Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 12:25, контрольная работа
Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ Система нормативного регулирования аудиторской деятельности, как и любой другой деятельности, имеет несколько уровней. На верхнем, первом, уровне она представлена Конституцией Российской Федерации и системой кодексов (Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации).
■ общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);
■ аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов(банковского аудита).
Аттестацию проходят все физические лица, желающие заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно или в составе аудиторской фирмы (претенденты).
К аттестации допускаются лица, имеющие высшее экономическое или юридическое образование, а также стаж работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет из последних пяти. Требование о том, чтобы не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы приходились на работу в аудиторской организации, вступит в силу 1 января 2011 г.
К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений в период отбывания ими наказания и в последующий период до погашения (снятия) судимости в установленном действующим законодательством порядке.
Претенденты могут пройти специальную подготовку, т.е. получить специальное профессиональное образование в УМЦ, которые образованы на базе ведущих вузов России. В настоящее время действует более 47 таких центров.
Экзамены на получение
квалификационного аттестата
Для проведения эксперимента Минфин России определил для каждого федерального округа базовый УМЦ, по местонахождению которого проводится письменная работа квалификационного экзамена. Базовые УМЦ определены исходя из возможности обеспечения ими необходимых условий проведения письменной работы и располагаются в центрах федеральных округов (Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, Хабаровск). Эксперимент заключается в выполнении всеми претендентами письменной работы одновременно по местонахождению базового УМЦ соответствующего федерального округа. Учебно-методические центры, расположенные на территории федерального округа, направляют претендентов, прошедших в них предэкзаменационную подготовку, для сдачи письменной работы в базовый УМЦ данного федерального округа.
Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов предусматривает два этапа сдачи квалификационного экзамена. Квалификационные экзамены проводятся в течение трех дней и состоят из тестирования и выполнения письменной работы по экзаменационным билетам.
На первом этапе претенденты должны решить 50 тестов, по 10 тестов по каждому разделу программы подготовки аудиторов: «Аудит», «Бухгалтерский учет и отчетность», «Основы правового регулирования имущественных отношений», «Налогообложение юридических и физических лиц», «Финансы организаций». Министерством финансов Российской Федерации формируются индивидуальные варианты экзаменационных тестов и через телекоммуникационные средства связи доводятся до каждого претендента. Тестирование проводится в течение трех академических часов. Претендент, набравший по тестированию менее 86 баллов, считается не сдавшим экзамен и к письменной работе по экзаменационным билетам не допускается.
На втором этапе проводится письменный экзамен, который состоит из двух частей.
В первый день письменная работа проводится по экзаменационным билетам, содержащим три вопроса по следующим разделам программы: «Основы правового регулирования имущественных отношений», «Налогообложение юридических и физических лиц», «Финансы организаций».
Во второй день проводится письменная работа по билетам, включающим в себя два вопроса по разделам программы «Бухгалтерский учет и отчетность» и «Аудит» и практическую задачу.
Состав членов комиссии утверждается Минфином России.
Экзаменационная комиссия выносит
положительное или
Итоговые протоколы
Квалификационный экзамен будет проводиться единой аттестационной комиссией с 1 января 2011 г. Эта комиссия будет создана совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом.
За проведение аттестации изымается плата, размер которой устанавливается Правительством РФ. В случае неявки на экзамен, а также при неудовлетворительных итогах аттестации плата за ее проведение не возвращается.
Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, до 1 января 2010 г. был обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом; с 1 января 2010 г. аудитор обязан в течение каждого календарного года проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 ч за три последовательных календарных года, но не менее 20 ч в каждый год.
В срок не позднее четырех лет с момента выдачи впервые оформленного, продленного либо выданного в порядке обмена квалификационного аттестата аудитора аудитор представляет сведения о соблюдении им требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации. В дальнейшем аудитор подтверждает соблюдение требования о ежегодном повышении квалификации в срок не позднее трех лет с момента предыдущего подтверждения соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации.
Участие в аудиторской деятельности допускается до 1 января 2011 г. исключительно на основании действительных квалификационных аттестатов аудитора, выданных Минфином России.
Действительные
Названные лица до 1 января 2011 г. вправе участвовать в аудиторской деятельности в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в аудиторской деятельности, предусмотренной п. 3 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности № 307-ФЗ. В случае если названные лица пожелают с 1 января 2011 г. участвовать в аудиторской деятельности без ограничения типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, а также в аудиторской деятельности, предусмотренной п. 3 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности № 307-ФЗ, они должны сдать (до 1 января 2013 г.) квалификационный экзамен в упрощенном порядке, который будет установлен уполномоченным федеральным органом, либо сдать (с 1 января 2013 г.) квалификационный экзамен в общем порядке, установленном ст. 11 Закона об аудиторской деятельности № 307-ФЗ.
Упрощенный порядок сдачи квалификационного экзамена для указанных лиц устанавливается уполномоченным федеральным органом. При этом в отношении указанных лиц не применяется установленное п. 2 ст. 11 Закона об аудиторской деятельности № 307-ФЗ требование о том, что не менее двух лет из последних трех лет стажа работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, должны приходиться на работу в аудиторской организации.
Участие в аудиторской деятельности допускается с 1 января 2011 г. исключительно на основании:
■ действительных квалификационных аттестатов аудитора, выданных Минфином России до 1 января 2009 г.;
■ действительных квалификационных аттестатов аудитора, выданных Минфином России с 1 января 2009 г. до 1 января 2011 г.;
■ действительных квалификационных аттестатов аудитора, выданных в порядке, установленном п. 1 —8 ст. 11 и п. 4 ст. 23 Закона об аудиторской деятельности № 307-ФЗ, с 1 января 2011 г.
Лицензирование аудиторской деятельности
Правительством Российской Федерации было принято постановление от 29.03.02 № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности», которое вступило в силу 4 апреля 2002 г. Данным постановлением было утверждено новое Положение о лицензировании аудиторской деятельности, в котором было предусмотрено предоставление соискателям единой лицензии на осуществление аудиторской деятельности сроком на пять лет (без разделения на различные виды аудита), включающей и право проведения аудита кредитных организаций (при наличии у аудиторской организации соответствующих аттестованных специалистов). Таким образом, была решена проблема, связанная с прекращением с сентября 2001 г. Банком России (в связи с вступлением в силу названного Федерального закона) выдачи лицензий на осуществление аудита кредитных организаций.
В Положении о лицензировании аудиторской деятельности были определены обновленные лицензионные требования и условия, которые обязаны соблюдать аудиторские организации и индивидуальные аудиторы при осуществлении аудиторской деятельности, более четко описаны процедуры контроля соблюдения лицензиатами лицензионных требований и условий.
В названном Положении определены полномочия лицензирующего органа (т.е. Министерства финансов Российской Федерации), в частности по контролю соблюдения лицензионных требований и условий путем проведения проверок деятельности лицензиатов. Основанием для этого являются:
план проверок, утвержденный лицензирующим органом;
распоряжение уполномоченного должностного лица лицензирующего органа;
нарушения лицензиатом законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации;
обращения и жалобы заказчиков аудиторских услуг, правоохранительных органов на допущенные лицензиатом при осуществлении им аудиторской деятельности нарушения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» при проведении проверки лицензиат обязан предоставлять документы, необходимые для проведения проверки, с соблюдением требований органов регулирования в ходе контрольных мероприятий — это аудиторские заключения и рабочая документация, (оставление которых предусмотрено федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а также другие необходимые при проверке сведения, объяснения и документы.
Программа, срок проведения проверки, состав группы проверяющих и ее руководитель определяются уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа. Срок проведения проверки, как правило, не должен превышать сорока пяти календарных дней.
В Положении о лицензировании аудиторской деятельности определены права и обязанности лицензирующего органа. Лицензирующий орган не вправе проводить в течение одного календарного года более одной проверки аудиторской организации или индивидуального аудитора по одним и тем же вопросам (основаниям), за исключением случаев, когда проверка проводится в связи с обращениями и жалобами заказчиков аудиторских услуг и (или) правоохранительных органов.
Указанное Положение определяет порядок составления итоговых документов. По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых передается лицензиату. В случае появления при проведении проверки нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган обязан в месячный срок по окончании проверки направить лицензиату предупреждение с указанием выявленных нарушений и сроков их устранения. В данном Положении определены права и обязанности лицензиата. В частности, что особенно важно в условиях крупных городов, лицензиат обязан проинформировать в пятнадцатидневный срок (в письменном виде) лицензирующий орган об изменении своего почтового адреса, а также обеспечить условия для проведения проверок.
В целях обеспечения единства
в учете аудиторов, получивших лицензию
аудиторских организаций и
Информация о работе Нормативно регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации