Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 06:42, контрольная работа

Описание работы

Первый (верхний) уровень включает Закон об аудите (аудиторской деятельности), который принят 7 августа 2001 г. Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам. Этот Закон определяет место аудита в финансово - хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Для РФ это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля. Именно принятие Закона позволяет считать, что становление аудита в РФ состоялось.

Содержание

1. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»

3. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности

4. Лицензирование аудиторской деятельности

5. Этика аудиторов

Практическая часть. Тесты

Список литературы

Работа содержит 1 файл

основы аудита, печать.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

    Дополнительные  требования к претендентам на получение  квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской  деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.

    3. Каждый аудитор, имеющий квалификационный  аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  4.  Лицензирование аудиторской деятельности

    Лицензирование аудиторской деятельности (англ. licensing of auditor's activity) - в РФ проводится с целью обеспечения контроля государства за соблюдением требований законодательства об аудиторской деятельности (аудите). Аудиторы, работающие самостоятельно, а также аудиторские фирмы, в т.ч. иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами, вправе заниматься аудиторской деятельностью в РФ только при наличии лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Такие лицензии выдаются отдельно на осуществление банковского аудита; аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков); аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; общего аудита (аудита иных экономических субъектов). Лицензии выдаются по единой форме.

    Комиссия  по аудиторской деятельности при  Президенте РФ выдает генеральные лицензии на осуществление аудиторской деятельности. В целях организации лицензионной работы в области аудита такие лицензии первоначально выдаются: Минфину РФ - на лицензирование аудита бирж, внебюджетных фондов, инвестиционных институтов и общего аудита; Росстрахнадзору - на лицензирование аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков); ЦБР - на лицензирование банковского аудита.

    Лицензии  выдаются на срок от 1 года до 5 лет. За выдачу лицензий с аудиторов и аудиторских  фирм взимается сбор, размер которого устанавливается Правительством РФ. Лицензия выдается аудитору, работающему самостоятельно, или аудиторской фирме на основании соответствующего заявления с приложением: для аудитора, работающего самостоятельно - нотариально заверенных копий квалификационного аттестата и свидетельства о государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ в качестве предпринимателя, действующего без образования юридического лица; сведений о месте жительства; квитанции об уплате сбора за выдачу лицензии; для аудиторской фирмы - нотариально заверенных копий учредительных документов со всеми изменениями и дополнениями к ним, копий свидетельства о государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ; справки банка либо других документов, подтверждающих оплату уставного капитала (уставного фонда) и его структуру; сведений о ее руководителях, их заместителях и работающих в фирме аттестованных аудиторах; квитанции (платежного поручения) об уплате сбора за выдачу лицензии. Перечисленные документы (кроме квитанции /платежного поручения/ об уплате сбора) представляются в 2 экземплярах.

    В соответствии с Постановлением Правительства  РФ "Об утверждении нормативных  документов по регулированию аудиторской  деятельности в Российской Федерации" заявление о выдаче лицензии должно быть рассмотрено в течение 60 дней с даты представления всех необходимых документов, а лицензия должна быть выдана заявителю в течение недели со дня принятия решения.

    Госдума одобрила отмену лицензирования аудиторской  деятельности. С 1 января 2010 года отменяется лицензирование аудита и вводится саморегулирование в этой сфере. Законопроект "Об аудиторской деятельности", одобренный Государственной думой РФ, предусматривает передачу саморегулируемым организациям (СРО) аудиторов функций по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций, повышению квалификации аудиторов и контролю качества их работы.

    В то же время, как следует из законопроекта, контроль качества аудита организаций, подлежащих обязательным финансовым проверкам, в том числе со значительной долей госсобственности, может также осуществляться уполномоченным федеральным органом.

    Государственное регулирование аудиторской деятельности в основном заключается в выработке госполитики в этой сфере, нормативно-правовом регулировании аудита (включая утверждение федеральных стандартов), ведении госреестра СРО аудиторов, анализе состояния рынка аудиторских услуг в России.

    Для общественного надзора создается  Совет по аудиторской деятельности.

    Для повышения качества аудита предусмотрено  введение единого квалификационного  аттестата, который позволит аудиторам  проводить проверки в любых отраслях экономики, что снимает дополнительные ограничения на занятие определенными  видами деятельности.

    Законопроектом  уточняется, что некоммерческая организация  включается в государственный реестр СРО аудиторов при условии, что  она соответствует следующим  требованиям: объединение в составе  СРО в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, наличие утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов организации аудиторов и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов.

    Предусматривается обеспечение СРО аудиторов дополнительной имущественной ответственностью каждого ее члена перед потребителями услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда. 
 
 
 
 
 
 

5. Этика аудиторов

    В Федеральном законе "Об аудиторской деятельности" №307-ФЗ от 30.12.2008 входит Статья 7. Стандарты аудиторской деятельности и кодекс профессиональной этики аудиторов.

    Кодекс  профессиональной этики аудиторов - свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении ими  аудиторской деятельности. Он утвержден общим собранием Аудиторской палаты России. Аудиторы обязуются добровольно и добросовестно соблюдать установленные нормы профессионального поведения.

    Нормы профессионального поведения, определяемые Кодексом профессиональной этики аудиторов, основаны на международных этических нормах, разработанных Международной федерацией бухгалтеров (IFA). Обязательное наличие у аудиторской фирмы внутрифирменных стандартов для проведения аудиторской проверки в настоящее время не вызывает сомнений. Качественное оказание услуг непосредственно связано с наличием в аудиторской организации технологии (методологии) проведения аудита, которая регламентируется внутрифирменными стандартами аудита, разработанными с учетом требований Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (далее - ФПСАД).

    В настоящее время действует 31 ПСАД, в которых содержатся определенные требования к планированию, документированию аудита, содержанию рабочих документов, оценке существенности, аудиторским  доказательствам, проведению внутреннего контроля качества, оценке аудиторских рисков и др. При этом действующие федеральные стандарты не регламентируют порядок разработки и структуру внутрифирменных стандартов по технологии аудита.

    В Кодексе указаны следующие этические  нормы:

    - общепринятые моральные нормы и принципы

    - общественные интересы (обязывает аудитора «действовать в интересах всех пользователей бухгалтерской отчетности, а не только заказчика аудиторских услуг (клиента). Защищая интересы клиента в налоговых, судебных и иных органах власти, а также в его взаимоотношениях с иными юридическими и физическими лицами, аудитор должен быть убежден, что защищаемые интересы возникли на законных и справедливых основаниях. Как только аудитору станет известно, что защищаемые интересы клиента возникли в нарушение закона либо справедливости, он обязан отказаться от их защиты»);

    - объективность и  внимательность  аудитора (не допускать личной предвзятости, предрассудков либо давления со стороны, которые могут повредить объективности суждений и заключений аудиторов. Поступки аудиторов, их решения и заключения не могут зависеть от суждений или указаний других лиц. Принцип объективности требует от аудитора справедливости, честности, внимательности при оказании профессиональных услуг, не допускать зависимости своих решений от других лиц);

    - независимость аудитора (перечисляются основные обстоятельства, наличие которых позволяет сомневаться в фактической независимости аудитора. Финансовая, личная независимость должна соблюдаться в соответствии с законодательством. Кодекс обязывает аудитора следить за тем, чтобы его независимость не ставилась под сомнение при проведении аудита отчетности и выдаче заключения о ее достоверности);

    - профессиональная компетентность аудитора

    - конфиденциальная  информация клиентов («Аудитор обязан сохранять в тайне конфиденциальную информацию о делах клиентов, полученную при оказании профессиональных услуг, без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения непосредственных отношений с ними. Он не может использовать конфиденциальную информацию для своей выгоды или для выгоды любой третьей стороны»);

    - налоговые отношения (аудиторы (аудиторские фирмы) «не должны сознательно скрывать свои доходы от налогообложения или иным образом нарушать законодательство о налогообложении в своих интересах либо в интересах других лиц». Кодекс обязывает аудитора «соблюдать налоговое законодательство и ни в коем случае не способствовать фальсификации с целью уклонения клиента от уплаты налогов и обмана налоговой службы»);

    - плата за профессиональные  услуги («Плата за профессиональные услуги аудитора отвечает нормам профессиональной этики, если она выплачивается в зависимости от объема и качества предоставляемых услуг. Она может зависеть от сложности оказываемых услуг, квалификации, опыта, профессионального авторитета и степени ответственности аудитора», а также от объема выполненной работы и затраченного времени. Кодекс требует от аудитора заранее оговаривать с клиентом условия и порядок оплаты профессиональных услуг, закреплять их в письменной форме в договорах и соглашениях);

    - отношения между  аудиторами («Аудиторы обязаны доброжелательно относиться к другим аудиторам и воздерживаться от необоснованной критики их деятельности и иных сознательных действий, причиняющих ущерб коллегам по профессии»);

    - отношения сотрудников  с аудиторской  фирмой (этика взаимоотношений аудитора с фирмой требует взаимной ответственности, целесообразности действий, соразмерности достигаемых результатов, непредубежденности в действиях и помыслах, преданности в делах и поступках.  
«аудитор, по тем или иным причинам покидающий аудиторскую фирму, обязан добросовестно и в полном объеме передать фирме всю имеющуюся у него документальную и иную профессиональную информацию» о выполненной работе);

    - публична информация и реклама («Публичная информация об аудиторах и реклама аудиторских услуг могут быть представлены в средствах массовой информации, специальных изданиях аудиторов, в адресных и телефонных справочниках, в публичных выступлениях и иных публикациях аудиторов, руководителей и сотрудников аудиторских фирм». Кодекс не предусматривает каких-либо ограничений в отношении места и частоты обнародования рекламы, размера и оформления рекламного объявления);

    - несовместимые действия  аудитора («Аудитор не должен одновременно с основной профессиональной практикой заниматься деятельностью, которая влияет или может повлиять на его объективность и независимость, соблюдение приоритета общественных интересов либо на репутацию профессии в целом и потому несовместимые с оказанием профессиональных аудиторских услуг. Занятие какой-либо деятельностью, запрещенной практикующим аудиторам в соответствии с законодательством, рассматривается как несовместимые действия аудитора, нарушающие закон и профессиональные этические нормы);

    - аудиторские услуги  в других государствах («Независимо от того, где аудитор оказывает профессиональные услуги, в своем государстве или в другом, этические нормы его поведения остаются неизменными». Для обеспечения качества профессиональных услуг, оказываемых в других государствах, аудитор обязан знать и применять в своей работе международные аудиторские стандарты и стандарты, действующие в том государстве, в котором он осуществляет профессиональную деятельность).

 
 
 
 
 

Практическая  часть. Тесты

    1. Аудиторская деятельность – это:

а) деятельность специализированных организаций, направленная на установление данных бухгалтерского учета;

б) предпринимательская  деятельность аудиторов по осуществлению  независимых проверок бухгалтерской  отчетности;

в) деятельность контролирующих служб по проверке бухгалтерского учета и отчетности.

    2. Основной целью аудиторской деятельности  является:

а) изучение результатов хозяйственной деятельности  и выработка предложений по их улучшению;

б) составление  бухгалтерской отчетности , расчетов по налогам;

в) выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Информация о работе Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ