость расчёта износа (амортизация основных средств, ведомость распределения торговой наценки между проданными и не проданными товарами и пр.)

По  способу заполнения различают документы, заполняемые:

вручную - это документы внутреннего пользования. К ним в первую очередь относятся различного рода разработочные таблицы: начисление износа по малоценным и быстроизнашивающимся предметам, основным средствам, а также накопительные ведомости и пр.

на  пишущей машинке;

полностью составляемые автоматизированным путём.

Документы, заполняемые частично механизированным путём, представлены чаще всего в виде макетированных карт. При этом речь идёт не столько о заполнении документов указанным путём, сколько о машинном, скорее техническом, способе измерения хозяйственных операций. С этой целью применяются различного рода приборы и устройства: счётчики, автоматические весы, мерная тара, пишущие электрические и иные машины и т.п. 

 

3.Бухгалтерская отчетность предприятия 

Состав  бухгалтерской отчетности предприятия

Согласно  ПБУ № 4/99, бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении предприятия и результатах его хозяйственной деятельности.

Отчетный  период — период, за который организация  должна составлять бухгалтерскую отчетность.

Отчетная  дата — дата,- по состоянию на которую  предприятие должно составлять бухгалтерскую отчетность.

Пользователь  бухгалтерской отчетности — юридическое  или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации.

Образцы типовых форм годовой и квартальной  бухгалтерской отчетности утверждаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с требованиями Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации и ПБУ 4/99.

Начиная с отчетности за 2000 г. предприятию  дано право самостоятельно формировать  показатели бухгалтерской отчетности. Это является необходимым условием для представления полной, достоверной и реальной информации об имущественном и финансовом состоянии предприятия в отчетном периоде.

Рекомендации  по объему форм бухгалтерской отчетности и порядку их составления и  представления утверждены приказом Минфина Российской Федерации от 22 июля 2003 г. № 67н и служат прежде всего для выработки общих подходов к формированию бухгалтерской отчетности, не ограничивая при этом самостоятельности предприятия при решении вопроса о составе и форме представления показателей бухгалтерской отчетности с учетом особенностей их деятельности в отчетном периоде. Рекомендуется сохранить коды итоговых строк и коды строк разделов и групп статей бухгалтерского баланса.

При разработке предприятием самостоятельно форм бухгалтерской отчетности на основе образцов форм, приведенных в приложениях к приказу Минфина Российской Федерации от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», должны соблюдаться общие требования к бухгалтерской отчетности (полнота, существенность, нейтральность, сравнимость, сопоставимость и пр.).

Предприятие имеет право вносить следующие  изменения в состав и содержание показателей бухгалтерской отчетности:

♦ включать дополнительные формы и пояснения  к ним;

♦ исключать  формы, если содержащиеся в них показатели отсутствуют в деятельности предприятия;

♦ включать в формы отчетности дополнительные показатели, являющиеся существенными  для отражения деятельности предприятия  в бухгалтерской отчетности;

♦ давать расшифровку отдельных показателей как в самой форме отчетности, так и в виде приложения к ней;

♦ исключать  показатели, не используемые в деятельности предприятия либо не являющиеся существенными  для отражения этой деятельности в бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность организации включает:

♦ бухгалтерский  баланс (ф. № 1);

♦ отчет  о прибылях и убытках (ф. № 2);

♦ приложения к ним, предусмотренные нормативными актами (пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах):

- отчет  о движении капитала (ф. № 3);

- отчет  о движении денежных средств  (ф. № 4);

- приложения  к бухгалтерскому балансу (ф.  № 5) и др.;

♦ аудиторское  заключение, подтверждающее достоверность  бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

♦ пояснительную  записку, в которой предприятие  объявляет изменения в своей  учетной политике на следующий отчетный год.

Субъекты  малого предпринимательства, не применяющие  в соответствии с законодательством  упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, имеют право не представлять пояснительную записку и специализированные формы бухгалтерской отчетности.

Содержание  и формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах  и пояснений к ним применяются  последовательно от одного отчетного периода к другому.

Приведем  в качестве примера формы бухгалтерского баланса (ф. № 1), справки о наличии  ценностей, учитываемых на забалансовых счетах, и формы отчета о прибылях и убытках (ф. № 2).

Предприятиям  рекомендуется справка к форме № 1 «Бухгалтерский баланс» за итогами данных об активах предприятия, капитала и резервов и обязательств предприятия приводить данные о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах. Данные заполняются на основе указаний, приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета, а также с учетом конкретного перечня забалансовых счетов, используемых предприятием. В соответствии с Указаниями по заполнению форм бухгалтерской отчетности рекомендуется указанную информацию представлять в виде Справки о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах в конце формы № 1 «Бухгалтерский баланс».

В бухгалтерской  отчетности предприятия должна быть обеспечена сопоставимость отчетных данных с показателями за предшествующий отчетный год или соответствующие периоды предшествующих отчетных периодов исходя из изменений, связанных с применением Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98. 

Если  данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год. Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря включительно.

Первоначальным  отчетным годом для впервые созданного либо реорганизованного предприятия  считается период со дня его государственной  регистрации по 31 декабря включительно, а для организации, впервые созданной  после 1 октября, — с даты государственной  регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

Для составления  бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный  день отчетного периода.

Отчетность  составляется в валюте Российской Федерации. В случае наличия (движения) денежных средств в иностранной валюте сначала составляется расчет в иностранной валюте по каждому виду, а затем производится перерасчет по курсу ЦБ РФ на дату составления бухгалтерской отчетности.

Информация о работе Общая характеристика предмета бухгалтерского учета