МСФО (IAS) 26 «Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам)»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:15, контрольная работа

Описание работы

Ни одна область бухгалтерского учета не отражает так глубоко интересы широких народных масс, как учет расчетов по оплате труда и социальному обеспечению, и именно эта область учета особенно сложна в связи с большим разнообразием практических ситуаций. В МСФО рассматриваемым вопросам посвящены два стандарта: 19 "Вознаграждения работникам" и 26 "Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам)". Указанные стандарты определяют общие правила бухгалтерского учета и представления в финансовой отчетности различных видов выплат работникам.

Работа содержит 1 файл

МСФО.docx

— 28.54 Кб (Скачать)

     Ни  одна область бухгалтерского учета  не отражает так глубоко интересы широких народных масс, как учет расчетов по оплате труда и социальному  обеспечению, и именно эта область  учета особенно сложна в связи  с большим разнообразием практических ситуаций. В МСФО рассматриваемым  вопросам посвящены два стандарта: 19 "Вознаграждения работникам" и 26 "Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам)". Указанные стандарты  определяют общие правила бухгалтерского учета и представления в финансовой отчетности различных видов выплат работникам. В России еще не разработано  единое ПБУ, регламентирующее учет и  отражение в отчетности обязательств по оплате труда и социальному  обеспечению. Оплата труда в России регламентируется Трудовым кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, Налоговым  кодексом РФ, Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании  в Российской Федерации" и другими  документами.

     Цель  и сфера применения МСФО 26

     МСФО (IAS) 26 «Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам)» должен применяться для  отчетности по программам пенсионных вознаграждений в тех компаниях, где такая отчетность составляется.

     Программы пенсионных вознаграждений могут называться по-разному, например «пенсионные схемы» или «схемы пенсионных вознаграждений». МСФО (IAS) 26 рассматривает программу  пенсионных вознаграждений как отдельную  подотчетную организацию, независимую  от компании, где работают участники  такой программы.

     МСФО (IAS) 26 регламентирует формирование отчетности по программе, рассматривая всех участников в качестве группы. Его положения  не распространяются на отчетность для  индивидуальных участников программы, отражающую их права на пенсионное вознаграждение. 

     МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам»  устанавливает порядок расчета  стоимости пенсионных вознаграждений для финансовой отчетности работодателей. МСФО (IAS) 26 дополняет МСФО (IAS) 19.

     Программы пенсионных вознаграждений могут осуществляться в двух вариантах:

     1) с установлением размера взносов;

     2) с установлением размера пенсионных  выплат.

     Некоторые программы имеют характеристики и тех, и других. Для целей МСФО (IAS) 26 такие планы рассматриваются  как программы с определенным размером выплат.

     Нередко в целях пенсионного обеспечения  прибегают к созданию специальных  фондов, которые могут быть самостоятельными юридическими лицами, а также могут  управляться доверенными лицами. В такие фонды уплачиваются взносы, а они, в свою очередь, осуществляют выплату пенсионных пособий. МСФО (IAS) 26 применяется ко всем из них.

     Программы пенсионных вознаграждений с инвестированными активами и страховые компании должны вести учет в соответствии с теми же требованиями бухгалтерского учета  и финансирования, что и частные  инвестиционные программы. Они относятся  к сфере, регулируемой МСФО (IAS) 26, за исключением тех случаев, когда  договор со страховой компанией  заключается от имени конкретного  участника или группы участников, а обязательства по выплате пенсионных вознаграждений представляют собой  исключительную ответственность страховой  компании.

     К сфере действия МСФО (IAS) 26 не относятся  иные виды вознаграждений для работников, например, такие, как:

     компенсации в связи с увольнением;

     отложенные  компенсационные выплаты;

     вознаграждения  за выслугу лет;

     специальные программы раннего выхода на пенсию или сокращения штатов (выходные пособия);

     программы в области здравоохранения или  социального обеспечения;

     программы, предусматривающие выплаты премиальных (бонусов).

     Требования  МСФО (IAS) 26 также не распространяются на государственные пенсии.

     Основные  определения МСФО 26

     Программы пенсионных вознаграждений — это  договоры, в соответствии с которыми компания обеспечивает выплаты своим  работникам по окончании трудовой деятельности (в форме ежегодного дохода или  единовременной выплаты), когда такие  выплаты или взносы работодателя могут быть определены (или оценены) заранее, до выхода работника на пенсию, исходя из установленных договором  условий или из сложившейся в  компании практики.

     Программы (планы) с установленными взносами —  это пенсионные Программы (планы), в  которых пенсионные выплаты определяются исходя из размера взносов компании в фонд и соответствующего инвестиционного  дохода.

     Программы (планы) с установленными выплатами  — это пенсионные программы (планы), в которых размер пенсионных выплат устанавливается на основе формулы, обычными параметрами которой являются заработная плата работников и/или  стаж работы в компании.

     Финансирование  — это передача активов независимому от работодателя юридическому лицу (фонду) для выполнения будущих обязательств по выплате пенсий.

     Участники — это лица, которые имеют право  на получение пенсионных вознаграждений по данной программе.

     Чистые  активы, имеющиеся для выплаты  пособий, — это активы программы  за вычетом обязательств, кроме актуарной  приведенной стоимости обещанных  пенсий.

     Актуарная приведенная стоимость обещанных  пенсий — это приведенная стоимость  ожидаемых выплат по пенсионной программе  нынешним и бывшим работникам за услуги, которые они уже оказали.

     Обеспеченные  вознаграждения — это вознаграждения, права на получение которых не обусловлены продолжением работы в  компании.

     Программы (планы) с установленными взносами

     Отчетность  по программам с установленными взносами должна отражать:

     сумму чистых активов, предназначенных для  выплаты пособий;

     описание  политики финансирования.

     В соответствии с условиями программы (плана) с установленными взносами размер будущих выплат участникам определяется исходя из размера взносов работодателей, участников или обеих сторон, а  также исходя из эффективности деятельности и доходности инвестиций фонда.

     Обязательства работодателя, как правило, выполняются  путем перечисления средств в  фонд.

     Деятельность  по программе представляет особый интерес  для ее участников, поскольку прямо  влияет на уровень их будущих пенсий.

     Участники хотят знать, получены ли фондом их взносы и осуществляется ли надлежащий контроль в целях защиты прав получателей  пособий.

     В свою очередь, работодатель заинтересован  в эффективной и добросовестной деятельности в рамках программы. Работодатель предпочитает иметь низкие затраты  по управлению фондом. Высокие показатели выплат из фондов мотивируют работу персонала  и смягчают требования об увеличении взносов в пенсионный фонд.

     Цель  отчетности по программе с установленными взносами состоит в периодическом  представлении информации об эффективности  соответствующих инвестиций. Такая  отчетность должна включать:

     описание  основных направлений деятельности за отчетный период и последствий  каких-либо изменений, связанных с  программой и с условиями участия  в программе;

     отчетность  по операциям и сведения об эффективности  инвестиций за отчетный период, а также  о финансовом положении программы  на конец отчетного периода;

     описание  основных направлений инвестиционной политики.

     Программы (планы) с установленными выплатами

     Программа с установленными выплатами является более сложной, чем программа  с установленными взносами. В соответствии с условиями такой программы  участнику обещается конкретный размер пенсии исходя из стажа работы в фирме и получаемой заработной платы (за последний год или в  среднем за последние 3 года).

     Фирма обещает пенсию в будущем. Размер требуемых взносов в фонд определяется на основе исключительно сложных  расчетов, предполагающих привлечение  специалиста (актуария), который дает рекомендации о величине взносов.

     В целях расчета обязательств перед  будущим пенсионером необходимо определить:

     стаж, в течение которого каждый член коллектива будет работать в фирме;

     возраст выхода на пенсию;

     размер  последней заработной платы;

     продолжительность жизни пенсионера после выхода на пенсию (показатель дожития).

     В случае если супруг(а) будет получать пенсию после смерти пенсионера, необходимо провести дополнительные расчеты.

     В целях расчета размера взносов  необходимо определить допущения о  доходности инвестиций средств пенсионного  фонда. 

     На  основе указанных оценочных показателей  актуарий рассчитывает, будет ли достаточна сумма взносов в фонд для выплаты  обещанной пенсии или необходимо увеличить размер взносов, если средства фонда окажутся в дефиците (а возможно, и уменьшить, если в фонде будет  излишек средств).

     Отчетность  по программе с установленными выплатами  должна содержать:

     1) отчет, в котором отражены:

     чистые  активы, имеющиеся для выплаты  пособий;

     актуарная приведенная стоимость обещанных  пенсий с разбивкой на безусловные  и условные вознаграждения;

     дефицит или профицит по программе;

     2) отчет, в котором отражены показатели  чистых активов, имеющихся для  выплаты пенсий, включая:

     примечания, в которых раскрывается информация об актуарной приведенной стоимости  обещанных пенсий с разбивкой  на безусловные и условные вознаграждения;

     ссылку  на такую информацию в прилагаемом  отчете актуария.

     Если  актуарная оценка на отчетную дату не была выполнена, то в качестве базы следует использовать самую последнюю  имеющуюся оценку, а также раскрыть информацию о дате такой оценки.

     Актуарная приведенная стоимость обещанных  пенсий должна определяться исходя из стоимости полученных компанией  к отчетной дате услуг на основе:

     текущего  уровня заработной платы;

     прогнозируемого уровня заработной платы с раскрытием информации об использованном методе оценки.

     Также следует раскрывать информацию о  последствиях каких-либо изменений  актуарных допущений, которые оказали  существенное влияние на актуарную  приведенную стоимость. 

     В отчетности следует разъяснить связь  между актуарной приведенной  стоимостью обещанных пенсий и суммой чистых активов, имеющихся для выплаты  пособий, а также политику финансирования обещанных пенсий.

     В соответствии с условиями программ с установленными выплатами будущие  пенсии зависят от:

     финансового состояния программы;

     способности вкладчиков делать взносы в программу  в будущем;

     эффективности инвестиционной и операционной деятельности по программе.

     При осуществлении программ с установленными выплатами необходимо периодически получать актуарные оценки финансового  состояния программы, пересматривать актуарные допущения и получать рекомендации относительно будущих  размеров взносов.

Информация о работе МСФО (IAS) 26 «Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам)»