Номенклатура, её происхождение и сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 15:43, реферат

Описание работы

Представленная работа посвящена теме «Бюрократия, чиновничество, номенклатура». На сегодняшний день она очень актуальна, потому что практически каждое развитое государство обладает такой структурой, как бюрократия. Это и страны Европы, и США, и Россия. В каждом государстве эта проблема существует со своими особенностями, со своими положительными и отрицательными чертами. Например, слой номенклатуры, присутствовавший в СССР, существует и сейчас в России. Изучение истории своего государства – это неотъемлемая часть любого гражданина.

Содержание

Введение
1. Бюрократия
1.1. Происхождение термина «бюрократия»
1.2. Признаки бюрократии
1.3. Развитие бюрократии в России
2. Феномен чина в России
2.1. Формирование и становление чиновничества
2.2. Чиновничество в современной России
3. Номенклатура, её происхождение и сущность
3.1. Основные понятия и особенности номенклатуры
3.2. История становления номенклатуры в советском обществе
3.3. Современная российская номенклатура
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 38.24 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение                                                                                                        

стр. 2

1. Бюрократия 

стр. 3

1.1. Происхождение термина «бюрократия» 

стр. 3

1.2. Признаки бюрократии

стр. 4

1.3. Развитие бюрократии в России

стр. 6

2. Феномен чина в России

стр. 9

2.1. Формирование и становление чиновничества

стр. 9

2.2. Чиновничество в современной  России

стр. 11

3. Номенклатура, её происхождение  и сущность

стр. 13

3.1. Основные понятия и особенности  номенклатуры 

стр. 13

3.2. История становления номенклатуры  в советском обществе 

стр. 14

3.3. Современная российская номенклатура 

стр. 16

Заключение 

стр. 19

Список литературы 

стр. 20


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Представленная работа посвящена  теме «Бюрократия, чиновничество, номенклатура». На сегодняшний день она очень  актуальна, потому что практически  каждое развитое государство обладает такой структурой, как бюрократия. Это и страны Европы, и США, и  Россия. В каждом государстве эта  проблема существует со своими особенностями, со своими положительными и отрицательными чертами. Например, слой номенклатуры, присутствовавший в СССР, существует и сейчас в России. Изучение истории  своего государства – это неотъемлемая часть любого гражданина.

Цель работы – изучить и подробно описать такие аппараты государственной  власти, как бюрократия, чиновничество, номенклатура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные концепции бюрократии

1.1. Происхождение термина «бюрократия»

Бюрократия (от франц. bureau – канцелярия и греч. кратос – власть) – система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом. «Бюрократией» часто называют не только систему управления, осуществляемую специальным властным аппаратам, но и сам этот аппарат. Термины «бюрократия» и «бюрократизм» могут также использоваться в негативном смысле для обозначения неэффективной, чрезмерно формализованной системы управления.

Появление термина «бюрократия» связывают  с именем французского экономиста Винсента де Гурнэ, который ввел его в 1745 г. для обозначения исполнительной власти, придав этому понятию уничижительное значение, сохранившееся в общеупотребительной лексике до настоящего времени. В научный оборот этот термин вошел благодаря М. Веберу— автору наиболее полного и всестороннего социологического описания феномена бюрократии. До Вебера бюрократию в лучшем случае, как это было у К. Маркса, рассматривали в качестве посреднического звена между государством и массами, призванного проводить в жизнь политику правящего класса и соответственно лишенного самостоятельности. М. Вебер раскрыл анатомию формальной организации, исторические особенности эволюции бюрократии как особого социального института, но не затронул ее неформальную структуру.

Первоначально термин «бюрократия» использовался  Вебером для обозначения рациональной организации, предписания и правила  которой создают фундамент эффективной  работы и позволяют бороться с  фаворитизмом. Бюрократия рассматривалась  им как некий идеальный образ, наиболее эффективный инструмент управления социальными Структурами и отдельными структурными единицами. По мнению Вебера, жестко формализованный характер бюрократических  отношений, четкость в распределении  ролевых функций, личная заинтересованность бюрократов в достижении целей организации приводят к принятию своевременных и квалифицированных решений, основанных на тщательно отобранной и проверенной информации.

 

1.2. Признаки бюрократии

Описывая идеальную бюрократическую  организацию, Вебер выделил несколько  ее типичных особенностей. Важнейшими из них являются:

1. Специализация и разделение труда. Каждый сотрудник имеет определенные обязанности и сферу деятельности, которые не могут дублировать сферу полномочий других членов организации.

2. Вертикальная иерархия. Структуру бюрократической организации можно сравнить с пирамидой: большинство находится в ее основании, а меньшинство – в верхней части. Каждый человек, входящий в эту вертикальную иерархию, руководит нижестоящими людьми и в свою очередь, подчиняется вышестоящим, благодаря чему осуществляется контроль за деятельностью каждого элемента организации.

3. Четкие правила. Деятельность каждого члена организации регламентирована правилами, цель которых – это рационализация всего процесса управления. В идеале эти правила должны сделать предсказуемой деятельность каждого работника и всей организации. Хотя правила и могут видоизменяться, в целом они должны быть устойчивы в течение долгого времени.

4. Обезличенность взаимоотношений. В идеальной бюрократии личные симпатии, чувства и предпочтения не играют роли. Этот принцип является единым для взаимоотношений внутри организации, и в ее отношениях с внешними для организации партнерами. Условием идеальной бюрократии также является то, что набор новых сотрудников проводится на основе соответствия определенным объективным критериям вне зависимости от личных знакомств и привязанностей.

Множество правил, которые охватывают всю деятельность чиновников, с одной  стороны, существенно ограничивают их инициативу и творчество, но, с  другой стороны, предохраняют клиентуру  от личного произвола сотрудников. Обезличенный подход к подбору персонала  позволяет подобрать людей, обладающих стандартной подготовкой и компетентностью, хотя при этом велик риск отбраковать нестандартно мыслящих и талантливых кандидатов на должность.

Ученые выделяют три основные проблемы, порождаемые бюрократической организацией управления.

1. Отчуждение от человека. Бюрократия призвана решать проблемы людей. Обезличенность подхода к клиентам помогает соблюдать их равноправие, однако лишает при этом людей их уникальности. Любая проблема подстраивается под единый для всех шаблон и решается принятым ранее образом. В результате происходит дегуманизация и превращение человека в стандартное «дело» на столе у чиновника.

2. Ритуализм. Стандартная процедура принятия решений зачастую, проходя все необходимые инстанции и согласования, занимает столько времени, что само решение становится уже устаревшим и ненужным. Для описания этой ситуации Р.Мертонввел специальный термин – «бюрократический ритуализм», обозначающий такую поглощенность правилами и установлениями, которая ставит под угрозу достижение целей организации.

3. Инерция. Хотя бюрократия создается для решения определенных проблем, это не означает, что когда эти проблемы будут решены, то организация перестанет существовать. Как и любая другая организация, бюрократия стремится к самосохранению, но в отличие от других структур, бюрократическая имеет больший опыт и большие возможности для того, чтобы не допустить свой роспуск. В результате бюрократическая организация может функционировать уже вне зависимости от ранее поставленных перед ней целей.

Для уменьшения негативных последствий  бюрократизации управления необходима система внешнего контроля за деятельностью чиновников – со стороны граждан (клиентов бюрократии) и/или руководителей. Как правило, оба эти метода сочетаются: гражданам предоставляют право жаловаться на бюрократов в правоохранительные органы, хотя и эти органы сами могут подвергнуться бюрократическому перерождению. Трудность организации контроля над бюрократией является весомым аргументов сторонников анархии, стремящихся отказаться от деления общества на управляемых и профессиональных управляющих. Однако на современном этапе развития общества отказаться от профессионализации управления не представляется возможным. Поэтому некоторая бюрократизация управления воспринимается как неизбежное зло.

1.3. Развитие бюрократии в России 

Система управления, в которой карьера  зависит от личных профессиональных качеств, возникла еще в допетровской России. Когда в 16 в. в Московском государстве начали возникать функционально-специализированные органы государственного управления, «приказы», то работающие в них незнатные дьяки постепенно стали играть не менее важную роль, чем знатные бояре. «Приказные» чиновники сильно отличались от обрисованного Вебером идеального западного чиновника. Многие из этих особенностей устойчиво сохранялись и в последующие века.

Новый импульс развитию бюрократии в России был дан реформами  Петра I, который стремился, ориентируясь на опыт стран Западной Европы, заменить потомственных бояр профессиональными чиновниками. Высшими бюрократическими органами стали Сенат, пришедший на смену боярской Думе, и коллегии, которые заменяли прежние приказы. Стремясь законодательно зафиксировать происходящие с аппаратом управления изменения, Петр I подписал Генеральный регламент коллегий (1720). Этот документ содержал правила функционирования государственного аппарата как бюрократической организации: выстраивал иерархию, устанавливая подчиненность нижестоящих учреждений вышестоящим, закреплял обезличенность взаимоотношений посредством связей между инстанциями только письменным образом, устанавливал специализацию и обязанности всех служащих. Дополнительная проработка принципа иерархии была проведена посредством Табеля о рангах (1722), который устанавливал иерархию служащих и правила продвижения по служебной лестнице. Наконец, в 1763 повсеместно было введено регулярное жалование для чиновников.

Хотя Россия всегда считалась страной  бюрократов, их доля в общей численности  населения была невелика – ниже, чем в развитых странах Западной Европы. По своим характеристикам  бюрократия императорской России тяготела к восточному варианту: была подконтрольна  вышестоящим чиновникам, но не обществу, отличалась коррумпированностью и  невысокой эффективностью. Кроме  того, в российской бюрократии неформальные отношения часто выходили на первый план, из-за чего отсутствовала как  четкая профессиональная специализация, так и зависимость продвижения  чиновника по службе от служебной  компетентности.

 
 

Управленческий аппарат СССР унаследовал  основные особенности бюрократии дореволюционной  России. Советская администрация  не превратилась в европейскую бюрократию, а сформировала в 1920–1930-е особый тип чиновничества – номенклатуру. Карьера члена номенклатуры зависела не столько от его деловых качеств, сколько от политической лояльности (при Сталине) и от личных связей (при преемниках Сталина). Резко возрос сам штат управленцев, что, однако, не способствовало росту качества управления.

Экономические реформы при М.Горбачеве и Б.Ельцине проводились под лозунгом борьбы с бюрократией. Так, при проведении приватизации в 1990-е главным аргументом в ее пользу было утверждение, что частный предприниматель будет управлять предприятием эффективнее государственного бюрократа. В настоящее время власть бюрократии в России остается не эффективной, но сильной – государственные чиновники сохранили возможность контроля над всеми основными сферами жизни общества, а число их возросло даже по сравнению с советским периодом. Поэтому рационализация управленческого аппарата остается важнейшей задачей, которую еще предстоит решать в ходе будущих реформ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Феномен  чина в России

2.1. Чиновничество  – формирование и становление

Процесс исторической эволюции российского  чиновничества прошел ряд этапов. Формирование в России чиновничества  относится к XVI веку, эпохе Ивана  Грозного. Чины же в нашем понимании  появились в России при Алексее  Михайловиче (XVII в.). Именно тогда сложилась особая иерархия должностей, отличная от служилой в целом. Бюрократический слой сразу структурно разделился на две категории: высшее чиновничество (члены Боярской думы, наместники областей, первые лица приказов) и исполнительный штат приказов и местных органов власти, составлявший непосредственно бюрократический аппарат. Существенные различия материального положения, качества выполнения управленческих функций, нравственно-психологического облика высших категорий чиновничества, с одной стороны, и средних и низших – с другой, сохранились на протяжении практически всей истории чиновничества в России.

Издание в 1722 году закона, вводившего Табель о рангах, положило начало образованию  в России чиновничества как особой группы, наделенной рядом прав и  преимуществ. Фактически, введение Табели о рангах явилось своеобразным развитием  закона 1682 года об ликвидировании местничества. Отныне основной путь получения дворянского звания лежал через службу. Конкретно с этого момента практически возникает наряду с поместным служилое дворянство, которое с каждым годом возрастает.

Табель гражданских чинов устанавливал 14 классов, соответствовавших определенным должностям, но со временем это соответствие все более и более нарушалось.

С введением Табеля занятие хоть какой классной должности в системе государственных учреждений становилось невозможным, если данное лицо не являлось чиновником. Для должностей, стоявших на самых низших ступенях служебной лестницы, игравших «техническую» роль, - канцеляристов, подканцеляристов, копиистов и т.д. создавался особый институт канцелярских служителей. Институт канцелярских служителей являлся начальной ступенью чиновной службы, через которую обязана была проходить основная масса будущих чиновников. При этом длительность пребывания в ней определяло происхождение и образование. Поступление на службу в гражданское ведомство определялось тремя условиями: сословным происхождением, возрастом, уровнем знаний. По «праву происхождения» вступать в гражданскую службу разрешалось: детям потомственных и личных дворян, детям священников и диаконов как православного, так и униатского вероисповедания, а также детям протестантских пасторов и купцов первой гильдии. Кроме этих категорий разрешалось поступать на службу детям приказных служителей, не имевших чина, а также детям придворных служителей, почтальонов и остальных низших почтовых служителей, мастеров и подмастерьев фабрик и заводов, «но с тем ограничением, что первые могут быть определены лишь на места Придворного ведомства, дети почтовых служителей - по Почтовому ведомству, а последние по ведомству Кабинета и Департамента уделов». Все другие категории населения, как указывалось в пункте 5 «Устава о службе гражданской», не могут поступать на службу.

Информация о работе Номенклатура, её происхождение и сущность