Номенклатура, её происхождение и сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 15:43, реферат

Описание работы

Представленная работа посвящена теме «Бюрократия, чиновничество, номенклатура». На сегодняшний день она очень актуальна, потому что практически каждое развитое государство обладает такой структурой, как бюрократия. Это и страны Европы, и США, и Россия. В каждом государстве эта проблема существует со своими особенностями, со своими положительными и отрицательными чертами. Например, слой номенклатуры, присутствовавший в СССР, существует и сейчас в России. Изучение истории своего государства – это неотъемлемая часть любого гражданина.

Содержание

Введение
1. Бюрократия
1.1. Происхождение термина «бюрократия»
1.2. Признаки бюрократии
1.3. Развитие бюрократии в России
2. Феномен чина в России
2.1. Формирование и становление чиновничества
2.2. Чиновничество в современной России
3. Номенклатура, её происхождение и сущность
3.1. Основные понятия и особенности номенклатуры
3.2. История становления номенклатуры в советском обществе
3.3. Современная российская номенклатура
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 38.24 Кб (Скачать)

 «Золотым веком» российского  чиновничества стал XIX век, когда  Россия управлялась уже не  аристократией, а бюрократией.  Так появился мощный инструмент  императорской власти в России, именуемый Государственной службой, - жесткая, ориентированная на  верноподданичество, но не лишенная разумных принципов система.

В целях поощрения службы устанавливались  сроки нахождения в каждом чине, после чего право на следующий  чин давалось как бы автоматически. Чинопроизводство могло быть ускорено особыми заслугами по службе. Чин  не только открывал его владельцу  новые возможности, но и возлагал на него жестко регламентированные обязанности, несоблюдение которых влекло за собой  крупные неприятности для чиновника.

Именно условия службы в системе  административно – государственного управления сформировали к середине XIX века тип чиновника, ставшего олицетворением эпохи – бюрократа, вымогателя, приспособленца, действующего от имени власти.

После революции 1917 г. в России на месте  разрушенного государственного аппарата царизма возник государственный  аппарат, который превзошел его  как по масштабам, так и по роли в обществе: произошло воссоздание  империи в новом облике – в  форме Союза ССР. И полный простор  получили социальные отношения, явившиеся  прямым продолжением и развитием  дореволюционного чиновничьего феномена – на новой основе воспроизводились и умножались человеческие типы, отношения  между ними и их формы поведения. Выходит, любая социальная система  воспроизводит чиновника как  инструмент своего существования: меняются времена, учреждения, мундиры и прочие символы государственной власти, но неизменным остается спрос на ее исполнителей – чиновников.

 

2.2. Чиновничество  в современной России

В наши дни понятие «чиновник» приобрело  прочный ругательный смысл. Чиновник – значит бездушный, корыстный, равнодушный  человек – «бюрократ», озабоченный  лишь собственной карьерой. Такой  стереотип начал формироваться  еще в XIX веке, когда передовые  общественные круги России вместе с  известными литераторами подняли свой голос за отмену привилегий, присвоенных  чиновничеством, призывали к уничтожению  сословных барьеров и всячески клеймили карьеризм высокопоставленных лиц.

Государственная служба современной  России находится в процессе сложной  эволюции. Однако неоднократные попытки  сокращения и реформирования государственного аппарата для повышения его эффективности  встречают непреодолимое сопротивление  в среде чиновничества и всякий раз терпят поражение. Непостижимым образом этот феномен живет и процветает в нашем обществе.

Наблюдается неуклонный рост численности  чиновников в России, несмотря на то, что численность населения падает. Эта тенденция началась при Ельцине, и с тех пор ежегодный прирост чиновников постоянно увеличивался от 50 до 150 тысяч. По данным Росстата, за 2005 году армия чиновников выросла на 10,9 %, а количество служащих в органах власти составило 1,462 млн. человек. Для сравнения, при Брежневе во всём СССР было 1,755 млн. чиновников. Численность населения СССР превышала современную численность населения России в два раза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Номенклатура, её происхождение и сущность

3.1. Основные  понятия и особенности номенклатуры

    Номенклатура так же, как и бюрократия, не является  явлением, не имеющим никаких исторических корней. Как Пётр (не «изобрел» «Табель о рангах», взяв готовые табели в Швеции, Дании и, частично, в Пруссии, так не «выдумал» номенклатуру и Сталин - номенклатурные положения были списаны со старых российских установлений. Так у дореволюционного чиновничества можно заметить характерные номенклатурные признаки. Советское чиновничество, помимо жалования, добилось некоторых прибавок к зарплате «авоська» или столовая Главного управления, затем «квартирных» а затем - прогонных (транспортных) или «казённый выезд с кучером за счёт казны».

    Но можно ли считать  номенклатуру синонимом чиновничества  или бюрократии? Действительно, в номенклатурной системе, как и в бюрократической, «каждый приписан к своему месту, каждый должен оставаться там до тех пор, пока это считают нужным». Однако тогда не вписывается в представление о бюрократии, если говорить о ней с точки зрения Вебера, такое качество, как безответственность. Если бюрократия в идеале должна обладать профессиональными навыками (знаниями, точностью и быстротой управленческого процесса), то номенклатура ими не владеет вовсе.

    Ещё больше усугубляет  разницу определяющая сила этих  двух явлений. Чиновничество выполняет  приказы государственных органов,  тогда как номенклатура сама  диктует свою волю этим органам   через решения, мнения и указания руководящих партийных инстанций. К тому же в номенклатуре нет характерной для бюрократии жёсткой иерархии рангов, обеспечивающей сравнимость чиновничьих постов  в различных сферах государственной структуры. Но главное - в номенклатуре нет составляющего суть чиновничества планомерного перемещения всех чиновников вверх по ступенькам иерархической лестницы. Легко меняются специальности, кабинеты, но незыблемой остается принадлежность к номенклатуре. Эта незыблемость гарантируется самим особым порядком формирования номенклатуры. Итак, «номенклатура» - это  буквально латинское слово «ном» (перечень имён или наименований). Первоначально, при Сталине также, этим термином обозначалось распределение функций между различными руководящими органами. Таким образом, номенклатура - это перечень руководящих должностей в государственном аппарате и общественных организациях, замещение которых производит не начальник данного ведомства, а вышестоящий орган. В то же время этот термин обозначает и перечень лиц, которые такие должности замещают или же находятся в резерве для их замещения.

3.2. История становления номенклатуры в советском обществе

Датой оформления номенклатуры можно  считать 12 июня 1923 года, когда Оргбюро  ЦК приняло постановление "О назначениях", подготовленное комиссией под руководством Молотова и Кагановича. В октябре 1923г. ЦК партии вынес решение об основных задачах учетно-распределительной  работы, 16 ноября 1925г. Оргбюро приняло  новое развернутое положение  о порядке подбора и назначения работников и переработанные номенклатуры должностей.

На протяжении десятилетий советская  номенклатура воспроизводила себя не через особое экономическое отношение  к средствам производства, а через  монопольное положение в системе  власти, через свою «собственность на государство», через монополию  на осуществление политической власти.

При Сталине большая часть номенклатурных работников работала достаточно эффективно под страхом сурового наказания  и потери всех привилегий. Ведь в  сталинское время как легко люди оказывались на вершине власти, так  же легко они могли быть от нее  отстранены. Очень частым явлением были "чистки" как партийных  рядов, так и госаппарата. При  всех неудачах было традицией искать виновных - "врагов народа", "вредителей". От "чисток" перешли к более  радикальным мерам - репрессиям, которые  коснулись всех слоев общества. Это были самые сложные годы для номенклатуры. Судьба назначенцев находилась в руках уже не номенклатурных органов, а карательных. Репрессии действительно оказались сильным потрясением для номенклатуры, запомнившей, что власть ее не вечна.

Стабильность наступила в положении  номенклатуры после смещения Хрущева  в «золотой век» Брежнева. В первую очередь, изменилось социальное происхождение  госпартаппарата. Эти перемены можно проследить на примере состава ЦК. В сталинское время члены ЦК являлись или неспециалистами, рабочими-маргиналами (большинство), или специалистами с высшим и средним образованием. После 1970 г. постепенно исчезает в биографических данных высшей номенклатуры графа "социальное происхождение", такие сведения засекречиваются. Скорее всего это связано с появлением нового класса "служащих", крайне разнородной смеси больших социальных групп. Показательны и изменения в образовательном уровне номенклатуры. Брежневская номенклатура, в основном, имеет техническое, военное или сельскохозяйственное образование. Важной особенностью является отсутствие юристов. Их профессионализм был крайне опасен установившемуся корпоративному режиму. Еще одной характерной чертой номенклатуры было обладание различными "благами", недоступными простым советским гражданам. Список этих благ довольно обширен: бесплатные или льготные путевки в дома отдыха и санатории, предоставление квартир в домах повышенной благоустроенности, спецбольницы и поликлиники, госдачи и т.д.

Несмотря на внешнее благополучие номенклатуры, система уже находилась на пути самораспада. Симптомы ее разложения очевидны: выхолащивание идеологии, ведомственная анархия, моральная  деградация верхов. Отсутствие у номенклатуры адекватного самосознания - реальной оценки происходящего - означало, что  конец ее существованию может  положить любая допущенная ею серьезная  ошибка. Так и произошло, когда  в начале 80-х годов верхушка номенклатуры выдвинула лозунг гласности и тем самым дала выход накопившемуся массовому недовольству.

Окончательное разрушение партийной  номенклатурной системы произошло  в 1990 – 1991 гг. Начало этому было положено изменением конституционных основ  общества, в частности – отменой  ст.6 Конституции СССР, закреплявшей руководящую роль КПСС в обществе. Но и после 14 марта 1990 г., когда ст. 6 была отменена, утверждение в номенклатурных должностях продолжалось. Лишь 20 сентября 1990 г. было принято постановление  Политбюро ЦК КПСС «Об изменении  порядка рассмотрения кадровых вопросов в ЦК КПСС», согласно которому было признано целесообразным упразднить номенклатуру должностей ЦК КПСС.

3.3. Современная российская номенклатура

Правящая сегодня российская номенклатура так же, как и ее прародительница, номенклатура советская, представляет собой маргинальное меньшинство, в  котором постоянно идет борьба за доминирующее положение между группировками-кланами, объединенными на основе родственных, образовательных или производственных связей, принципов землячества, национальной и социальной близости. При этом преданность клану и его лидерам  не является величиной постоянной. Умение вовремя предать, примкнуть  с целью карьерного роста к  тому клану, который завоевывает  доминирующее положение, служит основой  продвижения вверх в номенклатурной среде.

В отличие от советской, российская номенклатура лишена жесткого внутреннего  стержня в лице КПСС. Поэтому конкуренция  кланов носит более хаотичный  и непредсказуемый характер. А  сама она представляет собой нестабильную социальную среду, расколотую как по вертикали, так и по горизонтали  борьбой за власть и ресурсы постоянно  мутирующих и видоизменяющихся кланов.

По оценкам экспертов, сегодня насчитывается порядка 10–15 правящих номенклатурно-олигархических кланов, не считая кланы регионального уровня.

Кроме того, российской номенклатуре свойственно интенсивное саморасширение. Это уже привело к тому, что, по данным Росстата, с 1999 года численность работников государственных органов и органов местного самоуправления, которые, естественно, не все относятся к номенклатуре, увеличилась более чем в 1,5 раза и в 2011 году достигла 1 млн 603 тысяч человек (без учета соизмеримой численности сотрудников «силовых» ведомств). Для сравнения, во всем СССР было порядка 630 тысяч государственных служащих. Российская номенклатура как раковая опухоль поражает не только государственные структуры, но и наиболее прибыльные секторы экономики, сферы досуга и развлечений, организации науки и образования. При этом численность ее «с чадами и домочадцами» составляет не более 3–4 млн человек, то есть не более 3% граждан России.

В 2000 году, по данным социолога Ольги  Крыштановской, правящая политическая команда на 77% состояла из выходцев из советской номенклатуры и на 41% из них же состояла так называемая «бизнес-элита».

В отличие от советской номенклатуры, для которой, как считал Михаил Восленский, основной целью была власть как таковая, хотя советскому номенклатурщику «не чуждо все остальное, и он по природе отнюдь не аскет», для российской номенклатуры основной целью служит личное обогащение. И власть ей нужна, прежде всего, как инструмент для удовлетворения корыстных устремлений.

 

 

 

 

Заключение

В заключении хотелось бы сделать  сравнительный анализ понятий номенклатура, бюрократия, чиновничество. Можно предположить, что они являются синонимами, но все же несущественная разница между  ними есть.

В номенклатурной системе, как и  в бюрократической, "каждый приписан к своему месту, каждый должен оставаться там до тех пор, пока это считают  нужным".  Однако тогда в бюрократии, с точки зрения Вебера, отсутствует  такое качество, как безответственность. Если бюрократия в идеале должна обладать профессиональными навыками (знаниями, точностью и быстротой управленческого  процесса), то номенклатура ими не владеет.

Чиновничество выполняет приказы  государственных органов, тогда  как номенклатура сама диктует свою волю этим органам - через решения, мнения и указания руководящих партийных  инстанций. К тому же в номенклатуре нет характерной для любого чиновничества  жесткой иерархии рангов, обеспечивающей сравнимость чиновничьих постов в различных сферах государственной  структуры. А главное - в номенклатуре нет составляющего суть чиновничества  планомерного перемещения всех чиновников вверх по ступенькам этой иерархической  лестницы. Легко меняются специальности, кабинеты, незыблемой остается принадлежность к номенклатуре.

Еще Н.В. Гоголь в своих бессмертных  «Мертвых душах» показал истинное лицо российского чиновничества. Он показал, что жизнью города управляют необразованные, пустые, бесчестные люди. Более того, такая картина характерна не только для этой губернии, но и для всей страны. И, к сожалению, чиновничество  живет и расцветает и по сей день.

 

 

 

Список  литературы

1.  Арон, Р. Демократия и тоталитаризм / Р. Арон. – М., 1993. – С. 251.

2.  Афанасьев, М. Н. Правящие элиты и государственность посттоталитарной России / М.Н. Афанасьев. – М., 1996. – С. 239.

3.  Битем, Д. Бюрократия / Д. Битем // Социологический журнал.- 1997. -  № 4. -  С. 68.

Информация о работе Номенклатура, её происхождение и сущность