Нормативно регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 12:25, контрольная работа

Описание работы

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ Система нормативного регулирования аудиторской деятельности, как и любой другой деятельности, имеет несколько уровней. На верхнем, первом, уровне она представлена Конституцией Российской Федерации и системой кодексов (Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации).

Работа содержит 1 файл

НОРМАТИВНО РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 54.06 Кб (Скачать)

НОРМАТИВНО РЕГУЛИРОВАНИЕ  АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ Система нормативного регулирования аудиторской деятельности, как и любой другой деятельности, имеет несколько уровней. На верхнем, первом, уровне она представлена Конституцией Российской Федерации и системой кодексов (Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации).

Второй  уровень представлен федеральными законами, в том числе: законами «Об  аудиторской деятельности», «Об  акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» и другими.

Третий  уровень представлен постановлениями  Правительства Российской Федерации, среди которых можно назвать  постановления об утверждении федеральных правил (стандартов аудиторской деятельности.

Поскольку в настоящее время функции  государственного регулирования аудиторской деятельности постановлением Правительства РФ от 11.02.02 № 135 возложены на Министерство финансов Российской Федерации, четвертый уровень образуют приказы указанного Министерства.

Пятый уровень образуют письма Министерства финансов Российской Федерации, затрагивающие отдельные вопросы регулирования аудита.

Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»  определено, что обязательный аудит — это обязательная ежегодная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя (ст. 7).

Обязательный  аудит осуществляется в следующих  случаях:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является: 
кредитной организацией;

страховой организацией или обществом взаимного  страхования;

товарной  или фондовой биржей;

инвестиционным  фондом;

государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами;

фондом, источниками образования средств  которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц.

3) достигнут один из следующих экономических показателей: 
объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 000 раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;

сумма активов баланса превышает  на конец отчетного года в 200000 раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда на дату составления бухгалтерской финансовой отчетности;

  1. организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на Праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют пп. 3 п. 1 ст. 7. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены.

5) обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен Федеральным законом. Например, это касается организаторов и операторов лотерей. Статьей 23 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ « О лотереях» определено, что ведение бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организатором лотереи (за исключением организатора лотереи, который выступает от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или Муниципального образования) и оператором лотереи подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Аудиторская проверка проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об аудиторской деятельности.

При проведении обязательного  аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации, если иное не установлено Законом.

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудиторская проверка лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С принятием Федерального закона «Об аудиторской деятельности» значительные изменения произошли в системе государственных организаций, регулирующих независимый аудит в Российской Федерации. Первоначально, в период действия Временных правил аудиторской деятельности, в Российской Федерации сложилась двухуровневая система государственного регулирования аудита (рис1). Государственные организации, имеющие в своей структуре департаменты по аудиторской деятельности, вели работу по аттестации и лицензированию через центральные аттестационно-лицензионные аудиторские комиссии (ЦАЛАК) соответственно:

по общему аудиту, аудиту бирж, внебюджетных и инвестиционных фондов;

банковскому аудиту; страховому аудиту.

Государственное регулирование  аудиторской деятельности осуществлялось в условиях налаживания деловых контактов с международными организациями, действующими в сфере аудиторской деятельности, в частности с Международным координационным комитетом по проблемам учета, аудита и подготовки кадров. Российские организации принимали участие в подготовке проектов международных договоров и соглашений по аудиторской деятельности, представляли интересы Российской Федерации по вопросам аудита за рубежом.

Помимо государственных  организаций в Российской Федерации создавались различные общественные организации — Российская коллегия аудиторов, аудиторские палаты, ассоциации.

В настоящее время государственное  регулирование аудиторской деятельности централизовано в Министерстве финансов Российской Федерации, в структуре которого функционирует Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Кроме того, при названном Министерстве в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» создан Совет по аудиторской деятельности, который регулирует деятельность профессиональных аудиторских объединений.

После принятия федерального  закона  о саморегулируемых организациях, планируется передать полномочия регулирования аудиторской деятельности от государственного органа- Министерства финансов Российской Федерации – в саморегулируемые  организации. Планируется внести ряд изменений  В Федеральный закон « Об аудиторской деятельности»

 

 

 

 

 

Международный координационный  комитет по проблемам учета, аудита и подготовки кадров

   

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

       

Комиссия по аудиторской  деятельности

 

Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам

 

 
       

Консультативный совет. Секции

 

Подкомитет по законодательству об аудите, бухгалтерском учете и  финансовой статистике

 
       
   

Аттестации и подготовки кадров

 

Центральный

банк Российской Федерации

   

Федеральная служба РФ по надзору  за страховой деятельностью

(Росстрахнадзор)

   

Разработки стандартов

 
     

Лицензирования (консультационная помощь)

 
       

По этике и апелляциям

 

Министерство финансов Российской Федерации

 

Центральная аттестационно-лицензионная аудиторская комиссия (ЦАЛАК)

 

По внешним связям

 

 

 

 

 

Департамент организации аудиторской деятельности

 

Департамент банковского

надзора. Управление лицензирования и аттестации банковского аудита

Центральная аттестационно-лицензионная аудиторская комиссия (ЦАЛАК

Центральная аттестационно-лицензионная аудиторская комиссия (ЦАЛАК


 

 

 По федеральному закону от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ   об аудиторской деятельности , принятом  Государственной Думой 24 декабря 2008 года и одобренным  Советом Федерации 29 декабря 2008 года

Статья 1. Аудиторская  деятельность определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

2. Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — деятельность  по проведению аудита и оказанию  сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

3. Аудит — независимая  проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами или изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

4. Перечень сопутствующих  аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности.

5. Аудиторская деятельность  не подменяет контроля достоверности  бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии  с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.

6. Аудиторские организации,  индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных настоящей статьей.

7. Аудиторские организации,  индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:

1) постановку, восстановление  и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) анализ финансово-хозяйственной  деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;

5) юридическую помощь  в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского  учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ  инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских  и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

8. Аудит бухгалтерской  (финансовой) отчетности аудируемого лица, в бухгалтерской и финансовой документации которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные  правовые акты, которые регулируют аудиторскую деятельность

Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — Федеральный закон «О саморегулируемых организациях»), другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Аттестация на право осуществления аудиторской  деятельности —

это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской  деятельностью. Она проводится в  целях обеспечения профессионального  выполнения аудиторами своих обязанностей.

До 1 января 2011 г. аттестацию аудиторов проводит Минфин России. Проведение аттестации осуществляется в соответствии с приказом Минфина России от 12 сентября 2002 г. № 93н «Об утверждении Временного положения о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации» (в ред. от 27 ноября 2007 г.).

Аттестация и обучение аудиторов проводятся в учебно-методических центрах, включенных в государственный реестр учебно-методических центров (УМЦ) Минфина России.

Аттестация проводится с  целью проверки квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, в форме квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора. По итогам экзамена выдаются квалификационные аттестаты аудиторов в области:

Информация о работе Нормативно регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации