Налог на имущество как составная часть бухгалтерской отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является теоретическое рассмотрение имущественного налогообложения организаций выявление особенностей такого налогообложения в практической деятельности организаций.

Для достижения целей ставились следующие задачи:
Проанализировать нормативное регулирование по налогу на имущество организаций;
Раскрыть принципы имущественного налогообложения организаций;
Раскрыть понятие налогоплательщики и налогооблагаемое имущество организаций;
Рассмотреть правила формирования объекта налогообложения и налоговой базы по налогу на имущество организаций;
Рассмотреть льготы по налогу и порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций.
Раскрыть особенности формирования налоговой отчетности по налогу на имущество.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………. 2
1. Нормативное регулирование по налогу на имущество организации……………………………………………………….
4
1.1 Принципы имущественного налогообложения организаций… 4
1.2 Налогоплательщики и налогооблагаемое имущество………. 7
1.3 Льготы по налогу………………………………………………… 13
1.4 Порядок расчета и уплаты налога на имущество…………….. 17
2 Особенность формирования налоговой отчетности по налогу на имущество…………………………………………………….. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………… 27

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, платить налог на имущество  должны все российские организации. Так же должны платить налог на имущество иностранные фирмы в том случае, если они осуществляют деятельность на российской территории через постоянные представительства и имеют в собственности недвижимость на территории России.

     Под постоянным представительством в целях  налогообложения имущества, так  же как и в целях налогообложения прибыли, понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную:

     - с пользованием недрами и (или)  использованием других природных ресурсов;

     - с проведением предусмотренных  контрактами работ по строительству,  установке, монтажу, сборке, наладке,  обслуживанию и эксплуатации  оборудования, в том числе игровых автоматов;

     - продажей товаров с расположенных  на территории Российской Федерации  и принадлежащих этой организации  или арендуемых ею складов;

     - с осуществлением иных работ,  оказанием услуг, ведением иной  деятельности.

     Иностранные фирмы, не образующие в России постоянных представительств, также должны платить налог на имущество. Обязанность уплаты налога у таких фирм возникает лишь в отношении объектов недвижимого имущества, находящегося на территории России.

     Понятие налогооблагаемого имущества содержится в ст.374 НК РФ – «Объект налогообложения».

     Так, объектом налога на имущество для  российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая  имущество, переданное во временное  владение, пользование, распоряжение или  доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

     Для иностранных же организаций налогооблагаемым имуществом является движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.

     Объектом  налогообложения для иностранных  организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через  постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее этим организациям на праве собственности.

     Под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением  имущественных прав), относящихся  к имуществу в соответствии с  ГК РФ. Для целей гражданского законодательства «имущество» - объект гражданских прав.

     В соответствии со ст.128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные  права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

     Таким образом, для целей налогообложения  к имуществу относятся любые  вещи, в том числе деньги (валюта РФ и иностранная валюта) и ценные бумаги, но не имущественные права.

     В качестве объекта налогообложения  для российской организации законодатель определил только имущество, учитываемое  на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным  порядком ведения бухгалтерского учета5.

     Таким образом, никакое иное имущество  не может рассматриваться в качестве объекта налогообложения. Если конкретное имущество не относится к объектам основных средств по правилам бухгалтерского учета, оно не может быть признанным объектом налогообложения.

     Исходя  из изложенного, для российских организаций  объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество (включая  имущество, переданное во временное  владение, пользование, распоряжение или  доверительное управление, внесенное в совместную деятельность).

     Это имущество должно учитываться на балансе в качестве объектов основных средств по правилам бухгалтерского учета. Говоря иначе, налогом должно облагаться имущество, учитываемое  на счете 01 «Основные средства», а  также материальные ценности, предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение) с целью получения дохода. Такое имущество учитывается на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

     То  есть, из числа объектов налогообложения, по сравнению с ранее установленными правилами, исключены, в частности, следующие виды имущества:

     - нематериальные активы (счет 04);

     - запасы и затраты (счета 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», счет 45 «Товары отгруженные»);

     - затраты на приобретение основных средств и строительно-монтажные работы (счет 08 «Вложения во внеоборотные активы»);

     - расходы будущих периодов (счет 97).

     Объектом  налогообложения для иностранных  организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через  постоянные представительства, является движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, которое учитывается по правилам российского бухучета.

     Для иностранных компаний, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительства, объектом налогообложения признается находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее этим фирмам на праве собственности (п.3 ст.374 НК РФ).

     Не  признаются объектами налогообложения:

     - земельные участки и иные объекты  природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

     - имущество, принадлежащее на праве  хозяйственного ведения или оперативного  управления федеральным органам  исполнительной власти, в которых  законодательно предусмотрена военная  и (или) приравненная к ней  служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

     Значение  понятия «земельный участок» установлено  в Земельном кодексе РФ6 и Федеральном законе РФ «О государственном земельном кадастре»7.

     Не  признается объектами налогообложения  по налогу на имущество организаций  имущество, принадлежащее на праве  хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам  исполнительной власти, в которых  законодательно предусмотрена военная служба и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации. 

     1.3 Льготы по налогу 

     Налоговые льготы – это полное или частичное  освобождение от налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков (юридических лиц или физических лиц), предоставляемое нормами действующего законодательства о налогах и сборах; элемент налогообложения.

     Налоговые льготы могут предоставляться по одному или нескольким налогам и сборам.

     В Российской Федерации с принятием  НК РФ используется термин «льготы по налогам и сборам».

     Льготы  по налогам и сборам – предоставляемые  отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные  законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

     В соответствии со ст.56 НК РФ нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

     Налогоплательщик  вправе отказаться от использования  льготы либо приостановить ее использование  на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.

     Ст.381 НК РФ установлены налоговые льготы по уплате налога на имущество организаций.

     Кроме организаций, освобождаемых от налогообложения статьей 381 Налогового кодекса Российской Федерации, дополнительно освобождаются от налогообложения: 
1) утратил силу с 1 января 2011 года. - Закон Республики Хакасия от 26.11.2010 N 109-ЗРХ; 
2) организации по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг); 
3) организации - в отношении имущества, используемого ими исключительно для отдыха или оздоровления детей в возрасте до 18 лет; 
4) организации - в отношении имущества, используемого ими для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы; 
5) религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления деятельности, не указанной в статье 381 Налогового кодекса Российской Федерации; 
6) организации, реализующие инвестиционные проекты и заключившие в соответствии с законодательством Республики Хакасия о государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Республики Хакасия договор с Правительством Республики Хакасия о государственной поддержке инвестиционной деятельности в форме предоставления налоговых льгот (далее - договор), - в отношении имущества, созданного или приобретенного в рамках реализации инвестиционного проекта после заключения договора и включенного в перечень льготируемого имущества в порядке, утвержденном уполномоченным Правительством Республики Хакасия органом по вопросам предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Республики Хакасия, на расчетный срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более пяти лет с момента заключения договора. 
           Общая сумма предоставленных налоговых льгот по региональным налогам и налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в консолидированный бюджет Республики Хакасия, не должна превышать общей суммы фактических капитальных вложений, произведенных инвестором при реализации инвестиционного проекта, уменьшенной на сумму бюджетных средств, полученных для его реализации; 
(п. 6 в ред. Закона Республики Хакасия от 11.05.2010 N 36-ЗРХ
7) организации - в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса; 
(п. 7 введен Законом Республики Хакасия от 11.10.2005 N 61-ЗРХ
8) организации - в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения; 
(п. 8 введен Законом Республики Хакасия от 11.10.2005 N 61-ЗРХ) 
9) организации - в отношении автомобильных дорог общего пользования республиканского (регионального) и муниципального (местного) значения, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Республики Хакасия; 
(п. 9 введен Законом Республики Хакасия от 13.04.2007 N 20-ЗРХ
10) утратил силу с 1 января 2011 года. - Закон Республики Хакасия от 26.11.2010 N 109-ЗРХ; 
11) организации - в отношении объектов аэродромной инфраструктуры аэропортов; 
(п. 11 введен Законом Республики Хакасия от 03.12.2008 N 79-ЗРХ
12) организации, предоставляющие услуги по эксплуатации аэропортов, включая услуги по эксплуатации взлетно-посадочных полос; 
(п. 12 введен Законом Республики Хакасия от 03.12.2008 N 79-ЗРХ) 
13) организации почтовой связи - в отношении имущества, используемого при оказании услуг почтовой связи и по доставке пенсий, при условии, что выручка от указанного вида деятельности составляет не менее 50 процентов от общей суммы выручки; 
(п. 13 введен Законом Республики Хакасия от 03.12.2008 N 79-ЗРХ
14) организации, осуществляющие деятельность по организации комплексного туристического обслуживания. 
(п. 14 введен Законом Республики Хакасия от 02.12.2010 N 111-ЗРХ)

     Устанавливая  налог на имущество организаций, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую  ставку в пределах, установленных  гл.30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу, а также могут устанавливать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

     В то же время предусматривая налоговые льготы, законодательные (представительные) органы субъектов РФ не вправе определять налогоплательщиков по налогу на имущество организаций, устанавливать или изменять объект налогообложения, вводить свои (региональные) правила определения налоговой базы по налогу, так как эти элементы налогообложения установлены нормами гл.30 НК. Если в региональном акте законодательства по налогу на имущество организаций предусмотрено освобождение от налогообложения каких-либо категорий лиц, то, соответствующая норма может рассматриваться как противоречащая ст.374 НК. Освобождение от налогообложения отдельных видов имущества по региональному законодательному акту вступает в противоречие со ст.373 НК.

     Корректно де-факто освободить от обязанности  по уплате налога отдельные категории  налогоплательщиков в отношении  всего или части (отдельных видов) имущества законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут лишь путем введения налогообложения по налоговой ставке 0 процентов.

     При этом, освобождение от налогообложения  для налогоплательщика существенно  отличается от налогообложения по налоговой ставке 0 процентов.

     При освобождении от налогообложения какого-либо лица это лицо не только освобождается от обязанности платить налог, но может и не выполнять никаких иных обязанностей, связанных с конкретным налогом (например, не вести учет объектов налогообложения, не представлять налоговые декларации и налоговые расчеты).

     Когда от налогообложения освобождается  отдельный вид имущества, то налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности  за ошибки при учете такого имущества  или за представление искаженных данных о таком имуществе, если такие  ошибки и искажения не привели к занижению сумм налога, подлежащих уплате в бюджет.

     Несомненно, что при освобождении от налогообложения  региональные власти (как законодательные, так и исполнительные органы субъектов  РФ) лишаются возможности на основе данных налоговой статистики оценить размеры тех доходов, которые могли быть ими получены, если бы не вводилось соответствующее освобождение (так называемые налоговые расходы бюджетов).

Информация о работе Налог на имущество как составная часть бухгалтерской отчетности