Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:51, реферат
Актуальность темы. В связи со становлением и развитием рыночных отношений в российской экономике, появлением различных форм собственности, интеграции отечественных организаций в мировую систему хозяйствования национальная система бухгалтерского учета подверглась значительным изменениям, которые не могли не коснуться порядка резервирования. В период реформ не один раз менялись число оценочных резервов, порядок их расчета и отражения на счетах бухгалтерского учета, что повлекло большое количество проблем как теоретического, так и практического характера.
РЕФЕРАТ
На тему: «Налоговые и бухгалтерские резервы»
Чебоксары 2011.
Введение
Актуальность темы. В связи
со становлением и развитием рыночных
отношений в российской экономике,
появлением различных форм собственности,
интеграции отечественных организаций
в мировую систему
В современных условиях система
бухгалтерского учета должна не только
решать задачи достоверной констатации
разнообразных хозяйственных
В настоящее время отсутствует
единая концепция формирования и
использования оценочных
Характеристика |
Резервы предстоящих расходов |
Оценочные резервы |
Резервы по условным фактам хозяйственной деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
Обязательность создания |
По желанию организации, если необходимость распределения расходов экономически обоснованна |
Обязательно, если учетная стоимость активов больше их рыночной стоимости |
Обязательно, если высока вероятность наступления событий, по которым возникают условные обязательства, которые можно надежно оценить |
Цель создания |
Формирование запаса средств на финансирование будущих мероприятий. Достижение равномерного включения затрат в расходы |
Приведение балансовой оценки активов в соответствие с их рыночной стоимостью |
Формирование запаса средств на погашение (исполнение) условных обязательств |
Содержание учетной политики |
Виды создаваемых резервов. Порядок оценки размера резервов. Процедура создания резервов |
Порядок оценки рыночной стоимости активов. Процедура и периодичность создания резерва |
Процедура прогнозирования вероятности наступления последствий условного факта. Процедура создания резервов |
Когда создаются и расходуются |
По общему правилу накапливаются и расходуются в течение 1 финансового года (в годовом балансе нет переходящего остатка) |
Создаются в конце финансового
года перед формированием отчетности
и уменьшают балансовую оценку активов.
Расходуются в течение |
Создаются как в течение,
так и в конце финансового
года. Расходуются по мере наступления
событий, под которые данный резерв
создавался (возникновения |
Источник формирования |
За счет затрат (издержек производства или обращения, себестоимости) |
За счет прочих расходов |
Или за счет затрат (издержек производства или обращения). Или за счет прочих расходов |
Наличие в МСФО |
Отсутствуют, кроме резервов на оплату отпусков |
Присутствуют в виде "поправок на обесценение", которые формируются за счет расходов и уменьшают балансовую оценку обесцененных активов |
Присутствуют в виде резервов |
Налоговый резерв по сомнительным долгам.
В статье рассмотрен порядок
расчета суммы резерва
Сомнительным долгом
для создания резерва в
Прежде всего следует обратить внимание на формальную независимость процедуры формирования резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете. Например, в налоговом учете данный резерв может создаваться организацией в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения, а в бухгалтерском учете - не создаваться и не предусматриваться учетной политикой для целей бухгалтерского учета.
Организация, применяющая
метод начисления, может принять
решение о создании резерва
по сомнительным долгам в
Алгоритм и условия
формирования резерва по
Также в состав доходов
от реализации включаются
Задолженность за
Правомерность включения
дебиторской задолженности от
сдачи имущества в аренду в
состав сомнительной зависит
от того, к какой категории
на конкретном предприятии
Суммы процентов, начисленных
по долговым обязательствам (договорам
займа), не могут учитываться
Не считаются сомнительной
задолженностью перечисленные
Методика создания и корректировки резерва по сомнительным долгам для целей налогового учета определена более четко и однозначно, чем в бухгалтерском учете, и предусматривает следующие действия:
1. Проведение инвентаризации
всей имеющейся дебиторской
2. По результатам инвентаризации
выявляется сомнительная
свыше 90 календарных дней (далее - СЗ-1);
от 45 до 90 календарных дней включительно (далее - СЗ-2);
до 45 дней (далее - СЗ-3).
Под сроком возникновения
следует понимать не срок
3. Определяется возможная
сумма резерва сомнительных
РСД-1 = СЗ-1 + СЗ-2 x 50%
4. Рассчитывается возможная
сумма резерва сомнительных
РСД-2 = ДПР x 10%
5. Определяется окончательная
возможная сумма резерва
6. Определяется сумма
(далее - РСД), на которую следует
увеличить или уменьшить
РСД = РСД-3 - РСД-0 + БД
В том случае, если
полученное значение РСД будет
положительным, резерв должен
быть увеличен и
Если налогоплательщик
в предшествующем налоговом
Если сумма списанных в течение периода безнадежных долгов превышает сумму имеющегося на начало периода резерва сомнительных долгов (БД > РСД-0), то при расчете БД принимается равным величине РСД-0 (поскольку суммы резерва недостаточно для полного покрытия безнадежной задолженности, недостающая сумма списывается на уменьшение налоговой базы в качестве внереализационных расходов в силу пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ).
Указанные выше действия по созданию (перерасчету) резерва сомнительных долгов, по мнению налоговых органов и Минфина, следует совершать на конец каждого отчетного и налогового периодов, то есть:
4 раза в год для организаций,
которые в соответствии с
12 раз в год для предприятий,
отчетным периодом по налогу
на прибыль для которых
Непосредственное списание остатка не использованного на конец налогового периода резерва НК не предусмотрено, однако его величина может значительно колебаться под влиянием суммы сомнительной задолженности и сроков ее возникновения, а также размера доходов от реализации.
В случае если налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения на следующий год закреплено решение не создавать резерв по сомнительным долгам, вся сумма резерва, не использованная в текущем налоговом периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, подлежит включению в состав внереализационных доходов в соответствии с п. 7 статьи 250 НК в последнем отчетном периоде текущего года.
Бухгалтерский резерв сомнительных долгов
В статье рассмотрен порядок
расчета суммы резерва
В соответствии с абз. 1 п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.1998 №34н, организация может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на свои финансовые результаты.
Таким образом, в
общем случае резерв в
Однако в п. 3 Письма Минфина России от 29.01.2009 №07-02-18/01 подчеркнуто, что при принятии решения об отнесении суммы дебиторской задолженности в состав сомнительной с целью формирования по ней резерва необходимо не просто формальное выполнение условий о признании долга сомнительным (то есть отсутствие погашения в предусмотренные договором сроки и необеспеченность гарантиями), но и оценка кредитором реальной вероятности оплаты или неоплаты каждой конкретной просроченной задолженности в течение 12 месяцев после отчетной даты. Если вероятность оплаты, даже с учетом соответствия формальным критериям признания задолженности сомнительной, по данному контрагенту высока, резерв по этому долгу создавать не следует (нельзя рассматривать его как сомнительный долг).