Налоговые и бухгалтерские резервы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:51, реферат

Описание работы

Актуальность темы. В связи со становлением и развитием рыночных отношений в российской экономике, появлением различных форм собственности, интеграции отечественных организаций в мировую систему хозяйствования национальная система бухгалтерского учета подверглась значительным изменениям, которые не могли не коснуться порядка резервирования. В период реформ не один раз менялись число оценочных резервов, порядок их расчета и отражения на счетах бухгалтерского учета, что повлекло большое количество проблем как теоретического, так и практического характера.

Работа содержит 1 файл

Налоговые и бухгалтерские резервы..docx

— 29.74 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

На тему: «Налоговые и бухгалтерские резервы»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          Выполнил студент 45 нк группы

                                                                                          Кудымов М. А.

                                                                                          Проверила Аристова Л. Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары 2011.

Введение

Актуальность темы. В связи  со становлением и развитием рыночных отношений в российской экономике, появлением различных форм собственности, интеграции отечественных организаций  в мировую систему хозяйствования национальная система бухгалтерского учета подверглась значительным изменениям, которые не могли не коснуться порядка резервирования. В период реформ не один раз менялись число оценочных резервов, порядок  их расчета и отражения на счетах бухгалтерского учета, что повлекло большое количество проблем как  теоретического, так и практического  характера.

В современных условиях система  бухгалтерского учета должна не только решать задачи достоверной констатации  разнообразных хозяйственных фактов, но также создавать надежную информационную основу для решения задач планирования, прогнозирования, бюджетирования, инвестирования, что невозможно без использования  полного спектра инструментов и  методов учета, важное место среди  которых занимает резервирование.

В настоящее время отсутствует  единая концепция формирования и  использования оценочных резервов. Каждый резерв создается по своим  собственным правилам, что приводит к дополнительным трудностям. В российском законодательстве вопросы формирования оценочных резервов также недостаточно проработаны, а в некоторых случаях  налицо прямые противоречия. Наиболее актуальной проблемой является отсутствие приемлемых методик расчета сумм резервов. Введение налогового учета  породило необходимость сопоставления  порядка расчетов оценочных резервов в бухгалтерском и налоговом  учете, что также создало ряд  как теоретических, так и практических проблем. Все это определило выбор  темы и основные направления работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика

Резервы предстоящих расходов

Оценочные резервы

Резервы по условным фактам хозяйственной деятельности

1

2

3

4

Обязательность создания

По желанию организации, если необходимость распределения  расходов экономически обоснованна

Обязательно, если учетная  стоимость активов больше их рыночной стоимости

Обязательно, если высока вероятность  наступления событий, по которым  возникают условные обязательства, которые можно надежно оценить

Цель создания

Формирование запаса средств  на финансирование будущих мероприятий. Достижение равномерного включения  затрат в расходы

Приведение балансовой оценки активов в соответствие с их рыночной стоимостью

Формирование запаса средств  на погашение (исполнение) условных обязательств

Содержание учетной политики

Виды создаваемых резервов. Порядок оценки размера резервов. Процедура создания резервов

Порядок оценки рыночной стоимости  активов. Процедура и периодичность  создания резерва

Процедура прогнозирования вероятности наступления последствий условного факта. Процедура создания резервов

Когда создаются и расходуются

По общему правилу накапливаются  и расходуются в течение 1 финансового  года (в годовом балансе нет  переходящего остатка)

Создаются в конце финансового  года перед формированием отчетности и уменьшают балансовую оценку активов. Расходуются в течение следующего периода (периодов)

Создаются как в течение, так и в конце финансового  года. Расходуются по мере наступления  событий, под которые данный резерв создавался (возникновения соответствующих  обязательств)

Источник формирования

За счет затрат (издержек производства или обращения, себестоимости)

За счет прочих расходов

Или за счет затрат (издержек производства или обращения). Или  за счет прочих расходов

Наличие в МСФО

Отсутствуют, кроме резервов на оплату отпусков

Присутствуют в виде "поправок на обесценение", которые формируются  за счет расходов и уменьшают балансовую оценку обесцененных активов

Присутствуют в виде резервов


Налоговый резерв по сомнительным долгам.

В статье рассмотрен порядок  расчета суммы резерва сомнительных долгов и документального подтверждения  его создания для целей бухгалтерского учета.

 Сомнительным долгом  для создания резерва в бухгалтерском  учете признается дебиторская  задолженность, которая не погашена  в сроки, установленные договором,  и не обеспечена соответствующими  гарантиями.

 Прежде всего следует обратить внимание на формальную независимость процедуры формирования резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете. Например, в налоговом учете данный резерв может создаваться организацией в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения, а в бухгалтерском учете - не создаваться и не предусматриваться учетной политикой для целей бухгалтерского учета.

 Организация, применяющая  метод начисления, может принять  решение о создании резерва  по сомнительным долгам в целях  налогообложения прибыли, закрепив  его в учетной политике, без  создания одноименного резерва  в бухгалтерском учете.

 Алгоритм и условия  формирования резерва по сомнительным  долгам для целей налогового  учета приведены в статье 266 НК. Сомнительным долгом в данном  случае признается любая задолженность,  возникшая в связи с реализацией  товаров (работ, услуг), если эта  задолженность не погашена в  сроки, установленные договором,  и не обеспечена залогом, поручительством,  банковской гарантией. При этом  к доходам от реализации в  целях налогового учета относят  доходы от реализации товаров  (работ, услуг) как собственного  производства, так и ранее приобретенных  (статья 249 НК).

 Также в состав доходов  от реализации включаются доходы  от продажи ранее использовавшихся  в организации объектов амортизируемого  имущества (статья 268 НК). Поэтому  в налоговом учете в качестве  сомнительной задолженности для  целей создания резерва может  учитываться дебиторская задолженность  за проданные объекты основных  средств при соблюдении прочих необходимых условий. В бухгалтерском учете подобная задолженность не могла бы войти в состав резерва сомнительных долгов, так как она привела бы к формированию прочих доходов, а не доходов от обычных видов деятельности (п. 7 ПБУ 9/99).

 

 

 Задолженность за реализованные  имущественные права для целей  налогового учета не может  участвовать в создании резерва  сомнительных долгов, хотя и относится  в соответствии со статья 249 НК в состав доходов от реализации, так как это не предусмотрено п. 1 статьи 266 НК. Также невозможно включить в резерв задолженность, возникшую в результате приобретения организацией права требования долга.

 Правомерность включения  дебиторской задолженности от  сдачи имущества в аренду в  состав сомнительной зависит  от того, к какой категории  на конкретном предприятии относятся  доходы от аренды. Если учетной  политикой для целей налогообложения  предусмотрена в соответствии  с п. 4 статья 250 НК их квалификация  в качестве доходов от реализации - участие в расчете резерва  возможно, если же данные доходы  относятся в состав внереализационных, то в расчете резерва они в качестве сомнительных участвовать уже не могут.

 Суммы процентов, начисленных  по долговым обязательствам (договорам  займа), не могут учитываться организацией  для формирования резерва сомнительных  долгов, на что прямо указано  в п. 3 статьи 266 НК. Также не может  учитываться задолженность по  штрафам, предъявленным покупателям  за невыполнение условий договоров  в части сроков оплаты, так  как доходы в виде штрафов  относятся к внереализационным, а не к доходам от реализации (п. 3 статья 250 НК).

 Не считаются сомнительной  задолженностью перечисленные контрагенту  суммы предоплаты, не возвращенные  им в связи с невыполнением  договора поставки.

Методика создания и корректировки  резерва по сомнительным долгам для  целей налогового учета определена более четко и однозначно, чем  в бухгалтерском учете, и предусматривает следующие действия:

 

1. Проведение инвентаризации  всей имеющейся дебиторской задолженности  на конец отчетного или налогового периода. Подтверждением служат документы, предусмотренные для оформления результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. При этом наличие акта сверки с дебитором на дату создания резерва не является обязательным условием для включения соответствующей сомнительной задолженности в расчет резерва.

2. По результатам инвентаризации  выявляется сомнительная задолженность,  которая удовлетворяет критериям  п. 1 статьи 266 НК. Сомнительная задолженность  сразу подразделяется на три  группы по срокам ее возникновения: 

свыше 90 календарных дней (далее - СЗ-1);

от 45 до 90 календарных дней включительно (далее - СЗ-2);

до 45 дней (далее - СЗ-3).

 Под сроком возникновения  следует понимать не срок возникновения  дебиторской задолженности, а  дату, с которой она стала считаться  сомнительной, то есть не была  погашена в предусмотренные договором  сроки.

3. Определяется возможная  сумма резерва сомнительных долгов (далее - РСД-1) на конец периода  исходя из состояния дебиторской  задолженности по формуле:

РСД-1 = СЗ-1 + СЗ-2 x 50%

4. Рассчитывается возможная  сумма резерва сомнительных долгов (далее - РСД-2) на конец периода  исходя из суммы доходов, связанных  с производством и реализацией  (далее - ДПР), которые получил  налогоплательщик с начала года  до даты окончания отчетного  (налогового) периода, по формуле:

РСД-2 = ДПР x 10%

5. Определяется окончательная  возможная сумма резерва сомнительных  долгов на конец периода (РСД-3) как наименьшее из полученных  выше значений РСД-1 и РСД-2.

6. Определяется сумма  (далее - РСД), на которую следует  увеличить или уменьшить резерв  в текущем отчетном (налоговом)  периоде, с учетом суммы резерва  сомнительных долгов на начало  предыдущего отчетного (налогового) периода (далее - РСД-0) и суммы  безнадежной задолженности (далее  - БД), которая была списана за  счет резерва сомнительных долгов  в течение рассматриваемого периода,  по формуле:

РСД = РСД-3 - РСД-0 + БД

 

 

 В том случае, если  полученное значение РСД будет  положительным, резерв должен  быть увеличен и соответствующая  сумма отнесена в состав внереализационных расходов (п. 5 статья 266, пп. 7 п. 1 статья 265 НК). В противном случае (если РСД имеет отрицательное значение) резерв должен быть уменьшен, а внереализационные доходы увеличены в соответствии с требованиями п. 7 статья 250 НК.

 Если налогоплательщик  в предшествующем налоговом периоде  не формировал резерв по сомнительным  долгам в соответствии со своей  учетной политикой для целей  налогообложения, в первом отчетном (налоговом) периоде создания  резерва в расчете необходимо  принимать РСД-0 равным нулю.

 Если сумма списанных в течение периода безнадежных долгов превышает сумму имеющегося на начало периода резерва сомнительных долгов (БД > РСД-0), то при расчете БД принимается равным величине РСД-0 (поскольку суммы резерва недостаточно для полного покрытия безнадежной задолженности, недостающая сумма списывается на уменьшение налоговой базы в качестве внереализационных расходов в силу пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ).

 Указанные выше действия  по созданию (перерасчету) резерва  сомнительных долгов, по мнению  налоговых органов и Минфина,  следует совершать на конец каждого отчетного и налогового периодов, то есть:

4 раза в год для организаций,  которые в соответствии с требованиями  ст. 285 НК РФ ведут расчет налога  на прибыль поквартально;

12 раз в год для предприятий,  отчетным периодом по налогу  на прибыль для которых является  месяц, два месяца, три месяца  и т.д. до окончания календарного  года.

 Непосредственное списание  остатка не использованного на конец налогового периода резерва НК не предусмотрено, однако его величина может значительно колебаться под влиянием суммы сомнительной задолженности и сроков ее возникновения, а также размера доходов от реализации.

 В случае если налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения на следующий год закреплено решение не создавать резерв по сомнительным долгам, вся сумма резерва, не использованная в текущем налоговом периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, подлежит включению в состав внереализационных доходов в соответствии с п. 7 статьи 250 НК в последнем отчетном периоде текущего года.

Бухгалтерский резерв сомнительных долгов

В статье рассмотрен порядок  расчета суммы резерва сомнительных долгов и документального подтверждения  его создания для целей бухгалтерского учета.  Сомнительным долгом для  создания резерва в бухгалтерском  учете признается дебиторская задолженность, которая не погашена в сроки, установленные  договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

 В соответствии с абз. 1 п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.1998 №34н, организация может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на свои финансовые результаты.

 Таким образом, в  общем случае резерв в бухгалтерском  учете может быть создан только  по той дебиторской задолженности,  которая ранее привела к формированию  доходов от обычной деятельности, перечень которых определен п. 5 ПБУ 9/99 "Доходы организации"  и включает доходы от продаж  продукции, товаров, работ, услуг.  Следовательно, иные долги перед  организацией, например задолженность  по авансам, перечисленным поставщикам  товаров, поставка которых не  была выполнена в предусмотренные  договором сроки, не могут участвовать  в формировании резерва по  сомнительным долгам.

 Однако в п. 3 Письма Минфина России от 29.01.2009 №07-02-18/01 подчеркнуто, что при принятии решения об отнесении суммы дебиторской задолженности в состав сомнительной с целью формирования по ней резерва необходимо не просто формальное выполнение условий о признании долга сомнительным (то есть отсутствие погашения в предусмотренные договором сроки и необеспеченность гарантиями), но и оценка кредитором реальной вероятности оплаты или неоплаты каждой конкретной просроченной задолженности в течение 12 месяцев после отчетной даты. Если вероятность оплаты, даже с учетом соответствия формальным критериям признания задолженности сомнительной, по данному контрагенту высока, резерв по этому долгу создавать не следует (нельзя рассматривать его как сомнительный долг).

Информация о работе Налоговые и бухгалтерские резервы