Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:33, контрольная работа
Налог – обязательный (императивный) индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая
1.Введение……………………………………………………………………………………стр.2
2.Функции налогов и их взаимосвязь………………………………………………………стр.4
3.Налог на доходы физических лиц: экономическое содержание и назначение; категории плательщиков; ставки……………………………………………………………………... стр.7
4.Список литературы………………………………………………………………………стр.1
План
1.Введение……………………………………………………
2.Функции
налогов и их взаимосвязь………………
3.Налог
на доходы физических лиц: экономическое
содержание и назначение; категории плательщиков;
ставки………………………………………………………………
4.Список
литературы……………………………………………………
1.Введение.
Налог – это важная экономическая категория, исторически связанная с существованием и функционированием государства. Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости ВВП в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.
( ст. 8 НК РФ часть 1)
Налоговая система России является самой молодой в мире, постоянно развивающейся системой. Надо сказать, что в мире вообще нет совершенных налоговых систем, это же можно сказать о ситуации в нашей стране. В СССР была принята концепция, в соответствии с которой, во-первых, утверждалась возвратность налогов через общественные фонды, и, во-вторых, отмирание налогов при социализме. Жизнь опровергла эту концепцию. Впервые попытка создания единой налоговой системы в СССР была предпринята в 1990 году, что нашло отражение в Законе «О налогах с предприятий, объединений и организаций» (от 14.06.90г. № 1560-1) и в Законе «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства».
Налоговые
законы в совокупности оформили целостную
налоговую систему. По своей структуре,
составу и принципам она
Чтобы государство существовало и нормально развивалось каждый человек должен
уплачивать налоги. Ни одно современное общество не может обойтись без
налогов, потому что налоги – это основной источник доходов государства.
Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для
экономического воздействия государства на общественное производство, его
динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Государство
в состоянии стимулировать или сдерживать деловую активность, путем изменения
налоговых ставок, предоставления или отмены налоговых льгот, что является
важным
для экономического развития страны.
2.Функции налогов и их взаимосвязь:
Налог – обязательный (императивный) индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, отражающая их сущность как особого централизованного звена распределительных отношений.
Специфически
общественное назначение налогов, реализация
их социально-экономической
В условиях трансформации экономики налоги выполняют следующие функции:
- фискальную (бюджетная);
- распределительную (социальная);
- регулирующую;
- контрольную.
-Фискальная функция вытекает из самой природы налогов и проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. С ее помощью образуется централизованный денежный фонд государства. Производится изъятие части доходов физических и юридических лиц для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая либо не имеет собственных источников доходов (учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо имеет их в недостаточном объеме для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, учебные заведения, учреждения здравоохранения и др.). Значение фискальной функции растет с повышением экономического уровня развития общества, ростом налоговых доходов государства, что связано с расширением его функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти. Государству требуется все больше средств на проведение экономических, социальных мероприятий, на содержание управленческого аппарата. Благодаря использованию возможностей государства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета происходит регулирование уровня деловой активности и решение различных социальных задач.
-Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Как отмечает профессор Л. Ходов, через налогообложение достигается «поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними»
Иными словами, происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. В итоге происходит изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Ярким примером реализации фискально-распределительной функции являются акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров и в первую очередь на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения. В некоторых социально-ориентированных странах (Швеция, Норвегия, Швейцария) почти на официальном уровне признается, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения менее доходной за социальную стабильность.
На
стадии первичного
-Регулирующая функция налогов Переход украинской экономики на рыночные основы предполагает формирование иной, нежели это было в условиях административно-командной системы, роли налогов, которые наряду с выполнением фискальной и распределительной функций должны стать надежным инструментом регулирования экономических и социальных процессов.
Регулирующая и фискальная функция налогов находятся в тесной взаимосвязи. Фискальная функция налогов, с помощью которой происходит огосударствление части новой стоимости в денежной форме, создает объективные условия для вмешательства государства в экономику. Расширение налогового метода мобилизации государством части стоимости национального дохода происходит при постоянном соприкосновении с участниками - агентами процесса производства, что обеспечивает органам государственной власти реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии производственного процесса. Обусловленная внутренними потребностями развития производства регулирующая функция, как и фискальная, выражает сущностную сторону налогов и является объективным их свойством.
В практике налогового регулирования используются следующие методы: изменение объекта налогообложения; смена способа налогообложения; дифференциация налоговых ставок; введение или отмена налоговых льгот; отсрочка уплаты налога; изменение сферы его распространения.
-Контрольная
функция налогов как экономической
категории состоит в том, что появляется
возможность качественного отражения
налоговых поступлений и их сопоставления
с потребностями государства в финансовых
ресурсах. Благодаря этой функции оценивается
эффективность налогового механизма,
обеспечивается контроль за движением
финансовых ресурсов, выявляется необходимость
внесения изменений в налоговую систему
государства. Контрольная функция определяет
эффективность налоговр-финансовых отношений
и бюджетной политики государства. Осуществление
контрольной функции
налогов, ее полнота и глубина зависят
от налоговой дисциплины. Суть ее заключается
в том, чтобы налогоплательщики (юридические
и физические лица) своевременно и в полном
объеме уплачивали установленные законодательством
налоги.
3.Налог на доходы физических лиц: экономическое содержание и назначение; категории плательщиков; ставки.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) это основной вид прямых налогов. Основная налоговая ставка — 13 %. Считается в процентах от всех доходов физических лиц, за вычетом расходов документально подтвержденных, в соответствии с действующим законодательством. Подоходный налог официально называется Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).
Налог на доходы физических лиц уплачивается гражданами Российской Федерации со всех видов доходов, полученных ими в календарном году, как в денежной, так и в натуральной форме. Это, в частности, заработная плата и премиальные выплаты, доходы от продажи имущества, гонорары за интеллектуальную деятельность, подарки и выигрыши, оплата за питание, обучение (за счет предприятия) и т.п.
Основная
часть НДФЛ (прежде всего с заработной
платы) рассчитывается, удерживается и
перечисляется в бюджет работодателем
(налоговым агентом). Доходы от продажи
имущества декларируются
В условиях рыночной экономики у государства остается меньше возможности влиять на развитие тех или иных процессов в обществе путем прямых предписаний, запретов и т.п. Такое влияние все больше приобретает косвенный характер и осуществляется посредством налогообложения. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц в государственный и местный бюджеты. При этом преследуются экономические и социальные цели.
По
своей экономической природе
установление налогов носит односторонний
характер. Поскольку налог взимается
в целях покрытия общественно
полезных потребностей, которые в
большой мере обособлены от индивидуальных
потребностей конкретного налогоплательщика,
налог является индивидуально безвозмездным.
Уплата налогоплательщиком налога не
порождает встречной
Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен в случае его переплаты или в качестве льготы, что не противоречит принципу безвозвратности, поскольку все эти случаи определяются государством в одностороннем порядке и не влияют на характер платежа в целом.
Налог
выступает средством
Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня, в бюджетный или внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.
Без
налогов не обходится ни одно государство.
Они нужны государству для
того, чтобы формировать