Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:01, реферат
На сегодняшний день в России идет активная реформаторская деятельность в области как бюджета, так и в бюджетных учреждениях. Основной целью реформ в области бюджета является повышение эффективности бюджетных расходов, в бюджетных учреждениях же государство пытается исправить существующие недостатки множествами способов, в частности путем изменения нормативно правовой базы. С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ), который вносит кардинальные изменения в бюджетный сектор экономики страны.
Введение
1. Понятие бюджетного учреждения как типа учреждений и основные нормативно-правовые акты
2. Учредитель бюджетного учреждения
3. Создание бюджетного учреждения
4. Финансовое обеспечение бюджетного учреждения
5. Права бюджетного учреждения на доходы
6. Управление бюджетным учреждением
7. Закрепление и возможность бюджетного учреждения распоряжаться имуществом
8. Заключение крупных сделок
9. Ответственность бюджетного учреждения по обязательствам
10. Подчинение бюджетного учреждения закону о государственных закупках
11. Отчетность бюджетного учреждения
План
Введение
1. Понятие бюджетного учреждения как типа учреждений и основные нормативно-правовые акты
2. Учредитель бюджетного учреждения
3. Создание бюджетного учреждения
4. Финансовое обеспечение бюджетного учреждения
5. Права бюджетного учреждения на доходы
6. Управление бюджетным учреждением
7. Закрепление и возможность бюджетного учреждения распоряжаться имуществом
8. Заключение крупных сделок
9. Ответственность бюджетного учреждения по обязательствам
10. Подчинение бюджетного учреждения закону о государственных закупках
11. Отчетность бюджетного учреждения
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1
На сегодняшний день в России идет активная реформаторская деятельность в области как бюджета, так и в бюджетных учреждениях. Основной целью реформ в области бюджета является повышение эффективности бюджетных расходов, в бюджетных учреждениях же государство пытается исправить существующие недостатки множествами способов, в частности путем изменения нормативно правовой базы. С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ), который вносит кардинальные изменения в бюджетный сектор экономики страны.
Правовое положение, порядок создания, деятельности бюджетных учреждений, формирования и использования их имущества, права и обязанности их учредителей, основы управления и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления регулируются ГК РФ и Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ).
Одним из основных положений данного закона является разбивка всех государственных (муниципальных) учреждений на три типа: казенные, "новые" бюджетные и автономные, каждый из которых обладает своими особенностями в сферах финансирования, управления и прибыли.
В данном эссе мы подробнее рассмотрим "новые" бюджетные учреждения (далее - бюджетные учреждения).
Необходимость реформирования бюджетных учреждений стала очевидной уже очень давно. Такие проблемы, как неэффективность системы государственного финансирования учреждений через сметы, постоянная нехватка денег в бюджетных учреждениях, рост коррупции в них и ухудшение качества предоставляемых услуг уже давно стали одним из основных вопросов для правительства нашей страны. Основные задачи по реформированию бюджетных учреждений можно разделить на три основные задачи: повышение качества и эффективности оказания российским гражданам государственных и муниципальных услуг учреждениями бюджетной сферы за счет расширения их финансово-хозяйственной самостоятельности; повышение ответственности бюджетных учреждений за конечные результаты их деятельности; создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек бюджетных учреждений и привлечения ими дополнительных внебюджетных средств.
В Федеральном законе N 7-ФЗ под бюджетным учреждением понимается “некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах”.[1]
Из определения можно сделать вывод о том в каких сферах будут функционировать бюджетные учреждения. К таковым сферам относятся наука, образование, здравоохранение, культура, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт, а также в иных сферах. Теоретически под «иными сферами»[2] может подразумеваться любая деятельность по функционированию социальной инфраструктуры (к которой, например, можно отнести и сферу ЖКХ), в зависимости от доступности различных социальных благ или невозможностью / неэффективностью предоставления данных благ частным сектором.
“Бюджетное учреждение может быть создано в результате его учреждения или реорганизации другого бюджетного учреждения такой же организационно-правовой формы и в случаях, предусмотренных федеральными законами, в результате реорганизации в форме преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы”.[3]
Учредителем бюджетного учреждения является:
1) Российская Федерация - в отношении федерального бюджетного учреждения;
2) субъект Российской Федерации - в отношении бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации;
3) муниципальное образование - в отношении муниципального бюджетного учреждения.
Порядок принятия решения о создании бюджетного учреждения и об утверждении устава бюджетного учреждения так же зависит от того, на каком уровне бюджетное учреждение будет вести свою деятельность. На федеральном уровне они утверждаются Правительством Российской Федерации, на региональном уровне - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на местном уровне - местной администрацией муниципального образования.
Бюджетное учреждение не попадает под действие Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
“Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом”.[4]
Учредительным документом бюджетного учреждения является устав, который утверждается собственником имущества в порядке, установленном указанными выше органами. Изменения в устав также вносятся ими.
“Устав бюджетного учреждения должен содержать наименование учреждения, указание на тип учреждения, сведения о собственнике его имущества, исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов”.[5]
Обновленное законодательство внесло ряд изменений и в финансовое обеспечение бюджетных учреждений. Это дало возможность властям различных уровней удовлетворять различные потребности в социальной сфере, а так же контролировать процесс предоставления социальных благ и услуг.
В финансировании деятельности бюджетных учреждений существенную роль по-прежнему играют средства бюджетов соответствующих уровней (финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации[6]), но так же возникает возможность для получения прибыли, которая может быть потрачена для развития соответствующего учреждения.
“Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется”.[7]
Бюджетное учреждение оставляет за собой полное право распоряжаться полученной прибылью от оказания платных услуг (с учетом выплаты соответствующих налогов). Данные доходы должны быть отражены в обязательном порядке в соответствующих документах: «Федеральное бюджетное учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, или федеральное казенное учреждение вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные им средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и средства от иной приносящей доходы деятельности на основании документа (генерального разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования указанных средств и устанавливающие их нормативные правовые акты Российской Федерации, положения устава (учредительного документа) указанного учреждения, а также гражданско-правовые договоры, предусматривающие получение средств с целью возмещения расходов по содержанию имущества. Федеральное бюджетное учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, или федеральное казенное учреждение с учетом положений настоящего пункта осуществляет операции с указанными средствами в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доходы деятельности, подлежащей представлению в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета указанного учреждения для учета операций с указанными средствами»[8]. Полученные доходы, учреждение может использовать для приобретения, улучшения имеющихся средств для выполнения государственного (муниципального) заказа.
“В плане управления, основные характеристики, такие как: структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления бюджетных учреждений, порядок принятия ими решений и выступления от их имени, устанавливаются учредительными документами бюджетных организаций в соответствии с N 7-ФЗ и иными Федеральными законами, а также в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования или в случаях, установленных федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, - нормативными правовыми актами иных органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления”.[9]
Высшим органом управления бюджетного учреждения в соответствии с их учредительными документами является коллегиальный высший орган управления.
Основной функцией высшего органа управления бюджетного учреждения является обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.
“К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:
изменение устава некоммерческой организации;
определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;
образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;
утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;
создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;
участие в других организациях;
реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).
Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение вопросов, предусмотренных абзацами пятым - восьмым настоящего пункта.
Вопросы, предусмотренные абзацами вторым - четвертым настоящего пункта, относятся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией”.[10]
Заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.
Решение общего заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на заседании. Решение общего заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с N 7-ФЗ, иными федеральными законами и учредительными документами.
Основные положения о имуществе бюджетного учреждения закреплены в статье 296 ГК РФ в редакции Закона N 83-ФЗ. В соответствии с ним, имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Право оперативного управления имуществом определяется следующим образом: учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.