Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 09:45, реферат
В настоящее время изучение права стало насущной потребностью для всех, кто занят предпринимательской и хозяйственной деятельностью. Деятельность организации в хозяйственном обороте невозможна без соблюдения многочисленных норм и правил.
Многочисленные учебники права, учебные пособия, иная правовая литература отталкивают неподготовленного читателя своей тяжестью и фундаментальностью изложения.
Введение……………………………………………………………………. 3 -5
1. Понятие и виды нормативных актов……………………… 6-7
2. Опубликование и вступление в силу нормативных актов………. 8-9
3. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России……………………………………………………… 10 -11
4. Закон о бухгалтерском учете………………………………………. 12-13
5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ……………………………………………………..14 -15
7. Положения по бухгалтерскому учету…………………………….. 16-18
8. Методические указания, инструкции, рекомендации и другие аналогичные документы, рабочие документы организации……. 19-21
19. Реформирование бухгалтерского учета в России……………… 22-25
Заключение……………………………………………………………. 26
Список литературы……………………………………………………. 27
В течение десяти дней после дня регистрации нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете", а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература". Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Нормативные акты Центрального банка имеют особый порядок опубликования и вступления в силу. Поскольку Центральный банк РФ не относится к федеральным органам исполнительной власти, то, следовательно, на него не распространяется Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763.
Порядок опубликования
и вступления в силу нормативных
актов ЦБ РФ определен в настоящее время
Федеральным законом от 2 декабря 1990г.N394-
1 "О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)", действующим в новой
редакции от 26 апреля 1995 г. (Федеральный
закон от 26 апреля 1995 г. N 65-ФЗ "О внесении
изменений и дополнений в Закон РСФСР
"О Центральном банке РСФСР (Банке России)"
с изменениями). Банк России по вопросам,
отнесенным к его компетенции федеральными
законами, издает нормативные акты, обязательные
для федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления, всех юридических
и физических лиц. Все нормативные акты
Банка России вступают в силу со дня их
официального опубликования в официальном
издании Банка России ("Вестнике Банка
России"), за исключением случаев, установленных
советом директоров ЦБ РФ.
10
3. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон "О бухгалтерском учете", положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).
В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:
Первый уровень системы составляют законодательные акты (Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями), Гражданский кодекс Российской Федерации и т.д.), указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие прямо или косвенно порядок бухгалтерского учета в организациях. К этому же уровню относится Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н (с изменениями и дополнениями).
Второй уровень составляют российские стандарты - Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые устанавливают принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета по сферам деятельности организации и видам активов, а также составления и представления бухгалтерской отчетности.
Третий уровень - методические рекомендации (инструкции, указания и другие подобные документы) по учету имущества, затрат, составлению бухгалтерской отчетности и т.п., которые утверждаются Минфином России с учетом отраслевой специфики и видов деятельности организаций.
Особое место
среди нормативных документов данного
уровня отводится Плану счетов бухгалтерского
учета финансово - хозяйственной деятельности
организаций и Инструкции по его применению,
утвержденным Приказом Минфина
России от 31 октября 2000 г. N 94н, где определяется
порядок отражения хозяйственных операций
на счетах бухгалтерского учета.
Четвертый уровень - это рабочие документы организации. В их состав входят положение об учетной политике организации (определяет способы и методы бухгалтерского учета и оценки активов и пассивов, включает рабочий план счетов бухгалтерского учета,
11
составляемый на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета); рабочие документы по организации учета отдельных видов активов, затрат, собственного капитала и обязательств, иные документы, которые определяют, в частности, порядок организации первичного учета и документооборота.
Основным актом первого уровня является Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ. Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.
К первому
уровню системы также следует
отнести Гражданский кодекс РФ, Федеральные
законы "Об упрощенной системе налогообложения,
учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства" от 29 декабря
1995 г. N 222-ФЗ, "О государственной поддержке
малого предпринимательства в
Российской Федерации" от 14 июня 1995
г. N 88-ФЗ, "Об акционерных обществах"
от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ, Постановление
Правительства РФ "О Программе реформирования
бухгалтерского учета в соответствии
с международными учетными стандартами
финансовой отчетности" от 6 марта 1998
г. N 283 и др.
Учетный стандарт
можно определить как свод основных
правил, устанавливающий порядок
учета и оценки определенного
объекта или их совокупности. Учетные
стандарты (в отечественном
На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Министерство финансов РФ.
Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Министерством финансов РФ и различными ведомствами (только в промышленности СССР действовало 140 отраслевых инструкций).
Рабочие документы
самого предприятия определяют особенности
организации и ведения учета
в нем.
12
4. Закон о бухгалтерском учете
21 ноября 1996
г. впервые в истории России
был принят специальный
Федеральный закон "О
бухгалтерском учете", который занял
важное место в системе остальных законов,
разработанных применительно к специфике
рыночных отношений.
Указанный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку: а) повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций; б) закрепляет обязанность юридических лицах вести бухгалтерский учет; в) повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства.
Закон "О бухгалтерском учете" состоит из трех разделов и 19 статей.
В первом разделе "Общие положения" дано определение сущности бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический учет, План счетов, бухгалтерская отчетность и т.п.).
Изложен порядок регулирования бухгалтерского учета, в соответствии с которым общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством Российской Федерации, а органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают планы счетов и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена на руководителей организаций.
Во втором
разделе "Основные
правила ведения бухгалтерского
учета" изложены требования к ведению
бухгалтерского учета (обязательность
двойной записи хозяйственных операций
на основе рабочего плана счетов, осуществление
учета на русском языке, в валюте Российской
Федерации, обязательность формирования
учетной политики и обязательность обособленного
учета текущих затрат и капитальных и
финансовых вложений), к документированию
хозяйственных операций, ведению регистров
бухгалтерского учета,
13
оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.
В третьем
разделе "Основные
правила составления
и представления бухгалтерской
отчетности" изложены основные требования
к составлению бухгалтерской отчетности,
определены ее состав, правила оценки
статей бухгалтерской отчетности, порядок
ее представления, основные правила составления
сводной бухгалтерской отчетности и порядок
хранения документов бухгалтерского учета.
14
5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации
Данный нормативный
документ ввиду его значимости подвергается
постоянной переработке и с учетом
вносимых в него изменений трижды
утверждался Министерством
В дальнейшем в Положение внесены изменения и дополнения Приказами Министерства финансов от 30 декабря 1999 г. N 107 и от 24 марта 2000 г. N 31н.
Положение следует отнести к нормативным документам второго уровня. Оно призвано конкретизировать Закон о бухгалтерском учете.
Положение включает шесть разделов.
В разд. I "Общие положения" определены порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами, а также взаимоотношения организации с внешними пользователями бухгалтерской информации. Указывается, в частности, на обязанности Министерства финансов РФ по разработке нормативных документов по бухгалтерскому учету, на ответственность руководителя за организацию учета в организации, его права на создание бухгалтерской службы, введение в штат должности бухгалтера, на осуществление бухгалтерского учета сторонними организациями или на осуществление учета самим руководителем. В этом же разделе определены сущность бухгалтерского учета и его задачи, указываются основные элементы приказа (распоряжения) по учетной политике.
В разд. II "Основные правила ведения бухгалтерского учета" изложены требования к ведению бухгалтерского учета (использование двойной записи на основе рабочего плана счетов, учет должен вестись в рублях и на русском языке, обязательность формирования учетной политики на основе установленных допущений и требований, раздельного учета текущих затрат на производство и капитальных и финансовых вложений).
В разд. III "Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности" указаны состав бухгалтерской отчетности, порядок ее формирования, правила оценки статей бухгалтерской отчетности (по незавершенным капитальным вложениям, финансовым вложениям, основным средствам, нематериальным активам, сырью, материалам, готовой продукции и
15
товарам, незавершенному производству и расходам будущих периодов, капиталу и резервам, расчетам с дебиторами и кредиторами, прибыли (убытку) организации).
В разд. IV "Порядок представления бухгалтерской отчетности" указывается, в какие сроки, по каким адресам и в каком порядке представляются бухгалтерские отчеты организациями различных правовых форм.
В разд. V "Основные правила составления сводной отчетности" излагается понятие сводной отчетности и определен порядок и сроки ее представления организациями и предприятиями различных правовых форм.
В разд. VI
"Хранение документов"
определены сроки хранения основных документов
по бухгалтерскому учету, порядок их изъятия,
возлагается ответственность за хранение
первичных документов и учетных регистров
на руководителей организаций.
16
7. Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ)
В системе нормативного регулирования положения по бухгалтерскому учету являются документами второго уровня. Они призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете по каждому объекту учета.
К настоящему времени разработано и введено в учетную практику 19 положений по бухгалтерскому учету:
I. ПБУ 1/98:
Положение по бухгалтерскому
учету "Учетная политика
Информация о работе Нормативно-правовая база организации бухгалтерского учета в РФ