Назначение и методика составления пояснительной записки к бухгалтерской (финансовой) отчётности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

В пояснительной записке отражаются: численность работников, материалоемкость и фондоемкость производства, технические характеристики основных средств, основные экономические показатели за ряд лет, перспективы изменения финансового состояния и другие сведения.
Однако не все организации представляют пояснительную записку в составе бухгалтерской отчетности. Так, не составляют ее общественные организации (объединения). Основание - п.4 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом N 67н. Некоммерческим организациям и малым предприятиям, которые не подлежат обязательному аудиту, в этом вопросе предоставлено право выбора. Составлять пояснительную записку или нет, они решают сами.

Содержание

Введение 3
1. Структура пояснительной записки 5
1.1 Характеристика организации и основные виды деятельности 7
1.2 Изменения в учётной политике фирмы 8
1.3 Основные показатели деятельности организации 10
1.4 Информация по аффилированным лицам 12
1.5 Информация о государственной помощи 13
1.6 Информация по сегментам 14
1.7 Информация о прекращении деятельности 16
2. Дополнительная информация, отражённая в записке 18
Заключение 21
Использованная литература

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

     Во-первых, сведения о наличии на начало и  конец отчетного периода и  движении нематериальных активов, основных средств, а также арендованных, финансовых вложений, дебиторской и кредиторской задолженности (п.27 ПБУ 4/99). Здесь должны быть указаны изменения уставного, резервного или добавочного капиталов.

     Во-вторых, необходимо отметить наличие на начало и конец отчетного периода  резервов предстоящих расходов и  платежей, оценочных резервов, указать объемы продаж по видам деятельности, затраты на производство (издержки обращения), внереализационные доходы и расходы.

     В-третьих, если имели место чрезвычайные ситуации, связанные с хозяйственной деятельностью  организации, следует их описать  с указанием последствий.

     В-четвертых, должна пройти информация о любых  выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей, о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности.

     В-пятых, если осуществлялись операции в валюте, то отражаются курсовые разницы, которые отнесены на счет учета финансовых результатов и другие счета бухучета, а также курс валюты, установленный Центробанком России на дату составления отчетности.

     Если  организация - акционерное общество, то следует указать:

     - фамилии и должности членов совета директоров, исполнительного органа;

     - сумму причитающегося им вознаграждения;

     - количество выпущенных акций  (оплаченных полностью, частично  или неоплаченных);

     - данные о номинальной стоимости  акций;

     - сведения о прибыли, приходящейся на одну акцию.

     В отчетности акционерного общества отражаются:

     - базовая прибыль (убыток) на акцию,  а также величины базовой прибыли  (убытка) и средневзвешенного количества  обыкновенных акций, находящихся  в обращении, используемые при  ее расчете;

     - разводненная прибыль (убыток) на акцию, а также величины скорректированных базовой прибыли (убытка) и средневзвешенного количества обыкновенных акций в обращении, используемые при ее расчете.

     В случае размещения обыкновенных акций  после отчетной даты, но до подписания отчетности базовая и разводненная прибыль на акцию за отчетный и прошлые периоды подлежат корректировке. Об этом также следует отметить в записке. Если акционерное общество не имеет конвертируемых ценных бумаг, то в записке раскрывается только базовая прибыль (убыток) на акцию.

 

1.4 Информация  по аффилированным  лицам

 
 

     Согласно  п.14 ПБУ 11/2000 информация об аффилированных лицах включается в пояснительную  записку в виде отдельного раздела.

     Аффилированными лицами являются организации и граждане, способные оказывать влияние  на деятельность юридических и физических лиц в соответствии с законодательством РФ.

     К информации об аффилированных лицах  в бухгалтерской отчетности относятся  данные об операциях между организацией, подготавливающей бухгалтерскую отчетность аффилированным лицом. В данном случае имеется в виду передача активов или обязательств. Такими операциями могут быть: приобретение и продажа товаров (работ, услуг), основных средств, аренда и предоставление в аренду имущества, передача результатов НИОКР, предоставление и получение гарантий и залогов и т.д.

     По  каждому аффилированному лицу в пояснительной записке необходимо отразить:

     - характер отношений с ним;

     - виды операций;

     - стоимостные показатели по незавершенным  операциям на конец отчетного  периода;

     - методы определения цен по  каждой операции.

     В случае если организация или физическое лицо контролирует другую организацию или организация контролируется непосредственно или через третьи организации, одним и тем же юридическим или одним и тем же физическим лицом, то характер отношений между ними подлежит описанию в бухгалтерской отчетности. Это производится независимо от того, имели ли место в отчетном периоде операции между ними (п.13 ПБУ 11/2000).

1.5 Информация о государственной помощи

 
 

     Государственная помощь организации может предоставляться  в форме субвенций, субсидий, бюджетных кредитов (за исключением налоговых, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей), а также в виде земельных участков, природных ресурсов и другого имущества.

     В бухгалтерской отчетности организации (пояснительной записке) подлежит раскрытию как минимум следующая информация в отношении государственной помощи:

     - характер и величина бюджетных  средств, признанных в бухгалтерском  учете в отчетном году;

     - назначение и величина бюджетных  кредитов;

     - характер прочих форм государственной  помощи, от которых организация прямо получает экономические выгоды;

     - не выполненные по состоянию  на отчетную дату условия предоставления  бюджетных средств и связанные  с ними условные обязательства  и условные активы.

 

1.6 Информация  по сегментам

 
 

     Если  организация составляет сводную отчетность, то она должна руководствоваться ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам". Сегмент представляет собой часть деятельности организации в хозяйственных условиях. Отчетные сегменты - это сегменты, по которым информация раскрывается в бухгалтерской отчетности. Принципы выделения информации по отчетным сегментам указаны в п.9 ПБУ 12/2000.

     Существует  два вида сегментов: операционные и  географические. Выделение информации по операционным сегментам означает, что несколько видов товаров, работ, услуг включается в однородную группу по схожим признакам. Информация по географическому сегменту может формироваться, например, по определенному региону или нескольким регионам РФ. Она также может выделяться по местам расположения активов, рынков сбыта.

     Эта информация подразделяется аналогично на первичную и вторичную.

     В составе первичной информации по отчетному сегменту в пояснительной  записке раскрываются следующие  показатели:

     - общая величина выручки, в том  числе:

     - от продажи внешним покупателям;

     - от операций с другими сегментами;

     - прибыль или убыток;

     - общая балансовая величина активов;

     - общая величина обязательств;

     - общая величина капитальных вложений  в основные средства и нематериальные  активы;

     - общая величина амортизационных  отчислений по основным средствам и нематериальным активам;

     - совокупная доля в чистой прибыли  (убытке) зависимых и дочерних  обществ, совместной деятельности, а также общая величина вложений  в эти зависимые общества и  совместную деятельность.

     Первичная информация по отчетным сегментам показывается по организации в целом по следующей схеме. 

Схема 

┌───────────────────────────────────────────────┐   ┌────────────┐

│              Первичная информация             │   │   Прочая   │

└──────┬────────────────┬────────────────┬──────┘   │деятельность│

      \│/              \│/              \│/         └──────┬─────┘

┌─────────────┐  ┌─────────────┐  ┌─────────────┐          │

│по сегменту 1│  │по сегменту 2│  │по сегменту 3│          │

└──────┬──────┘  └──────┬──────┘  └──────┬──────┘          │

       │               \│/              \│/                │

       │    ┌─────────────────────────────────┐            │

       └───>│       Итого  по организации      │<───────────┘

            └─────────────────────────────────┘ 

     К первичной и вторичной информации относится информация об основных показателях  деятельности организации (например, выручка, прибыль, амортизация и т.д.). Состав показателей для отчетности по каждому  сегменту при предоставлении первичной  информации единый для всех случаев. При предоставлении вторичной информации показатели зависят от причин, по которым информация отнесена к таковой.

 

1.7 Информация о прекращении деятельности

 
 

     Информацию  по прекращаемой деятельности следует  раскрыть в следующем порядке (п.11 ПБУ 16/02):

     1) описание прекращаемой деятельности: операционный или географический  сегмент (часть сегмента, совокупность  сегментов), в рамках которых происходит  прекращение деятельности;

     2) дата признания деятельности  прекращаемой: указать дату или  период, в котором ожидается завершение деятельности организации (если они известны или определимы);

     3) стоимость активов и обязательств  фирмы на момент выбытия или  погашения;

     4) суммы доходов и расходов, прибыли  и убытки, полученные до налогообложения,  налог на прибыль;

     5) движение денежных средств по  прекращаемой деятельности.

     В пояснительной записке или в  отчете о прибылях и убытках по мере выбытия активов или погашения  обязательств указывается до налогообложения  сумма прибыли (убытка), связанная  с выбытием этих активов или погашением данных обязательств, и налога на прибыль.

     По  тем активам и обязательствам, по которым организация заключила  договоры купли-продажи, в записке  отражаются:

     - продажная цена актива (после  вычета расчетных расходов на  выбытие);

     - сроки поступления денежных средств;

     - сумма соответствующих активов  и обязательств. 

     По  резервам по прекращаемой деятельности организация раскрывает информацию согласно ПБУ 8/01 "Условные факты  хозяйственной деятельности". Резерв подлежит пересмотру и корректировке по состоянию на конец каждого отчетного периода от признания деятельности прекращаемой до завершения прекращения деятельности. 

     Если  признание деятельности прекращаемой происходит после окончания годового отчетного периода, но до даты подписания отчетности, то такая отчетность должна быть уточнена в части раскрытия показателей, предусмотренных п.11 ПБУ 16/02 за период, охватываемый этой отчетностью. В случае отмены программы прекращения деятельности суммы резервов и убытков от снижения стоимости активов подлежат восстановлению (п.20 ПБУ 16/02). Вся информация должна предоставляться отдельно по каждой части прекращаемой деятельности (п.21 ПБУ 16/02).

     Информация  за прошлые отчетные периоды, предоставленная  после признания деятельности прекращаемой, должна быть скорректирована с целью выделения активов, обязательств, доходов, расходов и потоков денежных средств. Это необходимо для сопоставимости отчетных данных с предшествующими показателями (п.22 ПБУ 16/02). 
 
 
 
 

 

2. Дополнительная  информация, отражённая в записке

 
 

     Включение дополнительной информации в состав пояснительной записки не должно противоречить интересам деятельности организации. В соответствии с Приказом N 67н в бухгалтерской отчетности должна быть представлена информация как минимум за два года. Однако этого недостаточно, чтобы сделать необходимые выводы о динамике развития организации. В пояснительной записке можно приводить показатели, характеризующие деятельность организации за более длительный период.

Информация о работе Назначение и методика составления пояснительной записки к бухгалтерской (финансовой) отчётности