Налоговая система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе ог­ромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельно­сти, ди­на­мику и структуру общественного производства, его размещение. Нало­го­вые сборы и платежи являются основным источником формирования бюд­жета госу­дарства, т. к. любому государству для выполнения своих функций не­обхо­димы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих фи­нан­совых ресурсов могут быть только средства, которые правительство соби­рает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Из этих средств фи­нанси­руются государственные и социальные программы, содер­жаться струк­туры обеспечивающие существование и функционирование самого государства.

Содержание

Введение……………………………………………………..2
1.История развития налогообложения…………………….4
2.Принципы налогообложения……………………………..8
3.Система принципов налогообложения………………….16
4.Принципы налогообложения по НК РФ…………………18
Заключение…………………………………………………..21
Список используемой литературы…………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа налоги расмпечатать.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

К концу XX в. понятия о главных элементах налога не претерпели изменений, но с учетом фактора времени появились новые объекты обложения, ушли в прошлое старые (например подомовый налог), в связи с чем изменились и единицы обложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 

1. Принципы (от лат. principium - основа, первоначало) - это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начала чего-либо. Применительно к налогообложению принципами следует считать базовые идеи и положения, существующие в налоговой сфере.

Однако, учитывая многоаспектность содержания налогов, их комплексный характер и неоднозначную природу, необходимо отметить, что каждой сфере налоговых отношений соответствует своя система принципов. Так, можно условно выделить три такие системы : - экономические принципы налогообложения; - юридические принципы налогообложения (принципы налогового права)- организационные принципы налоговой системы

Кроме того, в рамках каждой из указанных систем необходимо выделять как общие принципы налогообложения, присущие всей системе налогообложения в целом (именно об общих принципах налогообложения, установление которых входит в совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов, говорится в подпункте «и» ст. 72 Конституции России), так и частные принципы налогообложения, которые соответствуют только некоторым разделам и положениям налогообложения, например принципы применения ответственности за нарушение налогового законодательства, принципы исчисления и уплаты налога на прибыль, принципы взимания налогов с нерезидентов, принципы местного налогообложения и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.Система принципов налогообложения

Экономические принципы впервые были сформулированы А.Смитом. В настоящее время они претерпели некоторые изменения и могут быть кратко охарактеризованы следующим образом.

Принцип справедливости. Согласно этому принципу каждый обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. В основу заложены две центральные идеи:

1) сумма взимаемых налогов должн6а определяться в зависимости от величины доходов налогоплательщике;

2) кто получает больше благ от государства, тот должен больше платить в виде налогов( методологический основной принцип справедливости выступает прогрессивное и шедулярное налогообложение).

Принцип соразмерности предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета. Этот принцип характеризует кривой Лаффера, показывающей зависимость налогоплательщика  базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени. Эффект кривой состоит в росте поступлений в бюджет с ростом налогов, если ставка менее 50%и, в падении поступлений, если ставка более 50%.Данная концепция получила признание в 70-80-е гг.20в.

Принцип учета интересов налогоплательщика рассматривается через призму двух принципов  А.Смита, а именно принципа определенности(сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику) м принципа удобности ( налог взимается в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика).Проявлением этого принципа является также простота исчисления и уплаты налог. [№8, с. 17]

Принцип экономичности базируется еще на одном принципе А.Смита, согласно которому необходимо сокращать издержки взимания налога.

По своей сути принцип экономичности( эффективности) означает, что суммы сборов по отдельному налогу должны превышать затраты на его обслуживание, причем в несколько раз.

Юридические принципы налогообложения – это общие и специальные принципы налогового права. К ним относятся следующие принципы:

1) нейтральности( равного налогового бремени.

2)установления налогов законами

3) приоритета налогового закона над неналоговыми

4)отрицания обратной силы налогового закона

5)наличия в законе существенных элементов налога

6)сочетание интересов государства и субъектов налоговых отношений.

Организационные признаки налогообложения – положения, на которых базируется построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов. Эти положения отражают:

1)единство налоговой системы

2) подвижность налогообложения

3)стабильность налоговой системы

4)множественность налогов

5)исчерпывающий перечень налогов.

 

 

 

 

 

 

4.ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБОЖЕНИЯ ПО налоговому кодексу РФ

 

Основные принципы налогообложения рассматриваются в ст. 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» НК РФ формулируются отдельные принципы установления налогов и. Нормы данной статьи имеют существенное значение для си­стемы правового регулирования обложения налогами и сборами, од­нако подавляющее большинство положений статьи носит декларатив­ный характер или сформулировано излишне кратко. К основным началам законодательства о налогах и сборах отнесены следующие:

«1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные нало­ги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на при­знании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2.              Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных ,религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц, места происхождения капитала.

3.  Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятству­ющие реализации гражданами своих конституционных прав.

4.  Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие еди­ное экономическое пространство Российской Федерации и, в частно­сти, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг)или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать пре­пятствия не запрещенной законом экономической деятельности физи­ческих лиц и организаций.

5.  Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установ­ленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не пре­дусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином по­рядке, чем это определено настоящим Кодексом.

6.  При установлении налогов должны быть определены все эле­менты налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

7.  Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов за­конодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплатель­щика.

 

Вп. 1 ст.3 НК РФ воспроизведена норма ст. 57 Конституции РФ о том, что «каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы». Данная норма устанавливает принцип правового характера нало­говых взаимоотношений. Важно отметить, что словосочетание «каждое лицо» объединяет физических лиц (граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства), а также юридических лиц.

8. Далее сформулированы принципы всеобщности и равенства прав налогоплательщиков, а также необходимость учета возможностей на­логоплательщиков по уплате налогов. Принцип всеобщности налогооб­ложения устанавливает обязанность каждого члена общества участво­вать в уплате налогов и исключает предоставление индивидуальных льгот и привилегий при уплате налогов. Как нарушение принципа все­общности налогообложения можно рассматривать практиковавшееся во второй половине 1990-х гг. освобождение от отдельных видов нало­гообложения (подоходный налог, взносы в Пенсионный фонд РФ) от­дельных категорий государственных служащих (судей, прокуроров, следователей, а также служащих силовых министерств и ведомств), а также предоставление льгот отдельным лицам.

9. Декларируя «равенство налогообложения», законодатель под этил подразумевает равенство прав налогоплательщиков, а не обязан­ность государства устанавливать одинаковое налоговое бремя для всех категорий налогоплательщиков. Обязывая каждое лицо упла­чивать законно установленные налоги и сборы, НК РФ определяет обязанность государства при установлении налогов учитывать факти­ческую способность налогоплательщика к уплате налога. Следует от­метить, что при этом законодатель не упоминает о необходимости учитывать фактическую способность плательщиков нести обязанно­сти по уплате сборов.[№7 с.32]

10.               В п. 2 ст. 3 НК РФ декларируется принцип недискриминации обло­жения налогами и сборами. Следует обратить внимание на то, что за­конодатель вводит запрет на установление любых особых условий на­логообложения в зависимости от социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Под «иными подобными критериями», вероятно, следует понимать различия по полу, возрасту, идеологии. В отношении же формы собственности, гражданства физических лиц и места происхождения капитала „вводится запрет только на установление дифференцированных ставок налогов и сбо­ров, а также налоговых льгот. Другими словами, данная норма НК РФ не запрещает устанавливать различные условия налогообложения, от­носящиеся к способу определения налоговой базы, налогового перио­да, допускает различия в порядке и способах исчисления налога или сбора в порядке, способах и сроках уплаты.

11.               установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности оз­начает, что нельзя устанавливать различные ставки налогов и сборов, а также налоговые льготы для частных коммерческих организаций (паевых, акционерных обществ и товариществ и др.), государствен­ных и муниципальных предприятий и организаций.

12.               Статья 3 НК РФ вводит запрет на установление различных ставок налогов и сборов и налоговых льгот по принципу гражданства, т.е. ставки налогов и сборов не могут отличаться для граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. В зависимо­сти от критерия гражданства недопустимы как предоставление налого­вых льгот, так и ограничения в их использовании.

13.               В зависимости от места происхождения капитала не должны уста­навливаться различные ставки обложения налогами и сборами, а также предоставляться налоговые льготы иди ограничиваться их использо­вание. Доля иностранного капитала в уставном капитале предприятия не может быть основанием для более льготного налогообложения пред­приятия.

14.               Принцип обоснованности норм налогового законодательства и принцип недопустимости создания препятствий реализации граж­данами своих конституционных прав приводятся в п. 3 ст. 3 НК РФ. Законодатель не разъясняет, что понимается под «экономическим осно­ванием» налогов и сборов. Частично этот вопрос раскрывается в ст. 38 НК РФ, определяющей объект обложения налогом или сбором. Обло­жение налогами и сборами представляет собой ограничение права соб­ственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в ка­кой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

15.               В п. 4 ст. 3 НК РФ сформулирован принцип единства экономическо­го пространства Российской Федерации. В соответствии со ст. 74 Кон­ституции РФ в Российской Федерации не допускается установление та­моженных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограни­чения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасно­сти, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Следует подчеркнуть, что запрет распространяется не только на прямое ограничение свободного перемещения в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) и денежных средств, но и на косвенные ограничения.

Данная норма НК РФ фактически вводит запрет: на взимание региональных и местных налогов и сборов за проезд по региональным и местным дорогам, провоз грузов  установление налогов и сборов за право торговли для иногородний  граждан и предприятий, зарегистрированных других регионах, сборов за перечисление денежных средств за пределы какой-либо территории, а также установление таких льгот для местных предприятий  которыми не могли бы воспользоваться предприятия, зарегистрированные в других территориях.

Пункт 5 ст. 3 НК РФ содержит запрет на возложение обязанностей по уплате налогов и сборов, а также иных взносов и платежей, обладающих установленными НК РФ признаками налогов и сборов предусмотренных НК РФ, либо установленных в ином это определено в НК РФ, выражает принцип недопустимости нарушения прав и законных интересов налогоплательщика. В этой норме закрепляется гарантия обеспечения прав и законных интересов налогоплательщика.             

В п. 6 ст. 3 НК РФ формулируется принцип определенности налогообложения. В соответствии с п. 1 ст. 17 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все обязательные элементы налогообложения: налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок уплаты налога, срок уплаты налога.. В случае если в соответствующем законодательном акте не определен хотя бы один из обязательных элементов налогообложения, такой налог не может считаться установленным и не должен взиматься. Другими словами, акты              законодательства о налогах и сборах должны быть точно сформулированными. Акты законодательства о налогах и сборах не должны содержать внутренних противоречий, а также текстуальных и смысловых неясностей. Отдельные акты законодательства о налогах и сборах не должны противоречить друг другу.             
В п. 7 ст. 3 НК РФ устанавливается принцип истолкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу плательщика налога или сбора. Фиксация соответствующей нормы представляет собой конкретизацию              принципа определенности правил налогообложения. Данная норма направлена на обеспечение защиты прав плательщиков налогов и сборов, главным образом права собственности.

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации